07 декабря 2021 06:37

Мурманск ждет координации

Минтранс предлагает ОАО «РЖД» войти в состав учредителей управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла (МТУ).

Ведомство Игоря Левитина намерено подготовить документы для создания управляющей компании до августа 2007 года. Затем их направят на рассмотрение правительства. Как пояснил «Гудку» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов, принято решение о создании акционерного общества. Кроме ОАО «РЖД» в число учредителей могут войти ОАО «Мурманский морской торговый порт», компания «Роснефть», ФГУП «Росморпорт» и администрация Мурманской области. Вопрос о том, как будут распределяться их доли в акционерном капитале, находится в процессе обсуждения.

В августе должен быть сформирован пакет документов по обоснованию инвестиций в комплексное развитие МТУ – для представления проекта конкурсной межведомственной комиссии, формирующей заявки на финансирование из Инвестфонда.

По предварительным оценкам, комплексное развитие МТУ потребует $1,464 млрд инвестиций. На строительство нефтеналивного терминала на западном берегу Кольского залива необходимо не менее $564 млн, угольного терминала – $480 млн, железнодорожной ветки на западный берег залива – $420 млн. Для привлечения транзитных грузов предусматривается строительство глубоководного контейнерного терминала, стоимость которого уточняется.

Руководитель департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Юрий Елизарьев не смог рассказать корреспонденту «Гудка» о возможности участия компании в данном проекте.

Как считает директор по развитию научно-производственного предприятия «Морстройтехнология» Сергей Семенов, «предстоит изучить вопрос о целесообразности создания контейнерного терминала в Мурманске. Наиболее реалистична стратегия, направленная на обеспечение контейнерных перевозок для Мурманской области и связанных с ней регионов. Это порядка 3% общего объема перевозок РФ. Общий объем регионального рынка оценивается в 300 тыс. TEU в среднесрочной перспективе. Портовой инфраструктуры для перевалки такого объема контейнеров нет. Но ее можно относительно быстро создать на базе мощностей ММТП. Между тем существует концепция создания контейнерного терминала с большими объемами грузопотока. Создание управляющей компании по развитию МТУ, по всей видимости, направлено на реализацию именно такой концепции. Но обосновать привлечение контейнерного потока в направлении Мурманска в больших объемах (1 млн TEU и более) достаточно проблематично».

По оценке генерального директора транспортной компании «ТИС-Регион» Андрея Голубчика, идея развития Мурманского порта вполне может «выстрелить»: «Транспортный узел на западе необходим. Морской порт Санкт-Петербург перегружен сверх меры, порт Усть-Луга с контейнерами еще не работает. Порт Калининград мелководен и расположен в эксклаве. Целесообразнее всего глубоководный контейнерный терминал создавать в Мурманске. Здесь мощный контейнерный терминал можно сделать за 5 – 6 месяцев. Если искать новое место под размещение терминала, процесс может затянуться».

По словам эксперта, существующие проходные глубины порта (10 – 12 м) уже сейчас позволят принимать суда вдвое большие, чем в Санкт-Петербурге. При нормальном взаимодействии с железной дорогой можно переваливать значительные контейнерные объемы.

Порт сможет обслуживать потребителей севера и центра европейской части России, а возможно, и Северного Урала. Но речь пока идет исключительно о грузах российской внешней торговли.

О перспективах привлечения транзитных грузов эксперт дает осторожные оценки. По его мнению, транзитный потенциал у Мурманска близок к нулю: «Проект перевозки транзитных грузов Северным морским путем утопичен. Попытка «вывести» на Мурманск дальневосточные потоки также нецелесообразна, это просто очень дорого, а следовательно, невыгодно потребителю транспортных услуг».

«Если порт заработает как контейнерный, к нему однозначно проявят интерес как отечественные, так и иностранные перевозчики. Линии на Великобританию (Темзпорт, Тилбери), Германию (Гамбург, Бременхафен), Голландию (Роттердам), Бельгию (Антверпен) – крупнейшие европейские порты-хабы – организуются оперативно. Был бы груз, а морские перевозчики найдутся, прибегут и выстроятся в очередь», – считает господин Голубчик.

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА


Пошлины на нефть повышаются по плану

Размер экспортной пошлины на нефть с 1 августа 2007 года поднимется на $23,3 за тонну и составит $223,9 за тонну, сообщил вчера заместитель начальника отдела таможенных платежей департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Сакович.

Пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов из России пересматриваются правительством раз в два месяца по специальной формуле на основании двухмесячного мониторинга цены на российскую нефть марки Urals на мировых рынках.

Сакович также сообщил, что ставка пошлины на экспорт светлых нефтепродуктов с 1 августа текущего года составит $163,2 за тонну, на темные нефтепродукты – $87,9 за тонну.

Первый самолет на экспорт

Новый модернизированный грузовой самолет Ту-204-120СЕ, изготовленный для Китая на ульяновском заводе «Авиастар – самолетное производство», получил сертификат китайских авиационных властей, сообщает пресс-служба ЗАО «Авиастар – СП».

«Сертификат подтверждает, что конструкция лайнера полностью соответствует требованиям летной годности гражданской авиации Китая. Держателем сертификата является ОАО «Туполев», – поясняет пресс-служба.

Новый среднемагистральный грузовой самолет Ту-204-120СЕ с двигателями фирмы Rolls Roys и отображением информации для пилотов на английском языке является первым экспортно-ориентированным российским самолетом.

Созданный на базе самолета Ту-204-120С лайнер способен перевозить грузы массой 27 тонн в контейнерах международного класса на трассах протяженностью до 3 тыс. км или массой 10,5 тонны на расстояние 7,4 тыс. км.

О чрезвычайных ситуациях сообщат дополнительно

В 2007 году в рамках Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН) в местах массового пребывания людей планируется создать 5 информационных центров и 1020 терминальных комплексов.

В соответствии с утвержденным планом они будут размещены в 13 крупных городах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Красноярске и Омске. Об этом сообщает МЧС РФ.

Основными задачами ОКСИОН являются сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях, повышение информированности населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении аварий и катастроф, а также передача указаний и рекомендаций по необходимым действиям в процессе их локализации и ликвидации.

В текущем году на создание информационных пунктов ОКСИОН из федерального бюджета планируется выделить 532 млн руб. Существенный вклад в создание информационных центров и терминальных комплексов внесут также субъекты Российской Федерации. В частности, Сибирский и Центральный федеральные округа намерены затратить на ОКСИОН в текущем году соответственно 71,7 и 50,1 млн руб., а правительство города Москвы – 13,2 млн руб.

На Родину вторым этапом

Российские дипломаты готовят второй этап эвакуации граждан России и стран СНГ с палестинских территорий, ставших ареной междоусобного конфликта, сообщила вчера пресс-атташе посольства России в Тель-Авиве Анастасия Федорова.

В списках, которые предстоит согласовать с израильскими властями, значатся 114 россиян и 34 гражданина Белоруссии, Украины, Молдавии, Казахстана. Большинство из них – женщины, вышедшие замуж за палестинцев, и их дети.

«Точную дату эвакуации называть пока рано, все будет зависеть от обстоятельств и решения израильских властей», – сказала она.

Первую группу россиян и примкнувших к ним граждан Белоруссии вывезли с палестинских территорий 20 июня. Тогда сектор Газа и Западный берег реки Иордан покинули 80 человек.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Безопасная ротация

В центральном аппарате ОАО «РЖД» произошли кадровые изменения, направленные на усиление обеспечения безопасности движения. Эксперты оценили ротацию как эффективную и своевременную.

На оперативном совещании в ОАО «РЖД» вчера было официально объявлено о кадровых перемещениях в компании. Сергей Козырев назначен начальником Горьковской железной дороги. Ранее он занимал должность вице-президента ОАО «РЖД». Вячеслав Лемешко, ранее занимавший пост начальника Куйбышевской дороги, назначен вице-президентом ОАО «РЖД» по организации железнодорожных перевозок. Руководить Куйбышевской магистралью будет бывший начальник Южно-Уральской дороги Анатолий Левченко. Начальником ЮУЖД назначен Владимир Молдавер, ранее занимавший должность первого заместителя начальника Московской дороги (биографии назначенцев – на 4-й стр.).

Виктор Сехин освобожден от должности начальника Горьковской дороги и оставлен в распоряжении президента ОАО «РЖД» до принятия дальнейших решений.

По словам Владимира Якунина, кадровые изменения носят не спонтанный характер. Они были приняты обдуманно после длительных консультаций. Решения позитивно повлияют на деятельность компании, на повышение общего уровня эксплуатационной работы сети, и прежде всего на безопасность движения поездов.

Глава ОАО «РЖД» выразил благодарность Сергею Козыреву за работу на посту вице-президента, отметив, что Горьковская дорога, находящаяся в непростом положении, прежде всего по уровню безопасности движения, нуждается в его квалифицированном руководстве.

Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов, оценивая кадровые изменения в руководстве РЖД, отметил, что в железнодорожной отрасли одной из главных задач является длительное сохранение кадрового потенциала и его оптимальное использование. По мнению эксперта, это в полной мере удается руководству ОАО «РЖД» и с точки зрения целесообразности, и с точки зрения своевременности.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, в свою очередь, считает, что кадровые перестановки в ОАО «РЖД», а также в руководстве дорог назрели давно. Ситуация с безопасностью движения на РЖД пока оставляет желать лучшего, поэтому ликвидацией тех или иных «болевых точек» на сети должны заниматься квалифицированные руководители, причем не для формального карьерного роста, а для реализации реальных мероприятий.

По словам эксперта, кадровые изменения в топ-менеджменте ОАО «РЖД», а главное, в составе дорожных руководителей – это только верхушка айсберга. Теперь начнется конкретная работа на местах. Владимир Савчук считает, что главный упор будет сделан на коренное изменение ситуации в путевом комплексе, где сейчас самая напряженная ситуация.

«РЖД закупают новый подвижной состав, но путевая инфраструктура далека от совершенства. Быстрое, гармоничное и, прежде всего, комплексное развитие сети дорог – главная задача для руководства ОАО «РЖД». И грамотная кадровая политика холдинга сыграет в решении этих вопросов одну из основных ролей», – подчеркнул эксперт.

Александр ШУГАЕВ

Примкнуть нельзя оставить

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова возбудить против ОАО «РЖД» сразу несколько дел за неподключение пользователей к железнодорожным путям. Чиновники говорят, что пока такие вопросы законодательно не определены.

«На данный момент наша служба не ведет против ОАО «РЖД» дел о неподключении пользователей к подъездным путям. Но у нас достаточно материалов, чтобы прямо сейчас возбудить три-четыре таких дела», – заявил «Гудку» собеседник в ФАС, пожелавший, чтобы его имя не называлось.

По его словам, во всех этих случаях есть признаки нарушения антимонопольного законодательства, связанные с созданием административных барьеров и иных препятствий для хозяйствующих субъектов, желающих получить подключение к железнодорожной сети в связи с выполнением основного вида деятельности. Как правило, это работа складов или контейнерного терминала.

О двух таких «готовых к возбуждению» делах «Гудок» уже писал 8 июня 2007 года. Они основаны на жалобах алтайских ООО «Ромак» и «Центр-СМ».

«Ситуация эта ясна, понятна, и ФАС неоднократно обращала на нее внимание, – подчеркнул сотрудник ФАС. – Однако отсутствие четкого понимания того, кто же регулирует эту ситуацию, позволяет ОАО «РЖД» уклоняться от выполнения предписаний ФАС, обжалуя их в суде».

С этим утверждением полемизирует начальник отдела по работе с пользователями услуг железнодорожного транспорта управления инфраструктуры и перевозок Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) Надежда Чертова. «Таких дел у ФАС наперечет, и назвать это распространенным явлением нельзя, – говорит она. – Я бы не сказала, что ОАО «РЖД» не идет навстречу желающим присоединиться к магистральным сетям. Наоборот, обычно компания всегда заинтересована в увеличении грузооборота».

Основными причинами отказа ОАО «РЖД» от присоединения пользователей Надежда Чертова называет неопределенность источника финансирования, необходимого для этого расширения пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры. «Здесь можно понять обе стороны. ОАО «РЖД» не уверено, что грузопоток сохранится, а пользователи не хотят строить за свой счет общедоступную инфраструктуру», – считает она.

Сейчас присоединение к магистральным путям законом не регулируется и происходит только по договоренности двух хозяйствующих субъектов – ОАО «РЖД» и пользователя. Надежда Чертова видит возможность избежать конфликтов в дополнительном законодательном урегулировании ответственности владельца инфраструктуры и пользователя за строительство и наполнение подъездных путей.

По информации «Гудка», вариант решения проблемы президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин изложил в письме министру транспорта России Игорю Левитину от 28 апреля 2007 года. В нем предлагается обязать застройщиков складов и контейнерных терминалов одновременно возводить и подъездные железнодорожные пути.

Павел АРАБОВ