24 октября 2021 15:14

Тепловозное пополнение

На Приволжской железной дороге началась эксплуатация шести тепловозов серии ТЭП70 БС. Новые машины сократят дефицит магистрали в локомотивах для пассажирских перевозок.

Из-за роста пассажирских перевозок на ПривЖД несколько лет назад было принято решение вместо односекционных локомотивов использовать двухсекционные грузовые 2ТЭ10. Их содержание обходится дороге в несколько раз дороже.

В мае, для того чтобы сократить дефицит пассажирских локомотивов, на дорогу поступило шесть новых тепловозов ТЭП70 БС, которые не только более экономичны, но и значительно удобнее в эксплуатации. После того как закончилась обкатка машин, на прошлой неделе началась их эксплуатация.

«Новый тепловоз для локомотивных бригад гораздо комфортнее, – говорит начальник Саратовского локомотивного депо Михаил Жирун. – Он оборудован системами отопления вагонов и кондиционирования кабин машинистов. Проводникам не придется лопатами подбрасывать уголь в печи, а локомотивным бригадам – раскрывать окна, проветривая кабины».

Обзорные зеркала локомотивов – с подогревом, значит, в мороз не потребуется счищать с них иней. Кабины оборудованы мягкими креслами, отопительными приборами, в них есть даже холодильники.

Основные технические плюсы машины – увеличенная сила тяги. Если тепловозы старых серий на затяжных подъемах в сторону Волгограда и Сызрани не тянули составы без помощи толкачей, новый локомотив легко ведет без сопровождения 18 – 20 вагонов. Это сокращает время технической стоянки каждого поезда на 30 мин., так как не надо прицеплять дополнительный локомотив, а также экономит дизельное топливо и электричество.

Еще одно усовершенствование: кабина машиниста оснащена микропроцессорной системой управления (МСУТЭ). На мониторе машиниста отражается работа топливной, водяной, масляной систем тепловоза. Компьютер не только предоставит точную информацию о жизнедеятельности машины, но и подскажет выход из нестандартных и аварийных ситуаций.

Однако у опытных машинистов-инструкторов, первыми принявших новую технику в эксплуатацию, есть и критические замечания к новинкам.

«В случае неисправностей, возникающих во время движения и работы дизель-генераторной установки в режиме тяги – а все узлы еще новые, и это неизбежно, – бывают отказы МСУТЭ. В таких случаях согласно инструкции приходится производить несколько повторных пусков дизеля, что неблагоприятно скажется на аккумуляторной батарее, – говорит заместитель начальника по эксплуатации Саратовского локомотивного депо Вадим Целиков. – А для снижения уровня шума от работы компрессора во второй кабине машиниста неплохо было бы поставить защитный экран и сместить устройство в сторону дизеля».

Замечания есть и к работе сплит-систем. Машинисты советуют производителям заменить дребезжащую пластмассовую решетку кондиционера более плотной металлической. А также подумать о расширении обзора в кабине машиниста, сделав угловое окно и несколько оконцев в дизельном помещении для экономии электричества в дневное время.

По словам Михаила Жируна, на Приволжскую магистраль тепловозы ТЭП70БС поступили уже в усовершенствованном виде, так как их производитель ОАО «Коломенский завод» учел замечания специалистов Юго-Восточной дороги, обкатавших новые машины год назад. Как сообщил «Гудку» главный конструктор Коломенского завода по локомотивостроению Анатолий Подопросветов, железнодорожники ПривЖД уже передали свои пожелания к оснащению машин, и очередная партия из четырех тепловозов, которая прибудет на Приволжскую в 2008 году, будет построена с их учетом.

Инга СУНДУКОВА,
соб. корр. «Гудка»
Саратов


Лес повезут только по билетам

Забайкальская железная дорога намерена требовать с лесоотправителей подтверждений легальности заготовленной древесины и отказывать в перевозке леса в случае их отсутствия.

Более 300 компаний занимаются сегодня в Читинской области экспортом леса. В прошлом году они отгрузили около 4 млн куб. м леса.

«Если учесть, что объемы заготовок древесины в области по всем легальным видам рубок составляют 1,8 млн куб. м, можно с уверенностью говорить, что каждое второе бревно, вывозимое по железной дороге из региона, добыто незаконно», – обнародовал результаты межведомственной проверки Министерства природных ресурсов РФ руководитель Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) Валерий Рощупкин. По данным Рослесхоза, теневой оборот леса в регионе оценивается в $126 млн.

С незаконной лесодобычей борется созданная в Чите межведомственная комиссия руководителей территориальных управлений федеральных служб, представленных в области. Заинтересована в наведении порядка и Забайкальская железная дорога.

«Мы готовы идти на разрыв договорных отношений в случае, если обнаружится, что отгружаемый на железную дорогу лес добыт незаконно», – заявил начальник ЗабЖД Сергей Тимофеев. Проект договора с лесоотправителями, где будут прописаны новые правила перевозки леса, дорога намерена представить своим клиентам в первых числах июля.

Однако, как полагают специалисты, у дороги нет возможностей эффективно повлиять на ситуацию с варварскими рубками леса. Как сообщил начальник службы грузовой и коммерческой работы Забайкальской дороги Анатолий Мишин, в перечне документов, которые обязан прикладывать грузоотправитель, сейчас не предусмотрено подтверждение легальности вывозимых лесоматериалов.

«Расторгать договоры или не принимать заявки на погрузку леса именно по этой причине нам как публичному перевозчику запрещают устав и другие нормативные акты, – пояснил Анатолий Мишин. – Единственная возможность – это повлиять на грузоотправителей, отгружающих лес на путях, которые находятся на балансе дороги. С ними мы и намерены перезаключить договоры, включив одним из условий – предоставлять нам документы, подтверждающие законность приобретения вывозимой древесины».

Роль «верительных грамот» будут исполнять лесобилеты.

Как рассказали в управлении ЗабЖД, точно прогнозировать убытки, которые понесет дорога, отказавшись перевозить «левый» лес, достаточно сложно. Однако на магистрали уверены, они не составят сколько-нибудь значимых сумм. Сегодня из 537 действующих на Забайкалькой магистрали договоров только 56 заключены с грузоотправителями, которые грузятся на путях, принадлежащих дороге. Всем остальным компаниям, использующим ЗабЖД в качестве транзита, отсутствие лесобилета или других документов, свидетельствующих о законности загружаемой древесины, пока не помешает.

«Железнодорожников нельзя сегодня винить в том, что они осуществляют перевозку, не требуя с грузоотправителей документов, подтверждающих легальность происхождения лесоматериалов, – отметил заместитель руководителя Управления лесами Читинской области Андрей Ненштиль. – За этим должна следить не дорога, а таможенные органы и структуры Рослесхоза. Вывозу ворованной древесины из России за границу, который в последние годы не поддается контролю, способствует несовершенство законодательной базы. Таможенный кодекс не регламентирует проверку легальности происхождения экспортируемого леса. В инструкции Россельхознадзора, ведающего выдачей сертификата на лесную продукцию, также ничего не говорится о предоставлении лесопользователями соответствующих документов».

Согласны с чиновником и сами лесозаготовители, считающие, что дороге не под силу в одиночку решить проблему вывоза нелегально добытого леса.

«С хищениями необходимо бороться комплексно. И в первую очередь нужно подготовить законодательную базу. Что касается выдвинутых дорогой новых требований в договоре, лесоотправители вряд ли воспримут их в штыки. Нашей компании даже в какой-то степени выгодно работать в таких условиях», – считает генеральный директор ООО «Забайкальская лесная холдинговая компания» Николай Чупров.

Между тем два года назад именно из-за отсутствия законодательной базы провалился проект упорядочения вывоза леса, разработанный по заказу областной администрации Читинским политехническим институтом с участием специалистов лесохозяйственных предприятий и Забайкальской дороги. Тогда предлагалось сконцентрировать пункты отгрузки на нескольких станциях, создав там зоны таможенного досмотра. Заявленный для погрузки лес подтверждался лесобилетом, данные направлялись в управление лесами Читинской области, где проходили проверку. Однако данная инициатива из-за несоответствий с действующим законодательством была отклонена прокуратурой.

ЗабЖД ввела еще одно ужесточение на перевозку лесных грузов – дополнительную перевеску вагонов. За пять последних месяцев дополнительный контроль выявил, что в 20% случаев грузоотправители заявляют меньшие объемы перевозимой продукции. В среднем вагоны идут с перевесом почти в две тонны от заявленной величины.

Как сообщил «Гудку» Анатолий Мишин, перевес вагонов производится на 11 станциях по маршруту Петровский Завод – Забайкальск. Из 33,5 тыс. вагонов с лесными грузами за пять месяцев этого года контроль прошли шесть тысяч.

Андрей МЕТЕЛЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Чита



Непростой этап

Свердловская железная дорога завершила второй – самый напряженный – этап усиленного капремонта путей.

С 26 апреля по 26 июня ремонтные работы на СвЖД шли одновременно семью комплексами на семи участках. На главном ходу Чепца – Называевская было отремонтировано 222 км путей и 100 стрелочных переводов.

«До начала ремонта на решающих участках магистрали Войновка – Тобольск – Сургут, Свердловск – Войновка и Верещагино – Пермь дефицит пропускной способности составлял 5, 10 и 20%. Проведенный ремонт позволит с 1 июля устойчиво повышать техническую скорость, доведя ее по завершении ремонтных работ на Транссибе до 52,4 км/ч», – рассказал «Гудку» первый заместитель начальника СвЖД Валерий Фомин.

Между тем объем ремонта составляет лишь 75% от необходимого магистрали. Так, к началу года усиленного капремонта требовали 1365 км путей, из них на главных направлениях – 662 км. В 2008 году даже при выполнении запланированного объема работ просроченный километраж увеличится до 1500 км.

Чтобы этого избежать, только на главном ходу необходимо ежегодно ремонтировать не менее 320 км. Поэтому даже сверхплановые обязательства, взятые в ходе второго этапа усиленного капремонта (увеличить установленный объем ремонта колеи на 36%, или до 300 км), недостаточны.

«В связи с ростом километров с просроченным капремонтом после завершения основных работ на соседних дорогах СвЖД необходим усиленный капремонт 20 км аварийного участка Шаля – Сарга и 200 км подъемочного капремонта. Предстоит еще несколько лет упорной работы, чтобы железнодорожный путь соответствовал техническим требованиям на всем полигоне дороги», – отмечает Валерий Фомин.

На третьем этапе до завершения летних путевых работ уральские путейцы будут работать на проблемных участках Свердловск – Дружинино (29 км в 12-часовые «окна») и на участке Войновка – Тобольск – Сургут (51 км, в 6-, 8-часовые «окна»).

Георгий ЛЕТОВ,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург


Больше насыпят

На Восточно-Сибирской железной дороге заканчивается реконструкция земляного полотна и мостового перехода у станции Джида, пострадавших от прошлогоднего наводнения. На ремонтные работы ОАО «РЖД» направило около 120 млн руб.

В июле прошлого года вышедшая из берегов река Джида разрушила насыпь и подмыла опоры моста. Пролетные строения обрушились. Движение поездов по перегону Селендума – Джида было закрыто.

По словам мостового мастера Гусиноозерской дистанции пути Дмитрия Стрепунина, вода разрушила мост, проходящий через суходол, где десятилетиями не было паводков. Проектировщики, создававшие этот участок железной дороги в 1930-х годах, зная, что мост будет построен в безводной степи, не стали делать его устойчивым к паводкам.

«Для восстановления сообщения пришлось задействовать технологический обходной путь», – подчеркнул Дмитрий Стрепунин.

Вот уже почти год перегон Селендума – Джида работает по схеме обходного пути, что создает немало неудобств для прохождения поездов. Для восстановления движения по основному ходу руководство ВСЖД приняло решение начать комплексную реконструкцию всех искусственных сооружений в зоне, пострадавшей от паводка. При этом в проекте реконструкции, созданном институтом «Иркутскжелдорпроект», особый упор сделан на усиление предмостного земляного полотна – возведение противоразмывных дамб, увеличение высоты насыпи на 2,6 м вблизи моста.

Монтаж 45-метрового мостового пролетного строения был закончен уже в мае этого года. Близятся к завершению и земляные работы.

Борис СТУПИН
Бурятия

Второй экзамен

ОАО «Алтайвагон» готовит к опытным испытаниям новую железнодорожную платформу 13-2118, способную передвигаться со скоростью до 120 км/ч.

Это уже вторые испытания данной платформы. Ранее ОАО «Алтайвагон», получив сертификат соответствия на свой новый подвижной состав, успел выпустить 150 таких платформ-контейнеровозов, но Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте отозвал у предприятия сертификат на выпуск платформы этой модели. Произошло это потому, что у аналогичных алтайскому вагону изделий других машиностроительных заводов были обнаружены трещины в несущих элементах конструкции – боковых и крестовых хребтовых балках. Поэтому продукции придется пройти повторную проверку.

Габариты новой платформы внушительны: ее база 19000 мм, длина по концевым балкам – 25000 мм. Предназначена она для перевозки одновременно двух 40-футовых контейнеров, или четырех двадцатифутовых, или одного 40-футового и двух 20-футовых. «Платформа создавалась буквально с «чистого листа», – говорит Валерий Дверников, заместитель главного конструктора завода. – Ничего подобного отечественная промышленность еще не выпускала».

Так, при разработке нового контейнеровоза конструкторам пришлось отказаться от традиционных профилей проката – они не обеспечивали необходимую 25-метровой платформе прочность, – вместо профилей в этой платформе используется бесхребтовая балка. Интересна и тормозная система, в ней используется потележечное торможение.

Кстати, тележки в скоростной модели контейнеровоза используются двухосные со статической нагрузкой на ось 23,5 тонны. Их главная конструкционная особенность – увеличенный статический прогиб и раздельная система гашения колебаний в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В рессорном подвешивании использованы гидравлические гасители колебаний или эластомерные амортизаторы. Колесные пары формируются с использованием цельнокатаных колес с дробеструйным упрочнением дисков и оборудуются кассетными подшипниками или буксовыми роликоподшипниками. Привод стояночного тормоза воздействует в отличие от старых моделей на две тележки.

Платформа 13-2118 универсальна. На ее базе предприятием разрабатывается целый ряд моделей, в том числе для перевозки труб большого диаметра, длинномерного листового проката, рельсов и других крупнотоннажных грузов. Налажено производство платформ нового поколения на Кемеровском филиале завода.

Александр ШАМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Новоалтайск


Справка «Гудка»
    ОАО «Алтайвагон» производит порядка 20 моделей грузовых вагонов различных типов и конструкций, занимая на рынке вагоностроения России долю в 23,1%.
    В 2006 году завод выпустил 7412 вагонов, отремонтировал 1004.
    В прошлом году объем товарной продукции ОАО «Алтайвагон» превысил 800 млн руб.
    Численность сотрудников предприятия – около 6 тыс. человек. Средняя зарплата – порядка 10 тыс. руб.
    ОАО «Алтайвагон» прошло сертификацию на соответствие требованиям международного стандарта качества ISO 9001:2000.
    Филиалы компании расположены в Кемерове и Рубцовске (Алтайский край).

Коротко

Северная железная дорога затратит на реконструкцию станции Вологда-2 175 млн руб. На станции планируется удлинить шесть приемо-отправочных путей.

На Октябрьской магистрали с 3 июля начнет курсировать новый поезд № 427/428 сообщением Мурманск – Гомель. Кроме того, в расписании появился поезд № 242 сообщением Москва – Мурманск. Также магистраль ввела дополнительные рейсы поезда № 325/326 Мурманск – Минск.

На Свердловскую магистраль в этом году придут работать более 370 молодых специалистов – выпускников вузов и техникумов железнодорожного транспорта.

На Восточно-Сибирской магистрали за пять месяцев этого года погружено более 31 млн тонн грузов. Наибольшего роста – 68% – достигла погрузка промышленного сырья – 980 тыс. тонн.

С сегодняшнего дня газету «Гудок» начали печать в Чите. Ежедневный тираж – 5030 экземпляров. Печатью издания занимается издательско-полиграфический комплекс «Забтранс».

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31