18 октября 2021 20:47

РЖД открывают научный бизнес

Совет директоров ОАО «РЖД» внес коррективы в план реформирования отраслевого научно-исследовательского комплекса. На базе ВНИИЖТа и ВНИИАСа будут созданы две дочерние компании, а не одна, как планировалось ранее.

Старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис Лапидус сообщил на заседании совета, что прогнозный анализ деятельности ВНИИЖТа и ВНИИАСа не выявил целесообразности создания из них одной компании. По его словам, ВНИИЖТ специализируется исключительно на разработке технологий по производству и испытаниям подвижного состава и другой железнодорожной техники. А ВНИИАС призван стать мощным инжиниринговым центром по разработке инновационных комплексных экономико-технологических программ, автоматизированных систем управления процессами. Возможно, он сможет решать задачи, связанные не только с железнодорожным транспортом, но и в смежных отраслях. Борис Лапидус отметил, что в связи с различием функций институтов принято решение об образовании на их базе двух отдельных «дочек»: ОАО «ВНИИЖТ» и ОАО «НИИАС».

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, в свою очередь, подчеркнул, что в дальнейшем институты (прежде всего ВНИИЖТ) станут научно-технологическими интеграторами всего «пространства колеи 1520 мм» в СНГ. Необходима выработка единых стандартов функционирования дорог широкой колеи и передовых технических решений. Они будут использованы в странах с аналогичной российской железнодорожной колеей. В дальнейшем возможно вхождение железнодорожных администраций стран СНГ в число акционеров ОАО «ВНИИЖТ».

Вице-премьер Правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков одобрил изменения в концепции и утверждение пакета документов по созданию двух акционерных обществ на базе ВНИИЖТа и ВНИИАСа.

Независимыми экспертами рыночная стоимость ОАО «ВНИИЖТ» оценена в 3,9 млрд руб. Рентабельность активов к 2015 году составит более 11,6% при росте заказов от ОАО «РЖД» на уровне 1,5% ежегодно. Рост доходов «дочки» прогнозируется на уровне 3,3% в год.

Стоимость ОАО «НИИАС» оценивается в 1,32 млрд руб. Эксперты также прогнозируют безубыточный, а в дальнейшем весьма рентабельный бизнес. По мнению Владимира Якунина, ОАО «РЖД» необходим мощный научный ресурс. Концепция реформирования отраслевой науки предусматривает сосредоточение во ВНИИЖТе ключевого ресурса ученых, а ВНИИАС превратится в современный внедренческий центр. Такая реформа позволит уже в скором времени привлечь к разработкам железнодорожной техники и отраслевых систем передовых ученых, перейти к освоению технологий, основанных на современных решениях.

Президент Национальной ассоциации транспортников России (НАТР) Георгий Давыдов считает, что преобразование отраслевых институтов ВНИИЖТ и ВНИИАС в дочерние общества ОАО «РЖД» будет полезным. Появится комплексный бизнес, основанный на единстве технологий, техники и научных ресурсов. Эксперт выразил уверенность, что капитализация такого бизнеса будет ежегодно расти. Особенно если учесть предполагаемую через 2–3 года продажу неконтрольных пакетов акций институтов заинтересованным инвесторам. В частности, железнодорожным администрациям стран СНГ. При этом активизируется взаимодействие российских институтов с зарубежными научными центрами.

Председатель исполнительного комитета Координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов не сомневается в том, что российские отраслевые научные центры будут интересны партнерам-инвесторам из стран с широкой колеей. По его словам, богатый опыт и технологии ВНИИЖТа и ВНИИАСа и сейчас используются странами СНГ весьма активно. Теперь пришла пора платить за новые технологии деньги.

«Выход на рынок позволит отраслевой науке в короткие сроки не только поднять свой финансовый статус, но и создать вокруг ОАО «РЖД» пул железнодорожных администраций и транспортных компаний стран с широкой колеей. Ведь на новые технологии для колеи 1520 мм сохранится устойчивый спрос, учитывая развитие транспортных рынков не только СНГ, но и, к примеру, Финляндии. Кроме того, институты укрепят научно-производственную базу за счет инвестиций в оборудование и научные кадры. Уверен, что бизнес, основанный на транспортных инновациях, будет одним из наиболее успешных в структуре холдинга ОАО «РЖД», – сказал эксперт.

Александр ШУГАЕВ

Что будет

2 июля, понедельник

Счетная палата РФ начнет проверку в Центральном банке РФ, связанную с выполнением ЦБ функций генерального агента правительства по размещению государственных ценных бумаг в течение последних трех лет.

В Торгово-промышленной палате РФ состоится учредительное заседание российской части Российско-Латвийского делового совета.

В Лихтенштейне открывается двухдневный Российский экономический и финансовый форум. В его работе примут участие представители федеральных органов исполнительной и законодательной власти обеих стран.


3 июля, вторник

Президент РФ Владимир Путин посетит с рабочим визитом Гватемалу, где примет участие в официальной церемонии открытия 119-й сессии Международного олимпийского комитета и в презентации Сочи, города – кандидата на проведение зимних Олимпийских игр 2014 года.

Первый вице-премьер РФ Дмитрий Медведев примет участие в совещании мэров российских городов по вопросам ЖКХ, которое состоится в Москве.

В Москве в НИИ космического приборостроения состоится научно-технический совет, посвященный 25-летию создания международной спутниковой системы «Коспас-Сарсат».

В Москве начнет работу международная конференция «50-летие Российской ассоциации международного права и 100-летие Гаагской конференции мира».

В Петропавловске-Камчатском состоится церемония вступления Алексея Кузьмицкого в должность первого губернатора нового субъекта Федерации – Камчатского края, образованного слиянием Корякского автономного округа и Камчатской области.

Грузинская авиакомпания «Эйрзена-Джорджиа эйрвейз» начнет выполнять чартерные рейсы в Москву. Регулярное авиасообщение между Россией и Грузией было прервано осенью 2006 года.


4 июля, среда

Госдума РФ рассмотрит вопрос об утверждении Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и Республики Татарстан. Намечено также рассмотреть в первом чтении законопроект, вносящий ряд изменений и уточнений в недавно принятый закон о создании Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В Казани открывается I Всероссийский сбор председателей комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов РФ.


5 июля, четверг

В Госдуме РФ состоится «круглый стол» на тему «О законодательном обеспечении реформирования ОАО «РЖД» и перспективах развития железнодорожного транспорта».

В Москве начинает работу Российско-Исландский энергетический и экологический бизнес-форум.

Московский арбитражный суд рассмотрит иск Федеральной таможенной службы РФ о взыскании с Bank of New York (США) $22,5 млрд.


6 июля, пятница

Депутаты Госдумы РФ планируют рассмотреть в третьем чтении законопроект «О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года».

В мэрии Москвы состоится церемония вступления Юрия Лужкова в должность мэра Москвы. После инаугурации правительство города будет отправлено в отставку и начнется формирование нового кабинета министров.

Бесплатно и хорошо

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект «Об автомобильных дорогах в Российской Федерации».

Документ представил депутатам глава комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. До сих пор в России отсутствовал базовый закон, который бы регулировал вопросы создания и использования автомобильных дорог. Законопроект устанавливает единые правовые основы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта, содержания и использования как федеральных, так и региональных, муниципальных и частных автодорог.

Кроме того, документ дает четкую классификацию автомобильных дорог и определяет компетенцию органов власти в дорожном хозяйстве, а также права и обязанности организаций и граждан, использующих автомобильные дороги.

Впервые на уровне закона дается определение основным понятиям в области дорожного хозяйства. В частности, дорог общего и необщего пользования, дорожных сооружений, владельцев и пользователей автомобильных дорог.

Особое внимание в законопроекте уделяется платным автодорогам. Согласно документу эксплуатация платных дорог возможна только в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти или местного самоуправления. При этом обязательным условием является обеспечение альтернативного бесплатного проезда. Законопроект оставляет за правительством право установить единую методику определения платы за проезд, а также определить перечень транспортных средств, имеющих право на бесплатный проезд по платным дорогам.

Также законопроект определяет особенности предоставления земельных участков под строительство дорог. В нем дается правовое определение понятиям «полоса отвода» и «придорожная полоса».

Генеральный директор Ассоциации подрядных организаций в сфере дорожного строительства (АСПОР) Александр Малов отметил, что главным достоинством закона является то, что он вобрал в себя проблематику как обычных, так и платных автомобильных дорог. Напомним, что ранее для платных автодорог предполагался отдельный закон. Теперь близок к принятию базовый закон, который дает возможность принимать документы, регулирующие частные вопросы в этой сфере.

Глава Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций (РОДОС) Дмитрий Немчинов отметил, что пока законопроект противоречит строительному законодательству, которое ориентировано на точечное, объектное строительство. Специфика линейных сооружений несколько отличается в организационном плане. Эксперт выразил надежду, что это противоречие будет устранено в процессе доработки документа.

Кроме того, к числу недостатков законопроекта эксперты относят ограниченные рамки применения схемы государственно-частного партнерства. Пока такой механизм предусмотрен только при строительстве платных дорог. «В мире существует достаточно схем, которые позволяют привлекать частные инвестиции и при этом не предполагают сбора платы с пользователя», – отметил Дмитрий Немчинов. «Хочется, чтобы нормы были более универсальными и предполагали компенсацию средств инвестора не только за счет сбора платы, но и за счет получения доходов от инфраструктуры придорожных объектов», – добавил он.

Денис ВИКСНЕ

Прокуратура подыграла рынку

Генпрокуратура обвинила РЖД в нарушении законодательства при эксплуатации железнодорожного транспорта. Эксперты полагают, что это будет способствовать ускорению утверждения стратегии развития отрасли и железнодорожного машиностроения.

В документе, распространенном пресс-службой Генпрокуратуры, сказано, что ОАО «РЖД», в частности, допускает использование подвижного состава, выработавшего установленный срок службы, а также применяет несертифицированные запасные части и детали.

В ответ руководство ОАО «РЖД» заявило, что правила и инструкции по организации движения не запрещают использовать подвижной состав с истекшим гарантийным сроком при условии, что он прошел необходимые объемы капитального ремонта или восстановления. Закупку запасных частей и оборудования ОАО «РЖД» осуществляет в соответствии с законодательством РФ и нормативными документами компании. Для обеспечения безопасности движения постоянно проводится работа по контролю за соблюдением сертификационных требований к продукции.

В то же время ОАО «РЖД» никогда не скрывало реального состояния подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры. В результате многолетней нехватки капитальных вложений износ основных фондов железнодорожного транспорта достиг критического уровня. Износ парка подвижного состава составляет: 85,9% – по грузовым вагонам, 72,5% – по электровозам, 84,2% – по тепловозам, 74,1% – по пассажирским вагонам. Компании требуется ежегодно до 2010 года закупать более тысячи секций локомотивов, около 30 тыс. грузовых и 1,2 тыс. пассажирских вагонов. В 2007 году ОАО «РЖД» намерено инвестировать в свое развитие до 240 млрд руб.

Потребность в инвестициях в 2007 – 2009 годах – 1 трлн 72 млрд руб. В то же время совокупные инвестиционные ресурсы РЖД на период 2007 – 2009 годов оцениваются в объеме 790,7 млрд руб., или 74% от потребности. Таким образом, дефицит инвестиционных ресурсов за трехлетний период составит 281,3 млрд руб.

О состоянии инфраструктуры и подвижного состава, необходимости дополнительного госинвестирования в отрасль неоднократно сообщалось на заседаниях Правительства РФ, Госдумы, причастных министерств.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по энергетике, транспорту и связи Сергей Чаплинский, комментируя «Гудку» ситуацию, заметил, что Генпрокуратура провела проверку ОАО «РЖД» по инициативе Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

При этом депутат не сомневается, что обвинения Генпрокуратуры, как это ни парадоксально, играют на руку РЖД. Положение с износом фондов компании и недостатком инвестиций известно. Однако главный и единственный акционер ОАО «РЖД» – государство – постоянно откладывает сроки госинвестиций в свою же компанию, отстраняясь, по сути, от модернизации главного вида транспорта в стране. Сергей Чаплинский подчеркнул, что заявление Генпрокуратуры еще раз напомнит правительству страны о том, что настала пора не констатировать положение дел в РЖД, а принимать конкретные меры.

Александр ВЕТРОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31