15 октября 2021 22:38

Дидье Маруани: «Наш «Космос» бесконечен»

В 80-х фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила пластинку «Волшебный полет» – альбом французской группы Space 1977 года. Автор музыки – Дидье Маруани, известный также под именем Экама. В 83-м году в Советском Союзе на концертах французской группы побывали более 600 тыс. человек. И сегодня его шоу в любой точке планеты собирает десятки тысяч поклонников.

Дидье Маруани производит впечатление очень счастливого человека (и это, конечно, на самом деле так). И не упускает возможности лишний раз об этом сказать.

– Мсье Маруани, вы богатый по меркам Западной Европы человек?
– Знаете, я считаю, что богатый не означает «много денег». У меня есть счастливая возможность выражать то, что я чувствую, через музыку. Я узнал успех, будучи еще очень молодым человеком. Я счастливо живу с моими детьми и всей моей семьей и всегда полагал, что быть богатым внутри гораздо важнее, чем быть богатым на показ.
Я очень счастлив, потому что богат достаточно, для того чтобы, не думая о деньгах, делать вместе с семьей то, что нам интересно.
Думаю, деньги могут дать свободу, которая помогает стать счастливым. Но, имея деньги, каждый должен найти еще более важные вещи – любовь и спокойствие. Иначе он не будет счастливым. Я знаю очень богатых и очень несчастных людей.

– Вы постоянно живете в Париже. Где именно, если не секрет? Какой у вас дом?
– Я живу в самом центре Парижа, недалеко от Эйфелевой башни. И у меня есть возможность иметь сад. Это похоже на проживание в деревне.
Утром нас пробуждает пение птиц. И если стоит хорошая погода, мы завтракаем в нашем саду. Люблю выращивать различные растения и цветы. И предпочитаю заботиться о своем саде сам. Каждый год я высаживаю какие-нибудь новые цветы, которых у нас еще нет.
В моем доме оборудована студия – работаю, никуда не выходя, и обладаю благодаря этому привилегией видеть, как растут мои дети. Это для меня самая большая радость и красота в жизни: первая улыбка, первый шаг ребенка. Поскольку не пропустил ни одного из подобных чудес в исполнении моих детей, я действительно счастливый человек.

– Вы чуть ли не с пяти лет уже сели за фортепьяно.
– Мы переезжали с одной квартиры на другую. Мне было четыре с половиной года. Родители ждали третьего ребенка. И, помню, тогда я сказал отцу, что хочу учиться музыке. Он очень этому обрадовался и ответил, что обязательно сделает так, чтобы я выучился классической музыке.

– Неужели вам не хотелось, как всякому нормальному мальчишке, бросить фортепьяно и убежать на улицу?
– В ту пору у меня было два друга, с которыми я постоянно играл в футбол и которые являются моими лучшими друзьями до сих пор.

– Вам было семь лет, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Что вы почувствовали тогда? Что думаете об этом сегодня?
– Отец довольно часто говорил мне что-нибудь о космосе. Когда мне было лет пять, он, например, рассказывал, как Советский Союз запускал летательные аппараты с собаками. Когда мне исполнилось семь, в космос полетел первый человек.
Хорошо помню все, что стало известно тогда о советском космонавте Юрии Гагарине. И я был по-настоящему очарован этим событием. Одно из самых главных приключений в истории человечества – до сих пор так считаю – полет Гагарина в космос. Когда я думаю о взлете космической ракеты, всегда представляю это как некое волшебство. Невозможно не поражаться тому, чего способны достичь современные технологии. Удивительно, каким замечательным может быть человеческий гений.
А также иногда и ужасным, к сожалению.

– Прогулка Нейла Армстронга по поверхности Луны летом 1969 года произвела еще большее впечатление?
– Я тогда уже учился в Парижской консерватории и приехал в Монако на каникулы. Это было 20 июля. По телевизору показывали удивительную первую прогулку первого человека, оказавшегося на Луне. Это походило на чудо. Это потрясало человеческое воображение.
Мы все до того момента, конечно, слышали массу песен и историй о Луне, но созерцание движущегося по ее поверхности человека представлялось нам чем-то поистине невероятным.

– Насколько знаю, кто-то из наших космонавтов рассказывал вам, что слушал ваш альбом Space Opera на орбите. Чем именно эта музыка им там помогла?
– Я был невероятно удивлен, когда узнал, что Главкосмос выбрал именно мою музыку, для того чтобы она звучала на орбитальной станции во время пребывания там ваших космонавтов.
Один из них был на концерте Space в Москве в 1983 году и сказал мне: «В течение восьми месяцев я находился в космосе вместе с вами». По его словам, моя музыка помогала ему концентрировать внимание, сохранять спокойствие, расслабляться. Это был один из самых приятных комплиментов в моей жизни.

– Мсье Маруани, если вспомнить 83-й год и посмотреть на день сегодняшний, общаться с советскими людьми было проще или сложнее, чем с нынешними россиянами?
– Профессиональные и личные контакты сейчас осуществлять гораздо легче, поскольку появились Интернет и мобильные телефоны.
Что касается человеческого общения, думаю, россияне знают о Западной Европе и остальном мире значительно больше, чем граждане Советского Союза. Но я с большой благодарностью вспоминаю период с 1983 по 1990 год.
Бывая в СССР, я просил моих помощников помочь мне встретиться с советскими артистами, живописцами, диссидентами. Мне хотелось больше узнать о вашей стране, а также рассказать людям о Франции, о западном мире. Как о том, что там хорошо, так и о том, что там плохо.
У меня был замечательный шанс проследить за изменениями, которые происходили в связи со снятием «железного занавеса».

– У нас почему-то принято спрашивать французов, что те думают по поводу наших женщин.
– Они красивы. Хотя куда более закрепощенные, чем, скажем, француженки. Но тем не менее в глазах русской женщины, как правило, можно увидеть счастье и романтику.
Теперь у ваших соотечественниц есть возможность следовать мировым модным тенденциям, и они – полноправные участницы сообщества красавиц нашей планеты.

– Космос бесконечен?
– Думаю, наш «Космос» – так переводится с английского название группы Space – действительно бесконечен. Я безумно счастлив, что публика продолжает приходить на концерты. Более того, появилось новое поколение почитателей нашей группы, которое посещает представления со своими родителями – предыдущим молодым поколением фанатов.
Это лучший подарок, который может получить художник за свое творчество: быть живым и видеть, что молодежь по достоинству оценивает твое искусство.

Беседовал
Владислав КОРНЕЙЧУК


Справка «Гудка»
    Дидье Маруани записал свою первую песню в 12 лет, в возрасте 17 лет он пишет песни для Николетты, Регины и других звезд французского шансона. В 1974 году он представляет Францию на Токийском международном фестивале. В том же году сочиняет и записывает первый альбом, а в 1975-м выступает вместе с Джонни Холлидэем. В 1976-м принимает участие в гастрольных турах Клода Франсуа и Джо Дассена.

    1977 год становится триумфальным для Маруани – он создает группу Space, для которой пишет всю музыку. Композиция Magic Fly возглавляет хит-парады во Франции, Германии, Италии, Испании, странах Скандинавии, Южной Америке, Англии и США. Три альбома Space разошлись более чем 10-миллионным тиражом.

    Но откуда пошло само название – Space? Это на совести продюсеров. По условиям контракта Дидье, выступая в составе группы, не мог быть представлен под своим именем, поскольку еще и выступал с сольными концертами. Тогда Маруани одел всю группу в безликие скафандры и назвал ее Space («Космос»), что как нельзя лучше подходило к футуристическому характеру исполняемой музыки.

    В 1978 году альбом Deliverance во Франции становится четырежды золотым. А в 1983-м – Министерство культуры Советского Союза приглашает Дидье дать 21 концерт в СССР в ответ на разгоревшуюся в стране неконтролируемую «спейсоманию». Стадионы ломились от зрителей.

    В 1987-м Дидье сочиняет альбом Space Opera, который станет первым диском, выпущенным в открытый космос как послание внеземным цивилизациям.

Старый Брюс борозды не испортил

«Крепкий орешек 4.0» оказался по-настоящему крепким развлекательным боевиком.

Когда только появилась информация о том, что Брюс Уиллис дал согласие сыграть неистребимого Джона МакКлейна в четвертой части «Крепкого орешка», ничего хорошего от этого продолжения критики не ждали.

После первой, несомненно, блестящей и со всех точек зрения безупречной части «Крепкого орешка» вторая уже снизила планку, в третьей накал страстей и вовсе спал, а сюжет был уж больно вычурно недостоверный.

И в этом сезоне, напичканном разнообразными, но одинаковыми в своей неудачности продолжениями до того успешных проектов – «Шрэк»-третий, «Пираты» из Карибского моря тоже отправились в третье плавание по прокату, «Друзей Оушена» стало аж тринадцать – «ореховые» ожидания были не самые безоблачные.

Однако Брюс Уиллис, обещавший, что возьмется за эту роль только в том случае, если сценарий будет внятный и сможет ему вразумительно втолковать, как МакКлейн в очередной раз оказался по уши в кровище и под дождем из свинца, слово сдержал.

Четвертая часть, конечно, не превзошла первую ленту, но, безусловно, приблизилась к ней по качеству и осмысленности зрелища.

На носу всеамериканский праздник 4 июля, но детектив МакКлейн не празднует. Он опять поссорился со своей дочерью-подростком Люси и получил безнадежно рутинное задание привести молодого хакера Мэтта Фаррелла (Джастин Лонг) на допрос в ФБР.

И в очередной раз МакКлейн благодаря своему уникальному таланту оказывается в ненужное время в ненужном месте.

В этот раз он попадает в центр техногенного апокалипсиса. Зло умыслил не какой-нибудь коварный тип арабского розлива, а стопроцентный американец, обиженный правительством, – некий Томас Габриэль (Тимоти Олифант). Этот мега-хакер был отвергнут, когда говорил, что устроит компьютерную атаку, которая ввергнет Америку в хаос. Ему не поверили, и теперь он доказывает свою правоту.

В его доказательстве слились все техногенные страхи Америки, до этого случавшиеся в реальном мире либо уже показанные в кино. Хакерская атака парализует все коммуникации, злые гении за клавиатурой берут под контроль все, начиная от телефонов, управления дорожным движением, авиаперевозками и заканчивая электроэнергетикой. Считанные часы остаются до той минуты, когда Штаты погрузятся во тьму. Кирдык Америке, невзирая на все действия ФБР, АНБ и прочих ведомств.

И, как обычно, только неудачник, стареющий разведенный мужчина с полицейским жетоном, вынужден в одиночку спасать, выручать и крепко раздавать на орехи. Однако МакКлейн ни черта не понимает в тонких цифровых технологиях и вообще не врубается, как и что тут происходит. Зато программист Фаррелл не только понимает, что означает «обрушение системы», но даже невольно подталкивает ее к пропасти.

Вот и прихватывает МакКлейн его тщедушную тушку, делая из обитателя сетевого мирка настоящего и совершенно случайно еще живого человека.

Вот такова преамбула к тому, что любители боевиков могут увидеть в четвертом «Орешке».

Несмотря на некоторые неточности и притянутости за уши технических моментов, сценарий фильма работает как отлаженная машина. Все на своих местах: и сардонический юморок МакКлейна, черный и в то же время жизнеутверждающий, и логика событий и поступков персонажей.

Картина не перегружена спецэффектами, а именно что ими приправлена со вкусом, разнообразием и знанием дела.

Действие фильма развивается стремительно и бодро, без затянутостей, но и избегая скомканности.

Об игре актеров нельзя сказать ничего особенного. Что и понятно: «Крепкий орешек» – это бенефис Брюса Уиллиса. Он же со своей задачей справился на все сто. Его усталый не столько от приключений, сколько просто от своей собачьей ментовской жизни МакКлейн достоверен и вызывает не столько восторг, сколько сочувствие.

Однако его нечеловеческая живучесть все же дает повод для сомнений.

Похоже, что он не МакКлейн, а другой шотландец – МакЛауд, бессмертный горец уже из совсем другого кино.

Алекс АЛЕХИН

Десерт от шеф-крысы

Новый мультфильм «Рататуй» предлагает свежий взгляд на анимационную кухню.

Не успели улечься страсти по «Шрэку Третьему» (кое-где он до сих пор идет в кинотеатрах), как на экраны страны вышло новое весьма конкурентоспособное компьютерное чудо от Walt Disney и Pixar – мультфильм «Рататуй».

Несмотря на отсутствие агрессивной рекламы, интерес к проекту возник нешуточный. Это благодаря имиджу компании Pixar, за которой пока не числилось банальных или небрежно сделанных мультиков. Каждое ее творение – маленький шедевр не только по уровню исполнения, но и по сюжету, и по заложенному в него смыслу.

Удовольствием видеть новый отличный мультфильм зрители обязаны Брэду Берду, получившему в 2005 году «Оскара» за создание «Суперсемейки».

«Рататуй» – история крысы, увлекшейся кулинарией и осмелившейся продолжить свои эксперименты на кухне фешенебельного ресторана, переживающего не лучшие времена.

По ходу фильма клиенты постоянно требуют подать им чего-нибудь новенького и неизбитого, как бы наталкивая нас на мысль о проделанной Бердом работе. Он, как истинный мэтр высокой анимационной кухни, на основу из отличной графики, как на бисквит, выложил немного классики, немного иронии на тему современного общества потребления и немного тонкого, провокационного издевательства над реалиями ресторанного бизнеса. А сверху щедро покрыл получившийся изысканный десерт глазурью из доброго юмора и ненавязчивой морали, украсив, словно ванильным соусом, удачным саундтреком.

Рецепт получился довольно простым, но доступным далеко не каждому мульткулинару.

Так, в этом сезоне многие уже были разочарованы «Шреком», хотя, казалось бы, все ингредиенты были у его создателей на руках. Но в погоне за качеством компьютерной анимации его авторы Раман Хуи и Крис Миллер отклонились от курса и заблудились в ненужных и пустых сценарных ходах, моральных посланиях зрителю и просто не сумели сделать ничего нового.

В случае с «Рататуем», который, несомненно, соберет весьма достойную кассу, тоже сохраняется угроза продолжений. Хотя, казалось бы, в этой милой истории сказано все и не следует умножать нашу скорбь, превращая его в сериал. От этого он только потеряет свое очарование штучного товара и эксклюзивного кушанья.

Очарование, простота и универсальность «Рататуя» заключаются в том, что он будет понятен и взрослым, и детям.

Если взрослые смогут разложить это блюдо на составляющие и получить удовольствие от идеи и исполнения, то детям будет достаточно очаровательных грызунов, гораздо более симпатичных, кстати, чем человекообразные крысы из «Смывайся».

Возможно, после просмотра картины родителям будет сложновато объяснить своим отпрыскам, в чем заключается польза дератизации и почему на ресторанной кухне не должно водиться никакой живности, кроме самих поваров.

Как бы критики ни воротили нос от вечного присутствия некоей морали в детских мультфильмах (а Pixar снимает только для широкой аудитории любых возрастов), надо сказать, что даже самая раздражающая многих тема семейных ценностей присутствует в мультфильме очень сдержанно и неизбито.

Крысеныш Реми сталкивается с проблемой выбора между семьей и любимым делом (разница в мышлении крысьей колонии и отдельного ее представителя очень забавно показана в диалоге, когда Реми пытается на примере птенцов объяснить отцу, что должен идти своим путем), но в итоге проблема решается сама, причем без лишнего пафоса.

Даже любимое компанией Disney радикальное деление персонажей на плохих и хороших в мультфильме подается достаточно мягко. Откровенно плохим там оказывается только завистливый повар Живодэр, а вот злой ресторанный критик, доведший до инфаркта прежнего владельца, оказывается просто недопонятым клиентом, к которому оказалось непросто найти правильный подход.

Несмотря на бесхитростность сюжета и простоту реализации, «Рататуй» заслуживает только положительных отзывов. Мультфильм получился добрым и остроумным, и хотя он продолжается почти два часа, действие распределено так, что времени скучать не остается.

Это анимационное блюдо доступно пониманию и гурманов, и простых киноедоков, но если бы основной постулат мультика «Готовить может каждый» был бы так же легко реализуем в кинобизнесе, то подобных картин было бы больше.

Яна ДЫЛДИНА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31