15 октября 2021 23:37

Зерну нужна взаимная ответственность

Сергей Сухоручко, и.о. начальника Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания Северо-Кавказской железной дороги:

– Зерно – один из основных грузов Северо-Кавказской дороги. Так, в 2006 году его погрузка составила 73% от общей. А за пять месяцев этого года перевалка хлебных грузов в портах, которые обслуживает дорога, выросла более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 2,5 млн тонн.

Однако за значительным в последние годы ростом объемов зерновых грузов последовал дефицит складских площадей припортовых элеваторов. Для выхода из этой ситуации СКЖД совместно с Новороссийским морским торговым портом организовали перевалку зерна по прямому варианту «вагон – борт судна» с подводом подвижного состава вплотную к судам.

Внедрение такой технологии погрузки дало резкий толчок развитию экспортных перевозок. Если сложить перерабатывающую способность всех элеваторов азово-черноморских портов, она составит 282 вагона в сутки, прямой вариант позволил обрабатывать еще 518 вагонов в сутки.

Для сравнения: экспорт хлебных грузов через порты Юга России увеличился с 477 тыс. тонн в 2000 году до 4,7 млн тонн в 2006 году.

В 2006 году объем перевалки зерна по прямому варианту через порты Новороссийска и Туапсе достиг 2,9 млн тонн. Доля прямого варианта в общем объеме зерна, переваленного через припортовые станции СКЖД, составила 60,9%. За пять месяцев 2007 года этот показатель уже приближается к 50% – 1,2 млн тонн.

Дальнейшему же росту перевалки через станцию Новороссийск будет способствовать ввод в эксплуатацию в августе этого года Новороссийского зернового терминала. Это даст дополнительно 200 вагонов в сутки. Предполагаемые объемы перевалки по терминалу составят 2,8 млн тонн в год.

Однако при сохранении высокого экспортного спроса на зерно терминал не покроет растущих потребностей.

Между тем имеются возможности для увеличения потока зерна – это дополнительные объемы казахстанского зерна, которое идет сейчас через порты Украины. Так, в 2005 году экспорт и транзит через Россию на украинские порты составил 0,5 млн тонн, а только за пять месяцев 2007 года – 1 млн тонн.

Северо-Кавказская дорога готова была принять зерно для перевозки в направлении российских, а не украинских портов. Но грузовладельцы предпочли именно Украину, так как ставки перевалки в портах там в 2,5 раза ниже, чем в России ( $4 за тонну против $11 за тонну).

Еще одна проблема. ОАО «РЖД» постоянно работает над увеличением объемов перевозок по варианту «вагон – борт судна», ужесточая график движения поездов, вкладывая средства во внедрение передовых информационных технологий.

Однако наши партнеры, несмотря на многочисленные просьбы железнодорожников, не контролируют тщательно исполнение графика подхода судов и их техническое состояние. Нередки случаи подачи судов с неисправностями, а перенос подхода судна на срок от одного дня до недели уже считается почти что нормой.

Кроме того, регулярно меняются названия и грузоподъемность самих судов, что вносит дополнительные сложности в уже согласованный график подвода вагонов.

Дорога разрабатывает нормы, устанавливающие финансовую ответственность за несоблюдение графика подвода судов под погрузку, составленного по заявкам на организацию перевозок. Мы предложим внести эти нормы в договор по организации перевозок с согласованным графиком прибытия.

Взаимная финансовая ответственность обеспечит более слаженную работу, исключит непроизводительные простои вагонов на полигоне дороги и, как следствие, сократит экономические потери всех участников перевозочного процесса.

Фото Игоря Евдокимова

Магистраль делает ход

Электрификация участка Оренбург – Кинель стоимостью 17 млрд руб. позволит Южно-Уральской дороге справиться с возрастающим грузопотоком.

По направлению Оренбург – Кинель отправляется около 60% и прибывает до 40% всех грузов Оренбургского отделения.

Объем перевозок в 2006 году на отделении почти в два раза превысил прогноз Генеральной схемы развития железнодорожного транспорта до 2015 года и составил 22,8 млрд ткм. А в 2015 году рост отправления грузов составит 66% к уровню 2006 года, прибытия – 47%.

Такие напряженные перевозки заставили магистраль отказать железным дорогам Казахстана в просьбе пустить через пограничные станции ЮУЖД дополнительные поезда из этой республики. Пропускные способности главного хода на участках Челябинск – Кропачево и Магнитогорск – Белорецк, по словам главного инженера дороги Михаила Родоманченко, уже использованы на 100%.

При этом объемы погрузки к 2030 году по сравнению с нынешним годом на Южно-Уральской возрастут на 56,4% за счет увеличения перевозок нефтепродуктов, черных и цветных металлов, минерально-строительных грузов, продукции горнодобывающих и машиностроительных предприятий.

На технико-экономическом совете (ТЭС) дороги, где обсуждалась стратегия развития, принят ряд комплексных инвестиционных проектов, направленных на развитие всех хозяйств, и в первую очередь службы перевозок.

Так, из 600 млрд руб., предусмотренных всем пакетом инвестиционных предложений, 124 млрд руб. будет вложено в удлинение путей на станциях для пропуска поездов весом 9000 тонн, строительство двухпутных вставок на наиболее напряженных участках, реконструкцию сортировочных и узловых станций.

«И все же обеспечить перспективные объемы перевозок невозможно без электрификации параллельного главному ходу Челябинск – Кропачево участка Оренбург – Кинель», – говорит Михаил Родоманченко. Он входит в основное транспортное направление Центр – Поволжье – Урал, по которому предполагается движение поездов весом 6000 тыс. тонн.

Транзитные возможности направления для разгрузки напряженных ходов – кропачевского и белорецкого, – по мнению специалистов, используются недостаточно эффективно.

По словам начальника отдела инвестиций ЮУЖД Виктора Магденко, средний вес поездов, проходящих по участку Оренбург – Кинель, не превышает 4,5 тыс. тонн, при этом поезда нуждаются в подталкивании. Участок обслуживается тепловозами, которые сильно изношены и в ближайшие пять лет будут списаны. Но уже в начале 2010 года они не смогут обеспечить тягой прогнозируемый грузопоток.

Как показывают расчеты института «Сибгипротранс», электрификация участка Оренбург – Кинель позволит поднять скорость поездов на 45%, с нынешних 38,7 км/ч на тепловозной тяге до 56 км/ч на электрической.

Реализация проекта обойдется почти в 17 млрд руб. и позволит эксплуатировать электровозы ВЛ80 и 2ЭС5К, которые в трехсекционном исполнении смогут брать поезда весом 6000 тонн.

Электрификация обеспечит освоение растущих объемов грузовой работы на станциях Оренбургской области и снимет нагрузку с главного хода ЮУЖД Челябинск – Кропачево на период ремонтно-путевых работ.

При этом значительно улучшатся качественные показатели, на 12% сократится расход электроэнергии, повысится пропускная и провозная способность.

Евгения МУСИХИНА,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск


Сами себя наградили

У сортировочной станции Входная Западно-Сибирской магистрали появились собственные, «станционные», награды.

Идея поощрить труд работников знаками отличия местного значения, по словам начальника сортировочной станции Входная Дениса Рахимжанова, родилась при обсуждении плана празднования 30-летия станции. «Тогда и учредили наградной знак, который вручается руководителям среднего звена в номинациях «Лучший дежурный по станции», «Лучший дежурный по горке» и «Лучший маневровый диспетчер», – говорит Денис Рахимжанов.

Действовать переходящий наградной знак будет десять лет, к 40-летнему юбилею станции его дизайн будет изменен, ведь на сегодняшних наградах изображено число 30.

Приятное дополнение к награде – ежемесячная премия в размере тысячи рублей в течение года.

По мнению психолога Омского отделения Нелли Гостевой, одними материальными вознаграждениями нельзя пробудить стремление к высокопроизводительному труду, а в совокупности с другими методами стимулирования, например наградными знаками, они бывают очень эффективными.

Так что попытка руководства станции по-новому взглянуть на принципы мотивации труда, на ее взгляд, выглядит весьма убедительно.

По итогам 2006 года в номинации «Лучший дежурный по станции» была признана победителем Наталья Мирошниченко, в номинации «Лучший дежурный по горке» – Дмитрий Петренко, в номинации «Лучший маневровый диспетчер» – почетный железнодорожник Надежда Горчакова.

В прошлом году при плане 2400 вагонов в смену Надежды Горчаковой на горке перерабатывалось в среднем на 200 вагонов больше. После вручения наградного знака она призналась, что для нее это оказалось полной неожиданностью.

«Конечно, мне было очень приятно получить награду. Но считаю, что это оценка не столько моей работы, сколько тех, кто трудился со мной рядом в одной смене».

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск

Не стыдно перед Моцартом

Северная дорога намерена сделать традиционными выступления оркестров классической музыки на вокзалах.

Живая классическая музыка зазвучала на вокзале станции Сыктывкар этим летом. Инициатива проведения концертов принадлежит недавно назначенному начальнику станции Владимиру Сивергину.

Посмотрев концерт на Ярославском вокзале в Москве, Владимир Сивергин предложил перенести этот опыт на «главные ворота» столицы Республики Коми. Руководство Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов поддержало идею, выделило необходимые средства. Теперь профессиональные музыканты – скрипач и пианист – ежедневно играют для пассажиров шедевры Моцарта, Бетховена и Вивальди прямо в зале ожидания.

Концерты, как правило, приурочены ко времени отправления и прибытия нового фирменного поезда «Сыктывкар» и скорого Сыктывкар – Москва. Пока это первый на СЖД пример вокзального перфоманса.

«Для пассажиров первые концерты стали полной неожиданностью, народ был удивлен и озадачен, – рассказывает заместитель начальника станции Сыктывкар Сергей Попов. – Сейчас люди слушают с удовольствием. В пик летних перевозок на вокзале яблоку негде упасть, а звучащая с подиума музыка скрашивает ожидание».

Железнодорожники отмечают, что для многих посетителей вокзальных выступлений это единственная возможность услышать классику «живьем».

«Планируем развивать начинание сыктывкарцев. Причем сначала хотим привести в порядок сами вокзалы, ведь живая музыка должна звучать в соответствующих эстетических условиях – там, где чисто и красиво, – сообщил «Гудку» начальник Северной региональной дирекции железнодорожных вокзалов Евгений Сизонов. – В перспективе на вокзалах дороги будут оборудованы залы повышенной комфортности, где пассажир сможет отдохнуть в ожидании поезда. Вот там в первую очередь и будет исполняться классика».

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Пожарные выяснили, кто из них лучший

Спортсмены Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» победили в первом чемпионате Федерального агентства железнодорожного транспорта по пожарно-прикладному спорту.

В соревнованиях, прошедших в Екатеринбурге на стадионе «Локомотив», приняли участие команды филиалов ФГП ВО ЖДТ России с Октябрьской, Горьковской, Северо-Кавказской, Приволжской, Свердловской, Красноярской, Куйбышевской, Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской магистралей, а также Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России, специальных управлений Федеральной противопожарной службы № 5, № 49 МЧС России.

Участникам пришлось состязаться в подъеме по штурмовым лестницам на уровень четвертого этажа и по выдвижным трехколенным лестницам на уровень третьего. Участвовали пожарные в боевом развертывании и эстафете 4x100 м, преодолевали и 100-метровую полосу препятствий.

Чемпионат в Екатеринбурге – итоговое мероприятие. Ему предшествовали отборочные туры, потому слабых на нем не было.

На этих соревнованиях пожарные ФГП ВО ЖДТ России не только были лидерами каждого элемента соревнований, но и установили рекорды. Время 58,46 сек. в пожарной эстафете 4x100 м показала Западно-Сибирская команда филиала ФГП ВО ЖДТ России. Еще один сибиряк, Михаил Дементьев, отличился в преодолении стометровой полосы с препятствиями, пройдя ее за 16,16 сек.

В подъеме в окно четвертого этажа учебной башни по штурмовой лестнице лидировал Дмитрий Демин из сборной команды СвЖД с результатом 13,79 сек.

Шесть участников чемпионата выполнили норматив мастера спорта по пожарно-прикладному спорту. Дипломы, ценные призы и денежные премии призерам соревнований вручали высокие гости из Москвы и местные руководители. Среди них: заместитель генерального директора ФГП ВО ЖДТ России, главный инспектор пожарного надзора железнодорожного транспорта России Валерий Аксютин, председатель объединенного межрегионального профсоюзного комитета ФГП ВО ЖДТ России Александр Лепешенков, заместитель руководителя Уральского территориального управления ФАЖТ России Геннадий Лушин, глава Уральского института государственной противопожарной службы МЧС России генерал-майор Михаил Миронов, директор филиала ФГП ВО ЖДТ России на СвЖД Владимир Колесников.

Как сказал «Гудку» замначальника отдела пожарного надзора, пожарной безопасности и пожаротушения филиала ФГП ВО ЖДТ России на СвЖД Дмитрий Козачкин, без призов почти никто не остался. Контейнер-холодильник за первое место в пожарной эстафете получила команда Западно-Сибирской магистрали.

Такой же приз за боевое развертывание вручили спортсменам СвЖД. Обладатели «серебра» и «бронзы» в этих дисциплинах были награждены пикниковыми наборами. Отдельные призы – набор для барбекю и палатки – получили самый молодой и самый старший из участников, а также тренер команды-победителя. Приз за волю к победе – туристская печь «Дымок» – достался команде ОЖД. Победители и призеры в преодолении стометровой полосы препятствий и подъеме по штурмовой лестнице получили от 500 до 1500 руб.

В командном зачете сильнее всех оказались представители Свердловской магистрали: Эдуард Шешерин, Теймур Муршудов, Сергей Бондарь, Денис Кокшаров, Дмитрий Демин, Александр Деменьшин и Максим Антипанов. Вторыми – спортсмены филиала на КбшЖД, третьими – спортсмены ФГП ВО ЖДТ Западно-Сибирской магистрали.

По итогам финальных соревнований сформирована сборная команда ведомственной охраны железнодорожного транспорта, которая примет участие в 16-м чемпионате России по пожарно-спасательному спорту, который пройдет в Москве 13 – 19 июля 2007 года.

Георгий ЛЕТОВ,
соб. корр. «Гудка»
Екатеринбург


Коротко

На Приволжской железной дороге с января по май внедрено 190 рационализаторских предложений. Экономический эффект от их внедрения составил 8,9 млн руб.

На Северо-Кавказской железной дороге краснодарские железнодорожники за пять месяцев погрузили более 14 млн тонн грузов, что на 20% превышает прошлогодние показатели.

На Дальневосточной железной дороге в 2007 году в реконструкцию узловой сортировочной станции Хабаровск-2, разъезда №18 и станции Приморская будет вложено 68 млн руб.

На Восточно-Сибирской магистрали на строительство и реконструкцию инфраструктуры Иркутского отделения выделено 1,4 млрд руб. За пять месяцев текущего года уже освоено около 536,5 млн руб., что составляет около 37% от общей суммы.

На Забайкальской железной дороге в 2007 году с помощью ипотечного кредитования планируется реализовать 94 квартиры, причем на 80 из них уже нашлись покупатели. Ориентировочный заказ магистрали на следующий год – 120 квартир.

На Куйбышевской железной дороге за пять месяцев фирменными поездами было перевезено свыше 755 тыс. пассажиров, что на 50 тыс. больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На Северной магистрали путевое развитие станции Кошта Вологодского отделения планируется завершить до конца этого года. На эти цели ОАО «РЖД» выделило 255 млн руб.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31