16 октября 2021 00:30

Брак по-новочеркасски

Качество продукции, которую поставляет для ОАО «РЖД» Новочеркасский электровозостроительный завод, не соответствует требованиям компании. Новочеркасские локомотивы ненадежны в эксплуатации и не соответствуют современным стандартам безопасности и экономичности. О причинах и следствиях этой ситуации «Гудку» рассказал начальник Центра инспекций по контролю качества и приемке ОАО «РЖД» Сергей Палкин.

– Сергей Валентинович, в каком объеме ОАО «РЖД» закупило продукцию Новочеркасского электровозостроительного завода и что можно сказать об основных эксплуатационных качествах новочеркасских локомотивов?
– К началу 2007 года Новочеркасский электровозостроительный завод поставил для нашей компании 351 пассажирский электровоз переменного тока серии ЭП1, 43 грузовых электровоза 2ЭС5К «Ермак» и 12 пассажирских электровозов двойного питания серии ЭП10.
По итогам многолетней эксплуатации новочеркасских локомотивов на сети ОАО «РЖД» можно с сожалением констатировать, что их качество в целом не соответствует основным требованиям. Показатели эксплуатационной надежности, установленные техническими условиями на электровозы, не выполняются, количество заходов гарантийных электровозов на неплановый ремонт находится на недопустимо высоком уровне.

Ежедневно до 12% парка электровозов 2ЭС5К и до 40% парка электровозов ЭП10 простаивают из-за отказов тяговых двигателей, мотор-вентиляторов, тормозной системы, микропроцессорной системы управления и прочих неисправностей. Коэффициент готовности у электровозов серии ЭП10 – 0,76. За период октябрь 2006 года – январь 2007 года электровозы ЭП10 имели 103 отказа, простой в неплановом ремонте составил 9850 часов.
Еще меньшая степень надежности у электровозов серии 2ЭС5К: коэффициент готовности этих машин – 0,59, в октябре – январе 97 отказов, суммарный простой во внеплановом ремонте 23733 часа.
Говоря об эксплуатационных качествах электровозов Новочеркасского завода, необходимо отметить, что в 2006 году на завод из локомотивных депо поступило 1770 телеграфных сообщений о фактах отказов в работе электровозов в процессе гарантийной эксплуатации. В 2006 году локомотивные депо предъявили заводу 108 претензий по качеству изготовления электровозов, причем в среднем на один локомотив приходится по 7 отказов в год.

– Какие нарушения в производственном процессе приводят к снижению качества?
– В ходе проверок, проходивших в первом квартале этого года, на Новочеркасском электровозостроительном заводе комиссией ОАО «РЖД» было выявлено 252 недостатка и несоответствия в изготовлении электровозов. Причем касаются они практически всех производственных подразделений НЭВЗа. Но ведь суть не в том, что какая-то часть производственного комплекса или отдельно взятый цех работают плохо, проблема носит более глобальный характер.
На заводе отсутствует системная, направленная работа по улучшению качества выпускаемой для ОАО «РЖД» продукции. Основные усилия направлены на наращивание объемов производства, увеличение поставок локомотивов. Стремление в короткие сроки освоить производство новых серий электровозов приводит к снижению качества продукции.
Один из самых серьезных системных недостатков – отсутствие в необходимом объеме конструкторской и технологической документации. А та технологическая документация, которая используется, во многих случаях не соответствует техническим требованиям. Слабые конструкторские проработки вызывают необходимость внесения значительного количества изменений в документацию уже в процессе производства электровозов. Только в 2006 году в конструкторскую документацию внесено 5670 изменений, а это значит, что в течение одного дня происходило более 25 отклонений от первоначальных конструкторских решений. Следует отметить, что многие конструкторские решения не согласованы с ОАО «РЖД» как с заказчиком. Понятно, что такая организация работы недопустима.
Стремление во что бы то ни стало повысить объем выпускаемой продукции приводит и к значительным кадровым проблемам. Высокие темпы прироста производства продукции потребовали привлечения дополнительного производственного персонала. Только за последние два года численность работающих увеличилась на 25%. С учетом высокой текучести кадров практически каждый третий работник не обладает достаточными навыками для обеспечения качества исполнения технологических операций. Темпы обучения работников значительно ниже темпов обновления работников. Так, в 2006 году обучены только 545 новых работников, а приняты на завод 1566 человек. При этом с предприятия уволены 1235 новых сотрудников. На заводе отмечается низкая техническая грамотность производственного персонала, несоблюдение технических требований в большинстве случаев связано с незнанием особенностей технологии производства.

– Но ведь после вхождения Новочеркасского электровозостроительного завода в структуру ЗАО «Трансмашхолдинг» на предприятии запланирована масштабная модернизация производства.
– Это действительно так, но цели и темпы технического перевооружения завода не удовлетворяют требованиям улучшения качества. Так, в 2006 году вместо заявленных 32 единиц нового оборудования заводом было получено только 8, а из 22 единиц, полученных ранее, установлено только 19. Замена оборудования, осуществляемая такими темпами, не может обеспечить повышение качества производства электровозов. Более того, заводом не были реализованы мероприятия по устранению замечаний, которые ранее были предъявлены ОАО «РЖД». Так, по-прежнему отсутствуют современные автоматизированные диагностические стенды для проверки работы оборудования, непосредственно влияющего на безопасность движения. Из-за неудовлетворительного состояния испытательного железнодорожного кольца обкатка выпускаемых электровозов производится с пониженной скоростью, а это не позволяет качественно проверять работу электрических систем и других наиболее важных узлов электровоза. Отсутствие необходимого оборудования на испытательном кольце по-прежнему не позволяет проводить проверку узлов безопасности.

– Какие конкретные меры по повышению качества продукции уже в ближайшее время должно принять руководство предприятия?
– Для улучшения качества поставляемых в ОАО «РЖД» электровозов и устранения всех недостатков в работе руководству завода необходимо осуществить следующие системные мероприятия. Прежде всего разработать комплексную программу улучшения качества изготовления электровозов на 2007 – 2010 годы, в которой поэтапно отразить планируемые результаты деятельности завода в области повышения качества продукции. Причем в программе следует отдельно указать меры и сроки достижения показателей эксплуатационной надежности и технической готовности в соответствии с положениями стандартов ОАО «РЖД», а также сроки перехода на работу по современным международным стандартам. Также следует провести полную техническую инвентаризацию технологической документации. По ее итогам разработать и в краткий срок реализовать мероприятия по актуализации и приведению в надлежащее состояние технической документации. Обновить порядок внесения дополнений и изменений в целях обеспечения полного согласования действий производственных и конструкторских подразделений предприятия.
Новочеркасскому электровозостроительному заводу предстоит провести ряд мероприятий по улучшению системы сервисного обслуживания техники. На заводе необходимо создать специализированную группу по контролю надежности в эксплуатации гарантийных локомотивов, в локомотивных депо ОАО «РЖД» – организовать сервисные бригады по гарантийному обслуживанию, а также создать запасы частей и узлов локомотивов, систематизировать претензионную и рекламационную работу, повысить оперативность сервисного обслуживания.
И наконец, очень важно улучшить работу с кадрами. В частности, следует пересмотреть и дополнить систему мотивации персонала, повысить ответственность исполнителей за качество изготавливаемой продукции, обеспечить более полный учет потерь завода от брака и взыскания убытков с виновных работников. Необходимо разработать систему ускоренного обучения персонала, повышения квалификации специалистов и проверки их знаний.

Справка «Гудка»
    Новочеркасский электровозостроительный завод – крупнейший производитель и поставщик грузовых и пассажирских локомотивов для ОАО «РЖД». В 2007 году предприятие планирует выпустить 102 пассажирских электровоза ЭП1 различных модификаций, 96 секций грузовых электровозов переменного тока 2ЭС5К, один грузовой электровоз 2ЭС4К и 11 промышленных электровозов.
    Парк технологического оборудования завода составляет 2726 единиц и включает 184 единицы металлорежущего, 653 единицы кузнечно-прессового, 159 единиц литейного и 72 единицы деревообрабатывающего оборудования.

«Локомотив» № 6, 2007 год

Журнал открывается статьей «Навести порядок – дело нашей чести», в которой анализируется ситуация с безопасностью движения в локомотивном хозяйстве на основе материалов прошедших недавно региональных совещаний в Улан-Удэ и Минеральных Водах. О необходимости в корне менять систему обучения и подготовки локомотивных бригад говорится в обзоре «Пора сверить позиции».

Становятся все более популярными конкурсы профессионального мастерства локомотивщиков, проводимые на разных дорогах. Об очередном таком соревновании, прошедшем в депо Волховстрой, рассказывается в статье «Победили в упорной борьбе».

Журнал заканчивает публикацию обширного исторического обзора «Этапы развития тепловозной тяги».

По многочисленным просьбам читателей в журнал помещена цветная вкладка со схемами электрических цепей электровоза ВЛ65. Многим локомотивным бригадам будут интересны материалы о электровозах ВЛ15 и их модификациях, о работе системы УСТА на тепловозе ЧМЭ3, способах устранения неисправностей в цепях электропоезда ЭД2Т.

Группа ученых и специалистов анализирует опыт эксплуатации электровозов ЧС2К, прошедших глубокую модернизацию на Ярославском электровозоремонтном заводе. О способах эффективной регулировки топливной аппаратуры рассказывает инженер депо Сольвычегодск А.Шабалин. Под рубрикой «Школа молодого машиниста» помещена статья об электрических передачах тепловозов.

Доктор технических наук В.Ермаков публикует обширный аналитический материал «Как уменьшить износ системы «колесо – рельс». Об опыте использования компенсированной системы электроснабжения 27,5 кВ на Восточно-Сибирской железной дороге рассказывает начальник службы электрификации и электроснабжения В.Драница.

На Куйбышевскую железную дорогу прибыл для испытаний принципиально новый для наших дорог локомотив – газотурбовоз ГТ1. Журнал знакомит читателей с основными особенностями и характеристиками этой машины.

«Вагоны и вагонное хозяйство» № 2, 2007 год

Журнал «Вагоны и вагонное хозяйство» за второй квартал 2007 года открывает статья главного инженера Московской дирекции по ремонту вагонов (ДРВ) В.Калашникова о внедренной в депо Воскресенск автоматизированной системе управления технологическим процессом ремонта грузовых вагонов (АСУ ТОРО-ВР). Об особенностях разделения вагонного хозяйства на Восточно-Сибирской железной дороге, делах и людях магистрали рассказывается в материале работников службы вагонного хозяйства. Главный инженер Октябрьской ДРВ И.Чередниченко знакомит читателей с компьютерными обучающими программами и интерактивными электронными руководствами. Совершенствованию диагностики колесных пар посвящен материал главного инженера Горьковской ДРВ Л.Рамиреса-Гарсии.

Недавно на сети дорог прошло профилактическое мероприятие «Внимание: тележка!». С его результатами и выводами знакомит П.Николаев из ПКБ ЦВ. Об обеспечении безаварийной работы вагонников Северо-Кавказской магистрали рассказывает С.Хоперсков из службы вагонного хозяйства дороги.

Ремонтное депо Кандалакша отметило недавно свой 70-летний юбилей. О лучших тружениках предприятия, новых средствах механизации ремонта – публикация Т.Ярчевской. Недавно группа специалистов ОАО «РЖД» прошла стажировку на железных дорогах Германии и Франции. Журнал публикует подробный отчет об организации неразрушающего контроля деталей подвижного состава в этих странах.

О современных тенденциях развития дефектоскопии рассказывает генеральный директор ЗАО «Вотум» А.Сляднев.

Несколько материалов в журнале посвящены механизации и автоматизации ремонтных процессов. Так, описывается установка для правки люков полувагонов, созданная в Московской ДРВ, рассказывается о механизированных комплексах для демонтажа колесных пар, выпущенных ООО «ИРТРАНС».

Публикуется интересная статья о перспективах применения экструдированных алюминиевых панелей для кузовов вагонов.

Ряд статей рассказывает о проблемах, возникающих при ремонте приватных вагонов в депо ОАО «РЖД», о выведении вагоноремонтных мощностей в конкурентный сектор производства. Помещена консультация по спорным моментам при ремонте вагонов.

«Путь и путевое хозяйство» № 6, 2007 год

В статье «Особенности расшифровки уширения колеи в кривых с боковым износом» А.Кулябко и Е.Кулябко подробно рассматривают недостатки Инструкции ЦП-515, анализируют поправку на величину бокового износа рельсов, влияние заглубления роликов, норму ширины колеи, расшифровку в двух разных режимах.

В статье В.Певзнера и А.Дворникова «Методы совершенствования оценки пути» на примерах показано, что существующая статистическая одномоментная оценка состояния геометрии рельсовой колеи должна быть дополнена динамической, которая может быть использована при планировании выправочных работ.

На линии Санкт-Петербург – Москва ведется подготовка к движению со скоростями на отдельных участках до 250 км/ч. В.Ермаков, Б.Зензинов и Ю.Трушина в статье «Параметры рельсовой колеи на линии Санкт-Петербург – Москва» считают, что в соответствии с периодическим мониторингом параметров колеи необходимо изменить практику выполнения и приемки ремонта пути, планово-предупредительных выправок, а также откорректировать оценку колеи при проверках путеизмерителями.

Принята Концепция системы ведения путевого хозяйства. Это предварительный этап подготовки нового «Положения о системе ведения путевого хозяйства». Этой теме посвящена статья. С 2003 года внедряется АСДП – автоматизированная система диагностики пути. Однако из-за ряда проблем не получен реальный эффект от ее функционирования. Как справиться с этими проблемами? Ответ на этот вопрос можно найти в статье Л.Башкатовой.

Железо лазерного раскроя

Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) рассчитывает значительно повысить качество продукции за счет модернизации производства и автоматизации основных процессов. Инвестором этого проекта стоимостью 452 млн руб. выступает ЗАО «Трансмашхолдинг».

«Мы прекрасно понимаем, что не вся наша продукция соответствует тем высоким критериям качества, которые существуют в ОАО «РЖД». Все претензии, которые предъявляются к нашим локомотивам, справедливы и обоснованны, – говорит заместитель директора НЭВЗа по вопросам качества Владимир Чучупал. – Мы полностью согласны с выводами комиссии, которая проводила инспекцию нашего завода в феврале текущего года».

По словам Владимира Чучупала, завод работает над исправлением всех тех замечаний, которые были представлены в заключении комиссии. Руководством завода и специалистами ЗАО «Трансмашхолдинг» был разработан план мероприятий по устранению недостатков, замечаний и несоответствий, выявленных в результате комплексной проверки деятельности завода комиссией ОАО «РЖД».

Среди наиболее значимых пунктов этого плана заместитель генерального директора по качеству выделяет прежде всего реконструкцию обкатного кольца для испытания новых электровозов. «Текущий ремонт обкатного кольца уже завершен, что позволило значительно увеличить скорость движения локомотивов во время испытаний, – сказал он. – Но на этом мы останавливаться не собираемся. В срок до 2009 года намечена полная модернизация обкатного кольца для обеспечения необходимых скоростей в соответствии с современной методикой испытаний электровозов. На эти цели выделено 125 млн руб.».

Еще одна значимая мера – закупка полного комплекта автоматизированных диагностических стендов для проверки работы оборудования, непосредственно влияющего на безопасность движения. В соответствии с планами модернизации завода это оборудование будет закуплено в 2007– 2010 годах. Всего, по словам Владимира Чучупала, на устранение замечаний комиссии ОАО «РЖД» выделено 452 млн руб.

«В связи с постоянным ростом объема производства, необходимостью создания новой продукции, отвечающей современным требованиям и способной конкурировать на мировом рынке, на заводе принимаются меры по модернизации и техническому перевооружению, – говорит генеральный директор НЭВЗа Сергей Подуст. – На заводе разработана и при содействии ЗАО «Транс-
машхолдинг» уже реализуется программа технического перевооружения».

Как рассказал руководитель предприятия, план технического перевооружения должен решить сразу несколько задач. Во-первых, содействовать повышению конкурентоспособности продукции за счет снижения себестоимости и повышения качества, во-вторых, привести к сокращению трудоемкости изготовления деталей, в-третьих, способствовать сокращению межцеховых и внутрицеховых транспортных операций за счет концентрации наибольшего количества операций на одном станке или обрабатывающем центре.

Сергей Подуст заявил, что реализация данного плана технического перевооружения в целом позволит получить годовой экономический эффект в размере 137 млн руб. и высвободить около 3 тыс. кв. м производственных площадей.

«Техническое перевооружение НЭВЗа – это не просто замена старых станков на новые. Это смена технологий. Мы будем приобретать только высокопроизводительное металлургическое, механообрабатывающее, кузнечно-прессовое оборудование отечественного и импортного производства. При этом использование нового оборудования помимо непосредственного эффекта приведет к снижению трудозатрат на 10 – 25%», – считает Сергей Подуст.

В ходе реконструкции в 2007 – 2010 годах в тележечном цехе, например, будет установлен обрабатывающий центр германского производства ALFA-800S, а также многофункциональный токарный центр для обработки валиков и втулок буксового узла модели СТХ-420. Цех сварных конструкций перейдет от традиционной сварки на лазерный раскрой металла при помощи систем Bystronic с последующей обработкой заготовок на прессах Hammerle. В литейном цехе для повышения качества литья будут установлены печи для сушки руды и ферросплавов, полностью автоматическая термическая печь немецкой фирмы LEHER, а также новый комплект оборудования для изготовления форм и крупных стержней.

Директор департамента по связям с общественностью ЗАО «Трансмашхолдинг» Артем Леденев так определяет основные направления работы Новочеркасского электровозостроительного завода для ОАО «РЖД»: «Перспективы создания новых электровозов связаны с разработкой и выпуском подвижного состава с бесколлекторными тяговыми двигателями – это модельный ряд от четырехосных до двенадцатиосных грузовых электровозов постоянного и переменного тока». В 2008 году НЭВЗ планирует выпустить двенадцатиосный грузовой электровоз переменного тока 2ЭС3К с коллекторным приводом мощностью 10000 кВт, микропроцессорной системой управления, конструкционной скоростью 110 км/ч и опорно-осевым подвешиванием тяговых двигателей.

Основной разработкой 2009 года станет магистральный грузовой двухсекционный электровоз переменного тока 2ЭС5, восьмиосный с асинхронным приводом, мощностью 9800 кВт, микропроцессорной системой управления и конструкционной скоростью 120 км/ч.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31