09 декабря 2021 04:58

Локомотивы прошли комиссию

В 2007 году в трех эксплуатационных депо Западно-Сибирской железной дороги ухудшились показатели технического состояния локомотивного парка.

К такому выводу пришли участники комиссионного осмотра тягового состава.

В ходе осмотра были проверены 866 электровозов и 434 тепловоза. Особое внимание было уделено состоянию тяговых электродвигателей, электроаппаратуры, пневматического оборудования, приборов безопасности. Не меньшее значение придавалось внешнему виду машин и состоянию кабин локомотивов.

Несмотря на то, что степень износа тягового парка на ЗСЖД очень высока (у электровозов – 78%, тепловозов – 80%, причем более 550 электровозов выработали нормативный срок службы), состояние именно электровозов, предъявленных к осмотру, оказалось лучше, чем год назад. Средняя их оценка составила 4,11 балла, в 2006-м же она была 3,93 балла.

Особо начальник магистрали Александр Целько отметил работу локомотивщиков депо Барабинск. Все их 136 пассажирских электровозов ЧС2, находящихся в эксплуатации по 35 – 40 лет, второй год подряд заслуживают оценку 4,16 балла. Хорошую оценку получили и электровозы основных серий грузового парка дороги ВЛ10 и ВЛ80, обслуживаемые в эксплуатационных депо Новосибирск и Карасук: эти локомотивы заслужили 4,3 балла.

А вот техника, представленная к осмотру в депо Белово (и тепловозы, и электровозы), получила только удовлетворительную оценку. Такая же ситуация с тепловозами в депо Омск и Новокузнецк. В результате средняя оценка технической готовности тепловозов дороги оказалась ниже прошлогодней. Но, как считает начальник локомотивной службы магистрали Андрей Бояринов, капитальный и текущий ремонт тепловозов, намеченный на вторую половину года, позволит исправить положение дел.

В ходе же подведения итогов осмотра начальник ЗСЖД Александр Целько предъявил локомотивщикам серьезные претензии. Уже после осмотра техники были зафиксированы шесть случаев брака в поездной работе. Они допущены машинистами эксплуатационных депо Тайга (3 случая), Московка (2) и Барнаул. Также вскоре после окончания проверки зафиксировано более двух десятков отказов тягового подвижного состава. Девять из них допущены по вине службы перевозок, 12 – на совести ремонтных подразделений. Как сообщил «Гудку» начальник дорожной дирекции по ремонту локомотивов Владимир Гейнц, руководителями предприятий дирекции совместно со специалистами эксплуатационных депо намечены конкретные меры для повышения качества ремонта техники, снижения числа случаев брака и отказов в поездной работе.

Александр ШАМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Новосибирск

Иногда железнодорожникам просто лень

За шесть месяцев этого года на сети дорог зафиксировано столько же случаев брака в области безопасности движения, сколько произошло за весь прошлый год.

Эта тревожная ситуация стала предметом обсуждения на сетевом семинаре по предупреждению аварийности и травматизма в хозяйстве перевозок, прошедшем в Белгороде.

«Главная наша задача – исключить грубейшие нарушения обеспечения безопасности движения, которые по отдельным направлениям приобрели характер системных, в частности это касается работы составителей поездов, на долю которых приходится 35% брака», – заявил, открывая семинар, начальник департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Алексей Миронов.

С начала года ими допущено три случая ухода вагонов, причем два из них – из-за того, что вагоны элементарно не были закреплены. И подобные факты для сети дорог не исключение – во время проведения внезапной проверки комиссией департамента управления перевозками на станции Первая Речка Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги помимо прочих нарушений было выявлено, что на подъездном пути один из вагонов был закреплен вместо тормозного башмака деревянными брусками.

На долю работников хозяйства перевозок приходится всего 2 – 3% всех случаев нарушения техники безопасности движения. «Но и эти 2% для нас слишком велики: 163 случая – в 2004 году, 133 – в 2005-м, 112 – в 2006-м», – говорит Алексей Миронов.

Анализ случаев брака свидетельствует о том, что чаще всего их виновниками становятся малоопытные работники всех категорий. Хотя немалый процент нарушений допускают и составители поездов, отработавшие более пяти лет, считающие, что опыт позволяет им игнорировать ряд правил.

Именно нарушения работниками хозяйства перевозок требований, заложенных в основополагающих нормативных документах, а также несоблюдение правил технологических процессов, по мнению специалистов, являются одной из главных причин допущения брака. Ревизоры выяснили, что составители поездов на всей сети дорог систематически нарушают требования инструкции по движению поездов, причем чаще всего ленясь соблюдать предписания.

Еще одна причина появления брака – это неисправности технических средств.

«Когда происходит брак, многие руководители и ревизоры из-за отсутствия технических знаний или элементарной лени, не рассматривая вероятность отказа технического средства, называют причиной происшествия человеческий фактор. Кроме того, все чаще стали появляться случаи брака, допущенные из-за неправильного использования технических средств, которые предупреждают самопроизвольный уход подвижного состава. В этом случае руководитель станции и ревизор движения должны научить работников качественно эксплуатировать данные устройства», – заявил Алексей Миронов, добавив, что до сих пор в работе отделов перевозок существует ряд недостатков, а работа ревизоров движения не контролируется руководством.

«К сожалению, дороги игнорируют и вопрос подготовки резерва на должность ревизора движения (ДНЧ). Как следствие, к 1 апреля этого года на сети оставались не укомплектованными двенадцать должностей ДНЧ. К тому же, как показывают результаты проверок и ревизий, часто ревизоры движения не только не могут чему-то научить или что-то потребовать от исполнителей, но и сами игнорируют требования руководящих документов», – подытожил начальник департамента управления перевозками.

Тревогу у руководства департамента вызывает и тот факт, что проверки руководителями станций соблюдения регламента переговоров на всех без исключения железных дорогах носят формальный характер.

Качественное проведение комиссионных месячных осмотров и своевременное устранение выявляемых недостатков – это еще один больной вопрос хозяйства перевозок.

В соответствии с «Основными положениями работы железнодорожной станции» ответственность за недостатки в содержании технических средств возложена на руководителей предприятий, в ведении которых находятся технические средства, а начальник станции контролирует лишь своевременность устранения недостатков.

«Однако, как показывает практика, – сообщил Алексей Миронов, – начальники станций в одиночку отвечают за станционные неисправности и отступления от норм содержания путей, устройств СЦБ и контактной сети. Поэтому пора принимать меры к представителям смежных служб. Если в их действиях отмечены нарушения, нужно немедленно обращаться к начальникам отделений, руководителям служб перевозок, ревизорам по движению отделения, а при необходимости к главному ревизору или первому заместителю начальника дороги».

Отрицательно сказывается на обеспечении качества работ и большое количество закрытых путей и стрелочных переводов. На 20 июня на сети железных дорог из-за неудовлетворительного технического состояния было закрыто для движения 480 приемо-отправочных путей на 346 станциях и 361 стрелочный перевод на 183 станциях. Все это тоже создает потенциально опасные ситуации для работы дежурных по станции и поездных диспетчеров.

В руководстве ОАО «РЖД» уверены, что компания вправе рассчитывать на сокращение количества случаев брака, учитывая немалые средства, расходуемые на обеспечение безопасности движения. «Ежегодно на эти цели выделяется 100 млн руб. Значительно большая сумма – около 29 млрд руб. – была потрачена в прошлом году на увеличение пропускной способности станций, что также должно сказаться на улучшении безопасности. Однако главным фактором снижения числа браков должно стать осознание железнодорожниками ответственности за результаты проводимых ими работ», – заключил Алексей Миронов.

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,
соб. корр. «Гудка»

Воронеж


Дорога ждет первой очереди

Несмотря на нехватку инвестиций, первая очередь строящейся на границе с Литвой станции Чернышевское будет сдана в эксплуатацию в 2008 году.

Построенные объекты – переходный мост, эстакада для таможенного досмотра вагонов, пассажирские платформы, здание пункта электрической централизации, объездная автомобильная дорога, высоковольтная линия передач, приемо-отправочные пути под 71 условный вагон – позволяют руководству КЖД планировать сдачу первой очереди в следующем году. К этому времени здесь должно быть закончено возведение административных и бытовых помещений, охранных и других служебных объектов, необходимых для работы пограничных и таможенных органов.

Строительство станции началось в 2000 году, однако из-за проблем с финансированием из федерального бюджета работы завершить не удавалось. Первые 200 млн руб. Федерацией были выделены только осенью прошлого года. В то же время ОАО «РЖД» уже вложило в этот объект 410 млн руб.

По словам начальника отдела капитального строительства КЖД Станислава Степанова, для магистрали эта станция жизненно важна. Именно ей предстоит взять на себя пропуск международных грузовых и пассажирских поездов. Пока же пограничный и таможенный досмотр пассажирских составов проводится на пограничной станции Нестеров, а досмотр и оформление грузовых поездов – на станции Черняховск, расположенной в 58 км от границы. Что является грубым нарушением правил безопасности перевозок и создает трудности для формирования грузовых составов.

После того как будет сдана первая очередь, дорога примет решение о второй – развитии путевого хозяйства станции.

«Сроки строительства и сдача второй очереди, – отметил «Гудку» начальник отдела департамента управления перевозками ОАО «РЖД» Наколай Калиничев, – будут во многом зависеть от роста объемов перевозок на КЖД. Программой же развития станции до 2010 года на запуск ее второй очереди требуется еще 702 млн руб.».

Александр ЗАКОВРЯШИН,
соб. корр. «Гудка»
Калининград

Доля магистрали

Восточно-Сибирская железная дорога признана лучшим налогоплательщиком Иркутской области.

Начальнику ВСЖД Алексею Воротилкину награду «Золотая монета» – приз за победу магистрали в региональном конкурсе налогоплательщиков – вручил глава управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Петр Ковальчук.

В этом году конкурс проходил под девизом «Пусть ваша монета, вложенная в бюджет, станет золотой». Причем дорога уже второй год подряд становится его победителем. Год назад коллектив ВСЖД также был признан лучшим налогоплательщиком, внесшим ощутимый вклад в областной бюджет.

Тогда доля магистрали в общем объеме платежей составила 9,4%. Сейчас этот показатель достиг 10% и равен 4,9 млрд руб.

Лейла МУСТАФАЕВА
Иркутск


Молодых зовут изобретать

На Дальневосточной магистрали снизилось количество изобретений, запатентованных железнодорожниками.

Об этом было заявлено в Хабаровске на конференции по развитию научно-технического творчества. Причем тенденция к снижению изобретательской активности наблюдается несмотря на то, что количество авторов-рационализаторов на дороге в пересчете на сто работающих за два года выросло с трех до четырех.

Между тем, по словам начальника службы технической политики ДВЖД Геннадия Бокача, в прошлом году в вагонном хозяйстве показатели по рационализации могли бы быть гораздо выше. Например, в вагонном эксплуатационном депо Комсомольск количество рационализаторов с девяти человек уменьшилось до пяти, количество внедренных предложений – с 28 до 8. Меньше стало новаторов и в путевом хозяйстве – два на сто человек. Для сравнения: в службе СЦБ на ту же сотню работников приходится 11 рационализаторов.

Как было отмечено на конференции, изобретательская активность сотрудников во многом зависит от созданных на производстве условий для развития технического творчества. Вместе с тем стимулировать рационализаторов должно и понимание того, что их работа важна для дороги. «За изобретение должно быть моральное вознаграждение: человека должны отметить на собрании, рассказать о нем в печати, – рассуждает главный инженер службы гражданских сооружений и водоснабжения ДВЖД Владимир Банах. – Также нужна и материальная награда».

Материальные стимулы на дороге определены. В рамках дорожного смотра по итогам года премируются лучшее отделение, служба, предприятие, общественное конструкторское бюро. Например, победитель 2006 года Владивостокское отделение получило 60 тыс. руб. Проводятся конкурсы и среди рационализаторов, премия за победу в которых составляет 7 тыс. руб.

Однако ни премии, ни благодарности не могут заставить заниматься изобретательством молодежь – сегодня молодые специалисты составляют не более 7,5% от числа всех рационализаторов. Единственный выход, по мнению доцента кафедры автоматики и телемеханики Дальневосточного государственного университета путей сообщения Юрия Иваненко, – более плотное взаимодействие учебных заведений и дорожных предприятий. А в качестве руководителей дипломных проектов студентов должны выступать начальники производств.

«Мы просим давать нам темы, которые сегодня волнуют производственников. Тогда, прорабатывая с дипломниками «узкие места» в деятельности того или иного хозяйства, мы получим дипломные проекты, готовые к внедрению на производстве», – говорит он.

Кроме того, нужен материальный стимул для опытных работников-наставников, которые ориентируют младших коллег на научно-творческий подход к своему делу.

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Справка «Гудка»
    В 2006 году на Дальневосточной железной дороге были внедрены 2682 научно-практические идеи. В техническом творчестве приняли участие 2,2 тыс. человек.
    Экономический эффект от внедрения предлагаемых работниками ДВЖД технологий составил почти 95 млн руб.
    Области применения авторских разработок – механизация трудоемких процессов, совершенствование технологии работы станций, повышение надежности технических средств, экономия топливно-энергетических и финансовых ресурсов.

Коротко

На Северо-Кавказской железной дороге за пять месяцев 2007 года погружено более 7 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что более чем на 14% превышает показатели аналогичного периода прошлого года.

На Северной железной дороге на станции Нея Вологодского отделения до 1,5 км будут удлинены пять приемо-отправочных путей, что обеспечит пропуск длинносоставных и тяжеловесных поездов на направлении Лянгасово – Санкт-Петербург.

На Западно-Сибирской железной дороге ОАО «Омск-пригород» по результатам работы в 2006 году получило прибыль в размере 19,9 млн руб. В целом доходы компании по сравнению с 2005 годом увеличились на 13,7%.

На станции Владивосток Дальневосточной железной дороги на базе отделенческой больницы создан Центр новых технологий в хирургии (ЦНХТ). На основе центра планируется создать первую на Дальнем Востоке проблемную научную лабораторию эндоскопической хирургии.

На Южно-Уральской железной дороге почти две тысячи детей железнодорожников Оренбургского отделения отдохнут этим летом в загородных лагерях и санаториях.

Перевалка грузов всех портов, обслуживаемых Октябрьской железной дорогой, за пять месяцев составила 26,8 млн тонн – на 13% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На Тюменском отделении Свердловской железной дороги с начала года услугами железнодорожного транспорта воспользовались более 210 тыс. граждан, имеющих право на бесплатный и льготный проезд.

На Юго-Восточной железной дороге в прошлом году внедрено около 3,5 тыс. рационализаторских предложений.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог