02 декабря 2021 14:56

Работа с камнем

На укрепление береговой линии озера Байкал, вдоль которой проходит участок Транссиба, в этом году будет потрачено 65 млн руб., что в два раза больше, чем в предыдущем году.

Строители в этом году отсыпят вдоль берега каменную берму длиной 1200 м, преимущество которой перед стенками из железобетона давно оценили на Восточно-Сибирской дороге.

«Каменную берму мы применяем с 1989 года, – говорит заместитель начальника путевой машинной станции №224 из Слюдянки Анатолий Донской. – Аналогов «каменной» технологии в мире нет – она наиболее совершенна».

Прежде вдоль берега Байкала возводили железобетонные стенки, которые прямолинейно принимали удары волн, сравнительно быстро разрушаясь. Использование же каменистой бермы, предусматривающее обсыпку береговой линии гранитом, не пускает штормовую волну к полотну Транссиба – она гасится, проходя многочисленные каменные «языки».

Первоначально предполагалось, что для сооружения искусственных каменистых преград понадобятся тяжеловесные валуны. Но оказалось, что при первом же шторме они просто уходят на дно. Расчеты и практика показали, что самый оптимальный вариант – камень фракцией 300 – 500 мм.

В этом году берегоукрепительные работы ведутся рядом с разъездом Мангутай. На участке уже отсыпано 17 тыс. куб. м гранита, до конца же года предстоит «потратить» 33,6 тыс. куб. м камня.

Преимущество применения берм перед строительством железобетонных стен Анатолий Донской демонстрирует на примере участка от станции Переемной до 5339-го километра Транссиба.

В минувшие зимы ледяные торосы Байкала здесь так и не добрались до железной дороги. Хотя на соседних участках, где еще сохранились железобетонные подпорные стенки, видны разрушительные следы ледовой атаки.

«Срок годности искусственных сооружений из железобетона себя исчерпал, – говорит Анатолий Донской. – Поэтому будем наращивать новый каменный берег».

Новая технология не только удобна технически, но и идеальна с экологической точки зрения. Камень, взятый для бермы из горных пластов байкальской складчатости, не только не отторгается озером, но и становится идеальной средой обитания для водорослей и мальков. А это служит привлекательной кормовой базой для ценных промысловых пород рыб. Ихтиологи отмечают, что в последние годы к новым искусственным «пляжам» охотно идет сиг и омуль.

В Байкальском институте экологической токсикологии данную технологию берегоукрепления оценивают положительно.

По мнению ведущего специалиста института Сергея Куделина, серьезных замечаний новшество не вызывает. Единственное нарекание прозвучало, когда камню не дали выстояться от запаха селитры, применяемой при взрывных работах. Однако недостаток железнодорожники быстро устранили.

Владимир ПАЛАГУТИН
Слюдянка

Соседи поменяли результаты

На Южно-Уральской выросли грузооборот и эксплуатационные расходы из-за капитального ремонта пути на соседних магистралях.

По словам начальника ЮУЖД Анатолия Левченко, планомерное предоставление «окон» для проведения капитального ремонта пути на Свердловской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской потребовало направить основной вагонопоток из Сибири через стык Исилькуль на Южно-Уральскую дорогу.

В мае магистраль ежесуточно принимала 273 поезда – на 40 больше, чем в тот же период прошлого года, и отправляла 280 поездов – на 45 больше прошлогоднего.

Увеличение грузооборота в прошлом месяце составило 10,2% к плану и 22,3% – к тому же периоду 2006 года. На сети дорог этот рост стал самым высоким.

В июне при росте грузооборота на 16% количество поездов сохранилось на уровне прошлого месяца. Дорога справилась с вагонопотоком, но резкий рост грузооборота повлек за собой ухудшение показателей использования подвижного состава – ЮУЖД не хватает пропускной и перерабатывающей мощности и тягового подвижного состава для качественного обслуживания такого количества поездов.

В мае из основных показателей использования подвижного состава выполнены задания только по весу поезда (4056 тонн, что выше плана на 16 тонн и выше уровня прошлого года на 34 тонны) и по статической нагрузке – на 100,2%.

При плане 2,63 суток оборот грузового вагона в мае составил 2,69 суток. Как поясняет заместитель начальника службы перевозок ЮУЖД Михаил Щипицын, соседние дороги плохо принимали поезда: за месяц было задержано 1186 маршрутов.

Из-за несвоевременного вывоза, отсутствия локомотивных бригад, проведения летних путевых работ на прилегающих перегонах на станциях оказались «брошенными» 309 поездов. По этим же причинам на основных узловых станциях дороги – Петропавловск, Кропачево, Оренбург и Челябинск-Главный – задержано 2477 поездов.

Невыполнение же установленных заданий по использованию подвижного состава в мае увеличило эксплуатационные расходы дороги на 85,4 млн руб.

Всего за пять месяцев перерасход эксплуатационных средств от невыполнения показателей за пять месяцев составил 288,8 млн руб.

Увеличенный объем перевозок с начала года поднял показатель тонно-километровой работы локомотивов на 16,8%. Вместе с тем сверхурочная работа локомотивных бригад в это же время выросла в 4,4 раза – с 105820 часов в 2006 году до 463232 часов в этом. Основными причинами переработок на дороге называют неукомплектованность локомотивных бригад и их непроизводительное использование. Например, ожидание отправления поезда и банальный простой.

Численность локомотивных бригад на 1 июня составляла 7975 человек, что на 345 человек меньше потребности дороги, установленной графиком работ. Только это принесло 57615 часов сверхурочной работы.

«Есть у нас и другие существенные проблемы. Так, Куйбышевская дорога не могла обеспечить возврат локомотивов на ЮУЖД в том количестве, который позволял бы вывезти весь грузопоток, – говорит Михаил Щипицын. – На ЮУЖД задействован весь парк электровозов, и задержка машин у соседей существенно осложняет работу».

Чтобы ускорить продвижение поездов, было принято решение о дополнительной загрузке южных стыков ЮУЖД с другими магистралями: станций Новоперелюбская с Приволжской дорогой и Кинель с Куйбышевской.

Существенной проблемой содержания парка локомотивов стала и неритмичная поставка запасных частей и материалов.

Согласно программе ремонта локомотивов на 2007 год ЮУЖД необходимо было выделить 1002,3 млн руб., фактическая сумма отпущенных на запчасти и материалы средств составила лишь 660 млн руб.

При этом для организации пропуска поездов по южному ходу ЮУЖД просила ОАО «РЖД» изыскать возможность передачи в парк депо Оренбург десяти локомотивов 2ТЭ10. Три тепловоза получены.

С 27 июня в программе капитального ремонта пути и стабилизации эксплуатационной работы на полигоне трех дорог наступает новый этап.

Свердловская магистраль, завершив ремонтные работы, принимает на себя по стыку Называевская часть грузового потока ЮУЖД, а Западно-Сибирская и Южно-Уральская на полигоне Транссиба от станции Входная до станции Кропачево начнут капитальный ремонт пути. На ЮУЖД предстоит обновить почти 500 км.

Вместе с тем ремонтные работы на дороге уже ведутся: пропуская усиленный поток по главному ходу, ЮУЖД в то же время проводит на ряде участков средний и капитальный ремонт пути.

«Южно-Уральская свои обязанности перед соседними дорогами – Свердловской, Западно-Сибирской и Куйбышевской – выполнила, – резюмирует руководитель магистрали Анатолий Левченко. – Теперь для выполнения капитальных работ в полном объеме поддержка необходима ей.

Надо, чтобы прилегающие дороги выполнили программу, заложенную департаментом перевозок ОАО «РЖД» по приему поездов по внешним стыкам».

Евгения МУСИХИНА,
соб. корр. «Гудка»
Челябинск


Туристов приглашают покататься

В рамках соглашений с турфирмами Калининградская дорога приняла первый из десяти запланированных на нынешнее лето туристических поездов из Германии.

Для отстоя составов на станции Дзержинская были построены дополнительные пути с западноевропейской колеей, а на станции Калининград-пассажирский удлинены приемо-отправочные пути.

По словам начальника отдела предоставления услуг инфраструктуры в сфере пассажирских перевозок КЖД Михаила Савина, многие зарубежные гости будут прибывать поездами по западноевропейской колее на Южный вокзал Калинин­града. На его капитальный ремонт магистраль потратила 90 млн руб.

По мнению руководства КЖД, это станет еще одним фактором для того, чтобы переманить часть туристов с автобусных маршрутов на электрички и дизель-поезда.

«Мы уже готовы к конкуренции с автобусами, – заявил заместитель начальника дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении КЖД Виктор Енкулев. – С начала года пригородными поездами перевезено 2 млн 300 тыс. пассажиров, при том что население области составляет около миллиона человек».

Основная часть путей на туристическом маршруте по так называемому большому курортному кольцу уже капитально отремонтирована. Финансовые затраты на эти цели составили в 2007 году около 100 млн руб.

Министр развития инфраструктуры областного правительства Александр Рольбинов пообещал создать «благоприятные условия для развития пригородного сообщения».

Например, регион намерен принять участие в строительстве девяти путепроводов в местах пересечения шоссейных дорог и железнодорожных линий. Но в реконструкции ранее закрытых малодеятельных железнодорожных участков на морском побережье регион дороге финансово помочь не может.

Александр ЗАКОВРЯШИН,
соб. корр. «Гудка»
Калининград

Получили за дело

Дипломные работы десяти выпускников Забайкальского института железнодорожного транспорта получили премии начальника ЗабЖД.

Одно из условий выдвижения научных работ на специальную премию – рекомендация государственной аттестационной комиссии для их внедрения на дороге.

«Дипломные работы все больше заслуживают внимания практиков. На ЗабЖД растут перевозки, идет внедрение современных технологий, модернизируется линия Карымская – Забайкальск с выходом на КНР. Руководители проектов ориентируют студентов на эти «горячие» темы», – сообщил декан факультета «Управление и экономика на транспорте» ЗабИЖТа Александр Булдаков.

Например, диплом Василия Савонюка посвящен организации работы агентства контейнерных перевозок на пограничной станции при росте объемов транспортировки крупнотоннажных контейнеров.

Он разработал три варианта реконструкции контейнерной площадки станции Забайкальск и подготовил модель комплекса, где происходит перегрузка вагонов узкой и широкой колеи.

Оптимизация работы погрузочного места на станции, по проекту выпускника, позволит уменьшить простой контейнеров с 60 до 48 часов.

Работа Василия заинтересовала проектную группу, готовящую решение этой проблемы.

Авторы отмеченных премией работ разделили между собой 240 тыс. руб. призового фонда. По словам Александра Булдакова, такая форма поощрения значительно повлияла на подготовку студентов к самостоятельной работе.

В 2007 году из 408 выпускников института на «отлично» защитились 155 человек, рекомендовано к внедрению на производстве 79 работ, внедрено 17.

Андрей МЕТЕЛЕВ,
соб. корр. «Гудка»
Чита

Порт перестал калечить вагоны

В порту Ванино появилась тенденция к снижению числа поврежденных при выгрузке вагонов.

На Дальневосточной магистрали проблема порчи подвижного состава стоит весьма остро. За пять месяцев этого года было повреждено около 2,5 тыс. вагонов, на 1 тыс. больше, чем за тот же период прошлого года.

Одним из предприятий, где постоянно увеличивалось число вагонов, получавших повреждение во время грузовых работ, было ОАО «Ванинский морской торговый порт» (ВМТП).

Как рассказали в службе вагонного хозяйства ДВЖД, в порту нарушались нормативные требования по выгрузке сыпучих, навалочных грузов.

В первую очередь это касается угля, который выгружается грейферным способом, и отчасти леса.

При выгрузке у вагонов ломают крышки люков, планки перекрытия поперечных балок, скобы лесных петель и стойки секций для закрепления круглого леса на платформах. В феврале при обработке 3 тыс. вагонов было повреждено 147.

Однако уже в прошлом месяце наметилась тенденция к сокращению числа выводимых из строя вагонов. В мае при тех же объемах выгрузки было повреждено всего 26 единиц подвижного состава.

Исправилась ситуация общими усилиями. Железная дорога организовала круглосуточный контроль со стороны осмотрщиков по сохранности вагонного парка и приемосдатчиков, а ВМТП, после того как Федеральная служба по надзору в сфере железнодорожного транспорта вынесла в адрес предприятия предписание устранить недостатки в работе портовых служб, изменил отношение к «чужой» собственности.

В частности, руководство компании ввело штрафные санкции для крановщиков, допускающих повреждения вагонов.

«Портовики пошли нам навстречу. Выгрузка стала более бережная. Кроме того, работники порта теперь сами стараются обнаружить поврежденные вагоны и отремонтировать их своими силами, чтобы к ним было меньше претензий», – рассказал «Гудку» инспектор по сохранности вагонного парка ДВЖД Дмитрий Быстрецкий.

Кроме того, свою роль сыграл и фактор сезонности. Ведь пик повреждений приходится на зимние месяцы, когда уголь поступает в порт смерзшимся. Поскольку специальных ангаров-размораживателей, так называемых «тепляков», в Ванино нет, докеры вынуждены разбивать монолит многотонным грейфером, зачастую задевая кузов полувагона.

С наступлением же теплой погоды уголь приходит нормальной сыпучести. Поэтому теперь, по словам Дмитрия Быстрецкого, вагон выгружается грейфером не до конца – открываются люки, уголь высыпается на землю, а остатки груза выметаются вручную.

Насколько действенны меры по предупреждению повреждений вагонного парка, покажет конец года, когда снова наступят минусовые температуры.

Впрочем, говорят в управлении Дальневосточной магистрали, проблема с битыми вагонами в ВМТП вообще исчезнет, когда близ Ванино вступит в строй крупный угольный терминал мощностью 12 млн тонн.

Грузоперевалочный комплекс должен заработать уже в середине 2008 года. Специализированный терминал будет оснащен тепляками и вагоноопрокидывателями, что позволит практически полностью исключить повреждения подвижного состава.

Причем представители заказчика объекта – ОАО «СУЭК» – уже заявили, что он будет переваливать уголь как собственный, так и принадлежащий другим компаниям.

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Коротко

На Приволжской железной дороге филиал ОАО «ТрансКонтейнер» с января по май 2007 года отправил почти 100 тыс. тонн грузов, что на 3,6% превышает показатель аналогичного периода прошлого года.

На Кировском отделении Горьковской магистрали в 2007 года на обустройство пригородного хозяйства будет затрачено 20 млн руб. 10 млн руб. из них выделено на капитальный ремонт платформ, еще 10 – на ремонт вокзалов станций Яр и Мураши.

Северо-Кавказской железной дорогой за пять месяцев этого года погружено более 3 млн 200 тыс. тонн каменного угля, что на 16% превышает прошлогодние показатели.

На Свободненском отделении Забайкальской железной дороги завершена акция «Внимание, переезд!». Более ста специалистов путевого хозяйства и свыше двадцати сотрудников ГИБДД проверили 152 переезда, выявили 10 фактов нарушения Правил дорожного движения.

На Западно-Сибирской железной дороге за пять месяцев Омским отрядом ведомственной охраны обеспечены охрана и сопровождение более 22,6 тыс. грузовых поездов, что на 22,3% больше, чем в прошлом году.

На Свердловской железной дороге дирекция по ремонту вагонов за пять месяцев отремонтировала 14 тыс. 229 грузовых вагонов, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

На Северной железной дороге с момента появления возможности покупки билетов через Интернет этой услугой воспользовались 86 человек.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31