02 декабря 2021 16:30

Россия помнит о поэте

25 июня 1907 года родился Арсений Александрович Тарковский, поэт, переводчик и корреспондент «Гудка».

Наверное, самым крупным событием юбилея стала премьера «дачной пьесы» Тарковского «Чудо со щеглом» в постановке Александра Огарева. Собственно, этот спектакль стал новой вехой в возрождении Школы драматического искусства Анатолия Васильева. То, что для новой жизни театра было выбрано именно это произведение Тарковского, не случайно. Оно очень летнее, милое, трепетное и теплое.

Простая дачная история: хозяйка влюблена в оперного певца. Поэт, главный герой, начитавшись Ломброзо, подозревает в хозяйке преступницу, сильно нервничает, даже заболевает, но к лету успокаивается и дарит хозяйке щегла. И вот уже они все вместе пьют чай из самовара и исполняют песни Шуберта. В результате счастье всем, и никто не ушел обиженным.

Спектакль, поставленный Александром Огаревым, весь – бурление рифм, нот и ностальгии. Стихотворный текст Тарковского наполняет спектакль особым, свойственным только этому поэту мелодичным, звенящим и таким печальным звучанием. Ведь и сама жизнь Арсения Тарковского складывалась непросто.

Арсений Тарковский родился в Елизаветграде. После школы переехал в Москву. В 1924 году молодой Тарковский начал работать в газете «Гудок». Он сочинял литературные фельетоны для нашей газеты, где в ту пору сотрудничала блистательная плеяда литераторов: Михаил Булгаков, Константин Паустовский, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров. Потом он много писал для радио и театра. А в 1928 году Арсений Тарковский опубликовал первые стихи в периодической печати. В 1932 году взялся за литературный перевод. В том, что мы читаем по-русски Низами, Махтумкули, Адама Мицкевича и многих других, – его заслуга.

Во время Второй мировой войны Тарковский идет добровольцем на фронт. Сначала он – корреспондент газеты 16-й армии «Боевая тревога». После ранения и ампутации ноги вынужден демобилизоваться в звании гвардии капитана. Тарковский-поэт долго был неизвестен массовому читателю. Сборник собственных стихов «Перед снегом» удается издать лишь в 1962 году. Почти одновременно на экраны выходит фильм его сына Андрея Тарковского «Иваново детство», где звучат стихи поэта. Государственная премия СССР была присуждена Арсению Александровичу Тарковскому уже посмертно.

Савелий ГУБИН
Фото Музея Тарковского

Йоко Оно: «Моя тетя была русской»

В рамках второй Московской биеннале современного искусства жителям столицы был представлен проект Йоко Оно «Одиссея таракана». Знаменитая художница лично представила свою известную экспозицию, центральная идея которой – отказ от насилия и войн, борьба за мир во всем мире. Сама легенда, вдова легендарного Джона Леннона поделилась своими мыслями с «Гудком».

– Йоко, где впервые состоялась эта выставка?
– Премьера этой выставки состоялась в галерее Джеффри Дейча в Нью-Йорке в 2003 году. Джеффри выделил мне огромный гараж по соседству с основным зданием его галереи. Планировка гаража не позволяла мне представить последовательность исторического развития так, как я хотела. Таракан (то есть мы) должен был ползти по всей истории насилия и жестокости двадцатого века, десятилетие за десятилетием. Я была озадачена: как представить этот образ в таком пространстве? Вдруг неожиданно для себя я поняла, что на самом деле у меня для этого есть замечательное пространство. Оно вдохновило меня на создание коллажа хаотичных фрагментов прошлого и будущего Европы и США. Я объединила их все в одном зале, наверное, именно так и рисует наше сознание образ истории и ее карт.
В Лондоне, в Институте современного искусства, мне предоставили большее пространство – целое здание на трех уровнях. Нижний уровень был очень темным. Сотрудник, который показывал мне это пространство, извинялся: «К сожалению, этот уровень слишком темен для выставки». Второй уровень был немного светлее. На самом высоком этаже было светлее всего. Через огромное потолочное окно бил свет. Таракан, таким образом, полз по разным уровням осознания истории. Он начинал свой путь в подземелье на первом этаже. На втором этаже еще царил хаос. Однако именно на этом уровне «делались попытки принести свет». На высшем этаже торжествовало осознание истории. Лестница вела от темноты (беспорядок, страх и война) к осознанию (мир и радость). Мне очень понравилось звучание работы, которое ей придавало многоуровневое пространство.

– Пространство является для вас чем-то принципиальным?
– Конечно. Москва в этом плане меня очень удивила! Когда я увидела чертеж и фотографии, которые мне прислали из Москвы, я поняла, насколько велико пространство, где будет проходить выставка. Оно было в десять раз больше пространства в Нью-Йорке и даже больше всего здания в Лондоне!
Пространство в Москве показалось мне похожим на огромную парковку со множеством столбов. «Я могу заставить посетителей играть здесь в прятки», усмехнулась я своим мыслям. Затем я представила вереницу коридоров, символизирующих время, в этом огромном горизонтальном пространстве. Стены коридоров могут опираться на столбы! Да. Время нужно разделить на коридоры. Коридоры истории. Коридоры нашего сознания. Такой взгляд на историю человечества я не могла представить ни в Лондоне, ни в Нью-Йорке. Нас, людей, вели, как стадо, по коридорам истории, заданным нашими вождями, и наше сознание следовало по этим же коридорам. Таракан увидит, что произошло с человеческой расой.
Я сразу попросила моего ассистента сделать макет коридоров. От Первой мировой войны, между двумя войнами, ко Второй мировой войне и до проявлений насилия и жестокости, которые сегодня мы наблюдаем на улицах многих стран, включая США. В последнем коридоре – надежда и радость, которых мы должны для себя добиться. Я хотела, чтобы первый коридор был самым темным и чтобы коридоры постепенно становились светлее по мере того, как мы продвигаемся по ним. Однако в реальности все по-другому. Правда такова, что наш путь пролегает в темноте почти до самого последнего коридора.
Так, в моей работе в каком-то смысле я представила зеркальное отражение нашей истории как последовательные проявления тьмы, несправедливости и насилия.

– Насколько я понимаю, московская площадка принимает впервые вашу экспозицию?
– Да, я впервые выставляю мои работы в России. Как режиссер-авангардист я также хотела представить на выставке фрагменты фильмов. В инсталляцию также добавлен зал для просмотра фильмов. Я внимательно отобрала фильмы, так чтобы они могли стать дополнением к «Одиссее таракана». Я выбирала фильмы, в которых передано ощущение истории – ощущение женщины. Вначале – фильм из моего детства, с моими бабушкой, дедушкой и родителями. Я также познакомлю вас с жизнью моей тети Анны. Особенно я постаралась включить достаточно большую часть ее личной истории в фильм о моем детстве. Она была русской и несла в себе достоинство, силу и мудрость русских женщин. Я очень ее любила, когда была маленькой. Знаю, что она была бы очень рада, что я показываю ее жизнь ее народу. Вспоминаю о ней, когда дышу воздухом России...
Я очень рада, что смогла снова вернуться в Москву. Это один из городов мира, которые я очень люблю.

– Йоко, представленные вами фильмы несколько жутковаты. Не смутит ли это людей?
– В том-то и дело, что наша жизнь многогранна, в ней есть все: боль, радость, слезы, смех, насилие, предательство и т.д. В повседневной обыденности мы погружаемся в бытовые проблемы и перестаем замечать что-либо вокруг. Мы словно живем во сне. Как можно разбудить человека? Наверное, дав ему сильную эмоцию. Привлечь таким образом внимание. Я не придумываю ничего, я лишь показала то, что есть на самом деле. Я показала весь ужас войны, весь ужас насилия. Если мы будем отворачиваться от этого, то проблема не исчезнет сама собой. Человечество проделало немалый путь саморазвития, но так и не научилось избегать кровопролитий. Тьма застилает наше сознание и пытается поглотить все то хорошее и светлое, что в нас есть.
Если мы остановимся и вспомним о своей светлой стороне, то мы справимся. Ведь все-таки в конце любого тоннеля есть свет.

– Многие считают, что, показывая насилие, мы лишь порождаем новое насилие. Как быть с этим?
– Вы не совсем правильно меня поняли. Не нужно показывать насилие в его динамике и функционировании. Нужно показывать результаты насилия. Так как, видя действия, мы не всегда задумываемся о последствиях. Показать бомбежку – это одно. А показать людей после бомбежки – это другое. Показать слезы матерей и искалеченных детей. Показать насильника и убийцу – это одно. А показать боль близких и страдания – это другое. Нужно воспитывать человечность, сострадание и сопереживание, а не гнев и агрессию.

– Вы считаете, что лишь таким образом можно пробудить гуманность?
– Я считаю, что нельзя все возводить в жесткие рамки и пользоваться лишь каким-то одним инструментом в настройке сердец на любовь и добро. Не случайно мой таракан все-таки пробирается к свету. Безусловно, нужно делать упор на красоту и доброту. Через СМИ и культурные центры мы можем формировать курс на добро, счастье и мир.

Беседовала
Олеся ПЕЛАГЕИНА

Таланты найдены, нужны поклонники

По результатам второго тура Всероссийского фестиваля «РЖД зажигает звезды» определился состав участников гала-концерта, который состоится в Москве в День железнодорожника.

Напомним, что фестиваль самодеятельного творчества, приуроченный к 170-летию российских железных дорог, начался в мае, когда на всех 17 железных дорогах конкурсные комиссии отобрали самых талантливых артистов из числа как детских, так и взрослых коллективов. Второй тур «РЖД зажигает звезды» проходил в четырех городах России в разное время и по разным номинациям.

Стартовал главный этап фестиваля в Нижнем Новгороде 19 мая. Здесь жюри под председательством народного артиста России композитора Александра Морозова определяло победителей в номинации «Искусство народов мира. Фольклор». Первое место было отдано народному ансамблю казачьей песни «Лазорик» (СКЖД), второе – народному вокальному хореографическому ансамблю «Любота» (МЖД), а третье присуждено народному коллективу «Театр эстрадной песни», представлявшему Горьковскую магистраль.

Далее фестивальную эстафету принял Ростов-на-Дону, где 26 – 27 мая выявлялись финалисты сразу по двум номинациям – «Искусство вокала» и «Эстрадное искусство». Яркие, талантливые выступления оценивало жюри под началом заслуженной артистки России преподавателя Российской академии музыки им. Гнесиных Ирины Отиевой. В состав судейской коллегии вошли и артисты братья Пономаренко, которые после конкурса заявили, что многие из самодеятельных коллективов и исполнителей РЖД могут претендовать на место в профессиональном эстрадном искусстве. Наивысшие оценки получили Тамара Марукашвили (ВСЖД), образцовый ансамбль танца «Радуга» (ВСЖД), театр танца «Степ» (СЖД) и ансамбль русских народных инструментов «Бубенцы» (СКЖД). Кроме того, в специальной номинации «За прославление железной дороги» были отмечены Евгения Шутова (КЖД) и ВИА «Экспресс», делегированные на конкурс Приволжской дорогой.

В Новосибирске 9 – 10 июня профессиональное жюри под председательством лауреата Всероссийских фестивалей хореографии Валентина Рожкова и народной артистки России профессора Российской академии театрального искусства (ГИТИСа) Нины Семизоровой выбирало победителей в номинации «Хореографическое искусство». Тройку лидеров составили образцовый ансамбль современного танца «Рассвет» (ДВЖД), образцовая студия эстрадного танца «Фламинго» (СвЖД), народный хореографический ансамбль «Россияночка» (ЗабЖД). Гран-при конкурса достался образцовому ансамблю «Радуга» (ЮУЖД).

Последним принимал гостей Красноярск, куда съехались сильнейшие самодеятельные команды из Челябинска (ЮУЖД), Комсомольска-на-Амуре (ДВЖД), Екатеринбурга (СвЖД) и Москвы (МЖД). Около полусотни ребят, разделенных на четыре возрастные группы от 10 до 26 лет, оспаривали титул победителя и путевки на заключительный концерт фестиваля в номинации «Спортивные бальные танцы».

«Ранее столь представительные соревнования на сети не проводились, – сообщила «Гудку» замдиректора ДК железнодорожников КрЖД Валентина Фомина. – К тому же для нас это и особая ответственность, поскольку только четыре дороги удостоились чести принять у себя участников второго тура».

В итоге первое место по сумме выступлений в европейской и латиноамериканской программах досталось ансамблю спортивного бального танца «Локомотив» из Красноярска (11 медалей), второе – ансамблю «Динамо» из Челябинска (6 медалей). Третью ступеньку пьедестала заняла команда из Комсомольска-на-Амуре.

Как призналась «Гудку» сразу после объявления результатов руководитель «Локомотива» Елена Яценко, победа в чемпионате является для коллектива предметом особой гордости, поскольку он получает уникальную возможность представлять Красноярскую магистраль на гала-концерте. «Впрочем, самое главное, что чемпионат подарил нам возможность полноценного общения с коллегами. К сожалению, не смогли приехать достаточно сильные команды из Нижнего Новгорода, Краснодара, Ростова-на-Дону, Калининграда и других городов. Но я надеюсь, что проведение подобных чемпионатов станет хорошей традицией и количество участников непременно возрастет».

Победители конкурсной программы второго тура фестиваля были награждены ценными подарками РЖД и дипломами лауреатов. В компании считают, что второй тур действительно помог выявить множество талантов, которым необходима поддержка, в том числе и в виде возможности показать себя зрителю. «Широкая география фестиваля позволила нам выбрать лучших из лучших в стране, – отмечает главный специалист отдела реализации программ в области культуры и спорта департамента социального развития ОАО «РЖД» Ирина Гарнцева, – именно эти звезды соберутся вместе в финале».

Сейчас артисты готовятся к последнему и самому ответственному этапу. В целом приглашение на участие в гала-концерте получили порядка 30 коллективов и исполнителей. Завершится фестивальный марафон 5 августа в Москве.

Ринат РЕЗВАНОВ
Сергей НАГОРНЫЙ


На Кошкин Дом напали рейдеры

Всемирно известный Московский театр кошек Юрия Куклачева на грани выселения.

Знаменитый клоун и дрессировщик утверждает, что вокруг здания, в котором вот уже 17 лет располагается его уникальный театр, давно бушуют страсти в духе Булгакова – «квартирный вопрос» портит и портит москвичей. В данном случае – так называемых рейдеров. «Гудок» дозвонился Юрию Дмитриевичу в Воронеж, где кошачья труппа была на гастролях, и расспросил о ситуации.

«Наш театр расположен в очень престижном месте Москвы – в доме № 25 на Кутузовском проспекте. Как вы понимаете, для тех, кто работает в сфере недвижимости, это лакомый кусочек. Мы всегда чувствовали на себе пристальные взгляды, так сказать, «заинтересованных». Ну а с появлением такого явления, как рейдерство, где заняты «специалисты» по вышвыриванию людей на улицу, отбиванию частных бизнесов и прочая, и прочая, жить нам стало еще неспокойнее», – сообщил Юрий Куклачев

По его словам, рейдеры третируют театр около пяти лет. Куклачеву неоднократно намекали на то, чтобы он отдал здание «по-хорошему». Взамен предлагали какие-то невозможные помещения «на выселках». Но выгнать театр все никак не удавалось. Клоун и кошки держались. Теперь же на них стали совершать все более активные нападки. Куклачев в точности не знает, кто за этим стоит. «Но мне совершенно понятно: если наконец не начать массовую кампанию по спасению театра, то дело, которому посвятил всю свою жизнь, я попросту могу потерять…» – говорит он.

В ближайшее время он хочет собрать пресс-конференцию. Тем самым он попытается привлечь к этому вопросу как можно больше представителей СМИ. И, безусловно, Куклачев рассчитывает на поддержку зрителей. «Все зашло слишком далеко, ситуацию больше нельзя пускать на самотек – в нашем случае это смерти подобно. Вы поймите, рейдеры действуют самыми разными способами, они имеют доступ куда угодно... Оказалось, в театре пропали некоторые очень важные документы… А недавно к нам даже подослали сотрудников УБЭП, причем уже с понятыми и прямо во время спектакля! От нашей группы потребовали прекратить выступление и пройти за кулисы. И это при полном зале детей!» – сетует главный кошатник страны.

В свою очередь, Управление по борьбе с экономическими преступлениями подозревает клоуна в злоупотреблении служебным положением. Они заставили его показать содержимое сейфа театра и выразили недоумение: билетов было продано мало, а зал забит битком. Куклачев объясняет это несовпадение тем, что большая часть зрителей – ребята из детдомов и они посещают спектакли театра бесплатно.

Однако пока ни одно представление «кошкина дома» не было отменено. «Мы очень серьезно занялись происходящим, и, конечно, теперь на это уходит много времени. Но программу мы не изменяли. Сейчас вот в Воронеже. На днях я написал подробное письмо Юрию Михайловичу Лужкову. Представляю, как он удивился, узнав, что творится с нашим театром! Я Лужкова знаю. Просто уверен – он не даст нас в обиду!» – отметил Юрий Куклачев.

Мария КОЧНЕВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31