02 декабря 2021 15:05

Банки предпочитают государство

Главными факторами, сдерживающими сотрудничество банков с участниками транспортного рынка, банкиры называют риски, связанные с неудовлетворительными финансовыми показателями компаний.

Банкиры считают лизинг наиболее безопасным кредитным продуктом. Однако наравне с таким подходом существуют банки, развивающие прямое кредитное сотрудничество с представителями транспортной отрасли. Для них главный критерий надежности компании – объемы ее деятельности и принадлежность государству.


Как соблюсти правила конкуренции

Как рассказал «Гудку» начальник отдела привлечения заемных средств Департамента корпоративных финансов ОАО «РЖД» Алексей Токарь, факторов, сдерживающих сотрудничество «РЖД» и банков, не существует. Компания активно работает с финансовыми учреждениями в рамках существующего финансового плана и бюджета.

Высокий уровень производственных и финансовых показателей «РЖД», что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность и кредитные рейтинги компании, позволяет проводить гибкую политику в области взаимодействия с банками по разным направлениям сотрудничества. Например, «РЖД» входит в список компаний-эмитентов первого эшелона. Облигации таких компаний Центральный банк (ЦБ) РФ принимает в обеспечение по операциям РЕПО (под этим термином понимаются сделки по продаже или покупке эмиссионных ценных бумаг. – Ред.).

Помимо этого компания активно работает с банками в рамках торгового финансирования, в том числе под покрытие национальных экспортных страховых агентств, а также по расчетно-кассовому обслуживанию, депозитным и документарным операциям. Однако, по мнению Алексея Токаря, в законодательстве, регулирующем данное сотрудничество, существует пробел. «Если говорить о законодательных аспектах, то можно упомянуть Федеральный закон №135 «О защите конкуренции», который увеличивает срок процедуры отбора финансового учреждения и не дает четкого толкования осуществления данных процедур».


«Мягкий» лизинг

Наиболее выгодным способом инвестирования в транспортный сектор начальник кредитного отдела коммерческого Росавтобанка Анна Анохина считает лизинг. «Хотя банкам выгодно инвестировать денежные средства в предприятия всех отраслей экономики, которые стабильно работают и приносят доход, на мой взгляд, наиболее перспективной формой сотрудничества банков и участников транспортного рынка как один из инструментов финансирования является лизинг». Свое мнение она аргументирует тем, что данный банковский продукт позволяет предприятиям, занимающимся транспортными перевозками, провести модернизацию своих транспортных средств, приобрести новый автопарк.

При этом особенность в данном случае в том, что у транспортных компаний, которые предпочитают этот финансовый инструмент прочим способам инвестирования, возможность использовать основные средства и получать прибыль появляется уже сегодня. «Ведь лизинг – это фактически кредит на приобретение основных средств, причем без залога и сроком до 3 лет, с возможностью равномерного погашения долга и учета его в себестоимости. В конце срока действия договора лизинга у лизингополучателя остается транспортное средство с нулевой остаточной стоимостью». А сдерживающим фактором, по мнению Анны Анохиной, при сотрудничестве банков и транспортных компаний чаще всего являются нестабильное финансовое состояние предприятия, недостоверное отражение финансовых показателей, отсутствие залогового обеспечения.

Как рассказал газете директор департамента по внешним связям «КИТ Финанс Инвестиционный банк» Вадим Бараусов, этот банк имеет многолетний опыт работы с транспортными компаниями в сфере привлечения долгового финансирования, а также лизинга. Крупнейшим клиентом «КИТ Финанс» является ОАО «Российские железные дороги», которому банк оказывал услуги по организации и размещению облигационных займов, а также по лизингу подвижного состава и путевой техники.

По мнению представителя «КИТ Финанс», и отечественные кредитные организации, и зарубежные рады сотрудничеству с таким партнером, как РЖД. «Российские и западные банки при проведении размещений облигаций РЖД в 2004 – 2006 годах проявили огромный интерес к обязательствам данной транспортной компании. Успешное проведение РЖД конкурсов среди лизинговых компаний, многие из которых входят в банковские группы, также показывает готовность крупнейших кредитных организаций к работе в сфере транспорта».

Однако в «КИТ Финанс» не исключают интереса и к другим участникам транспортного рынка. «Безусловно, ОАО «РЖД» является наиболее крупным и надежным клиентом транспортной отрасли, однако динамичный выход других транспортных компаний на рынок облигаций и лизинга показывает интерес банков к работе с представителями данного сектора наравне с представителями других отраслей экономики». Генеральный директор ЗАО «Москоммерц-Лизинг» (входит в структуру Москоммерцбанка) Алексей Мурашко считает, что среди таких банковских продуктов инвестирования, как кредит, лизинг, факторинг, овердрафт, именно лизинг является самым «мягким» по требованиям, предъявляемым к компаниям, нуждающимся в инвестировании. «В отличие от других банковских продуктов в данном случае не требуются залоги. Залогом является сам предмет лизинга, и данный факт соответственно влияет на сроки рассмотрения банком заявки и принятия решения».

Отказы в финансировании по схеме лизинга, по словам Алексея Мурашко, получают примерно 20 – 25% обратившихся компаний. Чаще всего потенциальные лизингополучатели получают отказ в связи с несоответствием между предоставляемыми показателями официальной финансовой отчетности и запрашиваемой суммой, стоимостью предмета лизинга.


«Возрождение» для транспорта

Однако не все банки придерживаются мнения, что существуют факторы, сдерживающие сотрудничество с транспортными компаниями. Банк «Возрождение» считает выгодным сотрудничество с транспортными компаниями даже в случае финансирования непрофильной деятельности предприятия. Как рассказала «Гудку» начальник управления корпоративного бизнеса банка «Возрождение» Ирина Семенова, 18 мая 2007 года между банком и РЖД заключено генеральное соглашение о сотрудничестве. «В частности, в настоящее время в рамках данного соглашения уже успешно реализуется совместный проект по ипотечному кредитованию сотрудников РЖД». Кроме того, заключено также соглашение о стратегическом взаимодействии между банком и Московской железной дорогой – филиалом ОАО «РЖД». Сотрудники локомотивных депо, дистанций пути, путевых машинных станций, дистанций сигнализации и связи получают заработную плату по картам банка «Возрождение».

Примерно 10 лет партнером банка является государственное унитарное предприятие «Мострансавто». «Возрождение» предоставляет своему клиенту не только услуги по банковскому обслуживанию, но и финансирует приобретение автомобильного подвижного состава, подкрепление оборотных средств, строительство и реконструкцию производственных объектов, а также выдает кредиты на цели выплаты зарплаты сотрудникам. Совокупный объем финансирования банком «Мострансавто» за 2006 год составил более 3 млрд руб., а за 5 месяцев 2007 года выдано кредитов на сумму более 1,8 млрд руб. «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) с помощью инвестиционных средств «Возрождения» на общую сумму 1,2 млрд руб. осуществляет содержание и ремонт вагонов, цистерн и платформ, оплачивает перевозки грузов, в том числе по провозному тарифу РЖД, а также оплачивает обработку грузов в порту, аналитические исследования перспектив развития транспортного рынка. ООО «БелАвтоМАЗ», официальный представитель Минского автомобильного завода (МАЗ) в Ростовской области (доля рынка продаж «МАЗов» в Ростовской области 5 – 8%), по данным на 15 июня 2007 года, получило инвестиций от банка «Возрождение» в сумме 17,4 млн руб.

Транспорту нужны «длинные» деньги

Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России:

– Наиболее весомый фактор, сдерживающий развитие сотрудничества участников транспортного рынка и банков, – отсутствие «длинных» банковских денег.

А стоимость транспортных единиц очень высокая. В западноевропейских странах средства передвижения покупают только с помощью лизинговых схем. К примеру, даже автомобили, которые дешевле, чем суда или локомотивы, в западноевропейских странах приобретаются в кредит минимум на 5 лет. В России, не имея «длинных» банковских денег, это сделать затруднительно. Между тем у автомобиля срок окупаемости не менее 5 лет, у авиационных, морских судов – до 15 лет. Но далеко не многие российские банки имеют возможность предоставить кредит даже на 5 лет, не говоря уже о 15. Чаще всего максимум на 3 года. Но за этот период невозможно окупить никакое транспортное средство. При покупке, к примеру, авиационного судна нужно потратить до $300 млн, морского судна – примерно $100 млн, грузовой автомобиль для дальних перевозок обойдется более чем в $100 тыс. Но при этом стоит учесть, что транспортная компания не может приобрести лишь один корабль, самолет или автомобиль. Любой транспортной компании для эффективной деятельности нужно создать график работы, а с одной транспортной единицей, имеющейся в наличии, это сделать никак невозможно. Следовательно, нужно говорить как минимум о двух единицах. Поэтому необходим кредит для приобретения автомобильного транспорта на 5 лет. В авиации, морском, речном флоте – не менее чем на 15 лет.

Зарубежные банки дают такие кредиты, и очень щедро. Однако они ставят условие, чтобы клиент покупал технику только у производителей их страны. Те же автомобили российским покупателям продают в лизинг под достаточно выгодный для лизингополучателя процент. Но при этом никак невозможно купить машины российского производства. И суда зарубежные банки готовы в Россию поставлять по лизинговым схемам, но только не российского производства. К примеру, в ближайшее время в нашу страну будут поставлены 22 самолета, закупленных у крупнейшей мировой аэрокосмической корпорации «Боинг» (Boeing). В России нет пока средств у авиастроителей – ни собственных, ни «длинных» банковских, чтобы внедрить в производство подобные самолеты отечественной разработки. В результате наша страна за пределами собственных границ обеспечила работой немалое количество людей. Правда, хотя зарубежные банки могут предложить в кредит абсолютно любую технику и под относительно низкие проценты, стоит учесть, что иностранная техника стоит значительно дороже, чем российская. Но российским транспортникам из-за того, что у отечественных банков нет возможности предоставить «длинное» кредитование, приходится пользоваться зарубежными кредитными продуктами. При этом, соответственно, приходится и технику покупать в тех странах, которым принадлежат эти банки. При этом российский потребитель транспортной техники абсолютно свободен в выборе производителя. У нас не существует никаких ограничительных законов, которые предписывали бы покупать технику только у российских поставщиков. Однако есть желание поддержать отечественного производителя. Но как это сделать, если российские банкиры не предоставляют средства на такой срок, который был бы выгоден транспортникам? Зарубежная техника, несмотря на то, что стоит дороже, в конечном итоге российскому покупателю обходится дешевле. Сервисное обслуживание такой техники производится до последнего дня ее эксплуатации.

Фото Сергея Зоничева

Инвестиции в отрасль: заемщики и кредиторы

По мнению участников транспортного рынка, банки зачастую предъявляют слишком жесткие требования к транспортным компаниям, предполагающим взять кредит, воспользоваться лизингом, факторингом или овердрафтом. О причинах, в силу которых могла сложиться такая ситуация, а также о том, существуют ли различия в требованиях разных банков к предприятиям транспорта, «Гудку» рассказал директор департамента транспортной отрасли ОАО «ТрансКредитБанк» Вячеслав Михайлов.

– Отличаются ли требования банков к компаниям, принадлежащим разным секторам экономики?
– Единый подход ко всем заемщикам со стороны кредитной организации вообще невозможен, ведь бизнес торговой, производственной или транспортной компании имеет очевидную специфику. Но и требования банков, предлагающих сотрудничество, к предприятиям транспортной отрасли существенно отличаются. Одна из важнейших причин заключается в том, что работа с участниками транспортного рынка для большинства банков не является профильной сферой деятельности.

– Каким должен быть банк, клиентами которого являются транспортные компании?
– Для того чтобы быстро и оперативно решать задачи финансового обслуживания своих клиентов из транспортной отрасли, банк-партнер должен хорошо знать их бизнес и понимать его особенности. В качестве примера расскажу о такой ситуации. Нашим банком разработан масштабный лизинговый проект в интересах автоперевозчиков по обновлению их автопарка. В ходе реализации данного проекта совместно с Министерством транспорта РФ и компанией MAN была подготовлена специальная программа оценки качества заемщиков, так как традиционные методики в данном случае просто не действуют. У нас есть аналогичные программы и для приобретателей железнодорожного подвижного состава, и иных клиентов транспортной сферы. Можно уверенно сказать, что в банке «с транспортной спецификой» клиент-транспортник потратит существенно меньше денег и времени для решения своих текущих вопросов.

– Расскажите о причинах, по которым банки вынуждены выдвигать требования, не всегда приемлемые для компаний, нуждающихся в инвестициях?
– Любой банк заинтересован в том, чтобы своевременно получить обратно выданный кредит и проценты по нему. Но для того, чтобы это сделать, необходимо опираться на сложившуюся практику оценки рисков. Отсюда и ряд требований, выполнить которые кому-то из клиентов не под силу, а для кого-то они приемлемы. Однако главное, чтобы эти требования были объективны, нужно уметь их не завышать, то есть разбираться в вопросе, говорить на одном языке с клиентом – участником транспортного рынка.

– Какой процент компаний, обратившихся за кредитом, лизингом, факторингом, овердрафтом, получают отказ? По каким причинам чаще всего?
– Данный процент невелик. Основные причины отказов – неудовлетворительная работа компании в последнее время или недостаточный опыт работы в данном сегменте, неадекватные запросы, когда, к примеру, относительно небольшая компания запрашивает объем средств, который ей не удастся вернуть. Иногда причиной отказа компании в инвестициях является недостаточно прозрачная деятельность предприятия.

– Насколько выгодно банкам инвестировать в транспортный сектор? Что в большинстве случаев является сдерживающим фактором?
– Транспортная отрасль в настоящее время на подъеме, поле для инвестиций просто колоссальное. В моем понимании, в настоящее время это одно из самых интересных направлений для финансовых институтов. А сдерживающие факторы у банков различны, но один из основных – недостаточная капитализация. Причем эта проблема является общей для всей российской банковской системы.


Cравнение кредитных продуктов











































Факторинг Кредит Овердрафт
Факторинговое финансирование погашается из денег, поступающих от дебиторов клиента Кредит возвращается банку заемщиком Овердрафт возвращается банку заемщиком
Факторинговое финансирование выплачивается на срок фактической отсрочки платежа (до 90 календарных дней) Кредит выдается на фиксированный срок, как правило, до 1 года При получении овердрафта устанавливаются жесткие сроки пользования траншем, как правило, не превышающие 30 дней
Факторинговое финансирование выплачивается в день поставки товара Кредит выплачивается в обусловленный кредитным договором день Срок действия договора по возобновляемой кредитной линии не может превышать 3 – 6 месяцев
При факторинге переход компании на расчетно-кассовое обслуживание в банк не требуется Кредит предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк Овердрафт предусматривает переход заемщика на расчетно-кассовое обслуживание в банк
Для факторингового финансирования никакого обеспечения не требуется Кредит, как правило, выдается под залог и предусматривает обороты по расчетному счету, адекватные сумме займа Овердрафтом предусмотрено поддержание определенного оборота (5:1) по расчетному счету. Обеспечение в виде залога не требуется
Размер фактического финансирования не ограничен и может безгранично увеличиваться по мере роста объема продаж клиента Кредит выдается на заранее обусловленную сумму Лимит овердрафта устанавливается из расчета 15 – 30% от месячных кредитовых поступлений на расчетный счет заемщика
Факторинговое финансирование погашается в день фактической оплаты дебитором поставленного товара Для получения кредита необходимо оформлять огромное количество документов Для получения овердрафта необходимо оформлять большое количество документов
Факторинговое финансирование продолжается бессрочно Погашение кредита не гарантирует получение нового Погашение овердрафта не гарантирует получение нового
Факторинговое финансирование сопровождается сервисом, который включает в себя: управление дебиторской задолженностью, покрытие рисков, связанных с поставками на условиях отсрочки платежа, консалтинг и многое другое При кредитовании помимо предоставления средств клиенту и расчетно-кассового обслуживания банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг Банк не оказывает заемщику каких-либо дополнительных услуг
www.ruskredit-online.ru

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31