02 декабря 2021 16:25

Барьер у Тихого океана

В транспортировке нефти по первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан возникли непредвиденные сложности. До сих пор не решено, кто будет финансировать усиление подъездных путей к терминалу в бухте Козьмино.

Пока не принято решение о строительстве второй очереди нефтепровода ВСТО от станции Сковородино к бухте Козьмино, предполагается, что от этого конечного пункта к Тихому океану нефть будет перевозиться в цистернах по железной дороге. По расчетам экспертов, уже к концу 2008 года терминал в бухте должен быть построен и через него можно будет экспортировать до 15 млн тонн нефти.

Однако, чтобы довести большую нефть с магистральной железной дороги до терминала, необходимо построить нефтеналивную эстакаду, а главное – модернизировать подъездные пути к ней, поскольку нынешнее состояние железной дороги в районе разъезда Хмыловский, где будет осуществляться перевалка нефти, не позволяет оперировать такими объемами.

По мнению специалистов ОАО «РЖД», нужно построить вторые подъездные пути к разъезду, мост и железнодорожные развязки. Все вместе это будет стоить порядка 5 млрд руб. ОАО «РЖД» не раз обращалось в Минтранс с просьбой включить эту сумму в федеральную целевую программу экономического развития Дальнего Востока, которая сейчас формируется. Но МЭРТ подготовил свою программу, где эти инвестиции отнесены на более поздний срок. Минтранс с ОАО «РЖД» заодно и считает, что смысла в переносе сроков финансирования нет, поскольку нефть должна уже в декабре 2008 года поступать от Сковородино до разъезда Хмыловский.

«Мы же не можем перенести сроки строительства трубы. Поэтому отсрочка финансирования может привести к проблеме экспорта нефти по ВСТО», – считают в РЖД. По словам начальника департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Игоря Коломейского, при отсутствии денег со стороны государства реконструировать подъездные пути к разъезду Хмыловский не удастся. «Мы считаем, что за счет собственных источников ОАО «РЖД» финансировать проект не будет. Этим должны заниматься либо «Транснефть», либо государство, потому что проект «Транснефти» по строительству ВСТО – государственный», – рассказал он «Гудку».

В свою очередь «Транснефть», напрямую заинтересованная в транспортировке нефти, в решении денежного вопроса не участвует. Изначально ее позиция состояла в том, что все расходы по железнодорожной инфраструктуре должны нести либо РЖД, либо государство за счет средств, находящихся в распоряжении Минтранса.

Сейчас, как рассказал «Гудку» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, проблему усугубляет вмешательство третьих лиц. «Мы ищем взаимопонимания с ОАО «РЖД» по поводу строительства нефтеналивной эстакады, но в этом процессе кроме нас есть и другие заинтересованные лица – экологические организации, местные власти и т. д. Это затрудняет дело», – заявил он «Гудку».

По словам сотрудников ОАО «РЖД», с их стороны все вопросы по строительству решены: технические условия, место и объекты строительства согласованы. Дело «за малым» – определить источник финансирования.

И сделать это правительству придется в самое ближайшее время, иначе через полтора года импортеры обещанной нефти не дождутся. У «Транснефти», возможно, есть свои расчеты в отношении транспортировки нефти к Тихому океану. Компания рассчитывает дотянуть время до строительства второй очереди нефтепровода, по которой нефть минует железную дорогу. Но второй этап ВСТО в настоящий момент находится под большим вопросом, так как балансовых запасов для заполнения трубы в стране нет.

Вместе с тем глава «Транснефти» Семен Вайншток на Петербургском экономическом форуме заявил о том, что получил гарантии от нефтяных компаний на 30 млн тонн нефти для первого этапа. Этот объем РЖД легко перевезут и без строительства второй очереди дорогостоящей трубы.

Елена ПОПОВА


Справка «Гудка»
    Разъезд Хмыловский находится на участке между железнодорожными станциями Находка и Находка-Восточная. Сюда, согласно временной схеме проекта нефтепровода ВСТО, будет прибывать дополнительный поток цистерн с нефтью объемом около 18 млн тонн в год. И затем по участку трубопровода длиной 24 км перекачиваться к терминальной станции. Железнодорожная составляющая проекта будет существовать до тех пор, пока из Сковородино нефтепровод не дойдет до нефтеналивной станции.

Армянскую железную дорогу выставили на конкурс

Министерство транспорта Армении объявило предварительный квалификационный конкурс на передачу в управление «Армянской железной дороги». Срок концессионного управления госкомпанией составит 30 лет с правом пролонгации на 20 лет. Концессионерам придется в течение 10 лет инвестировать в покупку вагонов, локомотивов и восстановление дорог $170 млн, а также выплачивать государству 2% выручки от грузоперевозок. В конкурсе смогут участвовать как армянские, так и зарубежные компании. Заявки на участие принимаются до 14 сентября этого года. Предварительный конкурс позволит выяснить финансовые и технические возможности претендентов.

Решение домашних проблем военных

Финансирование процесса приобретения жилья для увольняемых и уволенных с военной службы российских военнослужащих в ближайшие три года будет идти по нарастающей.

Если в 2008 году на решение этих вопросов планируется выделить около 19 млрд руб., то в 2009 году – уже 25 млрд руб., а в 2010-м – более 33 млрд руб., сообщили вчера в комитете Госдумы РФ по обороне, где сейчас готовят ко второму чтению проект трехлетнего бюджета страны.

«Решение проблемы жилья бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов составляет значительную часть финансирования всей Федеральной целевой программы (ФЦП) «Жилище» на 2002 – 2010 годы», – отмечают в комитете.

Россия летит в Японию

Авиационные власти России и Японии договорились о расширении географии полетов российских компаний в эту страну, сообщила вчера пресс-служба Минтранса РФ по итогам двусторонних переговоров.

В частности, РФ впервые в истории двусторонних отношений получила право выполнения пассажирских и грузовых полетов из любого пункта на своей территории в десять основных пунктов на территории Японии. «Ранее российские авиапредприятия могли выполнять перевозки только из определенных городов Дальнего Востока России в определенные города Японии», – поясняется в сообщении.

Чартерные перевозки по новому соглашению могут выполняться без ограничений. В обмен японской стороне было увеличено общее количество пролетов над территорией России, а компаниям третьих стран предоставлено право выполнять полеты через РФ по соглашениям о совместной эксплуатации маршрутов с японскими авиаперевозчиками.

Герб запомнить легче

Информированность россиян о государственной символике нынешней России – гербе, флаге и гимне – неодинакова, свидетельствуют исследования социологов Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Лучше всего из этих символов граждане страны знают герб – 84% опрошенных правильно называют, что именно на нем изображено. Цвета Государственного флага и их расположение верно указывают немногим более половины опрошенных (55%).

Наименее информированы россияне в отношении гимна. Верно назвать его первые слова смогла только треть респондентов (33%). Опрос проводился в середине июня в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках страны.

Индийская «кругосветка»

Экипаж индийских авиаторов, совершающих кругосветный перелет на мотопланере, вчера вылетел из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре, сообщил руководитель службы информации и общественных связей ВВС России полковник Александр Дробышевский. «В субботу индийские авиаторы, которые совершают «кругосветку» в честь 75-летия авиации Индии, приземлились на военном аэродроме в Хабаровске», – сказал Дробышевский. Для обеспечения перелета с Читинского военного аэродрома на транспортном Ан-12 была доставлена тонна специального авиационного бензина. Впереди у индийских авиаторов перелет по маршруту Николаевск-на-Амуре – Аян – Охотск – Магадан – Северозвенск – Анадырь – Бухта Провидения. Затем мотопланер перелетит на Аляску.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Свердловская дает «зеленый»

Завтра завершится усиленный капремонт пути на главном ходу Свердловской железной дороги.

Вчера на оперативном совещании в ОАО «РЖД» начальник департамента управления перевозками компании Алексей Миронов сообщил, что вместо запланированных 225 км усиленный капремонт проведен на 234 км главного хода. На время ремонта основной грузопоток был отклонен на Южно-Уральскую, Куйбышевскую и Горьковскую дороги.

«Гудок» сообщал, что после нескольких сходов подвижного состава с рельсов 24 апреля на СвЖД развернуты крупномасштабные путевые работы на нескольких перегонах, признанных ревизорами ОАО «РЖД» аварийными. В общей сложности это 1365 км путей, на которых в течение года будут проведены плановые ремонтные работы. Однако главный ход требовал срочной реконструкции. Во втором квартале СвЖД потребовалось дополнительное финансирование. Утверждена заявка службы пути СвЖД на закупку материалов, выделено свыше 360 млн руб. (51% годового бюджета службы). Во время ремонта движение грузовых поездов по Транссибу было затруднено.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин сказал вчера, что спустя месяц после окончания работ на главном ходу СвЖД необходимо проанализировать, как изменится ситуация с управлением движения на сети РЖД после возврата грузопотоков на СвЖД.

Заместитель начальника отдела ремонта пути Департамента пути и сооружений ОАО «РЖД» Сергей Назаров сообщил «Гудку», что работы по усиленному капитальному ремонту перегонов на магистральном ходу участка Называевская – Тюмень – Свердловск – Пермь – Чепца проведены качественно. Грузопотоки можно вернуть на главный ход магистрали в течение нескольких суток. На других направлениях ремонт пути можно проводить без существенных ограничений движения.

Заместитель генерального директора Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко отметил, что срывов работы с клиентами в связи с ремонтом на СвЖД не произошло.

По мнению заместителя генерального секретаря Международного координационного совета по транссибирским перевозкам Бориса Лукова, благодаря слаженной работе служб РЖД во время ремонта удалось грамотно распорядиться пропускными способностями обходов магистрали. Потерь в грузопотоке, конечно, избежать не удалось. Но они оказались не столь существенны. В течение второго квартала 2007 года на СвЖД грузооборот снизился немногим более чем на 3%.

По словам эксперта, грузоотправители и власти регионов, расположенных в зоне СвЖД, отнеслись к временным проблемам РЖД с пониманием, обеспечивая пониженное предъявление грузов к перевозке. Однако сейчас, по информации Бориса Лукова, грузовой базы достаточно, чтобы в сжатые сроки восполнить потери РЖД. Уже в конце июня по реконструированным путям пройдут два полносоставных контейнерных поезда по маршруту порт Восточный – Бусловская (граница России и Финляндии). Время в пути не должно превысить 11 суток.

Александр ШУГАЕВ

Минфин не любит школьников

Бюджетный комитет Госдумы под давлением Минфина вчера отклонил инициативу о внесении в федеральный бюджет статьи о финансировании льгот на железнодорожные перевозки студентов и школьников.

Член комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Петр Рубежанский (автор инициативы) в разговоре с «Гудком» уточнил, что вчера на заседании бюджетного комитета депутаты под давлением представителей Минфина не согласились внести в федеральный бюджет 2008 года и далее на трехлетний период статью о госфинансировании 50-процентной скидки на проезд в пригородном железнодорожном транспорте студентов и школьников. Замминистра финансов Татьяна Голикова мотивировала это тем, что вопрос предоставления льгот на пригородные перевозки – в компетенции региональных властей.

ОАО «РЖД» за свой счет предоставляет льготы студентам и школьникам в течение трех лет с момента принятия федерального закона о монетизации льгот в 2004 году. При этом в дефицитных региональных бюджетах на льготы студентам и школьникам нет денег. Кроме того, позиция Минфина в данном случае противоречит указанию президента страны Владимира Путина. Как рассказывал «Гудок», президент 10 апреля поручил правительству проработать вопрос о льготах студентам и школьникам до 1 июня и включить соответствующую статью расходов в госбюджет.

Согласно закону о монетизации льгот с 1 января 2005 года финансовую ответственность за социальную поддержку школьников и студентов несет учредитель образовательного учреждения. Правовые основания для предоставления им льгот по оплате проезда железнодорожным транспортом отсутствуют, как не решен и вопрос финансирования. Дабы избежать социального взрыва, совет директоров ОАО «РЖД» три года подряд принимал решение сохранить льготный проезд этой категории пассажиров за счет собственных средств компании.

Начальник департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО «РЖД» Владимир Клименко сказал «Гудку»: «Парадоксальность ситуации в том, что коммерческая компания выполняет государственную задачу, неся миллиардные убытки. Совет директоров ОАО «РЖД» принял решение о продлении 50-процентного льготного проезда в этом году только до 15 мая. Далее за свой счет компания не может этого делать. Чиновники же не могут найти оснований для компенсаций затрат на перевозку студентов». Представитель ОАО «РЖД» сказал, что компания продолжит диалог с депутатами Госдумы по этой проблеме.

Татьяна Голикова вчера была недоступна для комментариев.

Петр Рубежанский заявил, что его комитет намерен вынести данный вопрос на отдельное заседание Госдумы, посвященное второму чтению трехлетнего бюджета 29 июня, а также на рассмотрение руководства думской фракции партии «Единая Россия», где комитет рассчитывает получить поддержку.

Александр ШУГАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31