15 октября 2021 23:30

Детали должен защитить закон

Владимир Макарин, начальник Приволжского регионального центра безопасности ОАО «РЖД»:

– В этом году на Приволжской железной дороге зафиксирован значительный рост хищений металла. Сумма причиненного магистрали ущерба за пять месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла почти в восемь раз и составила около 4,5 млн руб. Третья часть нанесенного магистрали ущерба возмещена.

В ходе оперативно-профилактических мероприятий было выявлено 84 случая кражи, 58 из них – кража изделий из черных металлов, 26 – из цветных. Возбуждено 24 уголовных дела, задержано 65 человек.

Среди них, например, директор Сарептского шпалопропиточного завода (Волгоградское отделение дороги), который подозревается в продаже незаконно разобранных и вывезенных с завода 2,5 км рельсов с подъездных путей весом более 280 тонн, 190 тонн металлолома, 149 куб. м мостового бруса. Отделению ПривЖД был нанесен ущерб в размере более 2,6 млн руб. Возбуждено уголовное дело.

Еще один показательный случай. В мае в Астраханской области была практически разобрана часть бездействующего подъездного пути к консервному заводу. Воры «унесли» 830 м рельсов, более 3 тыс. металлических подкладок, несколько тысяч гаек и болтов.

Часто хищения происходят прямо во время ремонта пути. Железнодорожники, заменяя верхнее строение пути, складывают старогодные рельсы рядом с полотном в местах временного хранения. Этим пользуются жители окрестных населенных пунктов, растаскивая металл, прежде чем его соберут и вывезут.

Совсем недавно были задержаны двое нарушителей, унесших 12 подкладок с места временного складирования старогодного металла. Подобные случаи фиксируются практически ежедневно.

Хотя ущерб от единичной кражи незначителен, общее количество украденного измеряется тоннами. Косвенно хищения провоцирует обилие приемных пунктов металлолома. Сейчас на территории Саратовской области их действует порядка тысячи, тогда как в конце 90-х годов этих пунктов было всего около двухсот.

ОАО «РЖД» неоднократно предлагало ужесточить федеральный закон, регламентирующий деятельность приемных пунктов. Поддерживая «Российские железные дороги», мы предлагаем внести в перечень запрещенных к приему в пункты металлолома определенные виды железнодорожных деталей, из которых состоят верхнее строение пути, средства СЦБ и связи. Ведь их хищение создает прямую угрозу безопасности движения поездов.

Уже сейчас дорога распространяет через лицензионные органы памятки-плакаты с изображением деталей, которые чаще всего крадут. При выдаче лицензий их вручают владельцам пунктов приема металла. Но, к сожалению, эта работа не приносит действенных результатов. Памятки, не подкрепленные законодательством, носят лишь рекомендательный характер.

Некогда отдыхать

Нежелание лесоотправителей грузить продукцию в выходные и праздничные дни привело к падению объемов погрузки на Красноярской железной дороге.

За прошедшие пять месяцев погрузка леса на КрЖД по отношению к прошлому году увеличилась на 626,7 тыс. тонн. Однако, несмотря на перевыполнение задания (+ 3,5%), в последние месяцы наметилась тревожная тенденция. Так, если в апреле дорога свела объем лесопогрузки точно к плану, то в мае показатель снизился на 61,3 тыс. тонн (- 9,5%). При этом на фоне постоянных жалоб грузоотправителей на нехватку подвижного состава в прошлом месяце оказались невостребованными 1389 вагонов.

По мнению железнодорожников, одна из основных причин невыполнения плана кроется в неритмичности погрузки со стороны лесоотправителей. Только в выходные и праздничные дни вагоны простаивают в ожидании погрузки от 13 до 70 часов. В результате дорога теряет до 25% объемов отгружаемой лесопродукции. Так, Новоенисейский лесохимический комбинат при суточной норме погрузки 22 вагона в выходной день отгрузил всего шесть. При этом предприятие требует с дороги компенсацию за неотгруженные из-за неподачи вагонов лесоматериалы. «Однако грузоотправитель умалчивает тот факт, что еще в воскресенье на станции Лесосибирск простаивало в ожидании погрузки 200 полувагонов. Естественно, что дорога не может себе позволить держать в бездействии такой парк, поэтому подобные требования считаю необоснованными», – подчеркнул первый заместитель начальника КрЖД Владимир Касаткин.

Как сообщили «Гудку» в департаменте анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД», проблема с отставанием погрузки леса от плана в выходные и праздничные дни актуальна для всей сети. «В выходные дни первой половины июня погрузка леса на сети опускалась до 75 тыс. тонн, тогда как в будни ежесуточно отгружалось до 210 тыс. тонн», – сказали в департаменте.

«Мы полностью поддерживаем предложение Красноярской магистрали о переходе на непрерывный график, поскольку и сами работаем без выходных. Но решение проблемы находится в руках компаний, занимающихся непосредственно отгрузкой леса. Пока единственное, чего нам удалось добиться, – это уговорить их перейти на «шестидневку», при этом мы не оставляем попыток решить вопрос и с воскресными днями», – сообщил генеральный директор лесосбытового ООО «Сиблес» Александр Цеханович.

Однако лесозаготовители считают, что сейчас – в начале лета – аргументы для перехода на семидневную рабочую неделю не всегда обоснованны.

«Сейчас мы работаем шесть дней в неделю, – говорит директор филиала лесозаготовительного ООО «МС ТрансСервис» Юрий Качаев, – Но в летнее время рабочим бригадам необходимо предоставлять выходные, тем более что и лесозаготовительный сезон давно закончился. Ведь когда идет основная сезонная лесопогрузка, мы выпускаем все рабочие бригады на полную рабочую неделю».

По словам лесозаготовителей, задержка с отгрузкой – следствие роста трудозатрат, связанных с подачей под загрузку платформ, а не полувагонов, как прежде. С учетом высокой востребованности полувагонов на сети дорога старается сориентировать лесоотправителей на работу с платформами. «Если раньше одна рабочая бригада за день отгружала два полувагона с лесом, то сейчас – только одну платформу», – отметил Юрий Качаев. Кроме того, лесозаготовители жалуются и на длительные весенние дожди, из-за которых оказались размытыми и без того плохие дороги. В результате нарушились сроки доставки леса на нижние склады – вагоны простаивали в ожидании.

Мешают клиентам дороги и конвенционные запреты на погрузку в адрес станций назначения. Так, например, по этой причине ООО «Сиблес» не смогло отгрузить в мае свыше полутысячи вагонов. В целом потери КрЖД из-за продлившегося на весь прошлый месяц конвенционного запрета на Находку и действующего на Ейск составили в мае 612 вагонов.

Серьезной проблемой является и несоответствие по срокам выдаваемой при экспорте леса перевозочной документации.

«Свои планы компания верстает на месяц, временная декларация выдается таможней также на месяц, а фитосанитарный сертификат Россельхознадзора – на 15 дней. Это заставляет нас периодически корректировать свои действия», – говорит замдиректора ООО «Лесснабсбыт» Геннадий Горбатков.

Увеличить срок действия сертификата не в силах ни грузоотправители, ни магистраль. Как пояснил «Гудку» замначальника отдела инспекции по карантину растений красноярского управления Россельхознадзора Николай Шинкарев, согласно приказу Минсельхоза фитосанитарный сертификат выдается на срок с момента его выдачи до даты пересечения продукцией границы России. Для вывоза леса в страны – члены ЕС он составляет 14 дней, для других стран – 15. Если же этого времени экспортеру не хватит, то он может переоформить сертификат, но не позднее 15 дней с момента истечения срока его действия. Территориальное управление Россельхознадзора обязано выдать новый документ в течение трех рабочих дней с момента подтверждения подлинности ранее выданного сертификата.

Из-за истечения сроков или неверного оформления таможенных документов и карантинных свидетельств до 200 полувагонов от двух до десяти суток простаивают на восточных погранпереходах.

Призывая клиентов изменить подход к отгрузке леса, дорога немало делает для улучшения поездной работы на «лесных» направлениях. Так, на участке Решоты – Карабула успешно применяется новая технология движения поездов, при которой подвижной состав на станцию подают утром, загружают днем, а вечером отправляют по назначению. Кроме того, теперь в зависимости от объемов отгружаемого леса магистраль варьирует число ниток поездного графика. А для оперативного вывоза вагонов с лесом на станции Чунояр дополнительно введен двухсекционный маневровый локомотив. Устройство маневровой колонки на станции Решоты позволит сократить время маневровой работы по формированию и расформированию как порожних, так и груженных лесом составов.

Сейчас и магистраль, и лесоотправители находятся в ожидании того, как изменение экспортных пошлин на вывоз круглого леса скажется на объемах перевозимой древесины. С 1 июля за каждый кубометр кругляка экспортер будет отдавать не 4 евро, как раньше, а 10. «Поэтому особое внимание железнодорожникам необходимо уделить проверке даты передачи вагонов к перевозке. В том случае если прием к перевозке лесоматериалов будет превышать период вывоза по временным периодическим декларациям (ВПД), оформленным в июне, то в пункте пропуска через таможенную границу РФ транспортные средства будут задерживаться для переоформления товара по новым ставкам пошлины. Это актуально для перемещаемых с 1 июля лесоматериалов, заявленных к вывозу по ВПД в период до 30 июня 2007 года включительно, – такие товары могут быть приняты к перевозке железной дорогой не позднее 30 июня», – предупреждает начальник отдела таможенных процедур и таможенного контроля Красноярской таможни Вячеслав Арсентьев.

Ринат РЕЗВАНОВ,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск


Олимпийские кадры

В Ельце (Липецкая область) прошел заключительный этап Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди учащихся железнодорожных училищ.

Финальный этап олимпиады, собравший 20 студентов из разных регионов страны, проходил на базе Елецкого профессионального училища (ПУ) № 1. Его участникам – будущим помощникам машиниста электровоза – необходимо было показать навыки в теоретической и практической дисциплинах конкурса. Уровень их подготовки оценивало жюри во главе с Андреем Чистяковым – первым заместителем начальника локомотивной службы ЮВЖД.

По его словам, у всех ребят был достаточно высокий уровень подготовки, «единственное замечание – они невнимательно читали задания, поэтому когда отвечали – «выпаливали» все подряд, что знали». По результатам конкурса первое место на олимпиаде занял Владимир Калугин, учащийся Елецкого ПУ № 1. Он же стал обладателем специального приза ОАО «РЖД» за первенство в практической части соревнований – фарфорового паровоза, а также гранта в размере 60 тыс. руб. Второе место занял Денис Яшманов из ПУ № 3 г. Кирова, третье – Дмитрий Лексин, учащийся ПУ № 20 г. Челябинска – оба получили призовые гранты в размере 30 тыс. руб.

«Мы поддержали проведение олимпиады исходя из проблем, существующих на региональном рынке труда. Во-первых, снижается численность населения, вступающего в трудоспособный возраст. Во-вторых, на рынке труда установилась жесточайшая конкуренция: мы не скрываем, что есть много работодателей, которые могут предложить гораздо более высокую зарплату, – отметил заместитель начальника ЮВЖД Виктор Вокуленко. – Поэтому один из способов обеспечить отрасль кадрами – это более тесная работа с образовательными учреждениями начального профессионального образования».

После завершения олимпиады руководство ЮВЖД объявило о выделении целевых направлений выпускникам ПУ, которые обучались на «4» и «5», для поступления на железнодорожные специальности в высшие учебные заведения. А уже после зимней сессии первого курса вуза, при условии ее сдачи без троек, такие студенты получат право на ежемесячную доплату к государственной стипендии в размере 600 руб. После третьего курса успешные «целевики», обучающиеся на «отлично», будут получать стипендию начальника дороги в сумме от 1 до 2 тыс. руб. ежемесячно.

Вячеслав ЗАПОРОЖЕЦ,
соб. корр. «Гудка»
Воронеж

Пятый вокзал

На станции Вурнары (Чувашия) Горьковской магистрали закончился ремонт вокзала.

Ремонтные работы на построенном в 1917 году при прокладке линии Арзамас – Канаш вокзале длились около года. За это время строители усилили фундамент, увеличили до 244 кв. м площадь здания, отделали современными материалами внутренние помещения, благоустроили привокзальную территорию.

В новом здании оборудованы три зала и вестибюль, способные одновременно принять 100 человек.

Строительные работы проводились на условиях паритета между правительством Чувашской Республики и ГЖД. Общая стоимость составила около 51 млн руб. За последние пять лет в Чувашии совместными усилиями дороги и местного правительства были реконструированы пять вокзальных комплексов.

Николай МОРОХИН,
соб. корр. «Гудка»
Нижний Новгород

Тройная нагрузка

На участке Воркута – Сосногорск СЖД завершены тягово-энергетические испытания трехсекционного тепловоза серии ЗТЭ10У.

Их результаты станут основой для повышения весовых норм грузовых поездов и улучшения использования тягового подвижного состава на магистрали.

Сложный рельеф этого неэлектрифицированного направления СЖД, расположенного на территории Республики Коми, препятствовал повышению веса поездов.

На самом узком месте направления – участке Воркута – Инта – из-за крутых затяжных подъемов весовые нормы для двухсекционных тепловозов установлены на уровне 4,4 тыс. тонн. От Инты до Сосногорска могут следовать поезда весом 4,8 тыс. тонн, от Сосногорска до Коноши – весом 5,2 тыс. тонн. Дальше, на Вологду, двухсекционные электровозы уже могут тянуть составы-шеститысячники. Такая многоступенчатость затрудняет эксплуатационную работу и приносит убытки.

Для исправления ситуации из депо Чара Восточно-Сибирской магистрали в локомотивное депо Печора СЖД для опытной эксплуатации с поездами повышенного веса прибыл трехсекционный тепловоз ЗТЭ10У № 0016.

«В процессе испытаний этот трехсекционник водил из Воркуты в Сосногорск составы из 67 груженных углем вагонов общей массой 6 тыс. тонн, проходя без осложнений все лимитирующие подъемы. При этом имелся определенный запас по силе тяги и скорости. Так что теперь можно с уверенностью сказать: применение трехсекционных тепловозов с расчетной силой тяги 75 тонн позволит пропускать на всем Воркутинском направлении поезда весом 6 тыс. тонн и более», – сообщил «Гудку» начальник дорожной тягово-энергетической лаборатории Виктор Пугачев.

По мнению технолога тягово-энергетической лаборатории Вячеслава Лозюка, на участке Воркута – Сосногорск трехсекционник способен водить поезда массой и 6,5 тыс. тонн. Однако из-за отсутствия на участке системы автоматического управления торможением (САУТ-Ц), наличие которой является непременным условием вождения поездов массой более 6 тыс. тонн, проверить это не удалось. В службе локомотивного хозяйства СЖД «Гудку» сообщили, что для обеспечения вождения угольных маршрутов весом 6 – 6,5 тыс. тонн на Воркутинском направлении потребуется более 50 прошедших капитально-восстановительный ремонт трехсекционных тепловозов серии 3ТЭ10МК с дизелями Д49.

Как считают в руководстве СЖД, использование этих локомотивов унифицирует весовые нормы грузовых поездов на всем полигоне и повысит эффективность работы магистрали. Правда, это потребует развития ремонтной базы и удлинения приемо-отправочных путей ряда станций.

Так, предстоит провести реконструкцию ремонтных позиций и удлинение смотровых канав в пунктах технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ) в Сосногорске и Воркуте. А на станции Коноша планируется построить новый ПТОЛ, рассчитанный на обслуживание трехсекционников.

До 2015 года затраты на эти цели составят более 86 млрд руб. Однако на магистрали уверены, что переход на вождение длинносоставных и тяжеловесных поездов по всем направлениям СЖД быстро окупится.

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

На дороге – лучше

Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги признано самым безопасным местом работы в регионе.

В областном конкурсе «Лучшее предприятие Оренбуржья в области охраны труда» приняли участие более 70 фирм и организаций региона. Организаторами конкурса выступили департамент Оренбургской области по труду, Совет Федерации профсоюзов и Союз промышленников и предпринимателей. Отбор победителей проходил по 14 номинациям, в том числе «транспортно-ремонтное обслуживание», в которой были представлены дистанции пути со станций Оренбург, Никель, Бузулук, а также отдел материально-технического снабжения Оренбургского отделения ЮУЖД.

Лучшим специалистом Оренбуржья по охране труда признана инженер Бузулукской дистанции пути Ольга Сутормина, диплом «Лучшая организация» получила Оренбургская дистанция пути. В номинации «Лучший работодатель Оренбуржья» лидером признано Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги в лице его начальника Александра Соколова.

Екатерина КАЛЯЕВА
Оренбург

Коротко

С вокзалов Улан-Удэнского отделения Восточно-Сибирской железной дороги за пять месяцев этого года было отправлено 1 млн 200 тыс. пассажиров. В дальнем сообщении проследовало 274,6 тыс. пассажиров, в пригородном – 924,7 тыс.

На Горьковской железной дороге за пять месяцев в капитальный ремонт путей инвестировано 1 млрд 225 млн 387 тыс. руб.

Архангельское отделение Северной железной дороги приступило к работам по восстановлению станций Илес и Лиственничный с укладкой вторых, дополнительных и приемо-отправочных путей, что позволит на 10 – 15% увеличить пропускную и провозную способность участка Обозерская – Архангельск.

На Дальневосточной магистрали на период летних пассажирских перевозок открыто дополнительно 17 билетных касс для пассажиров пригородного сообщения.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31