16 октября 2021 06:43

Стройке века нашли инвесторов

Правительство страны настаивает на активном использовании БАМа при освоении новых сырьевых месторождений Сибири и Дальнего Востока. Железная дорога поможет возродить забытые земли.

В конце минувшей недели на заседании правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и связи первый вице-премьер Сергей Иванов потребовал ускорить разработку комплекса мер по экономическому развитию территорий, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали.

«Полагаю, что уже пора обратить пристальное внимание на решение этой проблемы», – сказал Сергей Иванов.

Длина БАМа от Тайшета до Советской Гавани на Тихом океане вместе со всеми примыкающими участками и ветками железной дороги составляет 5,5 тыс. км. Транспортное и экономическое влияние этой железной дороги простирается на огромную территорию – примерно 1,5 млн кв. км – и распространяется на Иркутскую область, Республику Бурятия, Читинскую область, Республику Саха (Якутия), Амурскую область и Приморский край.

«Это треть территории страны. При этом БАМ открывает путь к минеральным, лесным и другим ресурсам, позволяет не только улучшать экономическое состояние обширного региона, но и расширять внешнеэкономические связи России, прежде всего со странами АТР. Однако, несмотря на открытие сквозного движения по БАМу еще в 1984 году, за все прошедшее с этого момента время масштабное освоение этой богатейшей и стратегически значимой территории не ведется», – подчеркнул Сергей Иванов.

Первый вице-премьер заявил, что тема развития БАМа и прилегающих территорий рассматривается премьер-министром Михаилом Фрадковым как существенный блок программы развития Дальнего Востока и Восточной Сибири.

Начальник департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД» Дмитрий Мачерет, в свою очередь, заметил, что руководство компании давно выступает за то, чтобы увеличить грузопотоки, перемещаемые по БАМу, причем РЖД готовы к этому с технической и технологической точки зрения.

Однако БАМ – это основная магистраль. Подвозить к ней грузы возможно лишь при условии строительства так называемых капиллярных линий к месторождениям. Их строительство необходимо. Причем финансироваться оно должно на условиях государственно-частного партнерства, в котором должны принимать участие бюджеты всех уровней, а также бизнес-структуры, которые займутся разработкой месторождений.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев считает, что в заявлении Сергея Иванова явно прослеживаются приоритеты государственной политики в сфере развития транспортных и сырьевых отраслей промышленности страны. По его мнению, первый вице-премьер, по сути, поддержал стратегию развития ОАО «РЖД» до 2030 года, в проекте которой значительное внимание уделяется развитию БАМа и ответвлений от него. Также затронута и стратегия развития энергетического комплекса (новые месторождения богаты углем).

В то же время эксперт заметил, что сейчас нельзя допускать нестыковки стратегии развития РЖД и других отраслей. Освоение месторождений и строительство капиллярных линий необходимо вести параллельно.

Для планирования капиллярной инфраструктуры, примыкающей к БАМу, необходимо точно знать объемы запасов месторождений. Разведку в этом регионе ведет Минпромэнерго. Это же ведомство соотносит разведанные запасы со строительством транспортных объектов. Президент Национальной ассоциации транспортников России (НАТР) Георгий Давыдов уверен, что при поддержке государства частные структуры начнут вкладывать средства в развитие капиллярных линий к местам ресурсных разработок, строительство которых оценивается примерно в $1,5 млн за км пути.

«Однако, развивая БАМ и ресурсные районы страны, необходимо прежде всего загружать отечественные перерабатывающие мощности, а не делать ставку в основном на экспорт сырья», – полагает эксперт. «Загрузка БАМа для страны сыграет стратегическую роль, если новый грузопоток в больших объемах, чем на экспорт, пойдет в глубь страны. Тогда импульс для развития посредством РЖД получит российская перерабатывающая промышленность, которая в этом нуждается. Безусловно, тогда проекты окупятся медленнее, но это будет полезнее для страны, нежели использование собственных ресурсов для поддержки иностранных экономик», – подчеркнул Георгий Давыдов.

Александр ШУГАЕВ


Что будет

25 июня, понедельник

Как ожидается, президент РФ Владимир Путин примет участие в 15-м саммите организации Черноморского экономического сотрудничества в Стамбуле.

В управлении ОАО «Газпром» состоится конференция «Экспорт газа. Диверсификация экспортных маршрутов и поставляемых продуктов».

В Санкт-Петербурге состоится политологическая конференция Совета Россия – НАТО «Современные риски и угрозы безопасности: роль Совета Россия – НАТО».

В Калининграде пройдет межведомственное совещание по вопросу введения в эксплуатацию первой очереди пограничной станции Чернышевское.


26 июня, вторник

В Москве пройдет общее собрание учредителей общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта.

Как ожидается, пройдет очередной раунд переговоров Ространснадзора и Росавиации с представителями директората по воздушному транспорту комиссии ЕС, посвященный вопросу запрета ряду авиакомпаний выполнять регулярные, чартерные и разовые полеты в страны Европейского союза.

В Торгово-промышленной палате РФ состоится совместное расширенное заседание комитета ТПП РФ по природопользованию и экологии, комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по природопользованию и экологии и комитета ТПП РФ по металлургии. Планируется обсудить проект федерального закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду».

В Санкт-Петербурге начнется 2-й Международный транспортно-логистический форум.

В Санкт-Петербурге в рамках Международного военно-морского салона открывается IV международная конференция «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях».

Пройдет годовое собрание акционеров РАО «ЕЭС России».


27 июня, среда

В зале коллегий ОАО «Российские железные дороги» состоится первое заседание попечительского совета программы «Восстановление памятника российским воинам в Галлиполи (Турция)».

Московская городская дума планирует рассмотреть кандидатуру Юрия Лужкова на пост мэра Москвы.


28 июня, четверг

Как ожидается, состоится годовое собрание акционеров ОАО «Компания «Усть-Луга», на котором предстоит утвердить годовой отчет, рассмотреть вопрос выплаты дивидендов и избрать совет директоров.


29 июня, пятница

Состоится пленарное заседание Госдумы РФ, на котором планируется рассмотреть во втором чтении проект федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.

В Москве пройдет заседание Совета министров Союзного государства Белоруссии и России.


1 июля, воскресенье

Начнется визит президента РФ Владимира Путина в США. Программой пребывания предусмотрены переговоры с президентом США Джорджем Бушем.

Вступает в силу указание Центрального банка РФ о раскрытии эффективной процентной ставки по кредитным программам, согласно которому банки должны будут информировать заемщиков о реальной стоимости кредита, с учетом всех дополнительных платежей.

При маневрах не толкать

Федеральное агентство железнодорожного транспорта РФ заключило контракт с Сибирским государственным университетом путей сообщения на разработку новых правил перевозки опасных грузов.

Как сообщил «Гудку» в ходе научно-практического семинара, проходившего на базе Самарского государственного университета путей сообщения, начальник управления учебных заведений и правового обеспечения Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ) Минтранса РФ Александр Осьминин, в этом году отраслевым университетам предоставлено право провести правовую экспертизу обращений граждан и предприятий по вопросам перевозки опасных грузов, а также подготовить пакет нормативных документов в этой сфере деятельности.

По его словам, ФАЖТ буквально захлестнули жалобы на действующий порядок регулирования перевозок опасных грузов. Это связано с тем, что в правилах не прописаны способы и условия перевозки грузов внутри страны, а также нет четких критериев по определению подвижного состава.

В настоящее время перевозка опасных грузов по территории России и стран СНГ и Балтии регламентируется Правилами перевозки опасных грузов от 1996 года. Перевозка же опасных грузов в международном сообщении, за исключением стран СНГ и Балтии, регулируется правилами перевозки (от 2005 года) в рамках Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении. Некоторые законодательные акты предшествующего органа управления, то есть МПС, не отменены на территории России и вступают в противоречие с новыми нормативными документами. Кроме того что прежние правила безнадежно устарели, огромный правовой пробел в этой сфере мешает нормальной работе всего транспортного комплекса.

По мнению Александра Осьминина, после вступления России в ВТО несовершенство законодательной базы может заблокировать экспорт продукции отечественных предприятий.

При этом правила перевозки опасных грузов на территории России и стран СНГ и Балтии не гармонизированы между собой. «Возникает парадоксальная ситуация, когда наши перевозчики могут перевезти, к примеру, аммиачную селитру в Китай через Владивосток, но не могут доставить этот груз в любой другой город России», – говорит Александр Осьминин.

В результате многие промышленные предприятия, особенно в регионах с развитой нефтехимией, вынуждены перевозить продукцию на особых условиях, то есть в собственном специализированном подвижном составе по завышенному тарифу. В свою очередь, это приводит к завышению цены на продукцию.

Для пересмотра существующих правил перевозки опасных грузов и унификации внутренних и международных нормативов ФАЖТ провело открытый конкурс на право заключения контрактов по выполнению научно-исследовательских работ в законодательной сфере. Победителем конкурса стал Сибирский государственный университет путей сообщения. До конца этого года предложения по совершенствованию законодательства будут переданы в Минтранс и далее в Правительство РФ.

Дмитрий ПОПОВ

Авось не провалится

Жители домов, находящихся вблизи подтопленной шахты ОАО «Уралкалий» в городе Березники Пермского края, должны быть переселены в безопасную зону уже к началу зимы. Однако на эвакуацию нет денег.

По прогнозам ученых, грунт в районе шахты первого рудоуправления ОАО «Уралкалий», затопление которой солевым раствором началось в октябре 2006 года, грозит обвалиться с началом холодов, разрушив при этом десятки домов и проходящий над рудником участок железной дороги.

При этом на последнем заседании правительственной комиссии, занимающейся проблемами ликвидации аварии, чиновники признали, что эвакуация жителей под угрозой срыва. «Все люди, проживающие в зоне предполагаемого провала, должны быть выселены к 1 декабря. Но отселение не ведется, нет проекта домов, не открыто финансирование», – заявил председатель комиссии министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев.

Единственное, что сделано, – под переселение выделен участок в Усольском районе площадью 3,4 га. Вне конкурса определены два подрядчика строительства многоэтажек, готовых в короткие сроки построить около 25 тыс. кв. м жилья. Эту жилплощадь планируется разделить между 2030 жителями 29 наиболее опасных домов. Но специалисты Ростехнадзора прогнозируют, что отселение понадобится куда большему числу людей, поэтому уже на первом этапе строить надо порядка 100 тыс. кв. м жилья.

Однако, по словам губернатора Пермского края Олега Чиркунова, выделенных регионом 175 млн руб. на выкуп аварийного жилья у населения не хватит на эвакуацию всех жителей опасного района. По расчетам проектировщиков, только на подвод коммуникаций к новым жилым домам потребуется не менее 40 млн руб.

По расчетам местных властей, на строительство нового жилья и переселение в него обитателей опасных территорий понадобится порядка 1,8 млрд руб. Если эти средства не поступят из федерального бюджета вовремя, властям региона придется переселять во времянки тысячи людей.

Нерешенной остается и судьба проходящего над подтопленным рудником участка железной дороги. Вскоре после аварии здесь был построен 980-метровый обход, однако и он, согласно прогнозам ученых, в ближайшие месяцы рискует оказаться негодным для движения поездов из-за проседания земной поверхности.

Сейчас существует несколько проектов строительства новых обходных путей. Один из них предусматривает возведение шестикилометрового участка, проходящего по границам опасной зоны. И это не устраивает ученых.

«Перспективы окрестностей аварийной шахты плохие, не исключены новые аварии, – сказал «Гудку» академик Российской академии естественных наук Роберт Мухамедяров, ведущий мониторинг развития ситуации в Березниках. – Грунт продолжает интенсивно проседать, поэтому планируемая обходная ветка может просто выйти из строя».

По словам Роберта Мухамедярова, наиболее перспективным с точки зрения безопасности стал бы 53-километровый однопутный обход подтопленных территорий.

Реализация проекта, предусматривающего строительство участка дороги от станции Яйва до 16-го км основного пути перегона Яйва – Соликамск, потребует нескольких лет и 8 млрд руб. инвестиций.

Георгий ЛЕТОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31