15 октября 2021 23:32

Французская кухня высоких скоростей

Французские высокоскоростные магистрали открыли регулярное сообщение с восточными районами страны. На днях первый скоростной поезд TGV-Est отбыл со страсбургского вокзала в Париж.

В вагонах экспресса TGV (французская аббревиатура, означающая «высокоскоростной поезд»), способного «выжимать» на маршруте 320 км/ч, находились 360 пассажиров, в том числе глава Национального общества железных дорог Франции (SNCF) Анн-Мари Идрак. 500-километровый путь TGV-Est преодолел всего за 2 часа 20 минут, тогда как обычному поезду для этого требуется четыре с лишним часа.

Укладка первого рельса этой магистрали была произведена в октябре 2004 года, а строительство первой ее очереди обошлось французской казне в 4 млрд евро.

Ввод в эксплуатацию нового маршрута для TGV позволяет также связать Францию с Германией. Так, из Парижа в Мюнхен через Штутгарт можно будет добраться за 6 часов 15 минут, а из Франкфурта до Парижа на немецком экспрессе ICE – за 3 часа 50 минут. Кроме того, благодаря ответвлениям от основной магистрали на новом маршруте до Нанси можно будет добраться за 1,5 часа вместо нынешних 2 часов 40 минут, до Люксембурга – за 2 часа 15 минут (против нынешних 3 часов 55 минут).

С введением в строй линии для TGV руководство SNCF планирует увеличить на 65% пассажиропоток в восточном направлении. «С 8 млн пассажиров, которые сейчас совершают поездки в восточном направлении, мы надеемся к 2010 году увеличить пассажиропоток до 11,5 млн человек», – подчеркнула директор железнодорожных линий дальнего следования Мирей Фожер.

Представители SNCF пообещали, что по новой магистрали будут курсировать 93 поезда в день (с учетом поездок из Страсбурга в Париж и из Парижа в Страсбург), а в ближайшем будущем – 118.

На новой магистрали Страсбург – Париж, которая объявлена самой высокоскоростной в Европе, TGV-Est 3 апреля во время пробной поездки побил рекорд скорости, разогнавшись до 574,8 км/ч.

Магистралями для TGV помимо Франции располагают Германия, Испания, Италия, Бельгия и, в меньшей степени, Великобритания. Однако за исключением поездов Eurostar и Thalys, курсирующих по маршрутам Париж – Лондон и Брюссель – Лондон, эти трассы между собой не связаны.

Другим примечательным событием для французских железнодорожников стало то, что работающих на SNCF контролеров облачили в новую униформу, создателем которой стал известный французский модельер Кристиан Лакруа. Новая рабочая одежда, как и прежде, выдержана в сером цвете, но с добавлением фиолетового и зеленого.

«Нашим сотрудникам нужна была шикарная униформа, которая бы давала ощущение того, что они – хозяева на борту поезда», – сказала журналистам глава компании SNCF Анн-Мари Идрак.

По ее словам, новая форма обошлась почти в 19 млн евро.

В SNCF контролерами работают 11 тыс. человек. Что касается других сотрудников компании на вокзалах, они будут одеты в форму от Лакруа с 2009 года.

Для Лакруа это уже не первый опыт сотрудничества с SNCF – по его проекту обновлен интерьер экспрессов TGV.

Дмитрий БЛАГОВ



Жители Альпийской республики выбирают поезд

Швейцарцы чаще всех в Европе пользуются услугами железнодорожного транспорта – каждый житель страны совершает в среднем в год 42 поездки. По этому показателю они занимают второе место в мире, уступая только японцам, на счету у которых по 68 поездок. Но по дальности маршрутов пальма первенства все же принадлежит швейцарцам – 1929 км, что на 190 км больше, чем в Японии.

Эти данные сообщила швейцарская Служба информации общественного транспорта, ссылаясь на результаты исследования, проведенного Международным союзом железных дорог (МСЖД). Правда, эта статистика не учитывает поездки на пригородных электропоездах.

В Европе за Швейцарией идут Дания и Люксембург (по 28 поездок в год), Австрия (24), Германия (22) и Нидерланды (20). Замыкают список Албания, Греция, Македония, Молдавия и Турция, где на каждого жителя приходится по одной поездке в год.

По оценке экспертов МСЖД, популярность железнодорожного транспорта в Швейцарии обусловлена несколькими факторами: удобным расписанием, в которое оперативно вносятся коррективы с учетом изменения пассажиропотоков, четким соблюдением графиков движения, комфортабельностью подвижного состава и вокзальных помещений, а также гибкостью системы предоставления сезонных и иных льгот.

Центр Лондона освобождают от машин

В целях сокращения количества машин на улицах Лондона в часы пик городские власти приступают к раздаче автомобилистам бесплатных проездных билетов на все виды муниципального транспорта, а также модных аксессуаров для велосипедистов.

Те из водителей, которые подпишут специальное соглашение, предусматривающее отказ от пользования собственным автомобилем в определенные дни и часы, получат финансовую компенсацию в виде субсидий на проезд на городском транспорте. Нынешние меры должны дополнить введенный пять лет назад налог на автотранспорт, въезжающий в центральную часть британской столицы.

После недавнего повышения этот налог составляет $16 в сутки. В результате за последнее пятилетие пассажиропоток на лондонских автобусах увеличился на 50%, а количество велосипедистов – на 72%. Внедряя новую добровольную схему по отказу от пользования автомобилем в обмен на проездные билеты, городские власти стремятся еще больше разгрузить центр Лондона.

Чудо-пластик

Ученые по всему миру ищут технологии, которые позволили бы перерабатывать отходы в моторное топливо, но совершенно иной подход к проблеме избрал профессор химии Политехнического университета в Бруклине (Нью-Йорк) Ричард Гросс. Он создает «топливосодержащий пластик», который сначала может использоваться в качестве упаковочного материала и для других целей, а став мусором, легко перерабатывается в заменитель дизельного топлива. Пока его методика работает не слишком хорошо и еще не готова к коммерческому использованию, но уже произвела на Пентагон впечатление, достаточно сильное для того, чтобы военное ведомство выделило $2,34 млн на продолжение исследований. Эта технология в принципе способна существенно сократить объем материалов, который военные должны доставлять солдатам на удаленные базы.

Мастер-класс южнокорейских корабелов

Южнокорейское судостроение должно наладить производство круизных кораблей класса «люкс». Этот вопрос обсуждался на состоявшейся в Сеуле встрече министра торговли, промышленности и энергетики Ким Ен Чжу с ведущими судостроительными компаниями страны. Сейчас Южная Корея находится на первом месте в мире в сфере постройки танкеров, контейнеровозов и других специальных судов, обогнав своего главного соперника – Японию. Но Сеул опасается уступить лидерство быстро развивающемуся китайскому конкуренту. Налаживание выпуска круизных судов класса «люкс» позволит Южной Корее сохранить статус крупнейшей в мире судостроительной державы. Министр пообещал ведущей «Хендэ хэви индастриз» и другим компаниям полную поддержку правительства в изучении нового для страны направления.

Вторая жизнь Карлова моста

В июле нынешнего года планируется начать ремонт знаменитого пражского Карлова моста. К работам по реставрации архитектурного памятника чешской столицы приступят после торжеств, приуроченных к 650-летию начала его строительства. Мост получит новую гидроизоляцию, улучшенную систему вытяжки и газовое освещение. Будут восстановлены мостовая и каменные перила. Ожидается, что работы по реконструкции покрытия моста займут около полутора лет, а каменной части – до десяти лет. Каждый участок перил будет внимательно исследован специалистами, которые определят, возможно ли его сохранить и очистить или потребуется полная замена. Все работы на Карловом мосту будут проводиться постепенно, чтобы сохранялась возможность передвижения по нему. Предполагается, что общие расходы составят более 100 млн крон.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Бензин для контрабандистов

Проводя политику контроля за растущим потреблением бензина, правительство Ирана ввело электронные карточки на горючее.

Однако не продуманный до конца механизм вызвал первые проблемы раньше, чем он заработал.

Переведя все столичные АЗС на автоматизированный карточный расчет, местные власти «забыли» распространить сами смарт-карты среди автомобилистов. По данным иранской прессы, «до сих пор один миллион электронных интеллектуальных карт не распределен среди владельцев частного автотранспорта».

Тем временем истек срок, в который можно было приобретать горючее по старинке, оплачивая наличными «закачанные» литры. Тем не менее ответственные за реализацию проекта чиновники заверяют, что 60% не дошедших до хозяев карточек будут отправлены им по почте в кратчайшие сроки. Более того, по их словам, в данном случае речь идет об автовладельцах, не нуждающихся сейчас в талонах на заправку или чьи машины давно вышли из строя.

По мнению авторов проекта, смарт-карты призваны нанести удар по «черному рынку» бензина, на котором идет активная торговля контрабандными нефтепродуктами, приобретенными в Иране по крайне низким за счет государственных субсидий ценам. Объем контрабандного экспорта автомобильного топлива и других продуктов нефтепереработки в соседние страны превышает $1 млрд в год. Основными «потребителями» вывозимых из Ирана нефтепродуктов являются «четыре соседние страны»: Ирак, Турция, Пакистан и Афганистан. При этом противники ограничительных мер утверждают, что карточная система не решит проблемы нелегальной торговли и контрабанды бензина.

Пока неизвестно, когда начнется эксперимент с нормированием потребления бензина. Ожидалось, что предложенная меджлисом (парламентом) Ирана программа будет введена еще 22 мая. Однако тогда правительство решилось лишь поднять цены на горючее на 25%, причем стоимость бензина в ИРИ все равно осталась одной из самых низких в мире: литр горючего стоит около 1000 иранских риалов (чуть больше $0,1), тогда как цена бутылки питьевой воды в два раза выше.

Остальные же меры по ограничению покупки горючего были отложены.

Между тем до сих пор не прояснен главный вопрос: сколько литров бензина отныне будет положено обычным автовладельцам. Неясно также, смогут ли автовладельцы увеличивать норму за счет приобретения дополнительных литров по более высоким ценам.

Занимая второе место в ОПЕК по размерам запасов углеводородного топлива и являясь четвертым поставщиком нефти на мировой рынок, Иран страдает от хронических проблем в самообеспечении бензином. Это объясняется низким уровнем развития нефтеперерабатывающей инфраструктуры. Каждый день стране необходимо 72 млн литров бензина, в то время как производится лишь 42 млн. Недостаток приходится компенсировать закупками за рубежом. В минувшем году (по местному календарю завершился 20 марта) правительство потратило $4 млрд на импорт горючего. Сторонники повышения цен на бензин утверждают, что этих денег хватило бы на усовершенствование общественного транспорта и модернизацию отечественной индустрии переработки нефти.

Олег СЕВЕРГИН

Контейнеры на взлетной полосе

Подписанный недавно Ригой и Москвой пограничный договор (уже ратифицированный латвийским сеймом) приносит первые позитивные результаты.

Не исключено, что в ближайшее время на территории аэродрома в городе Екабпилсе, неподалеку от узловой железнодорожной станции Крустпилс, приступит к работе мощный центр транспортной логистики для контейнерных грузов, следующих по стальным магистралям транспортного коридора Европа – Азия. Крупнейший в Прибалтике логистический центр разместится на площади 160 га.

Расчетная годовая мощность терминала, созданием которого занимается компания Central Euro-Asia Gateway, составляет 200 тыс. TEU (условных 20-футовых контейнеров). Для сравнения: за прошлый год все латвийские порты, вместе взятые, перевалили 225 тыс.

В отличие от других проектов подобного профиля этот центр логистики уже полностью обеспечен контейнерными грузами. «Мы тщательно проанализировали всю потенциальную цепочку товаропотока с северо-востока Китая через Казахстан и Россию и не собираемся конкурировать с латвийскими портами в обслуживании этой категории грузов. Скорее наоборот, наш план должен существенно увеличить поток контейнеров через Ригу, Вентспилс и Лиепаю», – подчеркивают специалисты Central Euro-Asia Gateway. Возможно, к реализации проекта будут привлечены партнеры из России, Китая, Казахстана.

Проект осуществляют известные специалисты в области логистики Нормунд Круминьш и Калвис Витолиншь, которые и задумали использовать не только территорию, но и инфраструктуру фактически бездействующего аэродрома. Выбранная площадка с учетом готовой инфраструктуры и близости крупных железнодорожных станций весьма удобна для нового международного объекта.

Реализация проекта такого масштаба «с чистого листа» обошлась бы примерно в 30 млн евро, а в Екабпилсе для сооружения первой очереди необходимо около четырех. На эти деньги планируется соорудить железнодорожный перегрузочный комплекс. Уже готова платформа, требуется проложить железнодорожную ветку, смонтировать погрузочный кран.

Предполагается, что со временем площадь его складов и терминалов составит 230 тыс. кв. м, а стоянок и открытых площадок – свыше 270 тыс. кв. м. Общая протяженность автомобильных дорог только на территории парка будет равна примерно 8 км, а железнодорожных путей – свыше 10. Вот тогда общая стоимость екабпилсской новостройки достигнет нескольких десятков миллионов евро.

Проект получил одобрение в министерстве сообщения республики. По словам министра Айнарса Шлесерса, его ведомство будет всячески способствовать созданию новых центров логистики и дистрибуции в главных транзитных узлах – латвийских портах, вблизи крупных железнодорожных станций. Министр уверен, что подписанный с Россией пограничный договор поможет странам-соседям добиться стабильного потока транзитных грузов по железной дороге из стран Азии.

Евгений ВОСТРУХОВ


Правосудие по-швейцарски

Окружной суд швейцарского города Бюлаха (кантон Цюрих) вынес оправдательный приговор бывшим руководителям авиакомпании Swissair.

Как сообщила прокуратура Цюриха, в злоупотреблении служебным положением, мошенничестве и ведении двойной бухгалтерии обвинялись 19 бывших топ-менеджеров, членов совета директоров и консультантов национального авиаперевозчика Швейцарии.

Перед судом также предстали ряд известных бизнесменов, в том числе бывший генеральный директор банка Credit Suisse Лукас Мюлеманн.

Прокуратура Цюриха утверждала, что именно действия руководства Swissair привели к краху авиакомпании в 2001 году, и добивалась для подсудимых штрафов до 1 млн швейцарских франков, а для некоторых – тюремных сроков, в большинстве случаев условных.

Суд, однако, признал бывших руководителей Swissair невиновными и даже присудил выплатить им около 3 млн швейцарских франков в качестве компенсации за нанесенный им ущерб. Только Марио Корти, экс-глава SAirGroup, которой принадлежала Swissair, получит около 500 тыс. швейцарских франков, тогда как прокуратура просила приговорить его к 28 месяцам тюрьмы.

Позором для швейцарского правосудия назвал результат расследования крупнейшего корпоративного скандала в истории страны депутат парламента Швейцарии Мишель Бегелану.

«Этот случай показал, что существуют двойные стандарты. За мелкие экономические преступления жестко наказывают, это нормально. Но за крупные виновных освобождают от ответственности. Это позор!» – заявил парламентарий.

Swissair не сумела пережить кризис, который разразился в мировых пассажирских авиаперевозках после терактов 11 сентября 2001 года. Руководство компании призналось, что ему нечем платить по счетам за горючее, объявив ее банкротом, в результате чего потеряли работу 5 тыс. человек. Объем долга авиакомпании достиг 11 млрд евро, не помог даже государственный кредит в 2,6 млрд евро.

До краха Swissair швейцарцы очень гордились своей авиакомпанией. Новость о ее банкротстве была воспринята ими как национальная трагедия. Вместо обанкротившейся Swissair в Швейцарии был создан новый национальный перевозчик под названием Swiss, но он не смог выйти на самоокупаемость и был продан немецкой авиакомпании Lufthansa в 2005 году.

Владислав ДМИТРИЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31