15 октября 2021 23:22

РЖД «подрастут» в пользу государства

Совет директоров ОАО «РЖД» рассмотрит вопрос об увеличении уставного капитала компании на 0,4% путем доп­эмиссии акций в пользу Российской Федерации.

Увеличение уставного капитала произойдет в связи с включением в него новых госактивов. Это 75% акций ТрансКредитБанка (ТКБ), который является опорным банком ОАО «РЖД», 50% акций ОАО «Акционерная компания «Железные дороги Якутии», 87,4% акций Российского ОАО «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ) и 100% акций отраслевого издания ОАО «Газета «Гудок».

Главный специалист отдела сопровождения корпоративных проектов правового департамента ОАО «РЖД» Станислав Пожарнов сообщил нашей газете, что оценка активов компаний, которые войдут в уставный капитал ОАО «РЖД», недавно была закончена независимыми экспертами и соответствует рыночной стоимости долей ТКБ, «Железных дорог Якутии», ВСМ и газеты «Гудок», находящихся в собственности государства.

Так, госпакет ТКБ был оценен экспертами в 5,95 млрд руб., стоимость 50% «Железных дорог Якутии», ВСМ и ОАО «Газета «Гудок», по оценке экспертов, в совокупности не превышает 48 млн руб.

Указ Владимира Путина о внесении в уставный капитал ОАО «РЖД» пакетов акций четырех компаний, находящихся в федеральной собственности, был подписан 15 февраля 2007 года.

По словам Станислава Пожарнова, ОАО «РЖД» выпустят 5 млн 999 тыс. 819 обыкновенных акций номиналом 1 тыс. руб. Вопрос дополнительной эмиссии акций ОАО «РЖД» будет рассматривать совет директоров компании. Затем проект документа будет внесен на рассмотрение правительства.

Представитель ОАО «РЖД» особо отметил, что передача этих активов полностью соответствует политике руководства компании, направленной на освоение новых рынков, построение эффективного диверсифицированного холдинга и расширение его инвестиционных возможностей.

В частности, включение в состав ОАО «РЖД» ТрансКредитБанка отвечает интересам развития обеих компаний и отражает мировую тенденцию создания холдинговых структур. В их составе работают банки, пенсионные фонды, страховые общества.

Передача 50% акций ОАО «АК «Железные дороги Якутии» обеспечит контроль за развитием железнодорожной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия), имеющей ключевое значение для экономики региона. Включение пакета акций РОАО «ВСМ» в уставный капитал ОАО «РЖД» позволит компании развивать высокоскоростное пассажирское движение.

Генеральный директор ОАО «АК «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин сообщил «Гудку», что с передачей 50% акций компании в уставный капитал ОАО «РЖД» начинается новый этап сотрудничества. Если ранее совместная деятельность осуществлялась только в рамках двусторонних договоров, то теперь это будет общая стратегия развития. Она предусматривает строительство железной дороги Томмот – Якутск, в которое необходимо инвестировать более 4 млрд руб. Кроме того, начинается взаимодействие с ОАО «РЖД» по техническим, кадровым, тарифным вопросам.

Генеральный директор также сказал, что передача акций компании в уставный капитал ОАО «РЖД» приветствуется правительством Якутии.

Сейчас уставный капитал ОАО «РЖД» составляет 1 трлн 535 млрд 700 млн руб. и разделен на 1 млрд 535 млн 700 тыс. обыкновенных акций номиналом 1 тыс. руб. 100% акций находятся в госсобственности.

«Гудок» сообщал, что глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин на одном из совещаний в правительстве предложил передать в уставный капитал монополии госпакеты ТКБ (75% акций) и ОАО «Якутские железные дороги» (50%) еще весной 2006 года.

В мае 2007 года президент ОАО «РЖД» также заявлял о намерении продать часть пакета ТКБ. Компания может снизить свой пакет в ТКБ даже ниже контрольного.

По мнению Владимира Якунина, компании нет необходимости держать контрольный пакет банка. В ОАО «РЖД» рассматривается возможность продать часть пакета, сохранив на банк ключевое влияние.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, в свою очередь, сказал «Гудку», что для ОАО «РЖД» получение в собственность столь ценных активов позволит не только эффективно управлять вновь приобретенным имуществом, но и полноправно инвестировать в его развитие. Это, несомненно, положительно скажется на компаниях, чьи госдоли будут переданы ОАО «РЖД».

Александр ШУГАЕВ


Чистота взаимопонимания

Литва предлагает России сотрудничать по проектам совместного осуществления в рамках Киотского протокола.

Предложение подписать соответствующий меморандум было высказано на пятом заседании смешанной литовско-российской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды в Вильнюсе. С российской стороны межправительственную комиссию возглавляет заместитель министра природных ресурсов Алексей Варламов, с литовской – секретарь министерства окружающей среды Александрас Спруогис.

Кроме того, стороны обсудили согласование проекта соглашения между РФ, Белоруссией и Литвой о сотрудничестве в области использования и охраны водных объектов бассейна реки Неман. Российская сторона отметила, что уже провела все необходимые внутренние согласования для подписания соглашения. Согласно протоколу Литва предложила организовать подписание соглашения в октябре 2007 года в Белграде на 6-й конференции министров «Окружающая среда для Европы».

Россияне не умеют зарабатывать на земле

Федеральная служба государственной статистики (Росстат) по итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи, проведенной в июле прошлого года, пересмотрит ряд показателей сельхозпроизводства в стране.

«В ходе переписи выяснилось, что текущая статистика, особенно по посевным площадям в личных подсобных хозяйствах, значительно расходится с представлениями, которые мы имели ранее, поэтому мы будем вынуждены серьезно пересмотреть ряд показателей по сельхозпроизводству, в том числе и за прошлые годы», – заявил вчера руководитель Росстата Владимир Соколин на пресс-конференции в Москве.

По данным переписи, в стране насчитывается 22 млн 766 тыс. личных подсобных и индивидуальных хозяйств граждан, из них почти 40% имеют площади сельхозугодий в размере 0,1 га (10 соток). Владимир Соколин отметил, что из всех личных подсобных хозяйств только около 100 тыс. занимаются товарным производством, то есть реализуют свою продукцию на рынках и считают это основным источником дохода.

Росстат планирует к концу года опубликовать предварительные итоги переписи, окончательные – к концу 2008 года.

Лететь дальше некуда

Несколько десятков тысяч российских туристов, запланировавших отдых в странах Евросоюза, испытают серьезные трудности из-за санкций в отношении ряда авиакомпаний, заявляют в Ассоциации туроператоров России (АТОР).

Накануне Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство воздушного транспорта сообщили, что с 25 июня самолеты авиакомпаний «Кавминводы авиа», «Авиалинии Кубани», «Якутские авиалинии», «Авиалинии-400» не смогут осуществлять полеты на территорию ЕС. Под подобные ограничения попали также KrasAir, «Уральские авиалинии», «Газпромавиа», «Атлант союз» и авиакомпания Utair.

По оценкам туроператоров, которые являются членами АТОР, «введенные ограничения, по самым скромным оценкам, не позволят вылететь на отдых от 18 до 20 тыс. туристов в неделю».

У банков плохая кредитная история

Глава Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека считает необходимым усовершенствовать законодательство в сфере банковских услуг населению.

«Несмотря на то что были сделаны совместные с банками попытки корреляции этого процесса, ситуация не улучшается. Заключая договор с банком, гражданин не получает полной информации, какие проценты ему придется выплачивать, – заявил Геннадий Онищенко на совещании руководителей территориальных управлений Роспотребнадзора по СФО. – Иногда вместо заявленных 20% эта цифра вырастает до 80% и более».

Он особо выделил проблему, связанную с выдачей кредитных карт. «Потребителю предлагается кредитная карточка, но, во-первых, не определяется срок выплат, не определяются окончательные проценты и дополнительные затраты, в частности на обслуживание счетов», – сказал Геннадий Онищенко.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Европа стремительно приближается

Совсем скоро Россия вступит в клуб стран, обладающих сетью высокоскоростных магистралей. Первым маршрутом станет дорога Москва – Санкт-Петербург.

В рамках Международной конференции железнодорожной отрасли RailTech Russia 2007 вчера открылся Центр инновационных технологий ОАО «РЖД».

Вице-президент, главный инженер ОАО «РЖД» Валентин Гапанович на заседании «круглого стола» по вопросам развития высокоскоростного движения сообщил, что компания провела исследование развития транспортных связей между крупнейшими городами.

По его результатам отобраны 18 направлений с устойчивым пассажиропотоком, где целесообразно внедрение скоростного движения.

Оценивались также перспективы развития транспортных узлов Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Краснодара, Новосибирска.

Старший консультант Международного союза железных дорог (МСЖД) Игнасио Барон рассказал, что строительство одного километра специализированной высокоскоростной трассы обходится в 12 млн евро, а обслуживание такого пути требует 70 тыс. евро в год. Поэтому прокладка новых линий эффективна только в том случае, когда пассажиропоток превышает 5 млн пассажиров в год.

По маркетинговым оценкам к 2010 году на направлении Москва – Санкт-Петербург будут перевозить более 9 млн пассажиров, и их количество станет возрастать с темпом 3,5 – 4% в год.

Потенциальный пассажиропоток в высокоскоростном сообщении – 5,5 млн человек. С учетом этого рассматривается возможность строительства отдельной, выделенной высокоскоростной трассы между Москвой и Санкт-Петербургом с обеспечением времени хода по маршруту 2 часа 30 минут.

Директор испанских железных дорог RENFE Аполинар Родригес отметил, что его страна пока остается единственной в мире, где высокоскоростные поезда обращаются по двум разным рельсовым системам.

Первая магистраль с колеей 1435 мм была построена в 1997 году. Однако с помощью системы раздвижных колесных пар высокоскоростные экспрессы могут обращаться и по обычным путям Испании, ширина которых 1668 мм. Благодаря этому география их маршрутов распространяется на всю сеть протяженностью 11715 км.

Валентин Гапанович считает, что испанский опыт будет полезен при организации высокоскоростного движения на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки.

Интеграция европейской железнодорожной сети коснулась и высокоскоростного движения. Созданные для обращения на маршруте Париж – Лондон по тоннелю под Ла-Маншем экспрессы Eurostar теперь привозят туристов из столицы Великобритании в Альпы. Немецкие экспрессы ICE приходят в Париж. К 2010 году протяженность европейской высокоскоростной сети превысит 10 тыс. км.

По словам Валентина Гапановича, рассмотрение в рамках МСЖД проекта организации высокоскоростного маршрута Париж – Берлин – Варшава – Минск – Москва можно считать своего рода итогом «круглого стола».

Александр РУБЦОВ

Партнерство на расстоянии

Бизнес считает проекты ГЧП слишком рисковыми. И не хочет делить с неэффективными чиновниками контроль
над управлением проектами.

Законодательные нестыковки увеличивают риски государства и частных компаний, которые реализуют проекты ГЧП. Так считают участники конференции «Финансовые и правовые механизмы ГЧП в России», которая прошла вчера в Москве.

Главная проблема, которую пытаются решить правительственные чиновники, – совмещение гибкого частного финансирования с негибким государственным регулирующим механизмом, где решения принимаются годами.

«К примеру, финансирование проектов ГЧП в бюджете предусмотрено всего на три года, а сами проекты требуют более длительных сроков реализации», – отметил на конференции заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Максим Быстров.

То есть вполне может возникнуть ситуация, когда государственное финансирование уже начатых объектов будет прекращено. Пока все держится на доверии бизнеса, который уже начал вкладывать деньги в реализацию проектов, хотя сам Инвестфонд еще не распечатан.

Особенно долго правительственные чиновники мучились с концессионной формой взаимодействия. Дело в том, что финансирование из Инвестфонда предполагает появление частного инвестора уже на первой стадии проекта, а при концессии государство на первом этапе должно само подготовить объект.

Нашли несколько форм взаимодействия, которые позволяют финансировать проекты, не нарушая Бюджетного кодекса. Например, софинансирование, при котором объект как бы разделяется на части: каждый строит свое, затем все переходит в собственность государства. Этот способ, правда, плохо проработан с юридической точки зрения.

«В концессии есть две противоположные стороны: государство-владелец и концессионер-пользователь, а при софинансировании так не получается, – заметил советник министра экономического развития и торговли Юрий Любимов. – Поэтому как быть при конфликте интересов, пока неясно».

Государство может также внести средства в уставный капитал АО, которое будет строить и эксплуатировать объект. Но при том, что это технически самый удобный метод, из 60 заявок, которые поступили в Инвестиционную комиссию, ни одна не предполагает совместной работы бизнеса и государства, что у Максима Быстрова вызывает удивление.

«Похоже, что бизнес просто не хочет разделять с неповоротливым государством контроль над строительством и управлением объектами», – предполагает Максим Быстров.

Как считает помощник руководителя администрации президента Екатерина Попова, можно по примеру ряда стран создать специальное агентство по проектам государственно-частного партнерства, поскольку возникает столько проблем при реализации и отслеживании действия этого нового для России механизма, что без координационного органа работать очень трудно.

Елена ПОПОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31