15 октября 2021 22:57

Больше внимания перевозкам

Виталий Жаданов, начальник Южно-Уральского УВД на транспорте:

– За последние пять лет объемы грузовых перевозок между Россией и государствами Центральной Азии возросли на 33% и превысили 65 млн тонн. Причем 90% перевозок приходится на Республику Казахстан.

Такие темпы роста требуют совместных усилий органов внутренних дел на транспорте по предотвращению хищений грузов, перевозимых железной дорогой. В приграничье участились факты обнаружения вагонов и контейнеров со следами хищений. В ходе оперативных действий казахстанских и российских коллег была задержана группа, которая совершала кражи грузов путем проруба контейнеров.

Совместная работа дает положительные результаты, тем не менее проблемы взаимодействия между правоохранительными органами двух стран остаются. И если транспортной милиции сопредельных государств удается держать под контролем пассажирские перевозки – с 2005 года нашим управлением в поездах, курсирующих между Россией и Казахстаном, выявлено 74 случая контрабанды, изъято нелегальных товаров на сумму 22,5 млн руб., – то в сфере транспортировки грузов сотрудничество оставляет желать лучшего.

Мероприятия, проводимые транспортной милицией, могли быть куда эффективнее, если бы смежники – таможенники и пограничники – контролировали грузоперевозки в полном объеме. В пунктах пропуска через государственную границу – на станциях Карталы и Троицк Челябинской области, Петухово Курганской области – отсутствуют терминалы и контейнерные площадки для проверки грузовых вагонов и контейнеров. Это не позволяет своевременно обнаруживать и пресекать контрабанду наркотических средств.

Так, на станции Орск в технологических отверстиях тележек колесных пар одного из вагонов с сухофруктами, следовавшего из Таджикистана в Магнитогорск, милиционеры обнаружили одиннадцать пакетов с героином общим весом более полутора килограммов. При этом криминальный груз беспрепятственно миновал границу России и Республики Казахстан. Тщательно проверить поезд на приграничных станциях не удалось из-за отсутствия там технологических остановок подвижного состава.

Принимая во внимание тот вред, который наносит России незаконный оборот наркотиков, считаю необходимым создать на главных направлениях – Транссибе и среднеазиатском ходу – пункты контроля грузовых поездов. Причем заниматься досмотром груза должны и наши среднеазиатские коллеги. Ведь только четкая совместная работа может дать ощутимые результаты по противодействию международной преступности на объектах транспортного комплекса.

Фото Елены Епимаховой

Грузовая миграция

Согласно прогнозам, в 2011 году объем перевозок на ПривЖД увеличится на 23%. Для того чтобы обеспечить перевозку растущего грузопотока, в ближайшие три года в развитие пропускных способностей магистрали будет инвестировано более 37 млрд руб.

Об этом было заявлено на технико-экономическом совете магистрали, где обсуждалась «Программа развития дороги на период 2008 – 2010 годов».

В этом году объем погрузки ПривЖД оказался значительно ниже запланированного. По данным дорожного центра фирменного транспортного обслуживания (ДФЦТО), из-за аварий на нефтеперерабатывающих заводах ОАО «Саратовский НПЗ» и ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» и отказа ЗАО «Нефть-транс Глобал» от транспортировки сырья по железной дороге в пользу трубопровода отгрузка нефтепродуктов за шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года снизилась на 12,1%. После ужесточения требований к перевозке соли и увеличения стоимости ее транспортировки объем перевозок этого груза сократился на 11,5%. Кроме того, изменения учета погрузки щебня между структурными подразделениями ОАО «РЖД» снизили этот показатель на 15,7%.

Однако на ПривЖД уверены, что уже с середины года магистраль начнет наращивать общие объемы перевозок и в 2011 году они вырастут почти на четверть.

По прогнозам ДЦФТО ПривЖД, это станет возможным благодаря росту объемов промышленного производства в регионе.

Так, ОАО «Саратовский НПЗ» к 2010 году намерено увеличить производимые объемы до 7 млн тонн в год, ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» – до 12 млн тонн. Почти в два раза нарастит объемы выпуска гранулированной серы ООО «Астраханьгазпром». Кроме того, ЗАО «Лукойл-Нефтехим» намерено ежегодно отгружать с газохимического комплекса, который будет запущен в 2009 году, до 2250 тыс. тонн продукции.

Ожидается, что на перевозочных показателях ПривЖД благоприятно скажется и развитие химической промышленности Волгоградской области. Например, уже в следующем году ОАО «Каустик» обещает за счет ввода новых мощностей увеличить отгрузку продукции на 57 тыс. тонн в год.

Холдинговая группа ООО «Випойл» (Волгоград) рассчитывает построить в 2009 году завод по производству добавки к бензину на основе растительного сырья биоэтанола с годовым объемом продукции до 900 тыс. тонн, а ООО «Русал-Бишофит» заявило о строительстве в 2010 году магниевого завода производительностью 42 тыс. тонн в год.

«На руку нам сыграет и нехватка существующих мощностей по производству цемента для удовлетворения возрастающих темпов строительства, – говорит первый заместитель начальника ДЦФТО Приволжской магистрали Сергей Титков. – В 2009 году в Волгоградской области на Усть-Грязнухинском и Ольховском месторождениях планируется ввод в эксплуатацию цементных заводов общей мощностью 3 млн тонн в год. А в 2010 году в Саратовской области появятся новые предприятия на месторождениях Терсинский и Красный Октябрь, выпускающие 5,5 млн тонн цемента в год».

ОАО «Кнауф гипс Баскунчак», добывающее гипсовый камень, планирует к этому же времени увеличить отправку гипса по железной дороге вдвое (сегодня 40 вагонов в сутки).

По прогнозам Института технико-экономических изысканий и проектирования железнодорожного транспорта («Гипротранстэи»), в 2010 году рост перевозок грузов для внешней торговли через морские порты Южного региона составит 64% по сравнению с уровнем 2006 года. Транзитные перевозки грузов через пограничный с Казахстаном переход Аксарайская-2 до 2010 года, по данным «Казахстанских железных дорог», увеличатся на 40%. Предполагаемый объем перевозки сырой нефти основных нефтедобывающих компаний Казахстана составит в 2010 году 1 млн тонн в год.

Для освоения растущего грузопотока за три года в усиление пропускной и провозной способности магистрали будет вложено 37,2 млрд руб.

«Деньги в первую очередь пойдут на строительство обхода Саратовского узла, усиление главного хода дороги Сызрань – Саратов – Волгоград – Котельниково направления Кузбасс – Азово-Черноморский регион. Уже в этом году завершится строительство вторых путей от станции Сенная до станции Чернавка на участке Сызрань – Сенная, в 2008 году он будет электрифицирован. Это увеличит транзитные возможности и сократит сроки доставки грузов в Азово-Черноморский бассейн», – подчеркнул заместитель главного инженера ПривЖД Александр Кайнелайнен. Будет реконструирован и 176-километровый отрезок пути от станции им. М. Горького до станции Котельниково. К 2011 здесь будут проложены вторые пути, и весь участок Сызрань – Котельниково будет двухпутным.

Также комплексная реконструкция ждет станцию им. М. Горького. Начнется строительство второго соединительного пути между парками «Д» и «В», дополнительных путей в парке приема, горки малой мощности и сортировочного парка на восемь путей.

Уже в этом году будет закончено строительство двух путей на станции Татьянка (Волгоградское отделение) и удлинение двух приемо-отправочных путей на Татьянке-Южной.

В 2009 году за счет модернизации систем управления и механизации сортировочной горки вырастут возможности наливной станции Князевка (Саратовское отделение). А на грузовой станции Нефтяная в 2008 – 2009 годах для сокращения времени на расформирование составов и увеличения перерабатывающей способности начнется строительство механизированной горки малой мощности и двух приемо-отправочных путей в парке «Правый берег».

Инга СУНДУКОВА,
соб. корр. «Гудка»
Саратов


Пригородное мобильное расписание

С началом лета ОАО «Краспригород» предложило своим пассажирам ряд «мобильных» услуг. С помощью сотового телефона можно узнать расписание пригородных поездов, а в будущем – и купить билет.

Благодаря проекту «SMS-расписание» пассажиры оперативно могут получить на свой сотовый телефон расписание движения электропоездов на любом участке Красноярской магистрали. При этом начальной или конечной точкой поездки не обязательно должна быть крупная станция – это может быть и остановочный пункт.

«Кроме того, можно узнать, для каких электричек определенная станция является конечной или наоборот – промежуточной. Тем самым пассажир может исключить пересадку в пути следования», – рассказал генеральный директор ОАО «Краспригород» Александр Мишура. Если же пересадка неизбежна, то система подберет наиболее удобный ее вариант.

В проект «SMS-расписание» включены не только пригородные поезда, но и поезда «Экспресс», курсирующие от Красноярска до станций Иланская, Абакан и Боготол.

К началу июня от желающих выбрать оптимальное направление и время поездки ежесуточно приходило до 120 SMS-запросов, сейчас – уже свыше полутора тысяч.

Никаких дополнительных сборов за предоставленную информацию пассажир не оплачивает – лишь тариф за SMS-сообщение. Более того, наряду с «мобильным» расписанием «Краспригород» сообщает своему клиенту о грядущем изменении в расписании или вводе новой услуги.

«В перспективе мы планируем подключить к проекту и поезда дальнего следования. Кроме расписания, при помощи SMS можно будет узнать о наличии свободных мест в вагонах различного типа. Технически это сделать несложно, надо только ввести в центральный сервер необходимую информацию», – поделился своими планами Александр Мишура.

Развитию интерактивных контактов КрЖД с пассажирами будет способствовать и проект продажи при помощи SMS билетов на электропоезда. Достаточно будет отправить сообщение с указанием даты и выбранного направления, и система сама снимет со счета абонента необходимую за проезд сумму. А затем в любой пригородной кассе Красноярской железной дороги можно получить уже оплаченный билет.

Ринат РЕЗВАНОВ,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск

Погода вносит коррективы

Солнечная погода позволит ОАО «Железные дороги Якутии» освободить складские площадки, переполненные трубами для строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО).

Всего по территории Якутии предстоит проложить 1363 км нефтепровода – около 300 тыс. тонн трубной продукции и монтажных материалов, которые завозятся в регион по железным дорогам Якутии (ЖДЯ). По данным республиканского минтранса, в начале июня в адрес строителей Республики Саха поступило 3132 вагона, выгружено 2864.

Вместе с тем, как рассказали «Гудку» в пресс-службе министерства транспорта Якутии, завоз труб по железной дороге происходит неудовлетворительно. Причина – ООО «Центр управления проектом ВСТО» и подрядчик строительных работ ЗАО «Краснодар-
стройтрансгаз» не могут скоординировать свои действия с ЖДЯ.

«До сего дня на железной дороге внятно не говорят, сколько и когда поступит на разгрузку вагонов с трубной продукцией и куда они адресованы. Не знают потому, что руководители стройки не согласовывают с железнодорожниками свои планы поставок и не считают нужным предупреждать их об этом. А возможно, и сами в неведении», – говорится в сообщении якутского минтранса.

Согласно договоренностям между ООО «Центр управления проектом ВСТО» и ЖДЯ, весной этого года было решено подготовить на семи раздельных пунктах специальные площадки для разгрузки и складирования труб. Это Нерюнгри-грузовая, Чульман, Огоньор, Большой Нимныр, Селигдар, Косаревский, Алдан.

Однако к моменту поступления труб их приготовить не удалось.

«Учитывая несогласованность подхода вагонов, отсыпка площадок проводилась прямо в момент прибытия и подачи вагонов на грузовые фронты», – рассказала «Гудку» начальник службы грузовой и коммерческой работы ЖДЯ Зинаида Колобова.

По ее словам, сейчас площадки переполнены трубой. В период весенней распутицы размытые дороги не позволили вывезти груз, к некоторым площадкам строители даже не успели подвести автоподъезды от основной трассы.

«Из-за того что маршрут прокладки трубопровода по Якутии был изменен, ЗАО «Краснодарстройтрансгаз» не успело заблаговременно обустроить площадки. Кроме того, ни у нас, ни у подрядчика не было подобного опыта переработки столь специфического груза в сложных условиях Севера, когда природа бывает непредсказуема», – говорит Зинаида Колобова.

Сейчас, когда в регионе установилась теплая солнечная погода, а железнодорожники помогли строителям нефтепровода с отсыпкой автодорог, ситуация с вывозом технической продукции должна выправиться. Об этом свидетельствует и увеличившаяся вдвое выгрузка труб. Если раньше на каждой станции ежесуточно разгружалось 25 вагонов, то теперь – 45 – 50.

Однако теперь сложности возникли с порожним подвижным составом. Операторы, заключившие договор с компанией «Краснодарстройтрансгаз» на доставку труб в их вагонах, после выгрузки ищут попутную загрузку, чтобы компенсировать расходы на обратную дорогу. В ожидании местного груза скапливается немало подвижного состава, который забивает подходы к станциям и осложняет маневровые работы.

Как подчеркнули в службе грузовой и коммерческой работы ЖДЯ, подвижной состав для перевозки трубы принадлежит разным операторам, которые не имеют своих представительств в Якутии. Поэтому возник вопрос о том, кто будет оформлять накладные на порожние после выгрузки вагоны, не принадлежащие перевозчику, и оплачивать их пробег.

«Чтобы подвижной состав работал, мы предложили оформлять перевозочные документы на порожние вагоны компанией, экспедирующей технические грузы для строителей нефтепровода, – ООО «Трансгарант-Восток», – сообщили «Гудку» в «Железных дорогах Якутии».

Кроме того, сегодня на станции Нерюнгри-грузовая формируются маршруты из порожних вагонов для дальнейшей передачи на инфраструктуру ОАО «РЖД» под погрузку угля.

«Учитывая надежные партнерские отношения, мы пошли навстречу ОАО «РЖД», ООО «Трансгарант-Восток» и ОАО «ХК «Якут-уголь», – говорит Зинаида Колобова.

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск


Каждому по месту

К этому летнему сезону Северо-Кавказская железная дорога уже подготовила три тысячи дополнительных мест в поездах. Руководство магистрали уверено, что билетов хватит на всех.

В теплое время года 70% всех пассажиров СКЖД – отпускники, следующие на отдых и лечение на побережье Черного моря и курорты Кавказа. Причем с каждым годом их становится все больше. Так, в I квартале 2007 года на 5% по сравнению с тем же периодом прошлого возросло число пассажиров в поездах дальнего следования и на 2,8% – в местном сообщении.

Для того чтобы справиться с растущим объемом перевозок, Северо-Кавказская дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении и другие службы дороги решили использовать внутренние резервы магистрали. В частности, до 22 вагонов была увеличена составность пассажирских поездов, следующих в Адлер и Анапу. Кроме того, этим летом будут задействованы не использованные в прошлом году графиковые «нитки», что позволит увеличить объемы движения в прямом сообщении в пик перевозок на 38 рейсов.

По словам начальника регионального центра по обслуживанию пассажиров в дальнем сообщении «Севкавэкспресс» Владимира Белянского, основным направлением деятельности подразделений дирекции в 2007 году стало не обеспечение полного удовлетворения спроса на железнодорожные перевозки, ведь с этим научились успешно справляться, а повышение качества обслуживания пассажиров в поездах.

Ради улучшения условий проезда магистраль пошла на обновление подвижного состава. С конца прошлого года на Северо-Кавказскую дорогу начали поступать вагоны нового поколения. К пику пассажирских перевозок дирекция получит около 200 вагонов, из которых будут формироваться фирменные поезда дороги. При этом вагоны, ранее входившие в эти составы и находящиеся в хорошем состоянии, переводятся на остальные поезда. Так будет обновлен практически весь парк пассажирских вагонов.

Заботясь о комфорте путешественников, дорога освоила и новый подход к работе проводников. Как заявил Владимир Белянский, начиная с июля проводники «Севкавэкспресса» будут освобождены от работ по подготовке состава к рейсу и полностью сконцентрируются на обслуживании пассажиров.

Игорь ЕВДОКИМОВ,
соб. корр. «Гудка»
Ростов-на-Дону


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31