15 октября 2021 23:56

С чужой колеи без остановки

В 2007 – 2008 годах Международный союз железных дорог определит оптимальную систему автоматического перехода поездов с одной колеи на другую.

Возможность применения устройств в Европе обсуждалась железнодорожными операторами и представителями промышленности на заседании «круглого стола» «1520х1435: как интегрировать и управлять двумя системами» в рамках конференции RailTech Russia 2007.

Исследования и сравнения существующих устройств автоматического перехода подвижного состава идут с 2003 года. Вниманию участников конференции предложены две системы – испанская Talgo и польская SUW 2000. Первая разработана еще в прошлом веке в Испании, железные дороги которой имеют ширину 1668 мм. Первый международный поезд Talgo Барселона – Женева безостановочно перешел с колеи на колею в 1969 году. Теперь действуют семь таких переходных пунктов.

Директор по маркетингу компании Talgo Марио Ориол рассказал о принципе работы устройства: при переходе стыкового участка поезд снижает скорость и вагонные тележки начинают скользить по особым направляющим. При этом полуоси вагонов автоматически раздвигаются или сдвигаются, устанавливая колеса на требуемую ширину колеи.

Несколько иной принцип имеет польская система SUW 2000. Здесь главным элементом становится тележка вагона, колеса которой имеют способность перемещаться по оси. На границе путей разной колеи укладывается переходная вставка. Причем тележка пассажирских вагонов, предназначенная для работы по системе SUW 2000, уже получила сертификат на обращение по сети российских железных дорог. Очередь за грузовой тележкой.

Ежи Вишневский, отвечающий за международное сотрудничество «Польских железных дорог», рассказал, что такая система эксплуатируется на границах его страны с Литвой и Украиной. Впрочем, пока эти переходы временно не работают. SUW 2000 на польско-литовском переходе не действует из-за финансовых проблем, решить которые г-н Вишневский рассчитывает с помощью субвенций польского правительства. А вот поезда из Польши на Украину не могут безостановочно проходить SUW 2000 по причине технической неисправности.

Тем не менее Ежи Вишневский считает, что польская система более устойчива при работе в условиях отрицательных температур, что является ее преимуществом перед Talgo. Однако Марио Ориол привел пример Казахстана, где эксплуатируется поезд Talgo в диапазоне температур от плюс 35 до минус 45. Недавно в Казахстан отправлен поезд для эксплуатации по маршруту Алматы – Урумчи. Компания обратилась в АО «НК «Казахстан темир жолы» с просьбой о проведении испытаний переходного устройства на станции Дружба.

Кроме того, переходное устройство испанской конструкции в 1997 – 1999 годах испытывалось в Северной Европе на пограничной станции Хапаранда на стыке финских и шведских железных дорог. А в 1997 году было смонтировано на Экспериментальном кольце в Щербинке. Но колеса подвижного состава Talgo имеют профиль, разработанный под высокоскоростное сообщение, который отличается от требований ГОСТа на профиль отечественных колес. Есть отличия и в рельсовых стыках. Соответственно, и воздействие на тележку вагона разное. В Щербинке и Казахстане специалисты изучали данную проблему и пришли к выводу о необходимости разработки универсального профиля колеса.

Для выбора оптимального варианта автоматического перехода с колеи на колею Ежи Вишневский считает необходимым создание рабочей группы. В нее должны войти специалисты белорусских, российских, польских и немецких железных дорог, ученые ВНИИЖТа, польского института CNTK, Варшавского политехнического института и Железнодорожного исследовательского центра в Миндене (Германия). Необходимо также гармонизировать действующие нормативные документы, принятые МСЖД и Организацией сотрудничества железных дорог. Речь, в частности, идет о разработке общих правил пассажирских перевозок.

Как отмечалось на конференции, пока системы более применимы для пассажирских перевозок и при доставке специальных грузов, перевалка которых опасна или экономически неэффективна. По мнению профессора ВНИИЖТа Евгения Сотникова, при массовых трансконтинентальных грузоперевозках, к примеру из Владивостока, гораздо эффективнее станет продление широкой колеи до логистического центра в Центральной Европе.

Александр РУБЦОВ


Президентский Олимп

Президент России Владимир Путин возглавит делегацию заявочного комитета «Сочи-2014» в Гватемале 4 июля, где будет проходить сессия Международного олимпийского комитета (МОК). Также в Гватемалу приедут главы Южной Кореи и Австрии, чтобы поддержать заявки своих стран на проведение Олимпиады 2014 года.

«Президенты Южной Кореи, Австрии и России подтвердили свой приезд в Гватемалу на сессию МОК», — говорится в распространенном вчера сообщении МИД Гватемалы.

Во время сессии МОК пройдет голосование, посредством которого будет выбран город для проведения XXII Олимпийских игр 2014 года. Ее участникам предстоит сделать выбор между австрийским Зальцбургом, корейским Пхенчханом и российским черноморским курортом Сочи. Россия, которая традиционно сильна в зимних видах спорта, еще никогда не принимала зимнюю Олимпиаду.

Вернуть государству землю

В России не востребовано 27 млн га пахотных сельскохозяйственных земель. Об этом вчера на пресс-конференции в Москве заявил министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев. Он также добавил, что в целом в постсоветский период посевные площади в РФ сократились на 40 млн га. Вся невостребованная земля, по словам министра, должна отойти в государственную собственность, однако этого не происходит. В настоящее время Минсельхоз готовит изменения в Земельный кодекс РФ и федеральный закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения, которые позволят государству забрать неиспользуемую землю.

Приговор обжалованию не подлежит

Вчера Верховный суд России оставил в силе обвинительный приговор по уголовному делу о подрыве поезда Грозный – Москва в июне 2005 года. Таким образом, суд оставил жалобу обвиняемых и их адвокатов без удовлетворения. «С сегодняшнего дня приговор вступает в законную силу», – говорится в постановлении суда.

10 апреля Московский областной суд вынес приговор фигурантам дела о подрыве поезда Грозный – Москва. Владимир Власов и Михаил Клевачев были осуждены по всем инкриминируемым им статьям УК РФ, в том числе по ст. 205 (терроризм). Их приговорили к 18 и 19 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно.

Кроме того, Мособлсуд взыскал с подсудимых 3,8 млн руб. в пользу страховой компании ЖАСО, которая представляет интересы ОАО «РЖД». Сами подсудимые свою вину не признали, а защита осужденных была категорически не согласна с приговором.

Нефтяникам подскажут, как работать

Премьер-министр России Михаил Фрадков предлагает рассмотреть возможность увеличения экспортных пошлин на сырую нефть, мазут и другие нефтепродукты. Об этом он заявил вчера в ходе заседания президиума госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Забайкалья.

По словам Фрадкова, такая мера должна стимулировать развитие нефтепереработки внутри страны. По его мнению, многие нефтяные компании сейчас не имеют для этого достаточного стимула, так же как и для развития геологоразведки, подготовки кадров и т.д. «Если их устраивает сегодняшний день, то страну эта ситуация не устраивает», – сказал Фрадков. Он отметил, что государство должно стимулировать нефтяные компании заниматься подобными видами деятельности и «если они это не понимают, подсказать им экономическими методами».

Трудное возвращение

В МИД РФ планируют организовать эвакуацию российских граждан, находящихся в секторе Газа, через Иорданию.

«Ориентир взят на отлет наших граждан на родину из аэропорта города Амман в Иордании», – заявил официальный представитель МИД РФ Михаил Камынин. Вместе с тем, по его словам, в настоящее время рассматриваются и другие варианты эвакуации.

«Обстановка на границе с Газой да и в самом секторе такова, что требуются выверенные согласованные решения, которые обеспечили бы выезд наших соотечественников», – добавил Камынин.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Нетипичный лизинг

ЗАО «ВКМ-Лизинг» заключило договор финансового лизинга на сумму 429 млн руб. с ООО «Тверской экспресс» на 14 пассажирских вагонов производства ОАО «Тверской вагоностроительный завод» (ТВЗ).

Компании будет поставлено десять купейных вагонов и четыре вагона СВ. Срок договора лизинга – семь лет.

Генеральный директор «ВКМ-Лизинг» Григорий Примак сказал «Гудку», что инициатором сделки выступил лизингодатель. Он отметил, что сделка реализуется без предоставления аванса и дополнительного обеспечения, при поручительстве за лизингополучателя со стороны ТВЗ. Банковские гарантии «ВКМ-Лизинг» также не потребовал. Залогом является предмет сделки. Условия поставки предусматривают передачу всех вагонов одной партией не позднее 30 суток с момента оплаты 50% их стоимости по договору купли-продажи.

«Оплату страховки осуществляет также «ВКМ-Лизинг». Процент по выплатам составляет 12% годовых», – добавил Григорий Примак.

Генеральный директор «Тверского экспресса» Александр Чубарев сказал «Гудку», что новые вагоны будут использоваться на маршруте Москва – Санкт-Петербург в составе принадлежащих компании поездов «Мегаполис». Он отметил, что «Тверской экспресс» согласился заключить сделку по приобретению новых вагонов потому, что с началом летних перевозок резко возрастает пассажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом. «Новые вагоны позволят удлинить два наших поезда «Мегаполис» на семь вагонов каждый, теперь в них будет не по 11, а по 18 вагонов. Это позволит забрать всех пассажиров, которые хотят воспользоваться услугами «Мегаполисов», а также повысить уровень сервиса за счет использования вагонов повышенной комфортности», – отметил он.

Начальник отдела продаж лизинга крупным корпоративным клиентам компании «Уралсиб-Лизинг» Оксана Кузовских сказала «Гудку», что сделка «ВКМ-Лизинг» и «Тверского экспресса» нетипична для рынка лизинга подвижного состава в его нынешнем состоянии.

«Грузовые вагоны привлекательнее пассажирских как по причине стабильного опережающего спроса на них, так и в силу диверсифицированности рынка грузовых перевозок. Рынок же перевозок пассажиров не только менее прибылен, но и не диверсифицирован. Это значит, что в случае дефолта «Тверского экспресса» покупателем его вагонов может быть лишь ОАО «РЖД». Поэтому можно предположить, что «ВКМ-Лизинг» пошел на данную сделку в силу того, что за спиной «Тверского экспресса» стоит такая крупная структура, как «Трансмашхолдинг» (ТМХ), что значительно снижает степень риска. А то, что и сам лизингодатель входит в состав вагоностроительного холдинга (ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии». – Ред.), также облегчит реализацию залога», – отметила она.

Оксана Кузовских подчеркнула, что данная сделка выгодна прежде всего для «Тверского экспресса».

«Процентная ставка здесь невысока. А отсутствие аванса характерно для сделок по грузовым вагонам, но для пассажирских перевозок это, скорее, нерыночная ситуация. Если бы такую сделку финансировали мы, то попросили бы либо дополнительный залог, либо аванс. Думаю, что столь выгодные для «Тверского экспресса» условия объясняются также тем, что эта компания входит в состав ТМХ», – сказала она в заключение.

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Счетная палата перевооружается

Ревизоры Счетной палаты намерены с помощью нового Бюджетного кодекса бороться за эффективность государственных инвестиций. В этом им поможет проектное финансирование и бюджетирование, ориентированное на результат.

Председатель Счетной палаты Сергей Степашин заявил вчера на 11-й конференции инвесторов, что в России необходимо качественно изменить чиновничье управление государственными ресурсами. В противном случае сколько денег ни выделяй, позитивных результатов в реализации тех же национальных проектов добиться невозможно.

По словам главы Счетной палаты, в результате проверок его ведомство обнаружило, что многие управленцы, в руках которых оказались бюджетные деньги, оказались жуликами.

Для того чтобы подобных случаев было как можно меньше, новый Бюджетный кодекс вводит метод бюджетирования, ориентированный на результат. Критерии результативности сейчас разрабатываются для каждой отрасли. Но сам метод уже хорошо себя зарекомендовал во многих странах мира.

С этой целью в России все активнее практикуется и проектное финансирование. В частности, национальные проекты, в которых бюджетные деньги выделяются для решения социальных проблем. По словам главы Счетной палаты, нацпроекты – это своего рода проверка работы бюджетного менеджмента, начиная с правительства и заканчивая управленцами в местных школах и больницах.

«Прохождение бюджетных денег для нас не является проблемой. В режиме работы казначейства видна каждая копейка. Проблема именно в эффективности использования этих средств», – считает Сергей Степашин.

По мнению председателя комитета Совета Федерации по бюджету Евгения Бушмина, новые изменения в Бюджетном кодексе, в частности бюджетирование, ориентированное на результат, существенно повышают прозрачность использования бюджетных денег. «Объем финансирования школ исходя из количества учеников и больниц в расчете на койко-место реально позволяет оценить качество управления бюджетными организациями, – заявил Евгений Бушмин «Гудку». – Если в одном регионе на один и тот же показатель расходуются значительно большие суммы, чем в другом, то у руководителей регионов появляется повод задуматься о рациональности выделения этих денег».

Кстати, Министерство финансов сейчас составляет рейтинг эффективности субъектов РФ по 17 показателям использования бюджетных средств.

Сергей Степашин считает, что «если Россия сама научится управлять собственным капиталом, которым она обладает по праву, то у нас не будет необходимости стерилизации денег. Они будут все освоены в нашей стране». По его мнению, $9,5 млрд иностранных инвестиций, ожидаемых в текущем году, необходимы для страны. Без них невозможно добиться экономического роста в 6,5 – 7% годовых. Но эти инвестиции должны нести с собой новые технологии и методы управления, поднимающие производительность труда на более качественный уровень.

Елена ПОПОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31