16 октября 2021 00:11

Опасные игры с «ящиком»

Генеральная прокуратура России начала проверку законности интерактивных платных телевизионных викторин. Поводом послужили многочисленные жалобы россиян на то, что, приняв участие в игре, вместо призов получают внушительные счета за телефонные разговоры со студией. Следователям предстоит выяснить, являются ли телевикторины еще одним видом мошенничества.


Арифметика игры

Подобные викторины проводятся практически на каждом развлекательном телеканале. Схема одинакова – привлекательная телеведущая задает
зрителям простые вопросы, обещая за правильный ответ немалую сумму денег. Простота задания и весомый выигрыш заставляют человека звонить в студию или отправлять смс-сообщение. При этом очень немногие телеигроки обращают внимание на бегущую строку внизу экрана, где почти микроскопическим шрифтом написаны реальные условия конкурса и расценки за телефонное соединение или отправку смс.

Как поясняет завотделом клинической психологии Научного центра психического здоровья РАМН Сергей Ениколопов, в команде организаторов подобных игр работают достаточно грамотные психологи. Долго наблюдающий за действом телезритель рано или поздно не выдержит «глупости» соотечественников, не знающих правильного ответа на простой вопрос, и, несмотря на расценки за соединение – один звонок может обойтись в $1– 3, – наберет указанный на экране номер телефона. В результате за одну получасовую программу один участник викторины теряет минимум 30 руб., финансовые же потери более азартных игроков могут доходить до сотни долларов. В то же время, учитывая популярность таких программ и количество принявших участие в телевикторине зрителей, организаторы за эти же полчаса зарабатывают в среднем до $100 –150 тыс. Согласно опросам Научного центра психического здоровья РАМН каждый второй россиянин хотя бы однажды делал «звонок в студию».


Полевые работы

Чтобы организовать интерактивную игру, больших затрат не нужно. В принципе, контент-провайдером – лицом, которое организует такие игры – может стать любой гражданин. Для этого нужно обратиться в коммуникационную компанию, которая предоставит телефонный номер из шести-семи цифр. Обычно он выделяется бесплатно. Более простой номер – из четырех цифр – может обойтись в среднем в 30 тыс. руб. в месяц. Подобные линии могут одновременно поддерживать до 5 тыс. звонков в минуту.

Далее провайдеру необходимо договориться с продюсерами телеканала о цене эфира и спокойно начинать транслировать свои игры. В конце каждой проведенной викторины 40% полученной прибыли заберет телефонная компания, а оставшаяся часть достанется провайдеру и телеканалу.

По оценке экспертов, прибыльность сектора интерактивных игр составляет несколько миллионов долларов ежегодно. При этом практически никого из участников не волнует непрозрачность выигрыша: никто, как правило, не требует объяснений по поводу принципа определения победителя или же по какой причине невозможно долгое время дозвониться до студии.

«Азартные игры находят для себя все новые ниши, причем весьма эффективные, – считает заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике Александр Кравец. – Вместо локализации игорного бизнеса мы наблюдаем сегодня его расползание и перевоплощение в «казино на диване».


Как заработать на терминах

До недавнего времени телевикторины не подпадали под прямое регулирование действующего законодательства. Но с 1 января этого года вступил в силу закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Как объяснили «Гудку» в Генпрокуратуре, сегодня «запрещено организовывать и проводить азартные игры на телевидении. По законодательству такие развлечения могут проходить только в игорных заведениях».

Однако именно вокруг статуса таких передач идут сегодня споры. «Такие телепередачи нельзя назвать азартными играми, так как в них отсутствует понятие «ставка», – считает депутат Госдумы, руководитель экспертной комиссии по лотереям и игорному бизнесу Игорь Динес. В свою очередь член Российской ассоциации развития игорного бизнеса Вадим Перминов полагает, что все интерактивные игры необходимо разграничить по западному образцу: если выигрыш имеет случайный характер, то это – азартная игра, если же приз достается благодаря физическому или умственному труду, то это – конкурс.

«Ни наркоманы, ни алкоголики не лечатся так трудно, как азартные игроки, – рассказал «Гудку» Сергей Ениколопов. – Особенно подвержены влиянию сомнительных телевикторин граждане из неблагополучных семей, остро нуждающиеся в быстром и легком заработке».

При этом он подчеркнул, что только 1% играющих не знает, что стоимость их участия в игре стоит значительно дороже, чем информируют организаторы. То есть 99% игроков сознательно идут на риск, надеясь быстро заработать огромную сумму денег.

Кстати, как отметили «Гудку» в Генпрокуратуре РФ, пострадавший от телевикторин может обжаловать действия организаторов в суде либо обратиться в Федеральную антимонопольную службу и ее территориальные органы, которые вправе принимать меры воздействия за недостоверную рекламу. К таковой, в частности, относятся не соответствующие действительности сведения о правилах и сроках проведения основанных на риске игр.

Ольга МАЛЕВА


Василий КУЗИЧЕВ,
директор по развитию бизнеса компании «МегаФон-Москва»:
    – В настоящий момент на рынке голосовых серверов (именно так называется услуга по предоставлению телефонных номеров контент-провайдерам. – Ред.) наблюдается рост. Большинство из них мы видим по ТВ. Часть из них, на мой взгляд, имеет право жить на телеэкранах – это голосования, помогающие определить настроение общества по тому или иному вопросу. Но в последнее время рост происходит за счет телевикторин. И, по-моему, это точно попадает под определение «лохотрон».


Александр КАЛИНИН,
директор Национального фонда защиты потребителей:
    – В стране сегодня нет ни одного сегмента на потребительском рынке товаров, работ и услуг, где бы ни нарушались права потребителей. Викторины, которые транслируются на каналах, рассчитаны на человека с ограниченными умственными способностями. Это игра на человеческих слабостях.

Приставы займутся алиментами

Правительство намерено поручить Федеральной службе судебных приставов (ФССП) расследование дел банковских должников и неплательщиков алиментов. Соответствующий законопроект уже внесен в Государственную думу.

Федеральная служба судебных приставов давно добивается таких полномочий. Фактически специалисты ведомства уже сегодня выполняют основную массу работы. Но для более эффективных действий им не хватает самостоятельности: все свои шаги приставы должны согласовывать с милицией.

В «клиентах» у ФССП значатся миллионы россиян. Только алиментщиков более 12 млн. Из них за первые 4 месяца текущего года добровольно выплатили алименты лишь 340 тыс. человек. К остальным приставы наведаются лично. В целом же в службу ежегодно поступает до 2 млн исполнительных документов на неплательщиков алиментов. Скрываются от служащих ФССП и должники по банковским кредитам. Совокупная сумма их «недоплат» составила в 2007 году 33 млрд руб.

«Принятие закона позволит более эффективно бороться со злостными неплательщиками алиментов», – прокомментировали «Гудку» в пресс-службе ФССП.

Однако, по мнению экспертов, формальное перераспределение функций быстрого положительного результата не даст. Дело в том, что в службе приставов уже давно наблюдается кадровый голод, и на устранение этой проблемы правительством отводится несколько лет. Особого интереса к трудоустройству в ФССП население не проявляет. Это объясняется относительно невысокими зарплатами и опасностью, связанной с исполнением служебных обязанностей. Только за 4 месяца 2007 года в отношении работников ведомства было совершено 155 противоправных действий, по факту которых возбуждено 60 уголовных дел.

Пока же в ведомстве укомплектовывают штаты, региональные власти находят свои пути решения в поимке злостных неплательщиков. В Тюмени, например, приставы, объединившись с сотрудниками ГАИ, вычисляют должников, которые не возвращают кредиты, не платят штрафы и алименты, по номерам машин прямо на дорогах. У некоторых сразу же изымают автомобили. В Калининградской области такие «антисоциальные элементы» не выпускаются в загранплавание.

Что касается банкиров, заинтересованных в услугах приставов, то они относятся к расширению полномочий ФССП с некоторым скепсисом. «Хотелось бы верить, что частичная передача функций расследования приставам повысит уровень возврата банковских кредитов. Но прогнозировать, что это будет именно так, не возьмусь», – заявил вице-президент Связь-Банка Аркадий Комягинский.

Светлана КОВАЛЬ

Картины памяти

В Красноярском крае подведены итоги конкурса детских творческих работ «Мы помним», организатором которого выступило ЗАО «СибТрансТелеКом».

Основная цель конкурса, проведенного в рамках общенационального образовательного интернет-проекта «Время вернуться домой. Letopisi.ru», – пробудить интерес юного поколения к событиям Великой Отечественной войны, научить гордиться подвигом дедов и прадедов.

Результаты проведения конкурса показали, что для нынешнего молодого поколения понятия «героизм», «подвиг», «память» не являются пустыми звуками. Объявляя конкурс на территории Красноярского края, Тувы и Хакасии, сотрудники «СибТрансТелеКома» даже не предполагали, что его география в считанные дни расширится до общероссийского масштаба. Конкурсной комиссии, в состав которой вошли и члены Совета ветеранов Красноярской железной дороги, довелось рассматривать работы ребят из Мурманской и Владимирской областей, Саратова и Волгограда, Нижнего Новгорода и Астрахани, Кубани, Карелии, Хабаровского края...

В общей сложности в проекте приняли участие порядка 300 человек, среди которых и школьники, и студенты, и учителя. И это неудивительно. У организаторов было лишь одно «строгое» ограничение – к конкурсу принимались работы, написанные только школьниками и студентами о своих родных, ставших свидетелями той страшной эпохи.

Рассказать же, как показал проект, молодому поколению было о чем. В своих работах они писали о прадедах, подвиги которых навсегда останутся в летописях, и о тех, чьи имена не вписаны золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны. Говорили о тех, кто, умирая от голода в тылу, сам отдавал фронту каждый колосок, чтобы хоть на мгновение приблизить Победу. Ребята рассказывали о своих родных, прошедших круги ада концлагерей, и о тех, кто погибал в сибирской ссылке только за то, что родился с немецкой фамилией.

«Они не были знаменитыми героями, о них не слагали песен и стихов, – писала одна из конкурсанток. – Они были теми, кто приближал победу ежедневно и ежечасно, просто выполняя свой воинский и гражданский долг. Таких людей было сотни тысяч. Мои прадеды – одни их них – простые солдаты Победы, которые в тяжелую годину испытаний отстояли независимость нашей страны, а затем и подняли ее из руин».

Воспользовавшись возможностями Интернета и новых технологий, авторы работ не только создавали свои странички и размещали статьи на портале «Время вернуться домой. Letopisi.ru», но и пополняли «летопись» Великой Отечественной войны графическими изображениями фронтовых событий, в которых они опирались на воспоминания своих дедов и прадедов, звуковыми файлами с голосами ветеранов, видеороликами.

Богатый материал, который представили участники творческого конкурса, живость его изложения поставили жюри перед довольно сложным выбором. Тем не менее первое место и видеокамеру в качестве главного приза конкурсная комиссия присудила ученице 8-го класса из села Сахапта Красноярского края Виктории Джебко. Второе место присудили ученику 3-го класса прогимназии № 131 Красноярска Петру Винокурову, третье – студентке 1-го курса Института естественных и гуманитарных наук Сибирского федерального университета Екатерине Костериной.

Впрочем, организаторы не ограничились ценными призами победителям – слишком много интересных работ было представлено. В итоге список наград пополнился еще 15 специальными и девятью поощрительными призами.

– Награждение призеров прошло в 26 школах, – рассказывает генеральный директор ЗАО «СибТрансТелеКом» Михаил Баженов. – Сотрудники компании побывали практически во всех учебных заведениях Красноярского края, где учатся участники проекта «Мы помним». Хотелось лично поблагодарить ребят за замечательные работы, созданные ими вместе с родителями и педагогами. В самые отдаленные районы призы, подарки и благодарственные письма пришлось отправлять почтой… Нам кажется, что конкурс был проведен не зря, потому что герои, воевавшие на фронтах Великой Отечественной войны, будут живы до тех пор, пока память о них будет хранить каждое новое поколение, создавая историю своих семей, бережно собирая и фиксируя воспоминания и документы о тех великих годах.

После завершения конкурса проект «Мы помним» продолжает жить на страницах интернет-проекта Letopisi.ру и пополняться новыми работами.

Наталья АЛЕКСЕЕВА

За второй пенсией – в НПФ!

За годы реформ вместе с экономической системой России видоизменилась и пенсионная система. С самого начала эффективность новой модели пенсионного обеспечения вызывала споры и сомнения у населения и у самих реформаторов. Но сегодня уже можно говорить о некоторых результатах – и следует признать, что они положительные.

15 лет назад в России появились первые негосударственные пенсионные фонды. За это время ими достигнуты определенные успехи. Так, на 1 января 2007 года число участников НПФ составило 6,4 млн человек – именно столько у нас дальновидных граждан, которые уже сегодня формируют дополнительные пенсии в негосударственном секторе пенсионной системы России. В 2006 году в Пенсионный фонд России поступило более миллиона заявлений россиян, выбравших негосударственные пенсионные фонды для управления накопительной частью пенсии. Сегодня число граждан, доверивших НПФ свои пенсионные накопления, вплотную приблизилось к 2 млн человек.

На начало года общий объем активов НПФ составил более 514 млрд рублей.

Но все-таки главный показатель работы негосударственных пенсионных фондов – уже выплачиваемые пенсии. По данным на 1 января этого года, более 865 тысяч человек уже получают пенсии из негосударственных пенсионных фондов. Пенсионные выплаты за прошлый год составили 10,3 млрд рублей. Эти показатели тоже растут день ото дня. Так негосударственные пенсионные фонды успешно преодолевают недоверие населения, которое сопровождало их работу с самого начала их существования. И на деле доказывают, что НПФ – надежные, контролируемые, прозрачные и эффективные социально-финансовые институты, способные компенсировать населению недостаточность основного, государственного пенсионного обеспечения.

Не секрет, что, несмотря на все успехи НПФ, люди все равно более склонны доверять свое будущее именно государству и надеяться на государственную пенсию. И это понятно. Государство дает определенный уровень гарантий получения пенсий в старости – на то оно и государство. Но надо понимать, что сегодня оно гарантирует лишь самый минимум.

Все любят вспоминать советские времена, когда пенсия могла составлять 132 рубля в месяц, а зарплата молодого инженера – 120 рублей. Сейчас средний размер пенсии по стране составляет чуть более 3 тыс. рублей, а средняя зарплата – около 12 500 рублей. Разница очевидна, люди, которые уходят на пенсию, вынуждены испытывать существенное понижение уровня своих доходов.

При всей своей внешней привлекательности советская пенсионная система стала заложником общего экономического краха в стране и демографического кризиса. В 1959 году на каждого пенсионера в СССР приходилось 5 граждан трудоспособного возраста, то есть отчисления этих пяти человек обеспечивали выплату пенсии одному пенсионеру.

Сегодня на одного пенсионера приходятся трое граждан работоспособного возраста, а работающих – всего 1,6 человека. Прогнозы аналитиков неутешительны: это соотношение будет уменьшаться не в пользу работающих, и чем дальше, тем сложнее будет обеспечивать выплату пенсий неработающим гражданам. Суть реализуемой в России пенсионной реформы заключается в том, чтобы дать гражданам возможность копить себе на пенсию самостоятельно или с помощью работодателей.

Так это и сделано в ОАО «Российские железные дороги»: в Компании реализуется корпоративная программа пенсионного обеспечения работников. На современном этапе пенсионной реформы ключевыми участниками пенсионной системы являются именно работодатели. Это не дань моде, не попытка подражать Западу, это насущная необходимость материальной поддержки бывших работников, вышедших на заслуженный отдых. Для работодателей в пенсионном обеспечении есть масса возможностей проводить эффективную кадровую и социальную политику, но это отдельная, не менее интересная тема для разговора.

Как бы то ни было, реальность на сегодня такова: тем россиянам, которые работают в крупных социально-ориентированных компаниях, как «Российские железные дороги», просто повезло: им возможности дополнительного пенсионного обеспечения предоставляются самим работодателем. Корпоративная пенсионная система железнодорожников является одной из самых лучших в стране. Она существует уже семь лет, претерпевает некоторые изменения, но в общем остается одной из самых эффективных и максимально ориентированных на потребности работников Компании.

Конечно, было бы неверно утверждать, что все железнодорожники безоговорочно доверяют негосударственному пенсионному обеспечению. Но такая ситуация по всей России, и это нормально. Нужно время, чтобы люди привыкли к тому, что государство перераспределило бремя ответственности за достойную старость и доверило эти заботы работодателям и самим будущим пенсионерам, как это делается во всех цивилизованных странах. Мы только учимся быть инвесторами, мы делаем первые шаги в освоении этой науки – планировать собственную жизнь и свое материальное обеспечение в будущем.

За 15 лет существования негосударственного сектора российской пенсионной реформы НПФ не просто успешно пережили все экономические преобразования, дефолты и прочие неурядицы становления рыночной экономики. Даже за этот короткий по меркам пенсионной системы срок НПФ стали источником достойного пенсионного обеспечения для многих-многих людей.

И для каждого человека главное – не ждать, а действовать уже сейчас. Кто вовремя принял решение о дополнительном пенсионном обеспечении, сегодня не оставлен один на один с государственной пенсией. Речь идет о тех железнодорожниках, которые получают корпоративные пенсии ОАО «РЖД» через НПФ «Благосостояние». Сегодня их уже более 130 тысяч человек.

Евгения ЖУКОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31