15 октября 2021 22:49

«Сухой порт» поставят на рельсы

ОАО «Российские железные дороги» примет участие в строительстве выносного мультимодального терминала близ Владивостока, обслуживающего южные порты Приморья.

На совещании, посвященном развитию транспортного комплекса Приморского края, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил в субботу, что компания «готова участвовать в разработке и создании логистического центра. Это политика, которую проводит РЖД. В регионах должна концентрироваться работа с заинтересованными представителями бизнеса».

По словам губернатора Приморского края Сергея Дарькина, ежегодный грузооборот транспортной инфраструктуры региона в недалеком будущем вырастет втрое (с нынешних 45 – 50 млн тонн до 150 млн тонн). Прогноз на рост грузопотока в крае строят, исходя из растущих объемов перевозок угля, нефти и нефтепродуктов, а также контейнеров.

Часть грузопотока будет ориентирована на Владивостокский морской торговый порт (ВМТП). Однако его перерабатывающие возможности весьма ограниченны.

Генеральный директор ОАО «Владивостокский морской торговый порт» Вячеслав Перцев отметил, что пока у компании есть значительные запасы мощности. Объемы перевалки грузов в ВМТП снизились за счет потери экспортного металла.

Но и у припортовой станции и ряда специализированных причалов уже возникают проблемы с доставкой некоторых видов груза.

Основная причина – порт оказался «зажат» городской чертой. На его терминалах ощущается дефицит территории для складирования грузов. Кроме того, вследствие сложного рельефа местности городская схема дорог не позволяет автотранспорту увеличивать вывоз крупнотоннажных контейнеров.

«Ограничить развитие порта Владивостока мы не можем, поскольку потеряем налоговую базу. С другой стороны, город не сможет выдержать того напряжения, которое возникает в связи с ростом грузопотока», – сказал директор Дальневосточного научно-исследовательского института морского флота Ярослав Семинихин.

Владимир Якунин обратил внимание и на экологический аспект перевозок: «Во Владивостоке нельзя в центре города грузить опасные или грязные грузы».

Снять проблемы должно создание тылового буферного терминала или так называемого «сухого порта». «Сухой порт» будет наделен функциями распределения грузопотока.

Проект строительства крупного логистического центра в поселке Новый появился в конце 90-х годов. Строительная площадка находится в 40 км от Владивостока, в нескольких километрах от федеральной трассы и железной дороги, разветвляющейся здесь на южные порты Приморья.

Проект, названный Южным Приморским терминалом (ЮПТ), предусматривает, помимо строительства складских помещений и погрузочно-разгрузочных площадок, развитие железнодорожных подходов, а также создание сортировочной станции, которая должна сконцентрировать значительную часть железнодорожной работы Владивостокского транспортного узла, стать центром формирования магистральных маршрутных поездов. Пропускная способность станции – 22,6 млн тонн в год.

Предусматривается и строительство четырехполосной подъездной автодороги от поселка Новый к портовым терминалам Владивостока под автомобильную транспортировку контейнерных грузов. Ее протяженность согласно проекту – 36 км.

Как уточнил гендиректор ВМТП, терминал будет ориентирован не только на Владивостокский узел, но и на порты Восточный, Посьет, железнодорожные погранпереходы Хасан – Туманган (КНДР), Гродеково – Суйфэньхэ (КНР).

«Стоимость создания инфраструктуры логистики оценивается в сумму около 6 млрд руб. Дополнительно 9 млрд потребуется на железнодорожные подходы и станцию, еще 9 млрд – на строительство автомобильных подходов и транспортных развязок», – заявил Вячеслав Перцев. Он добавил, что на днях руководство порта направило на рассмотрение краевой администрации варианты строительства выносного терминала.

По мнению Ярослава Семинихина, для реализации проекта участие РЖД в качестве соинвестора необходимо.

Вячеслав Перцев отметил, что ОАО «РЖД» уже владеет 9% акций созданного под проект ОАО «Южный Приморский терминал» (контрольный пакет находится у ВМТП). Подробности по консолидации миноритарного пакета акций железнодорожниками он не сообщил.

Владимир Якунин рассказал на пресс-конференции, что через наличие пакета в ЮПТ железнодорожники вместе с портовиками будут выстраивать стратегию развития порта и магистрали как единого комплекса. «Других у нас интересов в портовой деятельности, кроме интересов бесшовной технологии, как мы ее называем, и выработки сквозного тарифа на доставку грузов, особенно транзитных, нет», – добавил он.

Вместе с тем президент ОАО «РЖД» заявил, что компания пока не рассматривает вопрос о покупке акций самого Владивостокского порта. «Мы с администрацией края и нашей дочерней компанией «Русская тройка» изучаем перспективу создания контейнерного терминала приблизительно на 100 – 140 тыс. контейнеров (на территории ВМТП, принадлежащей Дальневосточному морскому пароходству. – Ред.). Наша дочерняя компания будет участвовать в подобной стивидорной деятельности», – сказал глава РЖД.

На заседании в Приморье принято решение о создании координационного совета при краевой администрации, в который войдут различные транспортные предприятия региона. В том числе Владивостокское отделение Дальневосточной. По словам Сергея Дарькина, этот орган нужен «для более полного, экономически эффективного развития транспортных возможностей Приморья».

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Владивосток – Хабаровск


Что будет

18 июня, понедельник

В Москве пройдут заседание Исполнительного совета Международного союза железных дорог (МСЖД) и 70-я сессия Генеральной ассамблеи МСЖД.

В мероприятиях примут участие представители железнодорожных компаний из более чем 40 стран мира.

В рамках ассамблеи пройдут первая Международная конференция и выставка Rail-Tech Russia 2007.

Состоится открытый конкурс на получение в лизинг подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги».

В Москве пройдет XI ежегодная конференция инвесторов «Инвестиции в благосостояние».

В Государственной думе состоится «круглый стол» на тему «Стратегические задачи энергообеспечения в ХХI веке».

В Российской государственной библиотеке пройдет первое заседание правления Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ.

На подмосковном аэродроме Чкаловский пройдут торжественные мероприятия, посвященные 70-й годовщине перелета экипажа Валерия Чкалова через Северный полюс в США.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) начнет плановую проверку предприятий и территориальных управлений ведомства в Сибирском федеральном округе.

Планируется, что в Москве состоится подписание договора о создании совместного предприятия ЗАО «Евразия рейл логистикс». Учредителями выступают ОАО «РЖД», Белорусская железная дорога, Железные дороги Германии и Польские железные дороги.


19 июня, вторник

В Москве пройдет встреча глав железнодорожных ведомств Азербайджана, Ирана и России по проекту международного транспортного коридора «Север – Юг».

Министерство природных ресурсов проведет в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) выездное совещание по вопросам использования попутного газа.

ОАО «ТрансКредитБанк» приступит к размещению второго облигационного займа объемом 3 млрд руб.

В Москве состоится открытие Центра инновационных технологий ОАО «РЖД».


20 июня, среда

В Совете Федерации комитет по вопросам местного самоуправления проведет «круглый стол» на тему «Некоторые вопросы применения закона «О муниципальной службе в РФ».

В Москве начнется пленарное заседание Совета судей, приуроченное к 15-летию со дня его образования.


21 июня, четверг

В Санкт-Петербурге состоится Первый международный инвестиционный форум «Инвестиционный Петербург».


22 июня, пятница

Пройдет годовое собрание акционеров ОАО «Холдинговая компания «Коломенский завод» (входит в ЗАО «Трансмашхолдинг»).

В Ижевске (Удмуртия) будет работать VIII Всероссийская специализированная выставка «Иж-Авто-2007». Она продлится до 25 июня.


23 июня, суббота

Пройдет годовое собрание акционеров ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии».

«Трансконтейнер» закрепил впечатление

Новый контейнерный поезд ОАО «ТрансКонтейнер» International Trans Tranzit во время демонстрационного пробега доставил из Китая в Чехию 52 сорокафутовых контейнера с корпусами для персональных компьютеров.

Контейнерный поезд отправился со станции Эрлянь (Китай) и, проследовав по территории России, Белоруссии и Польши, прибыл на конечную станцию Пардубицы (Чехия) в пятницу. Время в пути на маршруте Наушки – Брест составило 7,2 суток.

«Контейнерный поезд International Trans Tranzit показал высокую скорость. Поэтому стороны, причастные к проекту, заинтересованы в продолжении сотрудничества. Уже в этом месяце поезд начнет регулярно курсировать между Китаем и Чехией по еженедельному графику, – сказал «Гудку» генеральный директор «ТрансКонтейнера» Петр Баскаков. – Грузовую базу для нового маршрута будет организовывать наше китайское представительство. Пока грузоотправителем является китайская компания «Хун Хай». Но возможно и появление новых клиентов. Наши европейские подразделения решают вопрос и об обратной загрузке маршрута».

По словам Петра Баскакова, проект – часть общей программы ОАО «РЖД» по развитию транспортно-логистического сервиса. «Нужно его рассматривать как шаг в политике РЖД по созданию совместной российско-германско-китайской логистической компании, а также по продлению российской колеи через страны Восточной Европы до Вены», – отметил он.

Президент Национальной ассоциации транспортников России Георгий Давыдов также считает, что новый маршрут «ТрансКонтейнера» поддерживает проекты РЖД по выводу широкой колеи в Центральную Европу. «Но для успешной работы поезда International Trans Tranzit не обязательно ждать, когда эта колея будет построена. Существующая инфраструктура вполне позволяет организовывать перевозки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона до Европы», – добавил он.

Генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев выразил опасение, что в ходе регулярного функционирования маршрута сроки доставки в сравнении с демонстрационным пробегом могут возрасти.

«Нужно сразу организовывать логистику новых маршрутов с расчетом работы на равных со всеми другими субъектами рынка. Кроме того, важно налаживание четкого взаимодействия с таможней, поскольку проблемы с ней могут лишить смысла любой транзитный проект», – подчеркнул Сергей Лопарев.

Президент компании STS Logistic Рустам Юлдашев сказал «Гудку», что новый маршрут «ТрансКонтейнера» создает альтернативу морским перевозкам для клиентов из Азиатско-Тихоокеанского региона.

«Спрос на рынке морских перевозок настолько велик, что перевозчики могут позволить себе сотрудничать лишь с самыми крупными грузовладельцами. «ТрансКонтейнер» же дает возможность более мелким клиентам обойтись без использования океанских маршрутов. А другие наши экспедиторы получают потенциальных клиентов, которые уже имеют положительное впечатление от работы с российским партнером», – добавил он.

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Депутаты поспорили с Правительством

Госдума одобрила вариант законопроекта «О морских портах в РФ», внесенный депутатами, а не правительством. Правительство уже заявило, что никогда не согласится с «депутатской» редакцией закона.

Законопроект, одобренный Госдумой, регулирует отношения, возникающие при торговом мореплавании в морских портах.

В частности, документ выводит из-под госрегулирования тарифы на портовые услуги, которые не оказывают естественные монополии. Объекты инфраструктуры порта, которые относятся к недвижимости и находятся в федеральной собственности, могут стать объектами инвестиционных соглашений. Инвестор наконец-то получает право арендовать модернизированную им портовую инфраструктуру на срок не менее 15 и не более 49 лет.

Заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Сергей Шишкарев считает, что именно тот законопроект, который внесен в Госдуму депутатами, способен организовать работу портов таким образом, чтобы они стали источником денег для государственной казны.

Смысл документа в том, чтобы навести порядок во взаимоотношениях федеральных ведомств, хозяйствующих субъектов и местных властей при управлении портами.

«Противоречия, возникающие на стыке их интересов, сказывались на конкурентоспособности портов негативным образом. Грузоперевозчики уходили в соседние страны. Теперь мы рассчитываем восполнить эти потери», – уверен депутат.

Как рассказал «Гудку» статс-секретарь – заместитель министра транспорта Сергей Аристов, законопроект, внесенный депутатами, «концептуально повторяет основные положения, содержащиеся в правительственном варианте. Однако есть целый ряд моментов, с которыми правительство не может согласиться. Они должны быть внимательно проработаны ко второму чтению.

Это, в частности, касается вопросов защиты федеральной собственности, регулирования хозяйственных функций в порту, доминирующего положения стивидоров по сравнению с другими субъектами хозяйственной деятельности. Особого рассмотрения требуют вопросы безопасности судоходства и защиты от актов внешнего воздействия».

Но президент Ассоциации морских портов России (АСОП) Олег Терехов считает, что депутаты приняли верное решение, не поддержав правительство. По его мнению, этот вариант закона «выхолощен за счет того, что в документ внесли свои примечания 16 ведомств. Если бы этот вариант нового закона был принят, то потребовал бы принятия дополнительных подзаконных актов».

Заместитель генерального директора Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЗАО ЦНИИМФ) Владимир Васильев отметил, что в парламентском законопроекте нет статьи о том, что порты должны являться объектами федеральной собственности. Поэтому пока непонятно, как будет пополняться госказна. Крупные стивидоры преследуют свои коммерческие интересы, поэтому и пролоббировали свой проект.

Елена ЛЕОНТЬЕВА
Александр ШУГАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31