02 декабря 2021 16:24

Конкуренции помогут льготами

Комитет Совета Федерации по промышленной политике одобрил концепцию правительственного законопроекта, предусматривающего создание особых экономических зон (ОЭЗ) в морских и авиапортах.

По словам главы комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентина Завадникова, «законопроект учитывает права и интересы субъектов предпринимательской деятельности и собственников объектов инфраструктуры при создании и работе ОЭЗ». Документ предполагает создание особых экономических зон в морских и авиапортах сроком на 49 лет. Это позволит, по мнению сенатора, осуществлять привлечение долгосрочных инвестиций в транспортную инфраструктуру.

«Новый закон позволяет учитывать и планировать изменения налоговых и таможенных поступлений в федеральный бюджет. Он подробно регламентирует решение земельных вопросов при создании ОЭЗ, а также участие собственников земельных участков в создании таких зон», – добавил Валентин Завадников.

Как рассказали «Гудку» в пресс-службе правительства, главная задача портовых особых экономических зон – повысить конкурентоспособность российских портов по отношению к западным. Законопроектом предусмотрены частные инвестиции в развитие морских портов и аэропортов. При создании новой инфраструктуры морского порта объем обязательных частных инвестиций предполагается в объеме 3,5 млрд руб., аэропорта – 1,75 млрд руб. При реконструкции портов и аэропортов объем частных инвестиций должен быть не менее 105 млн руб. Для резидентов (юридические или физические лица, постоянно зарегистрированные в зоне), которые будут заниматься складированием и хранением товаров, предусмотрены требования по объему гарантий в сумме 30 млн руб. для подакцизных товаров, 10 млн руб. – непод­акцизных.

Предполагается, что в ОЭЗ будет действовать режим свободной таможенной зоны. Резидентам не придется оплачивать налог на добавленную стоимость и акцизы. Кроме того, законопроект предусматривает возможность введения для резидентов льгот по земельному налогу на недвижимость. Первый заместитель генерального директора Таганрогского морского торгового порта Дмитрий Лисин заявил «Гудку», что законопроект привлекателен для бизнеса именно налоговыми послаблениями. «В соответствии с документом предполагаются также льготы в таможенном законодательстве, льготы при закупке нового оборудования для реновации, – добавил представитель ТМТП. – Это облегчит привлечение инвесторов для развития портов. Если в законе четко определят правила игры в ОЭЗ, в морские порты придут большие капиталы. Возможно, ОЭЗ окажутся привлекательными и для зарубежных банков. А у них кредиты значительно дешевле».

Ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олег Пантелеев отметил, что «ОЭЗ в аэропортах способны стимулировать развитие логистики, сборочных предприятий, которые могли бы обрабатывать груз, приходящий авиатранспортом». При этом аэропорты в настоящее время, считает эксперт, нужно рассматривать не только в качестве транспортных узлов, но и как центры концентрации бизнеса. Это вполне оправданный способ стимулирования аэропортовой деятельности.

Елена ЛЕОНТЬЕВА

Прогноз нуждается в подтверждении

Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) и ОАО «Норильский никель» подписали инвестиционное соглашение о строительстве железнодорожной инфраструктуры для освоения новых месторождений в Забайкалье.

Инвестиционное соглашение «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» было подписано в минувшие выходные в Санкт-Петербурге в рамках XI Международного экономического форума. Форум был богат на транспортные проекты, о чем «Гудок» начал рассказывать на 1-й стр.

Пресс-секретарь «Норникеля» Виктор Бородин сообщил «Гудку», что в рамках соглашения предусмотрено строительство железнодорожной линии Нарын – Лугокан и освоение около десятка полиметаллических месторождений.

Железная дорога протяженностью 375 км будет построена на условиях государственно-частного партнерства. На 69% стройку профинансирует Инвестфонд.

Руководитель Росжелдора Игорь Ромашов и гендиректор «Норильского никеля» Денис Морозов после подписания соглашения отметили, что реализация проекта станет наглядным примером взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса.

«Этот транспортный путь окажет весьма заметное влияние на развитие региона в целом, который получит дополнительные налоговые поступления и рабочие места», – сказал Игорь Ромашов.

По мнению Дениса Морозова, благодаря развитию транспортной инфраструктуры на юго-востоке Читинской области «Норильский никель» сможет в несколько раз ускорить освоение своих месторождений, богатых медью, золотом, серебром и железом.

«Гудок» рассказывал, что в ноябре прошлого года правительство утвердило читинский проект, для реализации которого финансовые усилия объединят Инвестфонд и «Норникель». Стоимость разработки месторождений и строительства транспортной инфраструктуры оценивается в 167,8 млрд руб. Средства Инвестфонда составят 48,3 млрд руб. и будут направлены на строительство железнодорожной ветки. «Норникель» вложит в реализацию проекта 119,5 млрд руб., 21,7 млрд руб. из них также будут направлены на строительство железной дороги.

Ветка Нарын – Лугокан будет строиться с 2007 по 2011 год. До 2015 года начнется освоение месторождений. Предполагается, что эксплуатационную работу на новой трассе будет вести ОАО «РЖД». В «Норникеле» прогнозируют, что суммарный объем перевозок по новой линии к 2020 году составит 13,5 млн тонн грузов в год.

Начальник отдела внешних инвестиций департамента инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» Павел Курчанов заявил «Гудку», что участие компании в строительстве железнодорожной ветки Нарын – Лугокан пока не предусмотрено. ОАО «РЖД», возможно, после того как проект будет реализован, модернизирует инфраструктуру участка Харанор – Приаргунск Забайкальской дороги, к которому будет примыкать новая ветка. Кроме того, компания обустроит станцию Нарын, которой пока как таковой не существует. Но эти вопросы, равно как и проблемы эксплуатации ветки, могут быть решены только после того, как ОАО «РЖД» получит реальные расчеты грузопотоков по проектируемой магистрали. Несмотря на то что «Норникель» прошел уже все пути согласования своего проекта (от переговоров на уровне читинских властей до правительства и заключения инвестиционного договора с госструктурой. – Ред.), никаких детальных расчетов по этому проекту в адрес РЖД не поступало. По сути, сама ветка еще не спланирована. Компания, по словам Павла Курчанова, намерена конструктивно рассмотреть предложения «Норникеля».

Аналитик ИК «ЦентрИнвест» Наталья Сорокина, в свою очередь, считает, что комплексный проект создания транспортной инфраструктуры на юго-востоке Читинской области, который будет курировать Росжелдор, окупится быстрее 14 лет, предусмотренных ТЭО. Реакция ОАО «РЖД» с точки зрения правил ведения бизнеса вполне понятна. Национального перевозчика, по словам эксперта, необходимо заинтересовать реальными, подкрепленными соответствующими документами объемами грузов, а не прогнозами.

Александр ШУГАЕВ


Задача – повысить мобильность населения

Марина Букалова, генеральный директор ЗАО «Скай Экспресс», первого российского авиаритейлера :

– Перевозки low-cost будут развиваться на российском рынке. Эта ниша в России абсолютно свободна. Если лет 15 – 20 назад в России ежегодно летали на самолетах порядка 140 млн человек, то сейчас – всего около 20 млн человек. Американец в среднем летает 7 раз в год, европеец 3 – 5 раз в год, а россиянин – 0,5 раза в год. Мобильность россиян намного ниже. Хотя страна по протяженности огромна, скоростных железных дорог практически нет. Теоретически граждане должны выбирать только авиатранспорт. Но цена билета не позволяет им это делать чаще, чем один раз в год.

Поэтому для увеличения мобильности населению нужно лишь предложить стоимость билета, адекватную их покупательной способности.

Перевозчики low-cost продают свои услуги гораздо дешевле, чем другие авиакомпании. Тем не менее они не являются конкурентами. Скорее, они конкурируют с железной дорогой. Устанавливая относительно низкие цены, такие перевозчики стимулируют граждан совершить несколько полетов в год.

Естественно, ниша low-cost будет постепенно заполняться. В конце 90-х годов в Европе было от силы 50 маршрутов low-cost. В 2006 году число таких маршрутов перевалило за тысячу. Спрос на low-cost существует, и немалый. Поэтому и на российский рынок придут конкуренты. Не зарубежные компании (они давно работают в России), а отечественные, которые решат выйти на рынок low-cost.

Успех новых компаний будет зависеть от того, насколько хорошо проработан проект, как быстро они найдут капитал, закупят самолеты, проведут обучение пилотов. Многое зависит от скорости формирования команды менеджмента. Бизнес компании-дискаунтера организационно очень сложен. Он требует планирования, скорости принятия решений и опыта.

Основное отличие мировых компаний от российских – в коммерческой системе дистрибуции. Мировые компании продают свои билеты в основном через Интернет. И только по кредитным картам. Чтобы поднять массовый рынок, учитывая достаточно низкий уровень распространения карт в РФ, нам пришлось, кроме традиционных агентств по продаже билетов, создавать и call-центр. Пассажир может позвонить и забронировать билет по телефону, а потом заплатить за него через Интернет с помощью кредитки.

Фото пресс-службы ЗАО «Скай Экспресс»

Прорыв в космос

ОАО «РЖД» начинает активное внедрение прорывных навигационных технологий.

Вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович отметил среди них инновации, основанные на применении современных глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS/GALILEO, космических систем дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ), высокоэффективных систем цифровой связи. Он подчеркнул, что спутниковые навигационные системы будут внедряться в сфере управления движением поездов, диспетчеризации и обеспечения безопасности движения поездов.

«Они найдут применение и в путевом хозяйстве, в сфере капитального строительства, коммерческой работе в области грузовых перевозок, а также в управлении имуществом и природоохранной деятельности», – добавил вице-президент ОАО «РЖД».

Спутниковые навигационные системы будут внедряться в сфере управления движением поездов, диспетчеризации и обеспечения безопасности движения поездов.

Первый заместитель директора Российского научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС) Ефим Розенберг подчеркнул, что еще в 1996 году институт начал разработки по внедрению на магистральных локомотивах в составе комплекса локомотивных устройств безопасности (КЛУБ) спутниковых навигационных систем. Они позволяют определять местоположение локомотива с погрешностью не более 30 метров и скорость движения с погрешностью не более 0,05 м/с. В 2006 году
ВНИИАС по заданию ОАО «РЖД» разработал и реализовал пилотный проект создания высокоточной дифференциальной системы определения местоположения подвижных единиц и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта. Точность определения местоположения стационарных объектов достигла +/–2 см в режиме реального времени, +/–5 мм в режиме постобработки, а для подвижных объектов, движущихся со скоростью до
140 км/ч, +/–5 10 см. «Практическая реализация и внедрение прорывных спутниковых технологий в настоящее время обеспечиваются за счет интеграции разработок, проводимых в рамках Федеральной целевой программы «ГЛОНАСС» и программы научно-технического развития ОАО «РЖД», – подчеркнул он.

Валентин Гапанович отметил, что итогом комплексного применения инновационных спутниковых и геоинформационных технологий станет повышение рейтинга надежности ОАО «РЖД» по срокам доставки и сохранности грузов, а также изменение норм страхования грузов за счет организации постоянного контроля местоположения вагонов и грузов в рамках международных транспортных коридоров.

«Сократятся и время переработки грузов, затраты топлива и электроэнергии за счет организации постоянного мониторинга и контроля подвода грузов в интермодальных перевозках», – добавил он.

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Под маркой «Штоко»

Немецкая компания «Дегусса Химия» открыла в городе Подольске Московской области первое в России производство защитных средств кожи под маркой «Штоко».

Новое производство, оснащенное самым современным оборудованием, включает четыре линии фасовки готовой продукции общей мощностью порядка 8 тыс. туб за смену. Уже в течение 2 – 3 лет эти объемы будут увеличены вдвое. Кроме того, в планах руководителей предприятия открытие миксерного цеха, который позволит выпускать продукты собственного производства: защитные, питательные, регенерирующие кремы, очищающие пасты и другие.

Инвестиции в проект строительства завода составили порядка 1 млн евро. По словам генерального директора ООО «Дегусса Химия» Эдуарда Альбрехта, финансовые вложения оправдывают себя не только с экономической, но и со стратегической точки зрения.

– Российский рынок средств индивидуальной защиты кожи динамично развивается, и для нашей компании он остается одним из самых важных, – сказал «Гудку» Эдуард Альбрехт. – Ежегодно обороты компании «Дегусса Химия» в России увеличиваются на 60%. При этом одним из основных потребителей нашей продукции является ОАО «РЖД». Кремы под маркой «Штоко» хорошо известны на всей сети – из 17 видов продукции, поставляемой сегодня нашей компанией на российский рынок, 12 нашли применение на железных дорогах страны.

В первую очередь это касается очищающих, защитных, регенерирующих и дезинфицирующих препаратов. Уже в ближайшее время «Дегусса Химия» предложит железнодорожникам еще одну новинку – уникальный крем от обморожения. В феврале нынешнего года продукт прошел успешные испытания на Свердловской магистрали. Сейчас идет процедура сертификации, после чего новое средство сразу придет на службу работникам железных дорог.

Открытие производства средств защиты кожи назвал значимым событием и начальник Управления легкой, лесной промышленности и прочих материалов «Росжелдорснаба» Андрей Куркин. В последние годы данное направление активно развивается в ОАО «РЖД» – ежегодные закупки составляют порядка 36 млн руб. При этом доля продукции «Дегусса Химия» превышает 45%. Несмотря на уже сложившееся партнерство, компании планируют еще более тесное и плодотворное сотрудничество, потому что железнодорожники выбирают качество продукции под знаком «Штоко»!

Наталья АЛЕКСЕЕВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31