27 ноября 2021 05:18

Прямая дорога в Инвестфонд

Во время Санкт-Петербургского экономического форума комиссия Минэкономразвития одобрила ряд транспортных проектов, которые получат финансирование из Инвестиционного фонда. В реализации трех из них примет участие ОАО «РЖД».

Компания предложила собственный проект по организации скоростного пассажирского движения Санкт-Петербург – Бусловская (граница Финляндии). Он предусматривает перевод грузовых составов на другие маршруты. Финская сторона выразила готовность продлить этот транспортный коридор до Хельсинки. По оценкам РЖД, к 2015 году пассажиропоток увеличится в северо-западных регионах РФ с 200 тыс. человек в год до 480 тыс. Между тем развивающиеся порты Северо-Запада начнут испытывать дефицит грузовой базы из-за недостатка пропускной способности железных дорог. По прогнозам, грузооборот в этом направлении к 2015 году должен вырасти в полтора раза – до 55,7 млн тонн. ОАО «РЖД» для решения проблемы пассажирского движения и развития подходов к портам предложило вариант строительства новой спрямляющей двухпутной электрифицированной линии Петяярви – Каменногорск. На нее предлагается направить основную часть грузопотока.

«Это очень хороший комплексный проект. Он позволит и людей везти с комфортом, и доставить в порты те грузы, которые они никогда бы не получили», – сообщил «Гудку» первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.

По его словам, стоимость проекта составляет 59,8 млрд руб. ОАО «РЖД» при условии его финансирования из собственных средств не добилось бы окупаемости в обозримые сроки. Однако если государство инвестирует 21 млрд руб. (35%), то и для компании, и для бюджета проект окупится в течение 10 лет.

Члены инвестиционной комиссии согласились с доводами РЖД. Хотя инвестиционные консультанты подсчитали, что до 2015 года инфраструктура, которую планируют создать уже к 2010 – 2011 году, будет избыточной.

«Мы обратили внимание, что при выносе грузовых поездов на этой ветке до 2015 года не возникнет интенсивного движения, – заявил «Гудку» заместитель руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Максим Быстров. – Но чтобы решить проблему перевозки пассажиров и грузов в будущем, иного пути нет».

Решен вопрос и о финансировании крупного экономического проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный». На экономическом форуме одобрено предложение о разработке проектно-сметной документации для строительства 830-километровой железной дороги (Полуночное – Обская) к месторождениям Заполярного Урала. На это из Инвестфонда выделят 6,5 млрд руб. Разработчики проекта просили 105 млрд руб. на развитие транспортной инфраструктуры в регионе. Однако комиссия согласилась выделить на это лишь 45 млрд.

Проект финансово очень «тяжел». ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный», разработавшая документацию, оценивает его в 543,8 млрд руб. Около 90 млрд стоит только железная дорога. Начальник отдела стратегии развития инфраструктуры департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Александр Ушков отметил, что для компании программа «Урал Промышленный – Урал Полярный» представляет большой интерес, поскольку грузовая база там очень внушительна. Тем не менее ОАО «РЖД» может участвовать в проекте только при наличии подробных ТЭО и бизнес-плана строительства. «Одобрение финансирования проекта из Инвестфонда – это решение половины проблемы, – сообщил Александр Ушков «Гудку». – Сейчас на государственном уровне необходимо определить, кто будет основным заказчиком проекта, кто планировщиком и исполнителем».

Заместитель генерального директора ОАО «Корпорация Урал Промышленный – Урал Полярный» Виктор Колесник сообщил «Гудку», что его компания уже готовится к разведке. «Мы планируем закончить проектно-сметную документацию в конце следующего года. Благо, состояние так называемой вялой мерзлоты позволяет вести разведочные работы круглогодично, – заявил он. – Заказчиком выступит Минтранс. Потом будет проведен конкурс по выбору компаний-подрядчиков. Учитывая объем работ, их наверняка будет несколько. Хотя соответствующие лицензии на строительство имеет ограниченное число компаний, связанных с РЖД и Минтрансом. Строительство должно быть закончено в 2011 году».

Елена ПОПОВА
Александр ШУГАЕВ


Телеграмма в номер

Уважаемые работники здравоохранения российских железных дорог!

Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем медицинского работника!

Вы избрали своей судьбой самоотверженное служение самой высокой и благородной на Земле, достойной Человека миссии и цели – сохранению здоровья, предупреждению болезней, спасению жизни людей!

Здравоохранение компании является неотъемлемой частью системы здравоохранения России и включает 256 больниц и поликлиник, 14 санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, а также 3 передвижных консультативно-диагностических центра, оснащенных современным медицинским оборудованием и телемедицинскими комплексами.

В учреждениях здравоохранения трудятся более 87 тыс. медицинских работников, работают 186 кафедр 63 медицинских высших учебных заведений страны.

Уникальность железнодорожной медицины определена ее основными направлениями деятельности, в первую очередь – обеспечением медицинских аспектов безопасности движения поездов.

Своим трудом вы вносите большой реальный вклад в обеспечение устойчивой работы российских железных дорог.

Желаю вам здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов!

Владимир ЯКУНИН,
президент ОАО «РЖД»

Между землей и водой

Вчера Совет Федерации одобрил поправки в Водный кодекс РФ, которые уточняют права собственности на водные объекты.

Теперь земельные участки, места отдыха, расположенные на берегах озер и прудов, приватизировать нельзя. Принятый закон призван исключить возможность перехода в частную собственность водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственного водоснабжения. Также будет усилен режим охраны водоемов с питьевой водой и ограничен рост тарифов на услуги водоснабжения.

Спикер верхней палаты Сергей Миронов считает, что теперь «полностью исключена возможность передачи в частную собственность водоемов, откуда берется питьевая вода для граждан». Однако, по словам сенатора Вячеслава Новикова, данные поправки недостаточно жесткие: «сохраняется возможность конфликтной ситуации в вододефицитных регионах», учитывая тот факт, что порядок их использования будет устанавливать «не правительство, а рядовой чиновник».

Соб. инф.

На тендер зашли с двух сторон

ОАО «ТрансКонтейнер» и немецкая компания Schenker (дочерняя структура Deutsche Bahn) договорились о снижении тарифа на перевозку автокомплектующих Volkswagen из Европы в Россию.

Меморандум о сотрудничестве в рамках проекта перевозок концерна Volkswagen на завод в Калуге подписан в рамках мюнхенского транспортного форума.

Как сообщал «Гудок», в марте этого года Volkswagen выставил на тендер контракт на доставку автокомплектующих из словацкого города Кошицe (компоненты для VW Passat и VW Tuareg) и чешского Млада-Болислава (комплектующие для Skoda) на завод Volkswagen в Калуге. Маршрут проходит по территории нескольких стран, поэтому «ТрансКонтейнер» подал на тендер единый лот с немецкой компанией Schenker. В составе лота российская компания отвечала за перевозку по территории Украины, Белоруссии и России, а Schenker – по Польше и Германии. Однако предложение участников в Volkswagen сочли слишком дорогим, сославшись на то, что другие европейские операторы предлагают более низкие цены.

Однако объявлять победителя тендера Volkswagen не спешил. Гендиректор Schenker Вильфрид Крамер, комментируя ситуацию, заявил «Гудку», что среди всех участников тендера именно единый лот «ТрансКонтейнера» и Schenker отвечает всем требованиям качества, предъявляемым Volkswagen. Его мнение разделяет генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков: «Я бы охотно посмотрел на тех, кто сможет выиграть этот тендер и при этом соблюсти все условия, предъявленные Volkswagen. В частности, требование возить груз в собственных вагонах. На данном маршруте на таких условиях больше никто не работает».

Учитывая важность данного маршрута как для «ТрансКонтейнера», так и для Schenker (в 2008 году Volkswagen планирует отправлять около 1000 контейнеров с автокомплектующими ежемесячно), стороны решили снизить цену предложения. Для закрепления договоренности компании подписали меморандум о сотрудничестве «в целях организации успешного и взаимовыгодного бизнеса по доставке комплектующих концерна Volkswagen на завод в Калуге». «ТрансКонтейнер» обязуется обеспечивать своевременный и качественный сервис и подачу достаточного количества вагонов при перевозках по территории Белоруссии и России. Schenker обязуется обеспечивать достаточное количество груза для формирования полносоставного контейнерного поезда. Кроме того, стороны будут стремиться предоставить наилучшие тарифные условия как на железных дорогах Европы, так и на территории стран СНГ. По словам Петра Баскакова, «в рамках новых договоренностей «ТрансКонтейнер» предоставляет пониженные, а значит, более конкурентоспособные ставки». «При гарантированной постоянной загрузке и регулярности поставок у нас будет возможность для дальнейшей оптимизации издержек и, как следствие, снижения цены», – заявил глава «ТрансКонтейнера».

Новое предложение будет направлено в Volkswagen до конца этой недели.

Борис ГАЛКИН
Мюнхен

Рецепты здоровой медицины

Система здравоохранения российских железных дорог является флагманом здравоохранения России, считает вице-президент ОАО «РЖД» профессор Олег Атьков. Накануне Дня медицинского работника, который отмечается 17 июня, он рассказал «Гудку» о том, как строится система корпоративной медицины.

– Олег Юрьевич, после перехода нашей страны к новым экономическим условиям многие врачи, знающие себе цену, перешли работать из федеральных и муниципальных лечебных учреждений в частные фирмы.
В системе здравоохранения РЖД этого не произошло: в ней как работали, так и работают сегодня первоклассные специалисты. Что их удерживает в негосударственных учреждениях здравоохранения?
– На самом деле ситуация выглядит немножко не так. В последнее время, как вы знаете, в ряде территорий России произошло повышение заработной платы персоналу медицинских учреждений федерального и муниципального уровней. Я имею в виду Москву, Санкт-Петербург, многие другие российские мегаполисы.
Кроме того, заработная плата повсеместно была увеличена первичному звену. И произошел обратный процесс. Если в свое время врачи и младший медперсонал уходили в частные клиники, то теперь вновь возвращаются в государственные больницы, поликлиники.
Система здравоохранения РЖД в этом плане тоже находится в зоне риска. Мы сейчас, конечно, тоже стараемся поднять заработную плату медикам. Так, в мае уже были подписаны все необходимые документы, и скоро зарплаты поднимутся. Второе повышение будет в начале сентября.
Мы стараемся уследить за динамикой на рынке труда и за оценкой стоимости каждого работника, для того чтобы нам не упустить своих специалистов.

Но и от нас некоторые перетоки вполне возможны. Кто-то из наших работников может «клюнуть» на деньги, которые ему посулят в частных фирмах или в первичном звене госучреждений.
Однако в этой игре у нас есть свой козырь. В системе здравоохранения РЖД действует принцип заинтересованности не только с материальной точки зрения, но и с учетом социального пакета, который есть у наших специалистов. И моя задача как вице-президента ОАО «РЖД», курирующего здравоохранение и социальную сферу – а такая же задача стоит и перед начальником департамента здравоохранения компании Сергеем Краевым, – добиться того, чтобы соцпакет медицинских работников не отличался от соцпакета работников основных железнодорожных профессий.
Я считаю, что в целом в РЖД ведется правильная социальная политика, которая позволяет работникам отрасли чувствовать себя защищенными.

– Что привлекает в систему здравоохранения РЖД молодых специалистов?
– Здесь тоже далеко не все так просто и однозначно. С одной стороны, выпускники медицинских вузов охотно идут к нам, потому что в учреждениях здравоохранения РЖД они получают возможность работать рука об руку со специалистами высочайшего класса. А это прекрасная школа! Тем более что у нас практикуют не только врачи-железнодорожники.
Большинство наших больниц – клинические, на их базе работают кафедры и отделения крупнейших научных и учебных медицинских учреждений России.
При департаменте здравоохранения ОАО «РЖД» создан консультативный совет, в который вошли корифеи академической медицинской науки России, а через них железнодорожные медики активно взаимодействуют с крупнейшими медицинскими центрами России, которые возглавляют члены этого совета.
Молодежь имеет у нас возможность работать с новейшими образцами медицинской техники, осваивать современные технологии, проводить научные исследования и защищать диссертации. Казалось бы, куда же идти начинающему врачу, если не к нам?
Однако молодые специалисты требуются нам не только в крупных медицинских учреждениях. У нас сейчас намечаются проблемы в небольших поликлиниках и больницах – узловых, отделенческих. Работать в глубинку новые кадры идут не столь охотно, как нам хотелось бы.
Тем не менее, я считаю, что никакой критической ситуации пока еще нет – молодежь туда, тем не менее, приходит и будет приходить, потому что работа в системе РЖД дает уверенность в завтрашнем дне. Нынешние молодые люди, кроме романтизма, присущего молодости, все больше становятся прагматиками, и они стремятся к тому, чтобы в их жизни была стабильность.
Важная перспектива – карьерный рост, который обеспечивается за счет личных качеств самого специалиста.
Мы помогаем каждому динамично развиваться в рамках компании. В системе здравоохранения РЖД несколько раз в год проводятся сетевые школы, мы создали Институт главных специалистов департамента здравоохранения ОАО «РЖД», которые регулируют этот процесс.
Молодые врачи, да и весь медицинский персонал имеют у нас все возможности для собственного развития.

– От проблем работников здравоохранения хотелось бы перейти к проблемам тех, кого оно охраняет. В нашей стране наблюдается беспрецедентный для мирного времени феномен повышения смертности, причем главным образом – среди людей трудоспособного возраста. Что делается для продления жизни железнодорожников и членов их семей?
– Ваша газета неоднократно писала о реализации все новых и новых программ, которые как раз и нацелены на решение этой проблемы. Автоматизированная система медицинских предрейсовых осмотров позволяет нам не только продлевать жизнь членам локомотивных бригад, но и предупреждать аварийные ситуации, в которых могли бы пострадать тысячи пассажиров.
Электронные карты здоровья железнодорожников дают возможность нашим пациентам приходить в любую поликлинику или больницу, и врач, используя такую «капсулу», может при необходимости немедленно получить подробную информацию о больном, даже если он видит этого человека впервые.
Благодаря разработанным по нашему заказу стандартам медицинского обслуживания определены обязательные и равные для всех учреждений условия ведения больных, где бы они ни получали медицинскую помощь – в узловой, отделенческой или центральной больнице.
Еще не так давно мы радовались открытию телемедицинского центра, позволяющего нашим врачам напрямую общаться с ведущими специалистами Европы, Канады, США, потом – созданию мобильных комплексов, установленных в вагонах передвижных консультативно-диагностических центров. А теперь нам удалось создать телемедицинские установки «семейного» типа, которые могут в системе реального времени передавать информацию из квартир заболевших.
Тем не менее до решения проблемы преждевременной смертности нам еще далеко. Люди умирают от предотвратимых заболеваний – таких, например, как инфаркты и инсульты, – уносящих ежегодно почти миллион жизней наших сограждан. Умирают от злокачественных новообразований – кстати, смертность населения России от них не намного выше, чем в европейских странах. Есть еще и внешние причины смертности – это производственные травмы, отравления, гибель людей в автомобильных катастрофах.
В структуре смертности превалирующее значение, на мой взгляд, имеет качество жизни. К факторам риска относятся и курение, и плохое питание, и избыточный вес, и злоупотребление алкогольными напитками. Если человек сможет понять, что состояние его здоровья зависит не столько от медиков, сколько от него самого, мы сможем переломить эту ситуацию.
Нам пора менять свои представления о качестве жизни человека. Граждане России, как и все люди в цивилизованных странах, должны получать за свой труд достойные деньги, покупать на них не суррогатные продукты, начиненные вредными добавками, а натуральные, полноценно отдыхать, принимать современные эффективные лекарства.

– В чем, на ваш взгляд, заключается сегодня главная проблема российского здравоохранения?
– Федеральная целевая программа «Здоровье» в своей основе нацелена на то, чтобы повысить уровень здравоохранения в стране, в том числе за счет создания высокотехнологичных медицинских центров.
Проблема лежит здесь в двух плоскостях. Эти центры можно построить, затратить на их создание громадные средства, однако потом окажется, что в них некому будет работать. Мы-то уже знаем, что прежде, чем покупать современное оборудование, нужно вырастить специалистов, которые будут уметь на нем работать.
Проблема очень серьезная, и я считаю, что высокотехнологичные центры совсем необязательно создавать с нуля и лишь на базе медицинских учреждений, принадлежащих государству. Например, в системе здравоохранения РЖД имеются и уже готовые высокотехнологичные медицинские центры, и подразделения, которые очень близки к тому, – они имеют прекрасный кадровый потенциал и оснащены медицинской техникой, о которой многие государственные учреждения здравоохранения могут только мечтать.
В ЦКБ № 2 имени Н.А. Семашко ОАО «РЖД» уже создан центр для лечения пациентов, страдающих ишемической болезнью сердца. По словам члена консультативного совета по здравоохранению РЖД академика Рената Акчурина, он всегда готов приезжать в эту больницу и выполнять вместе с нашими врачами самые сложные операции на сердце. В ЦКБ №1 уже давно работает центр нефрологии и гемодиализа, возглавляемый профессором Андреем Дмитриевым, – здесь лечатся больные с почечной недостаточностью.
Усилиями президента Российского медицинского общества «Спинной мозг» профессора Андрея Баскова на базе ЦКБ № 1 завершается создание уникального спинального центра. В больнице созданы все необходимые условия для послеоперационной реабилитации таких пациентов. Когда мы объединим все это в единый комплекс, этому центру не будет аналогов в стране.
В больнице создан урологический центр, возглавляемый профессором Олегом Теодоровичем. Современные технологии позволяют во многих случаях отказаться от тяжелых медицинских вмешательств и добиваться выздоровления пациентов, используя малоинвазивные эндоскопические операции.
В ЦКБ № 2 им. Н.А.Семашко уже более 13 лет существует онкологический центр, созданный главным онкологом департамента здравоохранения профессором Леонидом Вельшером. В него приезжают лечиться не только со всей России, но и из других стран.
И список уникальных центров и отделений, созданных нами, можно продолжать и продолжать. Хочу отметить, что создание высокотехнологичных медицинских центров в системе РЖД не ограничивается только центральными больницами и рамками Москвы. В дорожной клинической больнице на станции Люблино создается центр микрохирургии глаза, который возглавит главный офтальмолог компании Александр Выборнов. Там же имеются все условия для организации междорожного центра травматологии и ортопедии.
«Гудок» недавно сообщил об открытии центра хирургии сердца и сосудов в Ростове-на-Дону. Он был построен всего за 1,5 года. Компания вложила в его создание около 60 млн рублей. Особое внимание было уделено подготовке врачей – они проходили подготовку в ведущих клиниках Германии, Италии, Москвы и Новосибирска.
Уже нынешним летом после реконструкции в Подмосковье откроется центр восстановительного лечения на базе ЦБ № 4, а в будущем году будет укомплектован техникой в соответствии с мировыми стандартами один из крупнейших в стране центр нейрохирургии железнодорожной клинической больницы на станции Новосибирск-Главный.
Трудно понять, почему Минздравсоцразвития делит лечебные учреждения страны на «наших» и «посторонних». Ведь все мы лечим россиян – как железнодорожников, так и территориальное население.

Беседовал
Андрей ИВАХНОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30