02 декабря 2021 16:42

Быстрые рельсы

Двадцать шесть поездов Velaro E производства концерна «Сименс» с конца текущего года будут регулярно курсировать между Мадридом и Барселоной со скоростью 350 км/час по новой 625-километровой трассе (ширина колеи 1435 мм).

Время в пути – ровно два с половиной часа. Руководство испанской железнодорожной компании официально заверило пассажиров, что в каждом случае опоздания поезда более чем на пять минут всем пассажирам в кассе вокзала прибытия сразу же и полностью будет возмещена стоимость билетов.

Министерство транспорта Испании, а также национальная государственная железнодорожная компания RENFE совместно с транспортным департаментом концерна Siemens пригласили в Мадрид большую группу журналистов из России, Китая, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Великобритании, Малайзии и Южно-Африканской Республики, чтобы показать корреспондентам на месте ход подготовки к старту высокоскоростного железнодорожного движения, который запланирован на конец текущего года. На сегодняшний день в специально построенном сервисном депо в пригороде Мадрида La Sagra уже стоят 16 поездов Velaro E, получивших в Испании наименование AVE S 103. Остальные десять поездов, каждый из которых состоит из восьми вагонов, прибудут в Испанию в ближайшие полгода.

Доставка этих поездов из вагоностроительного завода концерна «Сименс» в германском городе Крефельд-Юрдинген на Пиренейский полуостров представляет собой достаточно сложную логистическую операцию. Дело в том, что на сегодняшний день все железнодорожное сообщение Испании осуществляется на рельсах шириной 1675 мм.

Из-за разной ширины колеи в Испании и других странах Западной Европы железнодорожные составы пришлось доставлять в Мадрид комбинированным транспортом. Сначала двухсотметровые поезда своим ходом прибыли на станцию неподалеку от французско-испанской границы, где были расформированы на отдельные вагоны и погружены на платформы огромных трейлеров. И те, преимущественно в ночные часы, отправлялись по автодорогам в дальний путь до столицы.

Velaro – это электропоезд, у которого привод и все иные технические модули распределены в подвагонном пространстве, причем по всей длине состава. Благодаря этому предназначенное для пассажиров пространство внутри поезда удалось увеличить по сравнению с германскими составами типа «ИнтерСитиЭкспресс» примерно на 20%.

Салоны этого поезда внешне ни в чем не уступают салонам самых современных авиалайнеров, но зазоры между креслами – более просторные, полки для багажа – более вместительные. Панорамные окна во всех салонах обеспечивают отличную обзорность. Технические данные нового испанского поезда также впечатляют: суммарная мощность двигателей 8800 кВт, максимальная скорость – 350 км/час. В вагонах трех классов – Club, Preferente и Turista – расположены места для 404 пассажиров. Рядом с кабиной машиниста, который отделен от пассажиров лишь стеклянной перегородкой, расположен конференц-зал класса Club.

Как рассказал участвовавший в мадридских смотринах президент Союза железнодорожной промышленности Германии Фридрих Смаксвил, в ноябре 2005 года министерство железнодорожного транспорта Китая передало транспортному департаменту фирмы «Сименс» заказ на строительство 60 поездов Velaro CN. Специально сконструированный под особенности китайского климата восьмивагонный поезд длиной 200 метров способен развивать максимальную скорость 300 км/час. Характерно, что в Германии будут изготовлены «под ключ» лишь три состава, а остальные 57 будут собраны на китайской производственной базе. С 2008 года, то есть накануне летней Олимпиады, эти поезда начнут регулярное сообщение между Пекином и Тьянжином, расположенным на северо-востоке страны.

Год назад ОАО «РЖД» после длительных переговоров остановило свой выбор на восьми поездах Velaro RUS, первоначальная эксплуатация которых намечена на трассе Москва – Санкт-Петербург с максимальной скоростью 250 км/час. В ближайшее время на заводе в Крефельд-Юрдингене начнется сборка первого высокоскоростного российского поезда.

Он будет отличаться от испанского и китайского вариантов некоторыми существенными нюансами, пояснил Фридрих Смаксвил. В частности, это будет десятивагонный состав длиной 250 метров, адаптированный под нашу колею 1520 мм. По этой причине кузов вагона будет на 33 см шире, что позволит, в свою очередь, увеличить количество мест до 604. Система вентиляции и кондиционирования воздуха спроектирована с учетом низких температур зимой и жаркого лета (от -50 до +40). И наконец, отличие будет в системах энергопитания.

По словам г-на Смаксвила, первый поезд поступит для сертификационных испытаний на сети дорог России в декабре 2008 года. Поезда имеют тяговые двигатели, работающие на постоянном токе. Тестирование поездов Siemens позволит РЖД получить необходимый опыт эксплуатации высокоскоростных поездов, необходимый для организации собственной сети высокоскоростных магистралей. В конце мая на проходившем в Сочи форуме «Стратегическое партнерство 1520» ОАО «РЖД»» и концерн «Сименс» заключили контракт о поставке восьми высокоскоростных поездов общей стоимостью 276 млн евро. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и президент Siemens Transportation Systems Group Ханс Шаберт подписали также предварительный контракт на сервисное обслуживание немецких поездов сроком на 30 лет в размере 300 млн евро.

Предполагается, что первые поезда «Сименс» начнут движение по трассе Москва – Санкт-Петербург уже в конце 2009 – начале 2010 года.

Игорь БЕЛОВ
Мадрид – Вена

Южноафриканский «Гудок»

Первая в истории страны железнодорожная газета стала выходить в Южной Африке. Она называется «Хам­банати», что на языке народов группы нгуни означает «Едем вместе». Что интересно, газета, по мнению создателей, должна в первую очередь не поднимать культурный уровень пассажиров или развлекать их, а повысить безопасность перевозок.

Объявляя о выходе первого номера «Хамбанати», начальник железных дорог страны Лаки Монтана сказал, что ожидает, что пассажиры будут через газету делиться своими впечатлениями о работе железнодорожного транспорта – светлыми и не очень. Дело в том, что газета распространяется среди пассажиров южноафриканской электрички. А это в ЮАР – объект повышенной опасности: в вагонах электрички, которыми обычно пользуются городские низы, то и дело убивают и грабят людей, выбрасывают их наружу на полном ходу, а то и сжигают вагоны вместе с пассажирами. Это когда электричка опаздывает и ожидающие начинают терять терпение.

Ежегодно южноафриканская железная дорога тратит около 20 млн рандов (около $3 млн) на ремонт вагонов, сожженных, искореженных или разграбленных вандалами. Воруют не только металлические детали, но и силовой кабель, двери, семафоры. Сначала для борьбы с этими противоправными деяними была создана железнодорожная полиция, а теперь газета – по сути, книга жалоб и предложений.

Вьетнамские метаморфозы

Вьетнамское правительство утвердило генеральный план модернизации и развития железнодорожной отрасли страны на период до 2010 года. В соответствии с ним в ближайшие годы во Вьетнаме будут построены несколько новых маршрутов, а также модернизирована инфраструктура ряда действующих линий. Наиболее крупными проектами станут скоростные линии, которые свяжут столицу СРВ с крупнейшим экономическим центром на юге городом Хошимином, портовым городом Хайфоном и промышленным районом Лаокай на севере. После ввода в эксплуатацию высокоскоростного маршрута Ханой – Хошимин протяженностью 1,6 тыс. км добраться на поезде, способном развивать скорость до 300 км в час, из одного конца в другой можно будет менее чем за 10 часов. В настоящее время поезд следует по этому маршруту порядка 30 – 40 часов.

Помимо прокладки новых линий и модернизации уже имеющихся 2,4 тыс. км рельсовых путей, генеральный план развития отрасли предполагает дополнительные капиталовложения в производство железнодорожного транспорта. Общий объем необходимых инвестиций для реализации поставленных задач составит, по оценкам специалистов, не менее $33 млрд.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

На честном слове и одном крыле

Менеджеры Европейского аэрокосмического и оборонного концерна (EADS), которому принадлежит около 100% акций самолетостроительной компании Airbus, заранее знали о приведших ее к кризису задержках в поставках аэробуса А-380 и воспользовались инсайдерской информацией в корыстных целях.

Технический директор Airbus Ален Гарсия на заседании управляющего совета компании 7 марта 2006 года сообщил о «серьезных производственных проблемах у Airbus» и «значительных» задержках в выполнении графика поставок клиентам А-380. На следующий день после этого занимавший тогда пост сопрезидента Airbus Ноэль Форжар и еще несколько руководителей компании запросили разрешение на продажу своих акций EADS. Такое разрешение было получено, и лично Форжар уже 15 марта продал на Парижской бирже свыше 100 тыс. акций и 54 тыс. фондовых опционов холдинга, заработав на этом 2,5 млн евро. Аналогичным образом поступили дети Форжара, которые также являлись акционерами EADS. Через месяц трудности А-380 стали достоянием широкой общественности, и стоимость акций EADS на бирже упала на 26%.

А 20 ноября французская полиция начала расследование по факту незаконной торговли акциями после получения жалобы от одного из клиентов Airbus. После этого Форжару пришлось уйти в отставку, сейчас против него ведется расследование. Сам же он утверждает, что ему ничего не было известно о проблемах с поставками, когда он готовился продать ценные бумаги.В штаб-квартирах EADS и Airbus изначально категорически опровергли информацию, что ситуация с A-380 обсуждалась на совете директоров 7 марта.

Тем временем французская фирма Lagardere и другой акционер холдинга – немецкая компания DaimlerChrysler (22,5% акций) – через две недели после заседания совета директоров Airbus решили сократить свои доли в EADS.

Airbus сейчас переживает самый тяжелый период в своей истории, связанный с задержкой почти на два года поставок суперлайнера A-380, сменой руководства компании и падением курса доллара к евро. Серийное производство дальнемагистрального самолета, на разработку которого Airbus потратил около 9 млрд евро, компания должна была начать еще в 2005 году. Однако из-за технических проблем сроки поставок нового лайнера переносились три раза.

В ноябре 2006 года стало известно, что выполнение заказов откладывается еще на 10 месяцев, а в феврале 2007 года Airbus объявил, что с целью выхода из кризиса в течение четырех лет будут уволены десять тысяч рабочих с заводов компании. Результатом этого стала волна забастовок на предприятиях в Европе.

Все перечисленные факторы привели к тому, что европейская авиастроительная компания уступила мировое первенство по продажам самолетов своему извечному американскому конкуренту Boeing. Это не могло не отразиться на финансовом благополучии концерна EADS, чья чистая прибыль по итогам 2006 года снизилась до 99 млн евро – на 94%.

Несмотря на эти видимые трудности, начальник экспертного управления президента России Аркадий Дворкович некоторое время назад заявил, что в случае договоренности о партнерстве между российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и EADS пакет России в этом концерне может быть увеличен. Российский Внешторгбанк в 2006 году приобрел за 700 млн евро 5,02% акций EADS. По словам чиновника, в случае заключения договора о стратегическом партнерстве с EADS доля ВТБ в компании будет увеличена. При этом г-н Дворкович указал, что Россия не может ждать слишком долго. «Мы готовы вести переговоры с EADS до того момента, когда будет понятно, что мы не потеряли время на подготовку к строительству самолетов нового поколения», – подчеркнул он. Аркадий Дворкович не исключил, что в случае, если договоренность с европейской компанией не будет достигнута, банк может выйти из капитала EADS, и это будет сигналом того, что Россия отказывается от партнерства.

В марте текущего года ОАК и EADS подписали соглашение, по которому российская промышленность обязалась выполнить 5% объема работ по программе производства корпуса дальнемагистральных лайнеров А-350.

Стремление России увеличить долю в EADS вызвало опасения со стороны руководства Франции и Германии, хотя в Москве заверяли в отсутствии каких-либо планов поглощения концерна, утверждая, что ВТБ лишь воспользовался благоприятной рыночной конъюнктурой для выгодного вложения капитала: после неоднократных срывов графика поставок заказчикам А-380 цена акций EADS к лету 2006 года упала на 35%.

Дмитрий БЛАГОВ

Как выбить пробку

Пилотный проект обмена таможенной информацией с Россией обсудили участники встречи, состоявшейся в Брюсселе. В ней приняли участие и представители налогово-таможенных служб Прибалтийских стран.

Этот пилотный проект по обмену электронной информацией с РФ по таможенным вопросам был предложен в конце минувшего года руководством таможенной администрации Евросоюза.

По мнению прибалтов, обмен таможенными декларациями в электронном виде мог бы стать одним из оптимальных решений ускорения обработки возрастающего товаропотока на восточных рубежах ЕС.

Решено сформировать рабочую группу особого назначения. Ее задача – привлечь к проекту страны Евросоюза, представителей Еврокомиссии и сотрудников российской таможенной службы. Рабочая группа должна обеспечить также специальные средства для запуска пилотного проекта по информационному обмену. Ее первое заседание состоится в июне.

Помимо Эстонии, Латвии и Литвы сотрудничество в пилотном проекте уже подтвердили Бельгия, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Польша, Швеция.

Известно, что в прошлом году очереди на пересечение границы с Россией в Эстонии, Латвии и Финляндии иногда достигали десятков километров. В августе и ноябре очереди в Нарве, например, насчитывали свыше 500 грузовиков, которые ждали пересечения границы неделями. Недавно очереди в Эстонии и Латвии на пограничных переходах снова выросли.

Ассоциация международных автоперевозчиков «Латвияс авто» считает, что государственные структуры республики недостаточно активно решают проблему пересечения латвийско-российской границы, и призвала госструктуры заняться этим активнее. Ассоциация сообщила, что этот призыв содержится в только что принятой резолюции, направленной премьер-министру Латвии, министру сообщений, директору главного таможенного управления и начальнику государственной погранохраны. Автоперевозчики считают, что необходимо навести порядок в очередях: использовать систему номеров, а фуры со скоропортящимся грузом пропускать без очереди.

В резолюции отмечена важность сотрудничества с соответствующими структурами Евросоюза для решения пограничных проблем. Необходимо также расширить деловые контакты с российскими структурами государственного управления. В резолюции подчеркивается, что очереди на границе увеличиваются с каждым годом. Если в 2005 году на КПП Терехово ежедневно в очереди стояли в среднем 217 грузовиков, то в 2006 году – 415, а за четыре месяца этого года – уже 432. В прошлом году длиннющие очереди на границе нанесли латвийским автоперевозчикам убытки на $13 млн.

Министр сообщений Латвии Айнар Шлессерс на заседании правительства cообщил об уже принятых и принимаемых мерах для ликвидации очередей в приграничных районах. Создана постоянно действующая рабочая группа. Разработан и осуществляется конкретный план. Сейчас согласовываются и утверждаются положения проектов модернизации контрольно-пограничных пунктов Терехово и Гребнево, и в ближайшее время планируется объявить конкурс на их реализацию. Конкурс на сооружение пограничного пункта «Виентули» будет объявлен позже, после того как будут согласованы все рабочие вопросы с российской стороной.

Модернизацию пограничных пунктов Терехово и Гребнево планируют осуществить в 2008 и 2009 годах. Служба госдоходов уже приступила к переговорам с владельцами земельных участков для их приобретения и расширения погранпунктов. Одновременно ГАО «Латвияс валстс цели» подготовило технические требования по сооружению автостоянок для грузового транспорта и объявило соответствующий конкурс для участников проекта. Подсчитано, что первые современные стоянки, оборудованные всем необходимым, будут сданы в эксплуатацию к 1 августа нынешнего года.

Министр также сообщил, что министерство иностранных дел направило РФ ноту, в которой предлагает открыть на границе новый пропускной пункт, и Россия в своем ответе выразила готовность начать деловые консультации по этому вопросу. Одновременно российская сторона представила свои предложения о повышении пропускной способности КПП Терехово – Бурачки до 1 000 машин в сутки, а Виентули – Лудонка до 500 грузовиков в сутки. Для увеличения скорости продвижения автотранспорта на подъездах к Терехову необходимо расширить примерно 150-метровый участок, а возле Гребнева – территорию меньшей площади, но также оборудованную светофорами для регулирования движения. Планируются и другие меры, в частности расширение шестикилометрового участка шоссе перед контрольным пунктом Терехово и двухкилометрового – перед Гребневом. «Однако строительство дорог, которое сейчас идет, и сооружение терминалов, которое вот-вот начнется, не решат всех проблем. Важно, чтобы министры двух соседних стран сели за стол переговоров и приняли политическое решение», – заявил Айнар Шлессерс. Он уверен, что после предстоящего в июле визита российского коллеги Игоря Левитина, сопредседателя латвийско-российской межправительственной комиссии, «произойдет большой сдвиг».

Евгений ВОСТРУХОВ


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31