27 ноября 2021 05:58

Компания меняет квартплату

ОАО «РЖД» готовится к переходу на новую систему оплаты за проживание в специализированном жилищном фонде. Для всех категорий нанимателей с 1 января следующего года будут введены дифференцированные ставки оплаты – в зависимости от дохода и места работы. О предстоящих изменениях «Гудку» рассказал начальник Управления объектов технологического и коммунального назначения ОАО «РЖД» Геннадий Никитин.

– Геннадий Николаевич, в связи с чем принято такое решение?
– В соответствии с новым Жилищным кодексом РФ условия, порядок и структуру оплаты за жилье определяет его собственник. Этим же документом жилищный фонд РЖД отнесен к частному жилищному фонду, и все расходы, связанные с его эксплуатацией, в соответствии с нормативными документами компании должны полностью возмещать наниматели. Но в ходе работы мы выяснили ряд особенностей перевода жилья из федерального фонда в частный. В первую очередь это несоответствие тарифов, устанавливаемых муниципальными властями и действующих в компании. Поэтому и было принято решение о частичном переходе в расчетах с нанимателями на муниципальные тарифы. Это позволило примерно в 2 – 3 раза снизить оплату за проживание.
Однако в связи с тем, что в нашем жилищном фонде наряду с работниками компании проживают и не имеющие к ней отношения граждане, было принято решение с 1 января следующего года ввести дифференцированную систему оплаты.

– По каким критериям она будет проходить?
– Проживающих в специализированном жилом фонде можно условно разделить на четыре категории. Первая – это работники компании, вторая – наши ветераны и пенсионеры, третья – ветераны, работавшие в структурах, имевших непосредственное отношение к МПС России, – в транспортной милиции, строительных организациях, медицинских учреждениях и т.д. И четвертая группа – сторонние наниматели. На первом этапе мы должны установить единую экономически обоснованную ставку стоимости 1 кв. м – в том числе и в общежитии, а также единую ставку оплаты за наем, равную принятой в муниципальном жилищном фонде. А в дальнейшем установить не только дифференцированный тариф, что очень непросто в связи с различным уровнем доходов нанимателей и благоустройства общежитий, но и определить механизм покрытия убытков.

– Для какой из названных групп будет установлена наиболее льготная ставка?
– Решение будет согласовываться с причастными департаментами и профсоюзами и приниматься руководством компании.

– Со времен МПС ведомственный жилищный фонд значительно сократился. Эта тенденция продолжится?
– Сокращение и правда произошло значительное – в 50 раз. Когда в 2003 году было принято решение об образовании компании, правительство с учетом технологических потребностей РЖД пошло нам навстречу и разделило жилищный фонд, который был в составе МПС, на две категории. Первая часть была включена в уставный капитал компании, а вторая как федеральная собственность подлежала передаче в муниципальную собственность. За счет передачи этой части фонда муниципальным образованиям и произошло сокращение.
В активе компании остался специализированный жилищный фонд объемом 1400 тыс. кв. м. Но вступивший в силу в 2005 году новый Жилищный кодекс РФ наложил серьезные ограничения по правилам использования и распоряжения этим имуществом. В частности, мы не имеем права выселить нанимателей, которые до 2003 года проживали в общежитии и стояли на очереди для получения жилья или отнесены к категориям малообеспеченных. Поэтому, тщательно проанализировав категории проживающих в наших общежитиях, мы выявили ряд объектов, которые функционально не требуются железным дорогам. Так, 32 объекта из этого списка в прошлом году уже переданы муниципалитетам. Аналогичный план составлен на текущий год. Таким образом мы не только сократили расходы, но и, учитывая позицию компании в социальной политике, предоставили людям право приватизировать эти помещения, потому что, пока дома находились в собственности РЖД, сделать это было невозможно.

– Геннадий Николаевич, в редакцию поступают коллективные письма с жалобами на повышение стоимости проживания в общежитиях. Из чего складывается оплата за проживание?
– В нее входит плата за наем, которая приравнена к ставке, принятой муниципальными властями на местах. Естественно, в разных регионах они отличаются. Далее – тарифы на коммунальные услуги, которые также утверждаются муниципалитетом, и мы в компании принимаем равные им. Третья составляющая – это плата за содержание и ремонт. Любой жилой объект, как и служебно-технический, и производственный, требует расходов, связанных с его содержанием. В том числе на текущий и капитальный ремонты, на зарплату персонала – слесарей, вахтеров, инженера, который оформляет договоры найма, паспортистки и т.д. И надо учитывать, что плата за содержание также различная. Если общежитие новое, соответственно там расходы меньше и ставки ниже.

– Получается парадокс: в старом общежитии снимать комнату дороже, чем в новом?
– Безусловно, поэтому мы и хотим разработать дифференцированную систему оплаты. Она, кстати, не позволит необоснованно повышать стоимость проживания, а такие факты, к сожалению, действительно имели место. В расходы, которые раскладываются на жильцов, некоторые экономисты и финансисты на дорогах включали и налог на собственность. Однако жилой фонд является собственностью компании, это наше имущество, а не того гражданина, который в нем проживает. Поэтому мы нормативным письмом обязали железные дороги исключить налоги на собственность и амортизацию, что сразу привело к снижению оплаты.
Вопрос об оплате проживания в общежитиях, кстати, обсуждался недавно на выездном сетевом совещании в Новосибирске. Все понимают, что жилищный фонд по определению не может быть прибыльным. А специализированный фонд тем более – ведь он служит для обеспечения технологического перевозочного процесса, а не для извлечения прибыли. И, скажем, нанимая на работу машиниста, я считаю, некорректно брать с него полную оплату за проживание в служебном жилье.

– На последнем пленуме ЦК Роспрофжела говорилось о том, что для работников РЖД будет предусмотрена компенсация затрат на проживание из средств компании и это положение будет закреплено в коллективном договоре.
– Мне кажется, мы даже опоздали с этим моментом. Мы предоставляем железнодорожникам право воспользоваться служебным жильем, взамен требуя от него устойчивой безаварийной работы на основном производстве. И компенсация части расходов на жилье могла бы стать своего рода социальной гарантией. Предложение от нашего управления – закрепить разницу между той суммой, которую будет платить работник, и действительными расходами, понесенными компанией, как социальную льготу. Это было бы правильным сделать одновременно с дифференциацией.

Беседовала
Елена КУДРЯВЦЕВА


Справка «Гудка»
    До образования ОАО «РЖД» специализированный жилищный фонд составлял 54 млн кв. м.

    К 2007 году сокращен до 1 млн 400 кв. м. В этом году запланирована передача в муниципальную собственность четырех общежитий общей площадью 175 тыс. кв. м. Передача каждого общежития сокращает убытки компании в размере около 2 млн руб.

    На сегодняшний день жилфонд составляют 521 общежитие, 4,5 тыс. квартир, 287 жилых зданий, 2621 комната для проживания. Проведенный Управлением объектов технологического и коммунального назначения анализ показал, что из 67 тыс. человек, проживающих в спецфонде, 45% не связаны с железнодорожным транспортом.

Елецкой добавили комфорта

В конце прошлой недели на станции Елецкая заполярной линии Чум – Лабытнанги СЖД справляли новоселье 24 семьи железнодорожников.

Первые новоселы двухэтажного дома получили ключи от комфортабельных одно­?, двух- и трехкомнатных квартир улучшенной планировки из рук начальника СЖД Василия Билохи, объезжавшего Сосногорское отделение магистрали с комиссионным осмотром. В этот день, 3 июня, на Елецкой, еще покрытой снегом, мела метель. «В моей прежней однокомнатной квартире выше +15 температура всю зиму не поднималась, – рассказал «Гудку» начальник Елецкой дистанции пути Владимир Соколов. – Блочный дом продувался насквозь. А этот кирпичный, утепленный, со всеми удобствами: холодной и горячей водой, раздельным санузлом. Таких в Елецкой еще не строили, просто сказка на фоне другого жилья. Мы с женой получили «двушку», очень довольны».

Кроме путейцев, в новый дом въезжают движенцы, энергетики, работники локомотивного депо. 5 мая помощник машиниста Вадим Ковалкин и секретарь начальника дистанции пути Ольга (теперь тоже Ковалкина) сыграли свадьбу, а через месяц молодожены получили от начальника СЖД ключи от квартиры. Кстати, на первом этаже, кроме просторного фойе, есть колясочная…

«24-квартирный жилой дом, возведенный всего за год ООО «Севстройинвест», обошелся ОАО «РЖД» в 45 млн руб., – сообщил «Гудку» начальник службы капитального строительства СЖД Владимир Чепец. – При производстве отделочных работ были применены гипсокартонные листы для лучшей эксплуатации здания в суровых условиях Крайнего Севера. А вместо традиционного шифера использована металлочерепица. Для гарантированного энергоснабжения рядом с домом смонтирована трансформаторная подстанция».

Предоставленные железнодорожникам в служебное пользование на станции Елецкая новые квартиры – уже не первый на Сосногорском отделении СЖД пример формирования специализированного жилого фонда в рамках концепции жилищной политики ОАО «РЖД». А в рамках программы модернизации линии Чум – Лабытнанги недавно здесь было введено в эксплуатацию новое станционное здание модульного типа, рассчитанное на работу персонала в условиях Крайнего Севера. В ближайшей перспективе на Елецкой планируется строительство благоустроенного общежития для путейцев и дома отдыха локомотивных бригад.

Николай ПОРЕЦКИЙ

Право на выплаты

– В случае сокращения на какие выплаты я имею право?
Николай СОКОЛОВ
Волгоград

    – Согласно коллективному договору Волгоградского отделения Приволжской железной дороги (пункт 3.5.7.) вас должны предупредить о предстоящем высвобождении не менее чем за три месяца до даты предполагаемого увольнения. В случае если работник высвобождается без предусмотренного законодательством РФ и договором предупреждения, ему выплачивается с его письменного согласия дополнительная компенсация в размере трехмесячного заработка.

    При расторжении трудового договора (ст. 178 ТК РФ) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому лицу выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

    Геннадий НЕЛИПА,
    заместитель начальника Приволжской железной дороги


– В 2004 году вышла на пенсию. При оформлении документов оказалось, что при начислении негосударственной пенсии мне не засчитали учебу в железнодорожном училище с 1967 по 1970 год. По закону ли это?
Людмила КРУШИНСКАЯ
Архангельск
    – Пункт 23 Положения о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД» № 149, утвержденного 11 марта 2004 года, содержит исчерпывающий перечень организаций, работа в которых включается в стаж работы, учитываемый для целей негосударственного пенсионного обеспечения.

    Также в данный перечень включены периоды обучения с отрывом от производства в технических школах, учебных центрах и на курсах подготовки и повышения квалификации кадров по направлению кадровой службы соответствующего структурного подразделения ОАО «РЖД», МПС России и МПС СССР. Период обучения в железнодорожном училище в данный перечень не входит. На основании этого удовлетворить вашу просьбу о зачете в стаж работы на железнодорожном транспорте периода учебы в железнодорожном училище не представляется возможным.

    Андрей БЫКОВ,
    начальник департамента социального развития ОАО «РЖД»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30