02 декабря 2021 16:33

Вынужденная генерация

ОАО «РЖД» намерено скорректировать свою энергетическую стратегию и рассматривает вопрос о строительстве собственных генерирующих мощностей.

Правление ОАО «РЖД» вчера рассмотрело вопросы корректировки параметров энергетической стратегии компании. Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заявил, что ежегодно компания расходует 5% потребляемой в стране электроэнергии и около 10% дизельного топлива (около 25,5 млн тонн условного топлива). При этом компания является не только крупнейшим потребителем энергоносителей, но и крупнейшим их перевозчиком. РЖД – одно из неотъемлемых звеньев процесса производства электрической и тепловой энергии.

По словам Владимира Якунина, объем перевозок пассажиров и грузов, осуществляемых компанией, ежегодно увеличивается. К 2010 году темпы этого роста составят 20%. Это повлечет за собой рост потребления энергоресурсов на 10%. Следовательно, переход на энергосберегающие технологии становится одним из приоритетов компании.

Как сообщил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович, ежегодно компания тратит на приобретение энергоносителей более 100 млрд руб. (16% от всех эксплуатационных расходов). Принятая в 2004 году энергетическая стратегия ОАО «РЖД» предусматривала значительное сокращение потребления энергоресурсов. За два года их экономия составила 1140 тыс. тонн в условном исчислении. Только в тяговом хозяйстве сэкономлено 86,7 тыс. тонн дизельного топлива и 896 млн кВт/ч электроэнергии суммарной стоимостью 2,1 млрд руб.

Однако грузооборот компании растет более быстрыми темпами, чем предусматривалось стратегией. Растут тарифы на электроэнергию и топливо. Кроме того, существует дефицит энергоресурсов в ряде регионов. Поэтому стратегия компании требует корректировки, добавил Валентин Гапанович. Частично дефицит удастся предотвратить за счет энергосберегающих технологий. Прежде всего модернизации подвергнется локомотивный парк. Все тепловозы будут оборудованы новыми дизель-генераторами с системами электронного управления впрыском топлива. В масштабах сети это позволит ежегодно экономить несколько сот тысяч тонн топлива. Новые электровозы (в частности, создаваемый сейчас пассажирский мультисистемный локомотив ЭП20) за счет экономичных асинхронных тяговых двигателей и передовых систем позволят экономить до 16 млн кВт/ч электроэнергии в год. На сеть также выйдут энергосберегающие пассажирские электропоезда. Значительно снизят потребление энергоресурсов новые двухэтажные пассажирские и грузовые вагоны повышенной грузоподъемности (до 140 тонн).

Кроме того, компания готовится к использованию альтернативных видов топлива. Уже испытывается грузовой газотурбовоз. Успешно протестированы локомотивы на биотопливе и с водородными топливными элементами. Эксплуатация такого подвижного состава значительно дешевле традиционного.

Однако Валентин Гапанович заметил, что новый подвижной состав создается медленно. В условиях растущих цен на энергоносители необходимо ускорить работу в этом направлении. В скором времени предстоит внедрение сетевой автоматизированной системы управления использованием энергоресурсов. Она позволит снизить практически до нуля все непрофильные издержки. Энергосберегающие мероприятия позволят компании в период до 2010 года сэкономить свыше 7,6 млрд руб.

Вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Воробьев сообщил о сокращении сбыта электроэнергии сторонним потребителям. Компания намерена увеличивать электроснабжение сети собственными силами. Проводится технический анализ полигонов, где будут созданы собственные генерирующие мощности. Небольшие электростанции будут обеспечивать энергией производственные мощности РЖД, не связанные с тягой поездов. Создание этих станций актуально, поскольку 36% электроэнергии расходуется компанией для обслуживания различных подразделений.

Ректор РГУПСа Владимир Колесников предложил развивать так называемый энергетический менеджмент. Ученый убежден, что для управления проектами энергетической стратегии необходим квалифицированный кадровый состав.

Академик РАН Владимир Фортов заявил, что в рамках государственной энергетической программы необходимо учитывать потребности РЖД. Однако сейчас этого не происходит. При отсутствии дополнительных энергетических мощностей ОАО «РЖД» не сможет, в частности, в короткие сроки увеличить перевозки угля к новым электростанциям в центре страны, которые предполагается построить в ближайшие годы согласно энергетической стратегии государства. А только по самым скромным подсчетам, перевозки угля в связи с этим строительством могут возрасти втрое. По мнению академика, РЖД будут способны на перевозку дополнительных объемов угля только в том случае, если энергетики станут заботиться не только о себе, но и о новых энергообъектах для транспорта. При этом стратегия развития энергетической отрасли должна быть прочно увязана с развитием транспортной инфраструктуры на ключевых направлениях.

Статс-секретарь, заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов сообщил, что Минтранс поддерживает все инициативы российских железных дорог, касающиеся корректировки энергостратегии. С РАО «ЕЭС России» и Минпромэнерго уже согласованы параметры размещения новых энергообъектов для ОАО «РЖД». Для урегулирования всех вопросов при Минтрансе создана рабочая группа, которая поможет урегулировать разногласия, возникшие при реализации энергетической стратегии РАО «ЕЭС России».

Заместитель председателя Совета Федерации РФ Светлана Орлова поддержала стремления компании в освоении энергосберегающих технологий и альтернативных видов энергоносителей. Тем не менее она считает, что ОАО «РЖД» не сможет в сжатые сроки в одиночку справиться с такой стратегией.

Новый подвижной состав, научные исследования в сфере энергосбережения, новые технологии стоят денег. По мнению сенатора, необходимо увеличивать государственные инвестиции в отрасль, ускорить принятие законов, которые позволяют это делать.

По мнению Владимира Якунина, план корректировки энергетической стратегии компании актуален. Однако требует дополнений. В него должны быть включены мероприятия по согласованию с РАО «ЕЭС» проектов по электрификации железных дорог. Необходимо в рамках НИОКР обратить внимание на максимальное использование потенциала ученых отраслевых институтов и РАН в сфере создания новых технологий.

Александр ШУГАЕВ


Награды за мужество и безупречный труд

Приказами президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина за личное мужество, проявленное при исполнении служебного долга по обеспечению безопасности жизни пассажиров электропоезда сообщением Москва – Тверь, награждены: знаком «Почетный железнодорожник» – машинист электропоезда моторвагонного депо Крюково Октябрьской железной дороги Алексей Николаевич Воронин; именными часами от президента ОАО «РЖД» – помощник машиниста этого же депо Михаил Сергеевич Соколов.

За многолетний и добросовестный труд на железнодорожном транспорте награждены: знаком «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» «20» лет – машинист-инструктор локомотивных бригад локомотивного депо Лиски Юго-Восточной железной дороги Евгений Петрович Тихонов; почетной грамотой ОАО «РЖД» – машинист-инструктор локомотивных бригад локомотивного депо Ерофей Павлович Забайкальской железной дороги Алексей Эдуардович Равва.

По Черному морю пойдут поезда

Россия выступила с инициативой создания «паромного кольца» внутри Черного моря. Об этом сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин по итогам координационного транспортного совещания стран СНГ, прошедшего в Одессе.

Суть проекта – организация системы железнодорожных паромных перевозок на Черном море. Министр напомнил, что в минувшем году была достигнута договоренность о реконструкции всех существующих вдоль побережья Черного моря автодорог для того, чтобы создать вокруг моря «автомобильное кольцо».

Уполномоченный проверит без предупреждения

Совет Федерации вчера одобрил закон, дающий право уполномоченным по правам человека в субъектах РФ посещать без специального разрешения тюрьмы и следственные изоляторы.

Необходимые поправки внесены в закон «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

По мнению сенаторов, эти нормы позволят лучше контролировать соблюдение прав человека в этих учреждениях.

Бурятии предложили губернатора

Президент РФ Владимир Путин внес на рассмотрение Народного хурала Бурятии кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями президента республики.

Соответствующее письмо главы государства поступило в адрес председателя Народного хурала. Вячеслав Наговицын с декабря 1999 года работает первым заместителем губернатора Томской области, одновременно возглавляя областное правительство.

У миграционных работников появился праздник

Вчера пресс-служба Кремля сообщила о том, что в России появился еще один профессиональный праздник – День работника миграционной службы. Согласно указу президента РФ Влаимира Путина отмечать эту дату в России планируется 14 июня.

Россияне первые увидят Северный полюс на дне

Российские океанологи впервые в мире опустятся на дно Ледовитого океана в районе Северного полюса и проведут полномасштабный комплекс научных исследований на глубине более 4 тыс. м.

Как сообщил вчера заведующий лабораторией глубоководных обитаемых аппаратов Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН доктор технических наук Анатолий Сагалевич, «впервые в мире люди увидят дно Северного Ледовитого океана на Северном полюсе». Беспрецедентное погружение будет осуществлено с помощью единственных в мире глубоководных обитаемых аппаратов «Мир-1» и «Мир-2», которые способны опускаться на глубину 6 тыс. м.

В ходе экспедиции будет проведен широкий комплекс научных исследований, взяты пробы грунта, образцы животного мира океана в этой точке, исследованы геотермальные и гидрохимические явления.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Безответственность на стыке

Росморречфлот подготовил проект «Правил планирования перевозок грузов железнодорожным транспортом через морские порты».

Вчера экспертно-консультационный совет Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) признал документ «сырым» и отправил на доработку.

Напомним, в январе 2007 года на совместном совещании Минтранса и ОАО «РЖД» Росжелдору и Рос­морречфлоту совместно поручили разработать порядок определения критериев взаимной ответственности участников транспортного процесса на стыке «железная дорога – море». И разработать порядок, кто и в каком случае должен отвечать за задержку вагонов в морских портах под погрузкой и выгрузкой, за наличие вагонов на припортовых путях.

По словам начальника управления морской и речной деятельности Рос­морречфлота Вячеслава Гаврилова, корень проблемы в том, что морские порты в плановых заявках на подачу подвижного состава ориентируются на свои нормы выгрузки. ОАО «РЖД», принимая заявки, оперирует нормами максимальной перерабатывающей способности портов. Разность в подходах приводит к взаимным обвинениям в невыполнении норм выгрузки, скоплении и неравномерной подаче вагонов.

Новый проект «Правил», представленный экспертно-консультационному совету, разработан Росморречфлотом на основе ранее действовавшей технологии «Планирования перевозок грузов МПС РФ». Он должен установить порядок взаимодействия между железнодорожным перевозчиком, инфраструктурой железнодорожного транспорта и организациями, осуществляющими перевалку грузов в морских портах. Но на заседании совета так и не смогли найти единый подход к организации взаимодействия.

Кроме того, выяснилось, что терминология в «Правилах» не соответствует закону «О морских портах», который на этой неделе рассмотрят в Госдуме.

По мнению президента Ассоциации собственников подвижного состава Эдуарда Поддавашкина, предложенные «Правила» учитывают в большей степени интересы портовиков, которые предлагают для определения ответственности учитывать норму выработки, а не перевалочную способность порта. Президент Национальной ассоциации транспортников Георгий Давыдов заявил, что нельзя вести речь о каких-либо односторонних преимуществах. По его словам, дефект предложенного документа лишь в том, что он не проработан в деталях. Например, необходимо оперативное установление причин сбоев в совместной работе, а лишь затем будет определена ответственность сторон.

Федеральные законы «О железнодорожном транспорте», «Устав железнодорожного транспорта РФ» не предусматривают такого документа, как предложенные «Правила». Это необходимо учесть в ходе подготовки новой редакции закона и устава.

Начальник отдела нормативной и правовой работы ЦФТО ОАО «РЖД» Владимир Сосипаторов считает, что представленный документ не учитывает речные порты и нефтебазы. Он также отметил, что для представления «Правил» в ОАО «РЖД» документ необходимо привести в соответствие с законодательством.

Александр РУБЦОВ

Защита от кругляка

Руководитель Мин­природы Юрий Трутнев заявил вчера депутатам, что Россия продолжит повышать пошлину на вывоз круглого леса. Специализированная компания «Транслес» готовится к перевозке не кругляка, а пиломатериалов.

«При вступлении в ВТО Россия должна в первую очередь соблюдать национальные интересы – это принципиальная позиция, – заявил сенаторам министр природных ресурсов Юрий Трутнев, выступая вчера на «правительственном часе» в Совете Федерации. – В первую очередь это касается вывоза большого объема непереработанного леса на экспорт».

Благодаря повышению экспортной пошлины с 1 июня 2006 года на 60% ситуация с вывозом необработанного леса стала исправляться. По данным Минпром­энерго, в январе – апреле экспорт необработанной древесины снижался, тогда как вывоз пиломатериалов вырос почти на 20%. Ввод новых лесоперерабатывающих мощностей в Карелии, Новгородской, Ленинградской областях и других регионах Северо-Запада привел к заметному притоку валюты. При экспорте обработанных лесоматериалов он увеличился за первые два месяца года сразу на 56%. Однако такая политика привела к трениям с Финляндией, которая угрожает проблемами при вступлении в ВТО.

Финские лесопромышленные компании привыкли работать с российскими лесозаготовителями, которых не волнуют вопросы переработки. Особенно финнов напугало мартовское постановление российского правительства об увеличении пошлин на экспорт круглого леса на 30% в год до 2010 года.

По мнению главы финской компании Finemor Кари Кетолана, начиная с июля 2007 года вывозная пошлина российского пиловочного леса возрастает с 4 до 10 евро за кубометр, что увеличит сумму таможенных пошлин, уплачиваемых финскими импортерами по сравнению с 2006 годом, с 30 до 100 млн евро за весь вывезенный лес. По его оценке, из России в Финляндию в прошлом году было вывезено 17 млн куб. м сырой древесины.

По мнению гендиректора компании «Транслес» (аффилирована с ОАО «РЖД») Сергея Кривова, объем вывоза кругляка в ближайшее время уменьшится. Особенно заметно это станет начиная с 2009 года, когда пошлина значительно возрастет по отношению к действующему уровню. «Мы ожидаем пропорционального увеличения внутренних перевозок и экспорта пиломатериалов, – заявил «Гудку» гендиректор «Транслеса». – Я допускаю, что экспорт в Финляндию в ближайшем будущем снизится, так как туда мы вывозим в основном баланс для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности, в стоимости которого транспортная составляющая довольно высока. Поэтому увеличение таможенных пошлин в первую очередь скажется на загрузке северо-западного направления. Но нашу компанию это заденет минимально, так как в этом регионе мы работаем в основном на внутренних маршрутах».

Сергей Кривов считает, что в ближайшее время произойдет снижение экспортных перевозок необработанного леса на всех направлениях и через год-два можно надеяться, что китайцы перенесут свои лесоперерабатывающие предприятия на территорию России. Для них это будет выгоднее, чем просто закупать кругляк по высоким ценам. «Транслес» готовится к такому развитию событий и переоборудует свой подвижной состав под перевозку пиломатериалов.

Елена ПОПОВА

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31