15 октября 2021 22:36

Президент приказал держать баланс

Президент Владимир Путин поручил правительству регулировать нагрузку на северо-западные порты страны с тем, чтобы избежать перекосов при их развитии и загрузке. Эксперты считают, что этот сектор давно заждался государственного регулирования.

«Посмотрите внимательно, чтобы развитие Приморска и Усть-Луги шло сбалансированно, чтобы нагрузка на порты была примерно одинаковой» – такое поручение глава государства дал первому вице-премьеру Сергею Иванову, который на этой неделе планирует посетить Усть-Лугу.

По информации «Гудка», Сергей Иванов будет присутствовать на открытии нового универсального перегрузочного комплекса (пока порт Усть-Луга работает лишь как угольный и как переправа на Калининград и Германию. – Ред.).

На встрече членов кабинета министров с президентом Сергей Иванов пояснил, что новый комплекс в Усть-Луге позволит увеличить оборот железнодорожных грузов и уменьшить зависимость от тарифов на транспортные услуги наших соседей.

Как считает академик Российской академии транспорта, вице-президент Евроазиатского транспортного союза Олег Дунаев, поручение президента означает, что необходимо отработать схемы взаимодействия различных видов транспорта и государственных органов в портах.

«Пока в связи с транспортными нестыковками бизнесу тяжело работать в портах Северо-Запада, – считает эксперт. – Поэтому государству следует вмешаться и наладить это взаимодействие. Иначе загрузка в регионе действительно будет неравномерной, что приведет к потерям».

Между тем именно из-за нестыковок уже в прошлом году РЖД недосчитались 3,5 млн тонн грузов и соответственно недополучили 3 млрд руб.

Но, безусловно, существует и проблема несогласованности действий государственных органов и бизнеса.

Министр транспорта Игорь Левитин, например, на июньском Международном форуме «Транспорт РФ-2007» заявил, что ведомство ждет от РЖД предложений, чтобы внести их в ФЦП развития транспорта на 2010 – 2015 годы и решить к этому сроку проблему подходов к портам.

Однако в департаменте инвестиционной деятельности ОАО «РЖД» затруднились пояснить, насколько активно инвестирование в подходы и их строительство будет идти в период до 2015 года.

По словам собеседника «Гудка», в компании есть жесткий прогноз инвестиций лишь на ближайшие три года. Для долгосрочного планирования нужна ясность по множеству факторов, в том числе тарифной политике государства.

В ОАО «РЖД» также пояснили, что немаловажную роль в регулировании грузопотоков сыграет и участие компании в акционерном капитале крупных портов. Это поможет не только ускорить строительство подъездных путей, но и выстроить сквозную логистическую цепочку при доставке грузов железнодорожным и морским транспортом.

А без участия РЖД в капитале портов действительно трудно прогнозировать, куда наиболее эффективно можно вложить имеющиеся средства.

В подходы к портам на Северо-Западе РЖД до 2015 года планируют инвестировать 284 млрд руб. Однако в стране никто полно не просчитывает и не прогнозирует грузопотоки на этом направлении. И это является серьезной проблемой для инвестиций.

После строительства ветки к порту Оля, которая так и осталась незагруженной, необоснованно рисковать компания явно не намерена.

Еще пример. Портовики Мурманска просят построить на западный берег Кольского залива очень дорогую 30-километровую железнодорожную ветку. Но в ближайшее время на соискание средств Инвестфонда будет внесен проект строительства железной дороги Пермь – Архангельск («Белкомур»), который грозит оттянуть грузы от Мурманского порта. «Необходимо, чтобы грузовая база, которая считается инициатором развития портов, была абсолютно скоординированной, и, безусловно, эту координацию кто-то в государстве должен осуществить, – заявил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин на совместном с Морской коллегией Госсовете, который состоялся в начале мая. – По нашему мнению, это может быть Министерство транспорта или Министерство экономического развития в зависимости от того, у кого больше возможностей для этой координации и принятия цифр, которые станут цифрами государственных программ.

Эти цифры должны утверждаться на уровне если не законов, то по крайней мере решений Госсовета или правительства, тогда всякий должен будет отвечать и за свои цифры, и за свою бездеятельность, если эти показатели не будут достигнуты».

Елена ПОПОВА
Александр ШУГАЕВ


Радиация будет распространяться под контролем

Национальный антитеррористический комитет (НАК) России создает единую надведомственную структуру по контролю за перемещением всех радиоактивных материалов. Об этом вчера сообщил глава Росатома Сергей Кириенко после восьмого заседания НАК в Москве.

«Сейчас у каждого ведомства есть своя система контроля. У нас много ведомств занимаются перевозкой делящихся материалов, в том числе таких безобидных, как медицинские радиоактивные препараты и источники. Но в террористических целях использовать можно даже их», – сказал Сергей Кириенко, подчеркивая важность создания новой структуры.

Чечня уходит от налогов

Чеченские парламентарии предлагают освободить экономику республики от налогообложения сроком на семь лет и снизить налоги на 50% на последующие семь лет.

Соответствующий законопроект «О мерах по стимулированию предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики» был внесен вчера на рассмотрение Госдумы.

По замыслу авторов законопроекта, от налогообложения следует освободить коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей. Предусматриваются льготы для банков и кредитных организаций, осуществляющих инвестирование проектов под гарантии правительства республики. Они будут освобождаться от уплаты налога на прибыль в части, связанной с кредитованием инвестиционных проектов.

На территории Чечни также предлагается установить режим свободной таможенной зоны.

По мнению разработчиков документа, принятие законопроекта станет мощным стимулом для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности, позволит ускорить восстановление экономики и социальной сферы республики.

Юрий Лужков еще поработает

Мэру столицы Юрию Лужкову еще предстоит решить много задач в Москве, прежде чем можно будет говорить о том, чтобы покинуть пост градоначальника, заявил вчера президент Владимир Путин во время посещения экспериментального московского района Куркино.

«Кроме успехов, есть и проблемы, в частности обманутых вкладчиков. Когда подойдете к решению этих проблем, тогда мы поговорим о смене вашего рода деятельности», – сказал Владимир Путин Юрию Лужкову.

Как сообщалось ранее, Юрий Лужков, который занимает пост мэра Москвы уже 15 лет, намерен поставить перед главой государства вопрос о доверии.

Охраной Байкала займется комиссия

Министерство юстиции зарегистрировало приказ Министерства природных ресурсов (МПР) о создании межведомственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, говорится в сообщении МПР.

Комиссия образована для согласования действий федеральных и региональных органов власти.

В частности, комиссия будет координировать работы по изучению, воспроизводству, использованию и охране природных ресурсов Байкальской природной территории, сохранению биологического разнообразия и обеспечению экологической безопасности.

В задачи комиссии также входят совершенствование нормативно-правового регулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Байкальской природной территории, осуществление экологического мониторинга озера, выполнение обязательств России в сфере его охраны как участка всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Президент отказался от зарплаты

Вчера главный раввин России Берл Лазар на встрече с Владимиром Путиным ознакомил главу государства с планами создания российского еврейского музея – музея толерантности.

Президент поддержал эту инициативу не только морально, но и финансово, причем из личных средств.

«Это хорошая идея, – cказал Владимир Путин. – Я обещаю, что перечислю в фонд строительства этого музея свою зарплату за один месяц».

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

РАО «ЕЭС» уже ничего не нужно

С середины следующего года РАО «ЕЭС России» прекращает свое существование. Уходя, Анатолий Чубайс оставляет после себя высокий инвестиционный спрос и проблему качества электротехнических изделий.

Главный энергетик Анатолий Чубайс, выступая на конференции «Реформа РАО «ЕЭС России»: импульс развитию электротехнической отрасли страны», заявил, что через год он оставит свой пост с радостным чувством, так как его главное детище – реформа энергосистемы – начало-таки приносить дивиденды.

«Реформа энергетики является локомотивом роста развития смежных отраслей, позволяет нам сформулировать ясный импульс спроса для электротехпрома, энергомаша и энергостроителей», – уверен г-н Чубайс.

В ближайшее время пройдет IPO 16 генерирующих компаний, которые и станут основой инвестиционной активности энергетиков. Уже состоявшиеся продажи пакетов акций четырех компаний принесли РАО «ЕЭС России» более 6 млрд руб.

Кроме того, государство будет выделять деньги на развитие ФСК, гидроОГК и системного оператора.

«РАО «ЕЭС России» уже все свои запросы удовлетворило, нам больше ничего не нужно, и с 30 июня 2008 года РАО исчезнет, – сказал г-н Чубайс. – Поэтому мы не потребляем инвестиционные ресурсы, а создаем их для производителей оборудования».

Государство намерено поддержать энергетиков. Однако, по мнению директора департамента промышленности Минпромэнерго Андрея Дейнеко, сейчас ситуация на рынке электротехники остается сложной.

С одной стороны, темпы роста по отдельным видам продукции составляют до 20% в год, с другой – доля импортных производителей превышает 60%. За последние три года экспорт снизился вдвое, а импорт вырос втрое. Конкуренцию наши производители выигрывают только за счет низких цен, речь о качестве вообще не идет.

Качество комплектующих – это больная тема и для такого крупного потребителя электротехники, каким является ОАО «РЖД».

«Ежегодно на заводах компании ремонтируют и модернизируют более трех тысяч локомотивов, 765 секций электропоездов, 2048 пассажирских вагонов. Все это требует больших объемов электротехнических изделий и материалов, – заметил вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович. – Вместе с тем весьма актуальным является вопрос качества изделий и повышение их потребительских свойств».

Вице-президент отметил, что проблема должна решаться в приоритетном порядке, но пока средства в ее решение вкладывают только РЖД. В качестве примера Валентин Гапанович привел совместный проект железнодорожных НИИ и Брянского машиностроительного завода (входит в «Трансмашхолдинг»). В результате был создан первый в России грузовой тепловоз с тяговой передачей переменно-переменного тока и использованием высокоскоростных асинхронных тяговых двигателей. Он передан на дороги для эксплуатационных испытаний. Однако из-за отсутствия современных технологий в электротехнической промышленности этот проект можно назвать одним из немногих успешных.

Елена СОРОКИНА

Брокер без права на ошибку

ООО «Таможенно-брокерский центр» выиграло конкурс ОАО «РЖД» на право декларирования и таможенного сопровождения всех грузов компании.

Начальник управления по таможенно-брокерской деятельности ОАО «РЖД» Автандил Горгиладзе сообщил «Гудку», что итоги открытого конкурса по выбору единого таможенного брокера на 2007 год для работы с ОАО «РЖД» на пограничных переходах и на входных припортовых станциях подведены еще 18 мая. Однако до начала текущей недели в компании не предоставляли информацию о результатах конкурса.

Между тем, по словам Автандила Горгиладзе, все таможенные брокеры, прежде работавшие с ОАО «РЖД», уже получили уведомления о прекращении действия существующих соглашений в августе.

Среди них ЗАО «Желдорброкер», работающее на Московской, Приволжской, Западно-Сибирской и Северо-Кавказской дорогах; ЗАО «Окттрансвнештерминал» – на Октябрьской дороге; ООО «ДАЛК» – на Забайкальской и Восточно-Сибирской дороге; ООО «Ростек-ДВ-Сервис» – на Дальневосточной дороге. Все они принимали участие в конкурсе ОАО «РЖД».

Впрочем, пошли они на это крайне неохотно.

Как сообщили «Гудку» в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), компании ДАЛК, «Окттрансвнештерминал» и «Желдорброкер» еще в начале 2007 года направили в ФАС коллективное обращение по поводу попыток ОАО «РЖД» ограничить доступ к товарным рынкам.

«Мы подошли к этому вопросу серьезно и возбудили соответствующее дело, – говорит попросивший не называть его имени собеседник в ФАС. – Но нарушений не нашли, и сейчас дело прекращено».

ООО «Таможенно-брокерский центр» будет оформлять весь внутренний и международный транзит ОАО «РЖД» в течение 2007 года. Компания аффилирована с ОАО «РЖД», имеет филиалы на всей сети железных дорог России и представительство в Китае.

ОАО «РЖД» намерено предложить единому брокеру разделить ответственность за возможные ошибки при таможенном оформлении грузов.

Сейчас Федеральная таможенная служба налагает штрафы за неправильную растаможку на перевозчика, а не на брокера. Размер штрафов доходит до 100 тыс. руб.

Автандил Горгиладзе рассчитывает, что теперь при оформлении транзитных таможенных деклараций брокер будет предлагать наилучший по логистике маршрут с точки зрения интересов перевозчика.

«Нам необходимо проводить линию личной ответственности таможенного брокера перед ОАО «РЖД» за результаты своей деятельности», – говорит Автандил Горгиладзе.

«Стремление работать с одним контрагентом по оформлению таможенных документов я считаю оправданным лишь в том случае, если руководство ОАО «РЖД» совершенно уверено в том, что ошибаться он не будет,– заявил «Гудку» аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. – Логичнее было выбрать хотя бы двух доверенных брокеров, чтобы они конкурировали друг с другом». Впрочем, аналитик допускает, что именно так ОАО «РЖД» поступит, выбирая таможенного оформителя на 2008 год.

Павел АРАБОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31