02 декабря 2021 15:53

Орхан Памук. «Новая жизнь»

Нобелевский лауреат родом из Турции вновь радует читателей всего мира своим своеобычным стилем, глубиной рассуждений и нестандартным сюжетом. В этот раз он дает нам понять и предлагает поразмыслить о той силе, которая заключена в печатном, книжном слове как таковом. Действие романа-путешествия разворачивается вокруг некой загадочной (потому что о ней так до конца романа ничего не становится известно) книги. Она раскрыла главному герою Осману некий новый мир, новую жизнь, но не реальную, а придуманную, существующую только на страницах книги и в его мечтах. У книги есть и другие последователи. Так, Осман встречает свою любовь Джанан, которая, как и он, увлечена книгой и поиском описанного в ней дивного мира; ее возлюбленного Мехмеда, готового за написанное в этом произведении отдать жизнь. Путешествие в вымышленный мир для Османа заканчивается действительным обретением новой жизни, но происходит это слишком поздно.

Для нашего читателя, самого читающего читателя мира, «Новая жизнь» представляет особый интерес. Ибо нет такой страны, кроме нашей, где бы настоящая хорошая книга имела такую безграничную власть над умами людей. Ради написанных слов и вымышленных миров мы претерпели уже не одну революцию, потеряли десятилетия и миллионы жизней. Посему выпущенный в свет издательством «Амфора» роман о вреде радикального отношения к чтению россиянину, несомненно, будет интересен, полезен, а главное – понятен и близок.

Франсуа Блюш. «Ришелье»

Читая у Дюма о приключениях бравого гасконца с армянской фамилией, наслаждаясь фильмом, где в роли д’Артаньяна блистает Михаил Боярский, мы неизбежно попадали под обаяние еще одного персонажа. Властный, умный, коварный и величественный Арман Жан дю Плесси, кардинал Ришелье, был той превосходящей силой противника, с которой и стоило бороться богатырям-мушкетерам. И в отличие от героя Дюма он – реальная и потрясающе неординарная историческая личность. И хотя выпушенная в серии «Жизнь замечательных людей» книга является сокращенным и несколько адаптированным вариантом научного труда известного французского историка Франсуа Блюша, для читателя, не интересующегося специально и углубленно историй Франции, она предоставит бесценный материал не только о деятельности, наверное, самого видного администратора Европы XVI века, но и о самом историческом периоде. Считается общепризнанным, что именно Ришелье и изобретенная им «административная» монархия позволили Франции в течение века доминировать в Старом Свете и даже протянуть руки Америке и на равных противостоять Англии. Познакомившись с невымышленной судьбой этого государственного гения, возможно, читатель не только узнает, кто же такой был граф де Рошфор и что Миледи не существовало, но и как управлять людьми, плести интриги и руководить государством. Во всяком случае, эта книга позволит иначе взглянуть на эпоху, которая совпадает с правлением такой небезызвестной личности, как царь Иоанн Грозный. Царь, который, как и Ришелье, был великим реформатором, как и кардинал, боролся со своеволием аристократии. Только почему-то у нас это вылилось в кошмар опричнины, безумный административный передел страны, закончилось и вовсе кровавой смутой и чудовищным гладомором. А во Франции – тем, что она сделалась из феодального лоскутного одеяла сверхдержавой тех времен, потом неоднократно влиявшей и на судьбы России. В конце концов наше дворянство долгие годы говорило на том же языке, что и Ришелье.

Денис Захаров. «Ударивший Бога»

Легкое чтиво для электричек, метро и троллейбусов, несомненно, стало уже отдельным жанром, популярным у россиян как отдохновение от сложностей реальной жизни. Посему мистическая история о приключениях трех москвичей, познакомившихся с Агасфером, Вечным Жидом, известным также как Бутадеус, вряд ли займет на книжной полке почетное место, но в качестве дорожной книги будет вполне приятна. Незамысловатый, но динамичный сюжет, забавная трактовка библейской истории, конечно, не делают дебютную повесть Дениса Захарова высокой литературой. Повесть молодого автора, вышедшая в издательстве «РИПОЛ Классик», больше похожа на сценарий к молодежному триллеру. Но тем не менее книга пригодна к прочтению в качестве легкой закуски перед или между основными «блюдами», представленными в этом обзоре выше.

Читал Алекс АЛЕХИН

Иван Демидов: «Через призму экрана верхи воздействуют на массы»

Этот человек запомнился целому поколению россиян своими черными очками и «музобозной» фразой «на сегодня новостей у нас нет». Пройдя путь от осветителя до популярного шоумена, главного продюсера телеканала ТВ-6, затем главного редактора канала СПАС, он сильно изменился. Черные очки оставлены в прошлом, а отринувший их шоумен стал медиакратом. Именно так сейчас называют людей, держащих в своих руках бразды власти четвертой. Он поделился с «Гудком» своим взглядом на телевидение, национальную самоидентификацию и цензуру.

– Иван, последние полтора десятилетия телевидение претерпело колоссальную трансформацию. Какие изменения, на ваш взгляд, особенно значимы?
– В двух словах на эту тему сказать невозможно. Во-первых, пятнадцать лет – это огромный срок. Во-вторых, не стоит забывать о том, что тогда наше телевидение ограничивалось несколькими каналами и развивалось своим путем, как и все остальные отрасли в те времена. Мы не имели никакого понятия об элементарных вещах. С падением железного занавеса в Россию устремились гигантские потоки информации, в частности и в область ТВ. Постперестроечные руководители каналов стали реальными пионерами. На тот момент между отечественными и зарубежными телетехнологиями зияла огромная пропасть. Все пришлось осваивать с нуля и порой вслепую. Изобретать велосипед было глупо, посему опыт западных коллег просто дублировался. Вследствие чего наши каналы наводнились иностранными продуктами и шаблонами. Постепенно чужой опыт был освоен, понят и интегрирован. Настал новый переломный момент.

– О каком переломе идет речь?
– Наступило пресыщение. Если каждый день есть торты и конфеты, то рано или поздно захочется пельменей и борща. Народ устал от мыльных опер, чуждых нашему менталитету. Поэтому встала необходимость замены. Появились отечественные сериалы.

– Вы считаете, что замена «шила на мыло» является достижением?
– Я бы не стал ставить вопрос таким образом. Если смотреть глубже, то можно понять, в чем разница их «мыла» и нашего «шила». Их продукт лишь удовлетворял потребности наших основных центров удовольствий. Телезрители дорвались до зрелищ, которых были лишены долгие годы. Быстро наевшись красивой оберткой, захотелось конфеты. Аудитория захотела отражения собственной жизни на экране. Поэтому появились сериалы, «полные метры», реалити-шоу, соответствующие социальному заказу.

– Каким образом сериалы могут повлиять на решение проблем в стратегически важных сферах?
– Элементарно. Посмотрите внимательно на сетки каналов. Что мы там видим? Мы видим четко обозначенные проблемы. «Автономка», «Зона», «Солдаты», «Кадетство» и т.д. Названия говорят сами за себя. Через призму экрана народ пытается достучаться до верхов, а порой и, наоборот, верхи воздействуют на массы.

– Что же хорошего в том, что нами манипулируют?
– Речь не идет о манипулировании. Речь идет, например, о формировании правильного отношения к армии. Вернуть прежний престиж армии очень важно. Армия – это фундамент любого государства и гарантия нашей безопасности. Престиж армии одновременно вернет чувства патриотизма каждому из нас. С развалом СССР произошло крушение всех навязанных идеалов. Свобода одурманивала. Новая Россия пустилась во все тяжкие с размахом, на который только и способна Россия. Прошло время. Наступил сегодняшний день, и мы встали перед лицом новой проблемы: отсутствия сдерживающей системы. Ее роль играет только УК РФ. Но на одном кодексе далеко не уехать. Встал вопрос: что же дальше?

– И что?
– Мне кажется, на этот вопрос ответом является следующий вопрос: а кто мы вообще? Для начала нужно решить вопрос с самоопределением. Чтобы понять, что нужно, надо реально оценить, что мы имеем.

– Вы имеете в виду «Русский проект», который затеяла «Единая Россия»? Если да, то у многих возникает сразу ассоциация с экстремистской формой национализма. А это никак не вяжется с тем, что Россия себя позиционирует демократическим и культурным государством.
– Да, именно о «Русском проекте» я и хотел сказать. Неважно, кем и как ангажирована эта идея. Важно, что поднятая тема поможет решить ряд вопросов. К тому же постановка «русского» вопроса не имеет ничего общего с экстремистской формой национализма, который в последнее время стал любимым инструментом политических спекулянтов с крайне правыми и левыми взглядами. В одном из интервью я уже сказал: «Попробуйте на вкус словосочетания «национальный проект» и «националистический проект». Чувствуете разницу? Первый в нашем сознании – созидательный локомотив общественно-экономически-социального современного строительства России, от второго попахивает «коричневой» затхлостью. Национализм не может быть разрушительным, нацизм – всегда!»

– Каким же образом мы должны вернуться к своей «русскости» и традициям?
– Обычными доступными методами. Во-первых, система образования должна больше уделять внимания своей истории, культуре и традициям. Во-вторых, безусловно, необходимо сокращение числа иностранных фильмов, мультиков и песен.

– Противостоять иностранной экспансии? В таком случае, чем же мы будем забивать эфиры?
– Речь не идет об изъятии всего, что «не наше». Речь идет о фильтрации и цензуре. Покупая валовой продукт по демпинговым ценам сегодня, завтра мы получим поколение с искалеченной психикой и отсутствием моральных ценностей. Западная мульти- и киноиндустрия культивирует агрессию, мстительность, нетерпение, предательство и наслаждение любой ценой. Я не обобщаю, конечно. Несомненно, на западном медиарынке присутствуют и достойные продукты талантливых продюсеров и режиссеров. Но зачастую вопрос цены стоит более остро, нежели вопрос морали. Говорить, что у нас два выхода – покупать западное качество либо делать свое, было бы в корне неправильно. Скорее нужно и то и другое, в разумном соотношении, но при этом следует делать упор на собственное развитие. Примеры мы можем наблюдать уже сегодня.

– О каких примерах вы говорите?
– Я говорю о феноменальном успехе картины Павла Лунгина «Остров». Небывалые кассовые сборы по всей стране позволяют делать вывод о том, что поднятая тема является на данный момент самой востребованной. Миллионы людей посмотрели этот фильм дважды, а то и трижды. Не думаю, что это обусловлено праздным интересом. Это обусловлено внутренней потребностью людей. Зрители увидели собственные поиски, терзания и душевные метания. Народу не хватает фундамента или опоры. Во время жары люди задыхаются от нехватки кислорода, так же люди задыхаются в условиях духовного коллапса.

Беседовала
Олеся ПЕЛАГЕИНА



Справка «Гудка»
    Иван Иванович Демидов родился в Cызрани 23 июля 1963 года. В 1984 году пришел работать осветителем в Телевизионный технический центр «Останкино». В 1987 году начал работать администратором в Главной редакции программ для молодежи ЦТ. Затем стал ассистентом режиссера в программе «Взгляд». 1990 год – режиссер студии «ВИД», режиссер, а затем и ведущий программы «Музобоз», продюсер программ «Акулы пера», «Диск-канал», «Партийная зона», «Академия» и других. С 1994 года – главный продюсер телеканала «ТВ-6 Москва». С 1995 года – директор Московской независимой вещательной корпорации «ТВ-6 Москва». Осенью 2005 года вошел в Координационный совет молодежного движения «Молодая Гвардия Единой России», координатор по идеологии и политической работе. С 2005 по март 2007 года – главный редактор православного телеканала «СПАС». Ныне возглавляет «Русский проект» «Единой России».

Любовь к миллиону

Неубедительные приключения американца в России.

Жанр авантюрной комедии привлекает режиссеров, как клейкая лента – мух. Результат практически всегда известен заранее: как и обреченные мухи, режиссеры залипают в хитросплетениях сюжета, а любые попытки трепыхаться выходят исключительно боком. Что кошмарные российские «Семь кабинок» Месхиева, что импортные «Козырные тузы» Джо Карнахана, которые по задумке должны были занять место «Криминального чтива» на пьедестале почета. К сожалению, учиться на чужих ошибках дано немногим, поэтому от дебютной работы Ильи Шиловского никто не ждал киноэквилибристики наравне с Тарантино.

Две девицы с воланами в кошмарных подвенечных прикидах, изображенные на афише, были способны пробудить лишь одну ассоциацию – с Невестой. Но, как оказалось, афиша имеет довольно мало общего с содержанием картины. «Нас не догонишь» – грустная история иностранного юноши Уэйна (Алексей Нестеренко), попавшего в России в неприятную криминальную историю благодаря своей новой возлюбленной Ольге (Светлана Светикова). История любви практически остается за кадром, нас же призывают поверить в искренность чувств и того, и другой, поэтому мы не должны удивляться, когда Уэйн вдруг из испуганного законопослушного американского гражданина превращается в отчаянного грабителя обменников валюты и великого комбинатора. Да и сама Ольга, по дурости своей оказавшаяся в заложницах у двух чистеньких и гуманных уголовниц и одного надзирателя женской колонии, вдруг заражается духом авантюризма и с головой бросается в погоню за вечной мечтой любого русского человека – миллионом долларов.

Основная беда картины в том, что в поступках главных и второстепенных героев начисто отсутствует какая-либо логика. Шиловский, по совместительству и сценарист своего творения, не считает нужным хоть как-то мотивировать тот или иной кульбит, предлагая зрителям принимать подобный бред как данность. Кроме того, сами главные герои – совершенно безликие и плоские, что недопустимо для картин подобного жанра. Единственное, что, кажется, удалось, – это герои второго плана. Михаил Филиппов чудом вытянул роль отца Уэйна, поскольку его выкрутасы по сценарию тоже никак не обоснованны. Константин Лавроненко – полковник ФСБ – сыграл просто и честно, без изысков, но именно так зрители готовы были поверить в то, что он действительно на тяжелой работе и вынужден решать серьезные проблемы без лишних сантиментов. Дмитрий Шевченко, охранник колонии, отлично показал всю загадочность души русского человека – он мягкий, беззлобный и в то же время совершенно беспощадный и непредсказуемый. Но настоящей находкой картины стала Екатерина Вилкова, чья роль заключенной по кличке Насос стала ее блестящим дебютом. Вилкова при явном недостатке реплик сумела сыграть всю свою роль только глазами, что в последнее время редкость для молодых кинодарований.

Яна ДЫЛДИНА

Кинолабиринт «Кинотавра»

Четырнадцать отечественных фильмов соревнуются на фестивале в Сочи.

Из 104 кинофильмов жюри стартовавшего 3 июня фестиваля российского кино «Кинотавр» отобрало для конкурсного просмотра четырнадцать. Это «Груз 200» Алексея Балабанова, «Два в одном» Киры Муратовой, «День рождения инфанты» Валерии-Гай Германики, «Инзеень-Малина» Владимира Сивкова, «Жестокость» Марины Любаковой, «Кремень» Алексея Мизгрирева, «Кука» Ярослава Чеважевского, «Лучшее время года» Светланы Проскуриной, «Натурщица» Татьяны Воронецкой, «Отрыв» Александра Миндадзе, «Простые вещи» Александра Попогребского, «Русалка» Анны Меликян, «Тиски» Валерия Тодоровского и «Яр» Марины Разбежкиной.

Стартом фестиваля стал внеконкурсный показ гламурной комедии Андрея Кончаловского «Глянец». По сути это русский вариант изложения темы, затронутой в фильме «Дьявол носит Прада», – закулисная жизнь отечественного модельного бизнеса. Конечно, картина Кончаловского не сможет составить конкуренции такому событию, как показ «Александры» Александра Сокурова, которая хоть и осталась без призов в Каннах, но уже снискала самые благоприятные отзывы немногочисленных допремьерных зрителей. Также вне конкурса пройдет и «Изгнание» Андрея Звягинцева, которым фестиваль собственно и закроется 11 июня. Этот фильм уже стал историческим, даровав Константину Лавроненко пальмовую ветвь Канна как лучшему актеру. Такая обойма картин позволяет признать XVIII «Кинотавр» не просто представительным, но, по мировому счету, звездным.

Пока говорить о каких-то явных претендентах на сочинские награды сложно. У нас появилось достойное кино, которое можно смотреть, обсуждать и спорить о его значимости и достоинствах. Что затрудняет выбор жюри, но бесконечно радует зрителя. Из блестящей «чертовой дюжины плюс один» фильм, вошедшей в конкурсный лабиринт, рискнем выделить три ленты. Во-первых, это новая картина Киры Муратовой «Два в одном». Это «трагикомическая драма из жизни в двух новеллах», как представляют ее создатели ленты. В центре сюжета первой новеллы – самоубийство актера, который повесился прямо на сцене театра. Во второй стареющий ловелас не может смириться с одиночеством. В фильме снялись Рената Литвинова и Александр Баширов. Второй фильм, который несколько выпадает из общего ряда, – «Натурщица» Татьяны Воронецкой. История любви и ревности в антураже Серебряного века, рассказанная писателем Юрием Нагибиным, стала основой для сценария. А раздираемую противоречиями пару любовников блестяще сыграли Виктория Толстоганова и Даниил Спиваковский. Некоторая ясность с регалиями «Кинотавра» все же есть. «Приз за многолетнее продвижение российского кинематографа и верность ему» был вручен на церемонии открытия директору Венецианского кинофестиваля Марко Мюллеру.

Ипполит ГАМАКОВ

Международный фонд поддержки искусств «АртЛинк»

в соответствии с пунктом 7.5. Устава публикует финансовый отчет за 2006 год об использовании средств и имущества Фонда

В 2006 году Фонд в рамках целевой государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» провел следующие мероприятия:
Конкурс на лучшую сценарную композицию в области кинематографии.
Конкурс на лучший художественный фильм.
Конкурс на лучший документальный фильм.
Заключительный вечер киномероприятия – «Российский фильм – о российской истории»

Для реализации данных мероприятий были привлечены денежные средства Федерального агентства по культуре и кинематографии, благотворительный взнос от организаций и средства от предпринимательской деятельности Фонда (реклама).

На 31.12.2006 года Международный фонд поддержки искусств «АртЛинк»:
– просроченной задолженности по зарплате и налогам и сборам всех уровней не имеет;
– дебиторская и кредиторская задолженность отсутствует;
– основных средств и прочих материальных ценностей на балансе нет.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31