02 декабря 2021 14:55

Защитит ли закон пассажира

Федеральный закон «О транспортной безопасности», который принят в феврале, вступит в силу с 14 августа. Для его реализации на железнодорожном транспорте необходимо разработать массу нормативно-правовых документов. Эксперты, опрошенные «Гудком», сомневаются в том, что на это хватит времени и денег.

ОАО «РЖД» как крупнейший перевозчик и субъект транспортной инфраструктуры России принимало непосредственное участие в рассмотрении законопроекта на всех стадиях его подготовки. С учетом накопленного опыта работы в этой сфере специалистами департамента безопасности ОАО «РЖД» были подготовлены предложения для включения в проект закона. Учтены были не все. Волей разработчиков основной акцент в новом федеральном законе сделан на вопросах противодействия терроризму, а обеспечение транспортной безопасности возложено непосредственно на субъекты транспортной инфраструктуры.

«Пока нельзя однозначно дать ответ на вопрос о том, что кардинально нового внесет данный закон в работу ОАО «РЖД», – пояснил «Гудку» заместитель начальника департамента безопасности ОАО «РЖД» Сергей Воеводкин. – Но при этом очевидно, что он потребует разработки и принятия нормативно-правовых документов, которые должны обеспечить механизм реализации заложенных в законе положений. В рамках подготовки этих документов мы будем и в дальнейшем отстаивать свои позиции, поскольку отрасли по этому закону жить и работать».

Следует отметить, что деятельность ОАО «РЖД» в области защиты объектов компании в целом отвечает требованиям нового закона и ведется уже давно.

В 2001 году выполнено одно из базовых требований, заложенное в новом законе, – проведено обследование и категорирование объектов федерального железнодорожного транспорта, с тем чтобы определить уровень их антитеррористической защищенности.

Результатом проведенной работы стала разработка и принятие в ОАО «РЖД» инвестиционной программы «Антитеррор», в рамках которой с 2002 года проводится оснащение объектов компании техническими средствами физической защиты. Если в 2002 году на эти цели железными дорогами было израсходовано 70 млн руб., то в 2006 году – уже около 670 млн руб.

В перспективе до 2010 года оборудованию техническими средствами физической защиты подлежат железнодорожные вокзалы, охраняемые мосты, склады хранения ГСМ и мобилизационного запаса, единые диспетчерские пункты управления, вычислительные центры, узлы и пункты связи, парки отстоя пассажирских вагонов и электропоездов, локомотивных депо, парки станций и другие объекты инфраструктуры ОАО «РЖД».

Как рассказал «Гудку» начальник отдела координации работы по защите объектов департамента безопасности ОАО «РЖД» Валерий Резников, на железных дорогах техническими средствами физической защиты оборудовано 2520 категорированных объектов, что составляет 11,3% от общего их количества.

Системами телевизионного наблюдения с возможностью передачи информации в дежурные части ЛОВД оснащено 220 вокзалов.

Внедрение на вокзальных комплексах систем теленаблюдения позволяет осуществлять контроль обстановки на них в режиме реального времени и в ряде случаев своевременно предотвращать преступления. В 2005 году с помощью систем видеонаблюдения на железных дорогах раскрыто свыше 700 правонарушений различного характера и задержано за административные правонарушения более 69,6 тыс. человек.

Немаловажным фактором, обеспечивающим оперативность и своевременность передачи информации, является наличие на объектах железнодорожного транспорта таксофонов типа «пассажир – милиция», ими оснащено 379 вокзалов, а прямой связью «дежурный по вокзалу – дежурный по милиции» – 294 вокзала.

Большое внимание уделяется в компании организации и проведению профилактической работы. В этой связи на железнодорожных вокзалах, в электропоездах (пассажирских поездах) регулярно транслируется специальная информация о проявлении бдительности, о действиях в случае обнаружения бесхозных подозрительных предметов. Увеличилось более чем втрое количество информационных сообщений пассажирам в поездах и на вокзалах.

Проводится регулярная работа по оснащению объектов железнодорожного транспорта соответствующей наглядной информацией.

Организована систематическая работа с локомотивными, поездными бригадами и работниками подведомственных хозяйств по повышению бдительности и предотвращению чрезвычайных ситуаций в пути следования. Проводится разъяснительная работа относительно их действий при обнаружении посторонних лиц и предметов на железнодорожных путях и в подвижном составе.

Также в отрасли создана и совершенствуется система обучения и подготовки персонала по вопросам организации и осуществления противодействия возможным проявлениям террористического характера. Обучение и подготовка осуществляются на курсах повышения квалификации, функционирующих на базе высших учебных заведений отрасли, разрабатывается единый ведомственный подход к организации обучения, формируется учебно-методическая база.

Особое внимание уделяется вопросам взаимодействия ОАО «РЖД» с правоохранительными органами, федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» и другими охранными организациями в ходе мероприятий по охране объектов, защите пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, и работников компании от действий террористического характера и иных преступлений.

В 2006 году железные дороги приняли участие в более чем двух тысячах учений и объектовых тренировок, проводимых правоохранительными органами. В ходе этих мероприятий отрабатывались вопросы пресечения и предупреждения актов террористического характера, захвата заложников, в том числе и с отработкой вопросов оповещения, связи и взаимодействия с органами МВД, ФСБ и МЧС России. Практикуются учебные закладки муляжей взрывчатых веществ на объектах транспорта, в подвижном составе в целях проверки готовности работников компании к действиям в чрезвычайных ситуациях.

По словам Сергея Воеводкина, при этом необходимо более четко координировать работу не только с силовыми ведомствами, но и со средствами массовой информации. Особого освещения в СМИ требуют вопросы предотвращения фактов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта. Население должно осознать недопустимость подобных действий, так как они могут привести к большим человеческим жертвам.

Актуальным остается вопрос совершенствования правоохранительной практики по преступлениям, связанным с ложными сообщениями об угрозе совершения террористического акта, в том числе на объектах железнодорожного транспорта.

Так, в 2006 году было зафиксировано 205 сообщений о готовящихся терактах на объектах железнодорожного транспорта. Как правило, при проверке подобных сообщений они не подтверждаются. В то же время такие провокационные действия оказывают отрицательное психологическое воздействие на пассажиров и работников железнодорожного транспорта, а предприятия железных дорог несут убытки.

Бороться с телефонными террористами достаточно сложно. Наиболее часто от подобных выходок на железной дороге страдают вокзальные комплексы. Один хулиганский звонок может серьезно повлиять на бесперебойность функционирования железнодорожного транспорта.

Реализация нового закона будет сопровождаться целой системой определенных мероприятий, которые потребуют реального финансирования. В этой связи с учетом масштабности и специфической сложности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования финансовое обеспечение надлежащего уровня транспортной безопасности без участия федерального бюджета практически невозможно. Поскольку осуществление комплекса мероприятий по обеспечению транспортной безопасности требует значительных финансовых вложений, только силами и средствами компании эту задачу решить в полном объеме и в короткие сроки не представляется возможным.

Справка «Гудка»
    900 особо важных объектов, 1500 объектов повышенной опасности и более 11500 объектов жизнеобеспечения ОАО «РЖД» подпадают под категорирование в соответствии с требованиями закона «О транспортной безопасности».




Валерий Красновский, председатель правления фонда «Транспортная безопасность»

– Принятый в начале этого года федеральный закон «О транспортной безопасности» не оправдал наших надежд. Более того, вызвал удивление.

Во-первых, до сих пор в стране нет утвержденной концепции транспортной безопасности, в которой было бы дано нормативно закрепленное определение основных понятий в этой области. Во-вторых, в решение проблем транспортной безопасности вовлечено очень много других субъектов. Без однозначного понимания сути каждого вопроса, его трактовки, строжайшей координации и субординации действий этих субъектов добиться положительного результата не только сложно, но и просто невозможно. В-третьих, закон «О транспортной безопасности» должен строиться на основе реально существующих угроз, а не сиюминутного положения дел в стране и финансовых возможностей.

Известно, что в транспортном комплексе существуют три основных вида угроз: техногенные, природогенные и социогенные. Статистика последних лет убедительно свидетельствует о том, что из общего числа происшествий на транспорте 95% относится к категории техногенных и природогенных, и только чуть более 4% являются социогенными. Закон, который принят в Государственной думе, учитывает лишь один вид угроз – социогенный, если говорить точнее – незаконное вмешательство в деятельность транспортного комплекса.

Такой подход к интерпретации понятия «транспортная безопасность», на наш взгляд, не совсем правильный, о чем многократно на протяжении последних лет предупреждали и ученые, и общественность в лице фонда «Транспортная безопасность» и Торгово-промышленной палаты. Общественная палата в прошлом году трижды обсуждала этот вопрос на своих заседаниях и приняла развернутое заключение о неправильности такого сужения понятия «транспортная безопасность» и направила его в Госдуму.

Фактически Дума проголосовала за закон «О борьбе с терроризмом на транспорте», или «О борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса». По содержанию это уж никак не закон «О транспортной безопасности».

Сложившееся сегодня положение дел имеет одну причину. Ее можно сформулировать так: у институтов государственной власти и общественности страны до сих пор нет адекватного понимания роли и места транспортной безопасности в системе национальной безопасности. А если посмотреть еще глубже, то это – реальное недопонимание значимости транспортного сектора для экономики страны. Пока государство не изменит подхода к транспортной теме, мы ничего не добьемся. Если не изменить подхода к транспортному сектору с декларативного на экономический вообще и к транспортной безопасности в частности, то мы будем постоянно «ходить по кругу» и удивляться росту чрезвычайных происшествий и невыполнению правительственных программ.

Состояние транспортной безопасности – это всенародный вопрос, касающийся буквально каждого гражданина нашей страны. Существующий ныне подход, в первую очередь к вопросу о финансировании, не отвечает ни интересам государства, ни общества, ни отдельного гражданина России.

В ряде западных стран сотни частных компаний и фирм под эгидой соответствующих фондов систематически выделяют в рамках своих годовых бюджетов десятки миллионов долларов на исследования и разработки, касающиеся проблем транспортной безопасности.

У нас в стране только зарождается такой подход, а для его интенсификации необходимо придать программе модернизации транспортной системы России значимость одного из стратегических путей развития страны наравне с национальными проектами.

Психология войны

Психолог отделения по кадровой и воспитательной работе ЛОВД на станции Москва-Белорусская Вадим Рыков стал легендой Московского УВД на транспорте. Его жизнь трагически оборвалась во время командировки в Чечню.

Вадим Рыков был откомандирован в Гудермес в 2000 году в составе сводного отряда Московского управления. По воспоминаниям знавших его, светлый и добрый человек, на войне он занимался тем же, чем и дома, – помогал бойцам снять стресс, пережить ужасы войны. Коллеги рассказывают о нем удивительные вещи – он умел снимать руками самую жестокую головную боль. Был и такой случай – однажды группа бойцов ОМОНа заболела каким-то инфекционным заболеванием и лежала в палатке на карантине. Рыков зашел к ним и не выходил до тех пор, пока все не выздоровели, причем сам не заболел. За работу психолога наградили нагрудными знаками «За службу на Кавказе», «Участник боевых действий» и медалью «За отличие в охране общественного порядка».

В то, что его больше нет, в Москве не могут поверить все эти пять лет. В 2002 году военный вертолет готовился к перевозке руководителей временной группировки МВД в Шелковской район. Экипаж пересчитал людей на борту, и выяснилось, что их тринадцать. Летчики – народ суеверный, они никогда не поднимаются в воздух с «чертовой дюжиной». Высадить кого-то не представлялось возможным. Поэтому позвали четырнадцатого – им был Вадим, который в тот момент просто оказался рядом. Через 20 минут после вылета в районе населенного пункта Коби вертолет был обстрелян с земли боевиками и потерпел катастрофу. Все находившиеся в нем люди погибли.

Указом президента РФ Вадим Рыков был посмертно награжден орденом Мужества.

«Короткая» память – не порок

В Московском УВД на железнодорожном транспорте при работе с кадрами перешли на новые психологические методики и коррекционное оборудование.

Желающему поступить на службу в милицию предлагают пройти несколько тестов. Например, такой: нужно в течение 10 секунд, глядя на фигуры, запомнить их и потом найти на другой картинке среди множества других.

– Это тест на кратковременную память, – поясняет старший психолог-инспектор МУВДТ Елена Григорьева. – Милиционерам она в работе необходима, когда, скажем, надо запомнить лицо разыскиваемого преступника.

Также кандидаты проходят тесты на логическое мышление и интеллект. По словам психологов, популярные тесты на коэффициент интеллекта можно назвать экспресс-методиками.

На самом деле, чтобы по-настоящему оценить умственные способности человека, нужно не менее полутора часов, так как только в утомленном состоянии проявляется способность принимать решения в стрессовых ситуациях.

При приеме на службу психологи выявляют также акцентуации характера – черты личности, которые преобладают у кандидата. Могут предложить и цветовой тест Люшера, который подробно опишет эмоциональное состояние человека в конкретный момент. Причем подгадать результаты невозможно – тестируемый только выбирает понравившийся цвет из двух в различных комбинациях.

Обязательно тестирование при выдаче табельного оружия – исследуются привычки человека, его поведенческие реакции и ряд других факторов.

При перемещении на руководящую должность сотруднику МУВДТ предложат пройти тест, который исследует его стиль управления: демократичный он руководитель или авторитарный, из чего можно будет сделать выводы, насколько человеку подходит конкретная должность.

Пусть выводы психологов по существующему порядку носят лишь рекомендательный характер, руководители при принятии решения, по словам Елены Григорьевой, непременно их изучают.

– Самая большая проблема для сотрудников милиции – это стресс, – утверждает психолог-инспектор Денис Саталин. – Это и непростой график работы, и ее специфика. Ведь зачастую граждане ведут себя со стражами порядка весьма агрессивно. А постоянные ночные дежурства могут ударить по благополучию семейной жизни.

Кабинет психологической помощи помогает в таких случаях восстановить утерянное душевное равновесие. Для этих целей МВД приобрело для управления аппарат аудиовизуальной стимуляции «Вояджер» (Voyager). Он представляет собой наушники и очки, надев которые человек погружается в мир грез. А программу для их создания можно выбрать любую – от расслабляющей до стимулирующей. Эффект получается за счет чередования шумов и световых эффектов.

Психологи МУВДТ продемонстрировали работу аппарата корреспонденту «Гудка» – «релаксирующая» программа создавала ощущение полета над берегом моря.

– Но, как правило, люди заходят к нам в кабинет просто выговориться, – рассказывает Денис Саталин. – Проблемы бывают самые разные – от рабочих до личных. Вопреки распространенному заблуждению задача профессионального психолога – не раздавать советы, а найти вместе с человеком несколько вариантов выхода из той или иной ситуации и помочь ему сделать выбор. И, естественно, дать гарантию конфиденциальности. Ведь, как клятва Гиппократа у врачей, у психологов есть свой профессиональный моральный кодекс.

Однако пока еще не все сотрудники, по словам Дениса Саталина, могут побороть предубеждение и прийти в кабинет. Одно из самых распространенных – здоровому человеку у психолога делать нечего. Однако психологи работают как раз только со здоровыми людьми. Ведь их задача – снять у пациента негативные переживания.

Справка «Гудка»
    Психологическая служба была создана в управлении в 1996 году. Сегодня она включает в себя 20 человек – каждый из них несет службу в линейных УВД на вокзалах Москвы, Орла, Курска и других областных городов, а также в центральном аппарате. Задач у них в целом две – определение готовности человека к поступлению на определенную должность и проведение психокоррекционной и консультационной работы с сотрудниками милиции.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31