02 декабря 2021 15:40

Европе нужны технологии РЖД

ОАО «РЖД» примет активное участие в реализации инфраструктурных проектов в Европе. Эксперты уже прогнозируют рост экспорта технологий российской компании.

Вчера на оперативном совещании в ОАО «РЖД» первый вице-президент компании Вадим Морозов рассказал о результатах прошедшего в Сочи Международного транспортного форума. По его словам, новыми проектами РЖД заинтересовались многие зарубежные участники. Это позволяет говорить о переходе компании на качественно новый уровень взаимодействия с европейскими железнодорожными компаниями.

Вадим Морозов сообщил, что делегация ОАО «РЖД» провела серию переговоров с представителями зарубежных транспортных компаний и ведомств. Их результатом стали договоренности об участии РЖД в ряде дорогостоящих проектов.

Перспективными Вадим Морозов назвал переговоры с делегацией Сербии во главе с министром капитальных инвестиций этой страны Владимиром Иличем. По словам первого вице-президента ОАО «РЖД», сербская сторона проявила серьезную заинтересованность в участии российской компании в тендере на осуществление электрификации 140-километрового участка железных дорог в балканском государстве. Администрация сербских стальных магистралей получила от Евросоюза крупный кредит на обновление железнодорожного подвижного состава, инфраструктуры и готова сотрудничать с РЖД.

На форуме в Сочи делегация Сербии неоднократно высказывалась за выполнение работ по электрификации именно силами российской компании. Технологии РЖД были оценены как наиболее подходящие для условий железных дорог в Сербии.

По словам Вадима Морозова, в течение ближайшей недели представители транспортных ведомств Сербии подготовят необходимые материалы для консультаций с ОАО «РЖД» по вопросам участия в тендере. Между тем есть возможность выйти в Сербии на более крупные проекты электрификации. Поэтому первый вице-президент поручил департаментам компании подготовить обоснования для участия ОАО «РЖД» в сербских проектах.

Топ-менеджер компании также заявил: результаты встреч с партнерами в Сочи позволяют говорить об одобрении планов РЖД по продлению широкой колеи 1520 мм вглубь Европы. Более того, сейчас среди подобных проектов возникает конкуренция. Хотя до этого транспортники Европы хранили молчание. Например, представители министерства транспорта Польши в Сочи всячески поддерживали идею продления колеи 1520 мм в Европу по плану РЖД через Словакию. Однако вспоминали при этом и польский город Славков, до которого со стороны Украины проходит 400 км широкой колеи.

Анализируя новые проекты РЖД, эксперт инвестиционно-консалтинговой компании A.T. Kearney Moscow Евгений Богданов высказал мнение, что европейские транспортники могут только приветствовать стремления РЖД по продлению широкой колеи вглубь Старого Света. Терминалы на границах СНГ уже не справляются с теми объемами грузов, которые предназначены для России или идут транзитом из Азии через нашу страну. Автомобильный транспорт, которым традиционно везут эти объемы через границы СНГ в Европу, сейчас скорее сдерживает грузопоток, чем проводит его. Поэтому стратегия РЖД по строительству широкой колеи в бывших странах СЭВа с заходом в Австрию и созданию мощной логистической сети весьма своевременна. Без непрерывного железнодорожного транзита процесс грузоперевозок на евро-азиатском направлении, по мнению эксперта, задохнется.

Аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Наталья Сорокина отметила, что Сербия всегда стремилась к дружбе и сотрудничеству с Россией, поэтому проект, предложенный этим государством ОАО «РЖД», является важным. Прежде всего с геополитической точки зрения. Однако, по словам аналитика, он станет также продолжением активной экспансии технологий РЖД на внешние рынки. «Сейчас, когда компания выходит на рынки азиатских, ближневосточных, а теперь уже и европейских стран, она обеспечивает себе на долгие годы доходы от обслуживания инфраструктуры за рубежом. Кроме того, РЖД неформально получают льготный доступ в существующие и перспективные транспортные коридоры, где будут использоваться российские железнодорожные технологии. Значит, исчезнут проблемы их адаптации к зарубежным. Это весьма перспективно, потому что позволит РЖД экономить миллионы долларов ежегодно», – констатировала эксперт.

Александр ШУГАЕВ


Внимание – Балтике и Северу

На этой неделе первый вице-премьер России Сергей Иванов посетит порт Усть-Луга (Ленинградская область). В связи с этим президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству проследить за развитием портов на Балтике и на севере страны.

«Посмотрите внимательно, чтобы развитие Приморска и Усть-Луги шло сбалансированно, чтобы нагрузка на порты была примерно равномерна», – отметил президент.

В свою очередь Сергей Иванов рассказал о предстоящем визите в Усть-Лугу: «Планирую присутствовать при открытии нового универсального перегрузочного комплекса». Он напомнил, что сейчас «Усть-Луга работает как угольный порт и переправа на Калининград и Германию».

Александр Хлопонин стал губернатором

Вчера Законодательное собрание объединенного с Таймыром и Эвенкией Красноярского края официально утвердило действующего губернатора Александра Хлопонина в должности.

С 1 января этого года на карте России появился новый субъект Федерации, объединивший Красноярский край, Таймыр и Эвенкию. Главы двух последних регионов – Олег Бударгин и Борис Золотарев – делегировали свои полномочия Александру Хлопонину и стали помощниками сибирского полпреда Анатолия Квашнина.

Затем 15 апреля прошли выборы в Законодательное собрание объединенного края, которое и согласовало вчера предложенную президентом кандидатуру главы нового региона.

ЦБ готов снизить ставку рефинансирования

«Ситуация с инфляцией позволяет снизить ставку рефинансирования в ближайшее время», – заявил вчера на пресс-конференции в Москве первый зампред Центробанка РФ Алексей Улюкаев.

Он отметил, что Центробанк планирует сокращать коридор процентных ставок: с одной стороны, планируется снижение ставки рефинансирования, а с другой – повышение ставок по депозитам банков на счетах ЦБ.

Как сообщалось ранее, ставку рефинансирования с 11% до 10,5% годовых Центробанк РФ снизил с 29 января 2007 года.

Жилищный кодекс собственникам не товарищ

Количество товариществ собственников жилья (ТСЖ) в России к концу 2007 года увеличится более чем вдвое по сравнению с прошлым годом.

Об этом сообщил вчера, выступая на I Всероссийском совещании по проблемам товариществ собственников жилья, министр регионального развития РФ Владимир Яковлев.

Он напомнил, что в стране приватизировано 77% квартир. «В начале этого года членов ТСЖ насчитывалось всего 7%, – заметил министр. – Сейчас этот показатель составляет уже 20%».

Яковлев убежден, что для полного формирования ТСЖ необходимо внести дополнительные поправки в Жилищный кодекс РФ, чтобы местные органы власти не брали налоги на добавленную стоимость и на землю, а также чтобы затраты на создание ТСЖ были в несколько раз меньше.

Под страхом жизни

Рынок реального страхования жизни вырастет в 2007 году до 17 млрд руб. против 12 млрд руб. в 2006 году. Об этом говорится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА».

Как заявил вчера на проходящей в Москве конференции, посвященной развитию страхования жизни в России, руководитель направления рейтингов страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин, в 2006 году рынок страхования жизни прошел переломный этап: впервые объемы реального страхования превысили величины «серых» схем, а на лидирующие позиции вышли компании, работающие на реальном рынке.

На сегодняшний день в усредненном портфеле страховщиков жизни, работающих в рознице, почти 79% приходится на смешанное страхование жизни, 7% – на страхование дожития, 5,3% – на страхование от несчастного случая, 3,3% – на страхование на случай смерти, 3,1% – на пенсионное страхование, 2,2% – на иные виды страхования.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Каждому бревну – загранпаспорт

Таможня хочет сделать обязательной маркировку штрихкодом каждого экспортируемого бревна. Специалисты уже опаса-ются осложнений при экспорте леса по железным дорогам.

С идеей поштучно учитывать весь выезжающий из России лес выступил глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов. Но чтобы сделать новый вид контроля обязательным, необходимо внести поправки в Таможенный кодекс. Андрей Бельянинов намерен как можно быстрее подготовить их, чтобы внести в правительство и потом в Госдуму.

Таможня уже маркирует такими бирками бревна в Иркутской области, но там нововведение лишь рекомендовано, а не обязательно для экспортеров.

По словам сотрудника пресс-службы ФТС Александра Карелина, эксперимент на Иркутской таможне проводится с конца 2005 года. Там с 1 декабря 2005 года по 1 апреля 2007-го с помощью спецмаркировки было учтено 146,7 тыс. куб. м леса.

«Сейчас на погранпереходах по накладным проверяют вес и наименование груза, – рассказывает менеджер западного коммерческого отдела ООО «ТрансЛес» (аффилировано с ОАО «РЖД») Александр Елисеев. – С новой маркировкой таможенникам придется проверять бревна поштучно. Однако доступ к торцам бревен в полувагонах и на платформах затруднен, и они смогут просканировать далеко не весь груз. В этом случае будут возникать расхождения с накладными, и задержки на границе сильно возрастут».

Вместе с тем Александр Карелин из ФТС ожидает, что таможенники будут проверять только несколько бревен сверху вагона и сканировать всю партию, только если груз вызовет подозрения.

Сами метки в России не производятся, их закупают в Австрии. Цена одной бирки – 5 руб. По словам Александра Карелина, никакого дефицита меток во время эксперимента в Иркутске не возникало.

Процедура навешивания бирок на бревна напоминает наклеивание акцизных марок на алкогольную продукцию. Предварительно лесозаготовители должны приобрести бирки у ФТС. Потом эти метки наклеиваются на торец каждого бревна, информация о котором попадает в таможенную базу данных. После этого лес вяжут в вязанки и грузят в полувагоны или на специализированные платформы. В момент погрузки происходит и таможенное декларирование лесоматериалов. Дальше до границы они следуют в так называемом режиме экспорта.

Затем на погранпереходе таможенник должен с помощью ручного сканера снять данные с меток и проверить их соответствие накладным и таможенной декларации. Именно на этом этапе экспортеры ожидают возникновения проблем.

Аналитик ИК «Брокер­КредитСервис» Севастьян Козицын считает, что намерения ФТС укладываются в политику правительства на ограничение вывоза из страны необработанной древесины. «Введение экспортных пошлин вызывает возражения Финляндии, у которой большая часть экономики построена на переработке российской древесины, – говорит он. – В этой ситуации логично затруднить экспорт леса административными методами».

Павел АРАБОВ

Магнитка выставила порт на аукцион

Магнитогорский металлургический комбинат рассматривает возможность продажи пакета акций Владивостокского морского торгового порта. Среди потенциальных покупателей названы ОАО «РЖД», группа компаний «Промышленные инвесторы» и Evraz Group.

О планах Магнитки стало известно после собрания акционеров ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (ДВМП), которое прошло во Владивостоке.

Выступая на пресс-конференции, президент группы компаний «Промышленные инвесторы» (владеет контрольным пакетом акций ДВМП) Сергей Генералов сообщил, что ему поступало неофициальное предложение о покупке пакета акций ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП). Возможность продажи ценных бумаг рассматривает Магнитогорский металлургический комбинат, который вместе с менеджментом ВМТП в 2005 году создал управляющую компанию «М-Порт». На балансе последней находятся 95% акций ВМТП. «Если Магнитка решит продавать, а сейчас она проводит что-то вроде неофициального тендера, то мы будем участвовать», – заявил глава «Проминвесторов».

По сведениям Сергея Генералова, аналогичные предложения получили РЖД, Evraz Group и «Северстальтранс».

Желание войти в уставный капитал ВМТП недавно озвучил и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Отметим, Evraz Group, владеющая Находкинским морским торговым портом, переваливала свою продукцию и через Владивостокский порт. «Северстальтранс» является инвестором строительства в ВМТП нового контейнерного терминала. Представители ОАО «РЖД» уже входят в наблюдательный совет ДВМП. Решением собрания акционеров впервые в наблюдательный орган избран старший вице-президент РЖД Борис Лапидус.

Наиболее реальным претендентом на акции ВМТП эксперты считают все-таки группу компаний «Промышленные инвесторы», поскольку приобретение порта замкнет логистическую цепочку группы FESCO как интермодального оператора. «Крупные контейнерные перевозчики, например APL, кроме контейнерного парка и флота имеют собственные терминалы.

С появлением своего причала FESCO сможет осуществлять доставку контейнеров «от двери к двери». Не зря же они заключили альянс с железной дорогой, учредив «Русскую тройку», – сказал «Гудку» заместитель гендиректора ООО «Владивостоквнештранс» Виктор Попов.

В Дальневосточном научно-исследовательском институте морского флота (ДНИИМФ) не исключили, что намерение Магнитки продать акции ВМТП связано с падением объемов экспорта металлопродукции через порт.

«Если акции купят «Промышленные инвесторы», то координация между ДВМП и Владивостокским морским торговым портом резко возрастет, – отметил в беседе с «Гудком» гендиректор ДНИИМФа Ярослав Семенихин. – У них разный взгляд на строительство в порту контейнерного терминала, но в случае вхождения ДВМП в уставный капитал ВМТП разногласия, думаю, устранятся».

Павел УСОВ,
соб. корр. «Гудка»
Хабаровск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31