09 декабря 2021 04:07

Финансовые рынки в ожидании транспорта

Процесс первичного публичного размещения акций на фондовой бирже в настоящее время максимально регламентирован. По оценкам финансовых аналитиков, успех IPO транспортных компаний зависит лишь от характеристик эмитента и от профессионализма менеджеров. Однако спорным остается вопрос: выбрать внутренний рынок капитала или внешний? К тому же, как подтверждает практика, путь к статусу рыночной компании не всегда является прямым и гладким.


Бороться за успех нужно грамотно

По мнению ведущего аналитика ГК «Регион» Константина Гуляева, на этапе IPO для транспортных компаний специфических трудностей нет. Придется решать лишь текущие вопросы, к которым аналитик относит консолидацию активов, установление (если требуется) прозрачности структуры собственности, проведение аудированной отчетности по МСФО. Необходима также прозрачность отношений с материнской компанией. Например, если речь идет о дочерних транспортных компаниях металлургических комбинатов и нефтегазовых вертикально интегрированных нефтяных компаниях. Важен и учет конъюнктуры рынка.

Старший вице-президент «Центр Инвест Груп» Роман Андреев отметил: «Трудностей никаких – вся процедура регламентирована и в последнее время максимально упрощена». Залогом успешного проведения IPO представитель «Центр Инвест Груп» считает проведение road-шоу. Если о компании хорошо рассказать, вызвать интерес у инвесторов, то спрос на IPO обеспечен. Кроме того, важно грамотно подобрать цену продаж. Это значит, что стоимость ценных бумаг должна быть не слишком низкая, чтобы не лишать продавца средств. Однако и не слишком высокая, чтобы не отпугивать потенциальных покупателей. Лид-менеджер, который найдет такую цену и сможет убедить общественность купить эту бумагу, и есть залог успешного IPO.

Кроме того, «успех зависит от конъюнктуры рынка на момент прохождения road-шоу. Если оно пройдет неграмотно, соответственно, и размещение будет по низкой ценовой границе, – рассказал «Гудку» Роман Андреев. – Если правильно подобранные лид-менеджеры грамотно проведут всю предпродажную подготовку, то шанс разместиться по верхней границе намеченного ценового диапазона очень высокий». По мнению эксперта, успех IPO зависит и от того, на каком этапе находится сама транспортная компания: развивается, пытаясь завоевывать какие-либо новые ниши, или просто стабильно работает. «Категории инвесторов бывают разные, – отметил Роман Андреев. – Но те, которые участвуют в IPO, в основном предпочитают развивающиеся компании, потому что продают компании свои ценные бумаги за довольно большие деньги. А покупать стабильную компанию за такие деньги не всем интересно. Исключая лишь тот случай, когда компания выплачивает высокие стабильные дивиденды».


Остаться дома или уехать за границу?

Аналитик ГК «Регион» Константин Гуляев считает, что IPO нужно проводить «там, где есть наибольший спрос. Предполагаю, что пока – на внешнем рынке капитала». По мнению старшего вице-президента «Центр Инвест Груп» Романа Андреева, в России тоже есть спрос на ценные бумаги. Поэтому их «лучше разместить и на внутренних рынках капитала, и на внешних. Если компания большая, не всегда можно получить искомый спрос. Поэтому большие компании чаще подстраховываются, размещаясь и в России, и на западных биржах. Это позволяет увеличить круг клиентуры, которая участвует в IPO, соответственно обеспечивает переподписку на ценные бумаги, повышая их стоимость. Кроме того, это вопрос имиджа, престижа. Компании, которые торгуются на Западе, более «на слуху». Естественно, они имеют более выгодные банковские проценты кредитования».

Однако существует мнение, что на внешних рынках размещать бумаги невыгодно в силу того, что низкая узнаваемость бренда может отрицательно сказаться на их популярности. Роман Андреев считает, что этот фактор никак не может повлиять на ход IPO. «Те инвесторы, которые вкладывают средства в экономику России, знают ее компании. Этого вполне достаточно, чтобы российский бренд не затерялся на внешних рынках капитала». Разместить свои ценные бумаги на международных биржах стоит и в том случае, по мнению аналитика, когда компания малоизвестна за пределами страны: «Если компанию на Западе знают плохо, то ей надо обязательно разместиться на международной бирже, и ее будут узнавать гораздо лучше. В минус это компании никак не пойдет. А для западных инвесторов она тоже может быть привлекательна, даже если о ней до размещения на бирже почти ничего не было известно».


Есть ли жизнь после IPO

После IPO важно поддерживать определенную стоимость компании. И для этого тоже существуют разные способы. По мнению аналитика ГК «Регион» Константина Гуляева, «обычно после IPO есть определенный период, в течение которого действует поддержка со стороны участников размещения». Роман Андреев утверждает, что при грамотно проведенном IPO рынок этой ценной бумаги будет сам себя поддерживать.

«Если не жадничать и провести IPO по нижней границе запланированного ценового диапазона, – заявил он «Гудку», – то у компании акции будут в основном больше расти в цене, чем падать. Правда, это лишает какого-то количества денег организатора IPO, но зато он получает график роста котировок компании. То, что бумаги не опускались в своей цене, положительно скажется на имидже компании. Но в России такими понятиями, как доброе имя, бренд, пока, к сожалению, не особо дорожат. Однако, чем больше мы будем интегрироваться в мировое сообщество, тем эти понятия будут становиться все более значимыми».

Таким образом, по заключению Романа Андреева, целесообразнее иметь цель котировок растущую, чем падающую. Для этого после IPO можно заключить договор с маркет-мейкером, который будет поддерживать котировки как на покупку, так и на продажу.


Дорога длиною в десятилетие

«Когда в 1994 году корпорация «Иркут» начала реализацию новой стратегии, – рассказал «Гудку» ее вице-президент по корпоративным финансам Дмитрий Елисеев, – у нее не было цели выйти на IPO. Повышение эффективности деятельности, ликвидация зависимости от государственных заказов и реструктуризация являлись вопросами выживания и обеспечения финансовой независимости. В результате корпорации удалось расширить конструкторскую базу, создать маркетинговые и сервисные подразделения, вывести на рынок новый самолет Бе-200. Параллельно шло и финансовое оздоровление компании. Для диверсификации продуктового ряда требовались немалые средства, было необходимо убедить кредиторов в платежеспособности компании. Поэтому, реструктурируя долги, в «Иркуте» провели ряд облигационных и вексельных программ, аудит по международным стандартам, повысили качество корпоративного управления. В результате пришли к пониманию того, что корпорация готова к проведению IPO. Так что выход на рынок капитала стал логичным шагом по дальнейшему привлечению инвестиций, которые необходимы для того, чтобы стать конкурентоспособной компанией на мировом рынке самолетостроения».

Этот путь занял в общей сложности более десяти лет. IPO ОАО «Иркут» состоялось в марте 2004 года на ММВБ и РТС. Цена размещения составила $0,62 за акцию. Спрос ненамного превысил предложение, однако размещение можно назвать успешным, так как инвестиционные фонды покупали акции, несмотря на недоступность в будущем части информации о деятельности компании по причине ее секретности. По мнению аналитиков, довольно высокая цена акций обусловлена хорошим портфелем заказов «Иркута» как на мировом, так и на внутреннем рынке. А также самим фактом выхода на финансовый рынок первого российского предприятия из сектора ВПК, которое проводило публичное размещение своих акций. «Несмотря на размещение в России, доля иностранных инвесторов составила более 50%», – отметил Дмитрий Елисеев.


Биржевое будущее транспортных компаний

Эксперты уверены, что у транспортной отрасли большие перспективы на рынках капитала. По мнению Константина Гуляева, «отрасль находится на подъеме. Особенно железнодорожный и воздушный транспорт. Поэтому интерес к таким компаниям на рынке высокий. Транспортникам России с помощью размещения своих ценных бумаг на фондовой бирже уже по силам привлечь необходимый объем инвестиций».

По словам Романа Андреева, сфера транспорта в настоящее время активно развивается, и это обусловливает интерес к ней инвесторов. «Правда, она еще находится, можно сказать, на ранней стадии развития. Ей еще расти до европейского уровня и в техническом плане, и в сервисе, и по уровню доходов. Но интерес инвесторов со временем будет только увеличиваться», – считает представитель «Центр Инвест Груп».

Все в руках менеджеров

Заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян:

– В настоящее время еще не определена цена многих транспортных компаний. Это самая главная причина малой доли их присутствия на рынках капитала. К примеру, нефтяные компании и металлургические можно назвать первопроходцами на фондовых рынках. Уже понятен их статус на рынке. Та транспортная компания, которая первой пойдет на фондовый рынок, должна убедить его, что это растущий, развивающийся сектор. А это очень непростая задача.

Иногда нужно убедить инвесторов в том, чего на самом деле не было. К примеру, существует предложение купить определенный продукт. Если потребитель покупал предлагаемый продукт, то он может составить мнение в отношении его характеристик и цены. А если ничего неизвестно о предлагаемом товаре, то он, возможно, и не станет его приобретать.

Однако доля транспортных компаний, размещающих свои ценные бумаги на бирже, обязательно будет увеличиваться. Во-первых, ОАО «РЖД» уже объявило, что будет размещать ценные бумаги своих «дочек». Предполагаю, что стоит только одной компании пройти успешное IPO, как вслед за ней выстроится очередь. Просто первым быть всегда тяжело.

Транспортные компании не шли на рынки капитала в силу нескольких причин. Во-первых, для этого нужно иметь большие обороты. На мой взгляд, выйти на публичное размещение акций, не имея оборот в $100 млн, – несолидно. Интерес инвесторов будет весьма ограничен. А крупных компаний в транспортной сфере пока мало. Они только начинают формироваться. Прежде всего среди авиакомпаний и на железнодорожном транспорте. Только после того, как произошла консолидация транспортного рынка, можно выходить на рынок публичного размещения акций. Во-вторых, не было четкой цели выхода на рынок капитала. Чаще всего это происходит для привлечения денег на развитие. Пока не было серьезного уровня развития в транспортной отрасли, в этом и необходимости не было. А сейчас уже развитие сдерживается небольшим притоком инвестиций. Потому как на фондовый рынок выходят, чтобы привлечь инвестиции по очень низкой ставке. Итоговая эффективная ставка порой составляет всего лишь несколько процентов. А привлечение кредитных ресурсов значительно дороже. Кроме того, требуются залоги, обязательства, гарантии. А при IPO гарантией являются динамика развития, доверие инвестора к менеджменту компании как к эффективному управленцу. Транспортная сфера в настоящее время переживает бурный рост. А он требует динамичных инвестиций. IPO очень рентабельный инструмент привлечения средств.

Объем привлекаемых средств зависит от размеров компании, уровня ее капитализации. Эти параметры сильно влияют на размер привлекаемого капитала. Тем не менее на этом пути существуют различные хитрости. К примеру, можно одну компанию вывести на рынок капитала, но при этом достаточно дешево оценить бумаги. То есть мало привлечь инвестиции, но получить колоссальный рост стоимости акций и тем самым показать супервыгодность вложения в такие активы. А следом вывести по предельно высокой цене остальные компании – и снять максимум инвестиций. Понятно, что дальнейшее развитие будет не таким бурным. Но инвестиции уже привлечены. Каким путем кто пойдет – аналитики не могут предсказать.

В настоящее время наблюдается бурный рост внутреннего рынка капитала. Предполагаю, что наступают те времена, когда размещаться в Москве станет еще проще и эффективнее, чем в Лондоне. Хотя в Лондоне всегда было проще разместить ценные бумаги, чем в Нью-Йорке. К внутренним IPO постепенно возрастает интерес. К примеру, «Роснефтью» были привлечены только западные деньги, и они привлекались в Лондоне. Следующий этап – IPO Сбербанка, оно уже проходило на территории России, однако привлекались западные капиталы. Очередной этап – размещение ВТБ. Здесь уже внутреннее размещение и в основном внутренний инвестор. И если посмотреть динамику, ВТБ разместился очень выгодно в сравнении с теми компаниями, которые я назвал выше, собрав в полтора раза больше даже «Роснефти». Поэтому считаю, что наиболее интересной площадкой будет Лондон – Москва, возможно, даже с преимуществом российской столицы. А инвестиции будут и зарубежные, и отечественные, но с преимущественной долей российских инвесторов. Поддерживать стоимость компании после IPO можно только эффективным и разумным управлением. И это тяжелая, кропотливая работа. Она полностью в руках менеджмента компании. При этом умение управлять компанией и ее управляемость – это один из важных критериев, на основании которого и происходит размещение. С другой стороны, стоимость размещения уже является производной от эффективности управления, можно сказать, это самое прямое ее следствие.