02 декабря 2021 15:43

Законы мешают зарабатывать

Константин Мастеров, заместитель начальника дирекции по управлению терминально-складским комплексом Приволжской железной дороги:

– Дирекция по управлению терминально-складским комплексом, созданная на ПривЖД год назад, организует погрузочно-разгузочные работы силами трех механизированных дистанций, которые обслуживают грузоотправителей и грузополучателей трех областей – Астраханской, Волгоградской и Саратовской.

В 2006 – 2007 годах рост доходов по сравнению с 2005 годом составил 59% и достиг 124 млн 240 тыс. руб. И это не предел – мы могли бы значительно повысить эффективность своей работы. Прежде всего за счет увеличения грузопотоков в местах общего пользования, например на грузовых дворах, где работают наши механизированные дистанции. Ведь только по Астраханской области, располагающей мощной сетью портов, видны дополнительные объемы переработки грузов до 60 – 80 тыс. тонн в месяц. Мы достаточно оснащены, чтобы быстро и качественно обслужить клиента и сдать порожняк в оборот.

Однако, несмотря на это, грузовладельцы уходят с путей общего пользования ОАО «РЖД» на подъездные пути сторонних организаций, например портов, также предоставляющих услуги по погрузке-выгрузке.

Степень оттока клиентов с грузовых дворов дирекции высока.

Например, в этом году действует свыше 3,5 тыс. договоров со сторонними организациями на подачу-уборку вагонов и эксплуатацию подъездных путей. А большинство из этих документов могло бы быть подписано с нами.

Основные причины сложившейся ситуации предопределены законодательной базой, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта. Она предусматривает недискриминационный доступ грузоотправителей и грузополучателей к выполнению на местах общего пользования погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми в вагонах (ст. 21 Устава железнодорожного транспорта РФ).

При этом дорога согласно действующим с 2001 года методическим рекомендациям по установлению договорных тарифов не может самостоятельно применить гибкую систему скидок, которой пользуются сторонние организации. То есть мы лишены возможности запустить рыночный тарифный механизм и сформировать полный комплекс услуг, например, экспедирование груза с первого до последнего шага по сети дорог в интересах клиента.

Кроме того, наше развитие тормозят «Правила перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной», запрещающие высокодоходные групповые перевозки как по местам общего пользования, так и по подъездным путям дирекции. А ведь отправка грузов группами – от 5 до 15 вагонов – до станции назначения без их сортировки требует минимума затрат и приносит большие деньги дороге.

Но по закону мы в отличие от сторонних организаций, владеющих подъездными путями, не имеем права предоставлять клиентам подобные скидки на групповые перевозки.

В результате теряем владельцев таких генеральных грузов, как, например, лес, строительные материалы и черные металлы. Клиенту приходится уходить к нашим конкурентам, не располагающим достаточным количеством техники, но имеющим право предоставлять скидки на групповые перевозки.

К примеру, порт Оля способен переработать не больше 18 вагонов в сутки, в то время как только одна Астраханская дистанция может переработать до 40 вагонов. Однако владельцы грузов отправляют их в порты Кутум, Трусово и Оля, где сотни вагонов простаивают по трое – пятеро суток.

Конечно, грузоотправители теряют время, но скидки компенсируют потери от простоя вагонов. А места общего пользования дирекции, не имеющей права на предоставление скидок, в 2006 – 2007 годах загружены всего на 16%.


Получение масла из «Росы»

В ОАО «РЖД» изменилась система использования отработанных горюче-смазочных материалов. Нефтепродукты для последующей регенерации и использования теперь централизованно поступают на специализированные предприятия.

По данным департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД», в год железные дороги собирают приблизительно 10% отработанных нефтепродуктов от общего объема ГСМ, использованного компанией.

«В 80-е годы прошлого века на станции Филоново Приволжской дороги был построен специализированный завод, рассчитанный на регенерацию отработанных масел, мощностью до 50 тыс. тонн в год. Однако он был закрыт из-за несоответствия технологии производства экологическим требованиям, – рассказал начальник отдела материально-технического обеспечения департамента локомотивного хозяйства ОАО «РЖД» Алексей Корнетов. – Впоследствии было решено создавать установки с иными экологическими технологиями мощностью до 500 тонн в год, что оптимально для локомотивных депо.

Такая установка введена в действие в локомотивном депо Великие Луки Октябрьской дороги. Однако полная регенерация смазочных масел с восстановлением их рабочих свойств возможна только на нефтеперерабатывающем заводе».

По словам Алексея Корнетова, для оптимизации эксплуатационных расходов на смазочные масла и снижения загрязнения окружающей среды в ОАО «РЖД» было принято решение о централизованном сборе с 2006 года отработанных нефтепродуктов для их повторного использования.

Железным дорогам поручено организовать их отправку для продажи специализированному предприятию по регенерации масла – Рязанскому экологическому комбинату ООО «Роса-1». Он производит глубокую очистку отработанных масел.

Это позволит решать проблему утилизации, а также использовать отработанные нефтепродукты как сырье для производства товарной продукции.

«На первом этапе реализации данного проекта введена новая форма статистической отчетности – для контроля за сбором и использованием отработанных нефтепродуктов, – сообщил «Гудку» Алексей Корнетов. – Появилась система сбора и хранения забракованных по результатам лабораторного анализа смазочных масел, смазок и других нефтепродуктов в соответствии с требованиями ГОСТа 21046-86.

Идет раздельный учет по группам: моторные, индустриальные масла и смеси нефтепродуктов».

Впоследствии (второй этап проекта) предусматривается организация предварительной очистки отработанных масел в регионах. Это позволит снизить на 20% объемы их перевозок на завод, а также разработать систему утилизации остатков от предварительной очистки.

На третьем этапе будет создана технология полной регенерации смазочных масел (с учетом ввода присадок), утвержден порядок сертификации продуктов регенерации и применения восстановленных масел, утилизации остатков от предварительной очистки.

«Вопрос экономической эффективности использования переработанных масел очень важен. Но не меньше важна и проблема экологической безопасности, – считает заместитель начальника управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля ОАО «РЖД» Валерий Першин. – Отработанные масла относятся к третьему классу экологической опасности («умеренно опасные»). Те меры защиты, которые существуют в компании в настоящее время, позволяют предотвратить угрозу для окружающей среды».

По словам Валерия Першина, за выбросами загрязняющих веществ от передвижных источников – тепловозов на сети ОАО «РЖД» следит 121 пункт экологического контроля.

Все локомотивы проходят обязательное плановое и внеплановое тестирование по экологическим показателям. Подвижной тяговый состав, технологические характеристики которого не соответствуют экологическим нормам, на работу не выйдет.

«Потенциальную опасность представляют склады хранения ГСМ. Далеко не все соответствуют современным экологическим требованиям, – отметил представитель управления охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля. – В ходе проверок инспекторы Ростехнадзора периодически находят несоответствия нормам безопасности на том или ином складе. Компания после таких сигналов тут же проводит его переоборудование. Но этого недостаточно. Необходима целенаправленная централизованная программа по финансированию реконструкции и модернизации всего комплекса складов ГСМ. Ее пока не существует».

Всеволод КОЛУПАЕВ



С дефектами на ты

В Санкт-Петербурге назвали лучших дефектоскопистов и руководителей подразделений неразрушающего контроля Центральной дирекции по ремонту
грузовых вагонов ОАО «РЖД».

Лидеры в этой области безопасности движения определились по результатам конкурса профессионального мастерства, прошедшего в вагоноремонтном депо Тосно Октябрьской дирекции по ремонту грузовых вагонов – структурного подразделения Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов (ЦДРВ).

Экзамен на профессионализм сдавали представители 14 дирекций по ремонту грузовых вагонов.

В борьбе за призовые места дефектоскопистам предстояло пройти два этапа конкурса.

Первый – теоретический – компьютерное тестирование, в ходе которого учитывалось не только качество, но и скорость ответов на вопросы. Максимальное время, которое давалось участникам для прохождения теста из 20 вопросов, – 10 минут. Второй – практический: конкурсанты выявляли дефекты в деталях подвижного состава и описывали их характеристики.

Лучшим по итогам конкурса стал дефектоскопист Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов со станции Карталы Алексей Калмыков.

Отдельный конкурс мастерства был проведен и среди руководителей подразделений неразрушающего контроля. Причем в этой номинации практический этап был заменен собеседованием с конкурсной комиссией. Завоевал звание «Лучший руководитель Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов» Игорь Машинистов – руководитель Читинского подразделения НК Забайкальской дирекции по ремонту грузовых вагонов.

В командном же соревновании первое место досталось Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов.

Татьяна ОВЧАРОВА,
соб. корр. «Гудка»
Санкт-Петербург

Подстанция обойдется без людей

На станции Ново-Ильинский Восточно-Сибирской железной дороги сдана в эксплуатацию уникальная тяговая подстанция.

Как рассказал «Гудку» начальник службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской дороги Владимир Драница, на подстанции ЗРУ-27 закрытого контейнерного типа все операции выполняются в автоматическом режиме.

Оснащенная цифровой защитой и системой выявления предотказного состояния оборудования, подстанция реагирует на малейшие отклонения от норм в системах внешнего энергоснабжения, выравнивая напряжение и позволяя без обычных для стандартных подстанций интервалов проводить поезда весом шесть тысяч тонн.

Подстанция изготовлена в Санкт-Петербурге на предприятии ООО
«НИИЭФА-Энерго».

В следующем году аналогичное распределительное устройство планируется установить на станции Облепиха Тайшетского отделения ВСЖД. Оно будет третьим по счету на всей сети российских железных дорог (первое введено в строй на Горьковской железной дороге).

Для усиления тягового энергоснабжения на Улан-Удэнском отделении ВСЖД в прошлом году также смонтировано три тяговых трансформатора мощностью 40 тыс. кВт каждый.

Один из них – на станции Селенга, два других – на станции Татаурово.

Специалисты службы электрификации и электроснабжения Восточно-Сибирской железной дороги ведут также капитальный ремонт питающих линий перегонов. Самый большой объем работ выполнен на юге Бурятии и на перегоне Кижа – Горхон, где опоры электропередачи установлены на болотистых почвах.

Александр ИВАНОВ


Дети едут на Юг

Северная дорога за лето планирует организованно вывезти к местам отдыха около 40 тыс. детей северян. 30 мая из Лабытнанги в Адлер отправился первый «детский» поезд.

Для обеспечения летних перевозок детей на СЖД формируются еще четыре специальных поезда: Лабытнанги – Анапа, Воркута – Анапа, Усинск – Адлер, Лабытнанги – Евпатория. За 18 поездок они должны доставить в лагеря и здравницы более 9 тыс. ребят. Дорога выделила маленьким пассажирам 28 новых вагонов, прибывших с Тверского вагоностроительного завода. Каждый «детский» поезд будут сопровождать медицинская бригада, охрана, специально подготовленные проводники. Трехразовое горячее питание ребят в пути будут обеспечивать 11 вагонов-ресторанов. А к самому длинному, 20-вагонному, «детскому» поезду Лабытнанги – Адлер прицепили сразу 4 ресторана, чтобы все ребята могли есть вовремя и без очереди.

Еще более 30 тыс. детей «покатят» в специальных «детских» вагонах в составе обычных графиковых поездов.

О том, чтобы в пути дети чувствовали себя комфортно и весело, позаботилось санаторно-курортное объединение Западно-Сибирского землячества, которое совместно с СЖД организует отправку и отдых ребят из Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми. Они поедут на юг в поездах, вагоны которых оборудованы биотуалетами, душевыми кабинами и видеосистемами. В поездке детям будет чем заняться. Кроме детских фильмов и мультфильмов их ждет развлекательная программа: экипированные всем необходимым вожатые будут устраивать прямо в вагонах конкурсы и игры, справлять дни рождения, если у кого-то они придутся на время пути.

«Для детей северян-железнодорожников необходимо создать не менее комфортные условия поездки к местам отдыха, чем для детей нефтяников и газовиков Севера», – считает заместитель председателя дорпрофсожа СЖД Ольга Чемшит. За всю историю СЖД впервые дети железнодорожников поедут в лагеря не отдельными группами, а единым спецсоставом, состоящим из лучших вагонов. Это позволит оптимизировать расходы, обеспечить более качественное обслуживание детей и исключить подсадку к ним взрослых пассажиров.

Всего нынешним летом в детских лагерях Черноморского побережья Кавказа и дорожных оздоровительных центрах «Сахареж» и «Изумруд» отдохнут 4,5 тыс. детей работников СЖД и подразделений ОАО «РЖД», действующих на территории магистрали.

Полная стоимость путевки в южные здравницы – 15 – 20 тыс. руб., около 10 тыс. руб. стоят путевки в «Изумруд» и «Сахареж». При этом за отдых своих детей родители-железнодорожники заплатят всего 10 – 20% от полной стоимости путевки – остальные расходы берет на себя ОАО «РЖД». По словам Ольги Чемшит, профсоюз будет оказывать адресную помощь в приобретении путевок неполным и многодетным семьям. Кроме того, с 18 июля дорожный профсоюз железнодорожников организует в детском оздоровительном центре «Шахтинский текстильщик» в Туапсе отдых детей из школы-интерната станции Котлас и из малообеспеченных семей железнодорожников. По 2 млн руб. на эту гуманитарную акцию выделили СЖД, ЦК Российского профсоюза железнодорожников и дорожный профсоюз железнодорожников. На остальные мероприятия летней детской оздоровительной кампании профсоюз Северной магистрали планирует потратить еще более 2 млн руб.

Николай ПОРЕЦКИЙ,
соб. корр. «Гудка»
Ярославль

Коротко

На Октябрьской железной дороге со старейшего в России Витебского вокзала по маршруту Санкт-Петербург – Царское Село – Павловск со 2 июня начинает курсировать ретропоезд на паровозной тяге.

На Приволжской железной дороге в моторвагонном депо Анисовка открылись цеха капитального и подъемочного ремонта с закрытой мойкой для электропоездов.

На Западно-Сибирской железной дороге подведены итоги операции «Медь-2007». Предотвращен 41 случай хищения и разоборудования изделий из цветных металлов, изъято более 400 кг похищенных изделий, предприятиям дороги возмещен ущерб на сумму 146,8 тыс. руб.

На Восточно-Сибирской магистрали на реконструкцию Дорожного центра обучения Тайшетского отделения планируется направить более 70 млн руб.

На Красноярской железной дороге в летний период более 150 студентов красноярских вузов и техникумов будут обслуживать пассажиров плацкартных и купейных вагонов, следующих в Анапу, Адлер, Москву и Северобайкальск.

На Северной железной дороге на период летних пассажирских перевозок в этом году планируется открыть 45 дополнительных пунктов продажи билетов на поезда дальнего следования.

На Карталинском отделении Южно-Уральской магистрали этим летом будет отремонтировано 135 км пути и уложено 56 стрелочных переводов.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и отделов по связям с общественностью железных дорог

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31