02 декабря 2021 16:29

«Роснефть» прикрылась тарифом

Компания «Роснефть» вновь отказалась поставлять дополнительные объемы нефти в Китай по железной дороге. По мнению экспертов, причина такой позиции в ошибочном маркетинге нефтяников.

Президент НК «Роснефть» Сергей Богданчиков заявил журналистам, что его компания пока не видит возможности заключить контракт с трейдером китайского концерна Sinopec (UNIPEC) на поставку нефти в Китай через Монголию и железнодорожный пограничный переход Наушки Восточно-Сибирской железной дороги.

Сергей Богданчиков отметил, что «Роснефти» пока нецелесообразно увеличивать поставки сырья через Наушки, несмотря на значительное (на 22%) снижение железнодорожных тарифов в этом направлении. «Этого недостаточно, чтобы экономические условия для увеличения поставок были выгодны для подписания контракта. Необходимо принять дополнительные меры для урегулирования ситуации», – сказал глава «Роснефти».

По оценке руководства «Роснефти», дополнительные поставки в Китай невыгодны по сравнению с экспортом в традиционных западных направлениях.

В 2007 году нефтяники неоднократно срывали подписание контракта с китайской стороной из-за высокого, по их мнению, железнодорожного тарифа при переходе через Наушки. Последний раз это произошло в конце марта, когда «Роснефть» и UNIPEC не стали подписывать подготовленное соглашение о поставках дополнительных 3 млн тонн нефти.

В 2006 году ОАО «РЖД» перевезло в направлении Китая около 10 млн тонн сырья. Из них 8,8 млн тонн принадлежали «Роснефти». В основном поток шел через Забайкальск на российско-китайской границе.

С учетом контракта «Роснефти» и UNIPEC объем перевозок ОАО «РЖД» нефти в Китай должен вырасти в 2007 году до 15 млн тонн, что предусмотрено российско-китайскими соглашениями на высшем уровне. ВСЖД в январе – апреле 2007 года перевезла в Китай 3,026 млн тонн нефти, что на 0,9% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Но перевозка нефти через пограничный переход Наушки прекращена.

Заместитель руководителя ФСТ Виталий Евдокименко заявил, что правление службы утвердило скидку в размере 22% на перевозку нефти по железной дороге в КНР. Понижающий коэффициент к действующим тарифам в размере 0,78 будет действовать на транспортировку нефти цистернами в КНР и на возврат вагонов по маршруту со станций Зуй и Суховская ВСЖД через Наушки.

«Гудок» уже сообщал, что «Роснефть» обращалась к ФСТ и ОАО «РЖД» с просьбой снизить расценки на перевозки. НК предлагает снизить общую стоимость транзита каждой тонны нефти на $18,26. При этом с просьбой о снижении тарифов «Роснефть» обратилась не только к РЖД, но и к монгольским и китайским железнодорожникам. Монголия согласилась сократить тарифы на $8 за тонну нефти. Китайцы предложили снижение на 77 центов. РЖД согласились уменьшить стоимость перевозок еще на $4,48. Общая сумма льготы составила $13,25 с тонны нефти. Это всего на $5 меньше того сокращения, о котором просила «Роснефть». Но нефтяников это не удовлетворило.

Начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов отказался комментировать позицию своей компании.

По словам заместителя начальника департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД» Ирины Чернигиной, «Роснефть» при поставках нефти в Китай хочет иметь хороший экономический результат не за счет эффективной маркетинговой политики, а за счет ОАО «РЖД». Снижение тарифов для нефтяников происходило не единожды. Однако это временная мера, она не может применяться бесконечно. Обосновывая величину скидки, «Роснефть» сравнивает стоимость перевозки по железной дороге с ее перекачкой по трубопроводу. Это изначально некорректно.

Аналитик ИК «Брокер­КредитСервис» Екатерина Кравченко уверена, что проблемы с китайским экспортом у «Роснефти» возникли отнюдь не из-за тарифной политики. По ее мнению, все последнее время топ-менеджмент компании был занят скупками активов НК «ЮКОС». На детальную проработку контракта с Китаем просто не хватило времени. Отсюда договоренности о дополнительных поставках 3 млн тонн всего лишь за $1 млрд, что является весьма низкой ценой. «Роснефть», затеяв тарифный спор, пытается выиграть время, с тем чтобы пересмотреть контракт либо полностью отказаться от него.

Кроме того, по словам аналитика, «Роснефть» не горит желанием перенаправлять часть западных потоков в Китай, из-за того что сокращенный западный экспорт «Роснефти» будет нечем восполнить.

Александр ШУГАЕВ


В память об эстонском летчике

В Эстонии будет восстановлен памятник летчику Герою Советского Союза Энделю Пусэпу.

«Мы собираемся в ноябре восстановить памятник и облагородить его могилу, разрушенную вандалами», – сообщил председатель попечительского совета «Центра национальной славы», президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

По его словам, восстановление памятника эстонскому летчику станет частью проекта по увековечению памяти героя Великой Отечественной войны и полярного исследователя.

Владимир Якунин также сказал о том, что на недавнем заседании попечительского совета было принято решение об издании книги и брошюры об Энделе Пусэпе на эстонском и английском языках.

Грузия ремонтирует вагоны

ООО «Грузинская железная дорога» в 2007 году планирует обновить парк грузовых вагонов на 19,6%. Об этом говорится в сообщении компании.

За январь – апрель текущего года парк пополнился 1246 капитально отремонтированными грузовыми вагонами. В настоящее время компания располагает 6689 технически исправными вагонами. До конца года парк железной дороги Грузии будет располагать 8 тыс. вагонами.

В ноябре прошлого года ООО «Грузинская железная дорога» объявило тендер по проведению капитального ремонта 834 грузовых цистерн и вагонов для перевозки сухих грузов, победителями которого стали две грузинские компании – АО «Электровагоноремонтный завод» и ООО «Вагоностроительная компания».

Прогноз чрезвычайных ситуаций

МЧС России предупреждает о возникновении пожаров на большей части территории России. «В июне прогнозируется превышение среднемноголетнего количества очагов и площади природных пожаров в Центральном, Северо-Западном, Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах», – говорится в прогнозе чрезвычайных ситуаций на июнь, распространенном вчера Управлением информации МЧС России. «Повышенная вероятность возникновения аварий на опасных участках железнодорожного сообщения, обусловленная угрозой температурной деформации рельсов и контактных сетей, существует на территории Приволжско-Уральского, Северо-Западного, Южного и Центрального ФО», – отметили в МЧС.

На территории Дальневосточного ФО сохраняется вероятность сильных землетрясений в Курило-Камчатской зоне и южной части острова Сахалин (Сахалинская и Камчатская области). На территории ряда регионов страны возможны смерчи.

Кроме того, в МЧС России сообщили, что в ряде регионов России существует повышенная угроза вспышек гриппа птиц H5N1.

Латвию возглавит доктор

Вчера сейм Латвии избрал новым президентом страны Валдиса Затлерса, по образованию врача-травматолога. За него проголосовали 58 депутатов сейма при необходимом 51 голосе. Всего сейм рассматривал две кандидатуры. Кроме Валдиса Затлерса, представляющего правящую коалицию, на пост президента претендовал Айварс Эндзиньш от оппозиции.

Нынешний президент Вайра Вике-Фрейберга была избрана на этот пост в 1999 году и переизбрана в 2003 году. Срок ее полномочий истекает 7 июля.

Первый канал станет няней

Общероссийское вещание телеканала «Теленяня», рассчитанного исключительно на детскую аудиторию, начнется с сегодняшнего дня. О запуске первого подобного проекта в России сообщил вчера на пресс-конференции в Москве генеральный директор ОАО «Первый канал» Константин Эрнст.

«Вещание «Теленяни» начнется в кабельных сетях почти в 100 городах России», – сообщил Эрнст.

Он подчеркнул, что получение сигнала для российских зрителей будет бесплатным. А проживающей за рубежом русскоязычной аудитории нужно будет смотреть на расценки местных платных сетей.

Канал «Теленяня» предназначен для зрителей от трех до восьми лет и их сверстников в русскоговорящих семьях за пределами России.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Вагон повышенного спроса

Брянский машиностроительный завод (БМЗ – входит в ЗАО «Трансмашхолдинг», ТМХ) разработал новый вагон-цементовоз. Перевозчики начали торговаться за него, не дожидаясь окончания сертификации.

Вагон для перевозки цемента модели 19-3018 – это усовершенствованный образец предыдущей модели (вагон-хоппер 19-3054), созданной на БМЗ в 2000 году.

По словам руководителя отдела по связям с общественностью ТМХ Артема Леденева, такой подвижной состав будет производиться в течение нескольких ближайших лет. Он отметил, что на рынке существует платежеспособный спрос на вагоны по перевозке цемента. Уже поступило более десяти заявок от крупных компаний.

Предполагается, что до конца 2007 года на БМЗ будет изготовлено 90 таких вагонов.

В «Трансмашхолдинге» «Гудку» также сообщили, что брянский цементовоз отличается от подобных вагонов других производителей большей грузоподъемностью (73 тонны, преимущество перед другими моделями на 0,5 – 1 тонну).

По словам главного конструктора БМЗ по вагоностроению Владимира Сударева, новый образец создавался с использованием основных технических решений вагона 19-3054, однако заметно отличается от прототипа. Он имеет четыре разгрузочных люка, а не шесть, как 19-3054. Оснащен раздельной двухцилиндровой, а не общей системой торможения и оборудован вакуумным клапаном, позволяющим уравнивать при разгрузке давление внутри кузова с атмосферным. Вагон модели 19-3018 компактнее и легче, чем предыдущий образец.

Испытания нового цементовоза продлятся до октября. В четвертом квартале 2007 года планируется получить сертификат и начать серийное производство.

Артем Леденев заметил, что стоимость новых вагонов будет определена после переговоров с потенциальными заказчиками.

Начальник департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Николай Бочкарев сказал «Гудку», что компания весьма заинтересована в новых цементовозах. В частности, планами ОАО «РЖД» на 2007 год предусмотрена закупка 2000 таких вагонов. Половину компания приобретет на заводах ОАО «Рузхиммаш». На БМЗ направлено письмо с просьбой рассмотреть возможность продажи компании крупной партии спецвагонов.

Заместитель начальника отдела перевозок ОАО «Евроцемент Груп» (компания контролирует более 60% производства цемента в России) Валерий Кудинов также подтвердил заинтересованность в покупке нового специализированного подвижного состава.

В компании 600 собственных вагонов, и ее руководство рассматривает сейчас предложения БМЗ, Мордовской вагоностроительной компании, украинских заводов. По словам Валерия Кудинова, в новых вагонах производства БМЗ уже заинтересован и ряд партнеров ОАО «Евроцемент Груп».

Однако, по его мнению, создавая новые вагоны для перевозок цемента, необходимо более значительно увеличивать их грузоподъемность, сохраняя в то же время приемлемый уровень цен. Предыдущие модели цементовозов стоили порядка 1 млн руб.

Александр ШУГАЕВ

Лизинг подешевел к лету

Вчера были вскрыты заявки на конкурс по поставке в 2007 году ОАО «РЖД» в лизинг подвижного состава на 17,42 млрд руб. Участники предложили беспрецедентно низкие ставки финансирования.

На основе заявок комиссия примет решение о допуске к конкурсу и объявит о нем 9 июня. Подведение итогов конкурса состоится 18 июня. Предметом лизинга является подвижной состав, приобретаемый у российских производителей в 2007 году.

Роль вступительного барьера выполняет денежное обеспечение поданной заявки в размере 1% от общей стоимости поставки в лизинг (174,2 млн руб.).

Коммерческий директор компании «РГ-Лизинг», участвующей в конкурсе, Сергей Кришу рассказал «Гудку»:
– Заявки подали четыре участника, все они хорошо известны на рынке. Теперь мы ожидаем решения конкурсной комиссии.

Сумма поданных заявок, по словам Сергея Кришу, превысила требуемый объем финансирования в 3,5 раза. Предложенные процентные ставки – от 7,3% до 8,2% годовых.

Этот конкурс на лизинг подвижного состава для ОАО «РЖД» стал вторым в 2007 году. Первый конкурс прошел в январе. Участникам предлагалось поставить компании подвижной состав на общую сумму 17 млрд руб. (пассажирские вагоны на 6 млрд руб., грузовые полувагоны на 8 млрд руб. и электропоезда на 3 млрд руб.) на срок 6,5 года.

Остальные условия были идентичны нынешним. Только максимальная цена стоимости финансирования (с учетом комиссии лизинговой компании) за прошедшие четыре месяца сильно сократилась. В январе компании хотели за свои услуги от 9,3% до 8,7% годовых.

Попросивший не называть его имени представитель лизинговой компании «ТрансФин-М», которая участвовала в январском конкурсе ОАО «РЖД», рассказал «Гудку», что участвовать в новом конкурсе «ТрансФин-М» не стала.

«Такая крупная компания, как ОАО «РЖД», может себе позволить добиваться очень выгодных условий финансирования, – говорит он. – Предоставить их могут только самые крупные игроки на рынке. Нам гораздо выгоднее работать с небольшими компаниями, которым мы даем технику в лизинг под 12 – 16% годовых в рублях».

Руководитель аналитического департамента Brunswick Rail Leasing Константин Степанов также сказал «Гудку», что компания не стала участвовать в конкурсе, потому что «руководство решило сосредоточиться на менее крупных клиентах».

Павел АРАБОВ



Что требуется ОАО «РЖД»

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31