27 ноября 2021 04:57

Своих разведчик не бросает

Юрка – шустрик, Денис – серьезный молчун. Темпераменты у людей бывают разные, даже если людям по шесть лет и они двоюродные братья. Юрка предложил поиграть «в войнушку», Денис согласился. Юрка развил идею: они будут разведчики. Денис опять был не против. И они отправились в разведку. На стянутое льдом болото. Была середина марта, и лед оказался слишком тонким даже для шестилетних…

– Ты же герой, – говорю я Сергею Борисову. – Настоящий герой. Спас двух мальчишек от верной гибели.

– Да ладно вам, какое там геройство, – отвечает. – Любой бы бросился спасать, когда они орут из проруби. Значит, или все герои, или я не герой. Обыкновенный человек.

У него уже брало интервью Воронежское телевидение, напечатала заметку газета из города Острогожска, с ним беседовал корреспондент газеты Юго-Восточной железной дороги «Магистраль». Другой бы спокойно привыкал к славе. А этот упрямо отрицает собственный героизм.

Двадцатишестилетний Сергей Борисов работает дежурным по станции Откос. Ездит туда на электричке из Острогожска, где живет с родителями. Машина у них с отцом и братом Русланом есть, но бензин нынче дорог, и старенький «жигуль» – средство не столько передвижения, сколько степенного, истинно мужского времяпрепровождения. 14 марта у Сергея был выходной, и он, как всегда, возился в гараже с машиной – святое дело. Вдруг подбежала незнакомая девушка:
– Помоги, там мальчишки тонут!

От гаражей до кромки болота не больше сотни метров. По местному преданию, раньше там были графские пруды. Но без хозяйского присмотра пруды заросли камышом и рогозником, заилились и превратились в настоящую трясину под тонким слоем воды. Мальчишки бултыхались в проломе, метрах в двадцати от берега, цеплялись за ломавшийся лед и орали как оглашенные. Сергей сорвал куртку, кинул девушке, на ходу еще успел выхватить из джинсов мобильник, тоже ей бросил, шагнул на лед и сразу ушел по колено в стылую воду.

Мальчишки его увидели, но орать не перестали. Сергей с трудом выдергивал ноги из вязкого дна, кулаками стучал, проламывал лед и медленно продвигался к пацанам. Через десяток шагов вода была уже по плечи. Он и не знал, что здесь так глубоко, хотя рост-то у Сергея под метр девяносто. Продолжал идти, тараня лед локтями. Еще через несколько шагов глубина стала поменьше, значит, мальчишки толкаются от дна. Только б не захлебнулись, вон ведь как рты разевают…

Он сгреб их, одного в одну руку, другого в другую, и сразу провалился с головой. Пацаны были, как на юге говорят, «натоптанные», не худышки. И продолжали орать, уже обхватив его с двух сторон за шею. Кричали разное. Один (затейник Юрка, но познакомились они потом) в ухо вопил: «Дяденька, спасибо!» Другой, как автосигнализация, продолжал реветь: «Помогите!»

– Цыц, вы! – Сергей встряхнул мальчишек и заодно перехватил поудобнее. Торопиться теперь не было нужды, но впереди глубокое место, а он шел с грузом. «Груз» на мгновение притих, увидев, как вода подступила спасителю к подбородку. Но зато в воде их стало легче держать. Сергей вырвался из квакнувшего ила, шагнул еще пару раз, и пацаньи сирены врубились снова.

Девушка на берегу молча смотрела на них. Как только Сергей ступил на берег и опустил мальчишек на твердую весеннюю землю, она положила перед ним куртку с телефоном и бросилась стремглав к вокзалу. Мальчишки наконец притихли, и Сергей услышал подходившую электричку.

Он присел на корточки, сгреб пацанят в охапку. Они были зареванные и совершенно живые. Набежали какие-то тетки, что-то кричали Сергею, шлепали мальчишек по попам, целовали и тащили домой.

Поселок железнодорожников с несколькими многоэтажками, гаражами и одноэтажными домишками окружает Острогожский вокзал и стоит чуть в стороне от остального города. В многоэтажке живет Юрий Борисович Сапсай, ныне пенсионер, бывший много лет острогожским ПЧ. Шестилетние Юра Козявин и Денис Скрыпников – его родные внуки. В тот день дочери привезли их к дедушке погостить.

– Вы понимаете, что этот парень Сергей Борисов для меня сделал?! У вас еще нет внуков? Тогда потом поймете! Ведь не кинься он сразу в это болото, начни хоть пару минут подмогу себе искать, подстраховку, – и все, кранты, поздно бы было! Как подумаю об этом – темно в глазах…

Все острогожское начальство, уверяет Юрий Борисович, вышло из железнодорожников, все – его бывшие подчиненные и ученики. В том числе и сам мэр. Сапсай, едва отогрев и отмыв спасенных внуков, кинулся к мэру и заставил его написать представление руководству ЮВЖД. Чтобы Борисова наградили. Потом была телепередача. Дотошные телевизионщики, кстати, разыскали девушку, которая позвала Сергея из гаража. Оказалась студенткой третьего курса Острогожского медучилища. Живет на станции Колодезная, торопилась тогда на электричку. А накануне, если телевизионщики ничего не напутали, проходила в училище тему «Помощь утопающим».

После передачи Сапсай опять отправился к своему ученику. Мэр смущенно чесал в затылке:
– Понимаешь, Борисыч… Начальство дороги мне объяснило: вот если бы он, спасая, безопасность движения обеспечивал. Ну, в общем, если б на дороге спасал, тогда другое дело…

– Ага, – сказал Сапсай, – то есть если бы прорубь в болоте между рельсами образовалась, тогда бы – да?

– Да ладно тебе, – в сердцах отмахнулся мэр. – Короче, не имеет права дорога за это награждать! За это МЧС награждать должно.

– Борисов сам железнодорожник, – сказал Сапсай. – И отец у него железнодорожник. И внуков он спас моих, железнодорожных. Но все равно, пиши в МЧС.

Они написали еще в марте. Пока – молчание.

Мать Сергея Алия Галимзяновна мне рассказала:
– Сережа – странный человек. Уж очень хотел в армию. И ужасно готовился. В комнате спортивный зал устроил. Бывало, есть не дозовешься: то пресс качает, то бицепсы. Сейчас младшенький служит, Руслан, так его Сережа подготовил по всей программе…

За Руслана мама волнуется не так, как за первенца: он не в горячей точке, всего-навсего в Капустином Яре, на первом советском космодроме в Астраханской области. А вот Сереге досталось сполна. Он, правда, чтобы мать не беспокоить, домой из армии ничего не писал. Только по возвращении родители узнали, что сын служил в разведроте полка, стоявшего в Ингушетии. И первого сентября того самого проклятого года бросили их роту спасать детей из бесланской захваченной школы.

– Страшно было?
– За малышей было страшно. Мы там три дня стояли в оцеплении, «калаши» наизготовку, запасные рожки скотчем к основным примотаны.

Когда маленький Юрка сообщил ему, что на болото они пошли, потому что играли в разведчиков, Борисов ругать спасенного не стал. Только обнял – вот как на этой фотографии.

Алексей ЧЕРНИЧЕНКО,
спец. корр. «Гудка»
Воронеж

Родительский день в режиме онлайн

В предстоящее воскресенье на Черноморском побережье состоится открытие первого корпоративного лагеря РЖД «Дороги будущего».

Лагерь организован на базе санатория «Юбилейный», расположенного в живописном поселке Шепси Туапсинского района Краснодарского края.

3 июня в «Дороги будущего» заедет первая смена – 550 ребят, представляющих 13 железных дорог. Всего здесь пройдут четыре смены по 20 дней, и отдохнут 2,2 тыс. детей от 7 до 15 лет, проявивших успехи в учебе и общественной деятельности. По словам организаторов лагеря, помимо моря и солнца, ребят ждет насыщенная развлекательная и спортивно-оздоровительная программа. Кроме того, на отдыхе школьники освоят основы экономики, менеджмента и маркетинга.

«Все образовательные мероприятия будут проходить в виде игры, – рассказывает об особенностях развивающих программ начальник отдела реализации молодежных и оздоровительных программ департамента социального развития ОАО «РЖД» Татьяна Глазкова. – Отряды каждой смены станут экономическими компаниями с собственным названием, слоганом, концепцией, символикой и будут соревноваться за право стать «лицом» лагеря. К тому же здесь будут работать английские специалисты, и ребята смогут получить хорошую языковую практику».

Кроме обучающих и спортивных игр, мастер-классов и клубов по интересам, каждую смену ждет много праздников и конкурсов, посвященных 170-летию российских железных дорог.

По просьбе компании оформление санатория «Юбилейный» в течение всего лета будет соответствовать железнодорожной тематике. Более того, для детей РЖД были разработаны форма и различные аксессуары с изображением Веселого паровоза – символа «Дорог будущего».

Впервые в корпоративном лагере будет опробована система непрерывного интернет-общения родителей и отдыхающей ребятни. Для этой цели уже создан специальный сайт, на котором родители смогут ознакомиться с информацией о лагере, увидеть фотографии детей, написать им письма, а также прочесть меню столовой или узнать погоду в районе лагеря.

В ОАО «РЖД» считают, что первый корпоративный лагерь станет «моделью для выработки стандартов и методологии детского оздоровительного отдыха», которые затем внедрят во всех лагерях компании.

Отметим, что в летний сезон 2007 года отдых и оздоровление более 70 тыс. детей работников РЖД будет обеспечивать 91 детский лагерь. На Черноморском побережье отдохнут около 11 тыс. ребят, которых гостеприимно примут лагеря «Жемчужина России», «Орленок», «Шахтинский текстильщик», «Уральские самоцветы» и другие.

Сергей НАГОРНЫЙ

Соцпакет ручной сборки

Возможность самостоятельно определять необходимый набор социальных гарантий и формировать индивидуальную часть соцпакета – один из главных принципов, заложенных в новую концепцию социальной поддержки работников РЖД.

Как уже сообщал «Гудок», в компании началась разработка нового коллективного договора на период 2008 – 2010 годов, в котором основной акцент будет сделан на наиболее значимых и востребованных работниками социальных гарантиях, влияющих на мотивацию их труда. В начале года на дорогах был проведен опрос об уровне удовлетворенности персонала видами, объемом и доступностью используемых соцгарантий. Его итоги были учтены в новой концепции, которая станет основой колдоговора.

Презентация «Концепции оптимизации системы социальной поддержки работников ОАО «РЖД» состоялась на прошлой неделе в Сочи в рамках сетевой школы передового опыта по заключению колдоговоров.

В этом документе определены основные направления, в рамках которых будут решаться стратегические задачи социальной политики компании: повышение мотивации в системе соцзащиты работников, поэтапный переход к персонификации и адресности социальной поддержки, последовательное частичное замещение социальных гарантий и льгот системой повышения заработной платы (по мере роста производительности труда и с учетом личного вклада работника). Кроме того, оптимизация системы социальной поддержки персонала (ССПП) должна помочь в развитии корпоративной культуры, исключающей иждивенческие настроения, и повышении имиджа компании на рынке труда.

По словам первого заместителя начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Надежды Бородиной, в 2006 году расходы компании на реализацию обязательств коллективного договора в целом составили 80,3 млрд руб. На выполнение социальных гарантий (оздоровление в домах отдыха и санаториях, медицинское обслуживание и другие услуги) компания тратит на каждого работающего 31,1 тыс. руб. в год, на каждого неработающего пенсионера – 5,9 тыс. руб. Однако часть гарантий остается невостребованной.

В связи с этим новая концепция предлагает разделить существующую структуру поддержки персонала на пять составляющих. В первую группу войдут социальные гарантии, предусмотренные законодательством РФ, – доплаты за тяжелые и вредные условия труда, предоставление дополнительных отпусков, выдача молока и так далее. Во вторую – компенсации, связанные с характером работы и особенностями производственно-технологического процесса. Например, обеспечение спец-одеждой и спецобувью, медицинская реабилитация локомотивных бригад, обучение работников непосредственно связанных с движением. К третьей группе отнесут различные виды материальной помощи – при несчастном случае на производстве, при рождении ребенка, при возвращении в запас военнослужащих по призыву и прочее. К четвертой – возможность пользоваться объектами социальной сферы и участвовать в мероприятиях.

И, наконец, пятый и наиболее интересный пункт – индивидуальный социальный пакет. По мнению руководителя ООО «Аксима» (фирмы – разработчика концепции) Елены Скриптуновой, сюда должен входить целый список различных льгот и компенсаций. Причем наполняемость пакета должен определять сам сотрудник, не выходя за пределы предоставленного ему лимита.

В частности, железнодорожник сможет выбрать, что именно из предлагаемого компанией перечня ему необходимо. При проведении опросов, например, выяснилось, что молодые специалисты готовы отдать предпочтение оплате сотовой связи, услуг Интернета и фитнеса, женщины от 30 до 40 лет – проезду железнодорожным транспортом, детским путевкам и проезду на работу, мужчины старше 50 – негосударственному пенсионному обеспечению, санаторно-курортному лечению и добровольному медстрахованию. Как заявила Елена Скриптунова, самостоятельный принцип формирования соцпакета позволит избежать ситуаций, когда часть гарантий остается невостребованной, в то время как другие необходимые для железнодорожника услуги не предоставляются.

В ближайшее время концепция будет вынесена на обсуждение правления ОАО «РЖД». После того как документ получит одобрение, оптимизация системы соцподдержки пройдет в несколько этапов: до конца 2007 года систему детализируют (будут определены новые формы соцгарантий, проведены расчеты бюджетов, подготовлены методические и нормативные документы и так далее). А в 2008 году начнется поэтапное внедрение ССПП, с тем чтобы оценить результаты преобразований и в случае необходимости внести коррективы. Полноценное начало функционирования новой системы соцподдер-жки запланировано на 2009 – 2010 годы.

Игорь ЕВДОКИМОВ


Партнеры на всю жизнь

Кто из нас не хотел бы выгодно вложить деньги? Очень многие пытаются так поступить и все чаще задумываются о старости.

Это вполне понятно – глядя, как живут на свои мизерные пенсии нынешние пенсионеры, отдавшие лучшие годы своей жизни, а порой и здоровье на благо страны, в том числе и в трудные послевоенные годы, очень хочется самим позаботиться о будущем.

Сделать это не так-то просто. Конечно, среди множества разных предложений банков и других организаций можно найти более или менее привлекательные условия. Но доходы в любом случае не будут высокими – в среднем это 15 – 16% годовых при достаточно больших сроках вкладов. А если и сумма у нас небольшая, то накопить на прибавку к пенсии и подавно не получится.

Хорошо, если по месту работы есть «своя» пенсионная программа, которая позволяет сотрудникам предприятия позаботиться о будущем. Как правило, это наиболее выгодный и надежный способ собрать достаточно средств, чтобы после выхода на пенсию кроме государственной получать еще и дополнительную – негосударственную – пенсию. Для этого даже есть красивое название – «корпоративная пенсия».

Железнодорожники – те немногие люди в стране, кто может пользоваться именно такой программой. Они имеют возможность стать равноправными партнерами своего предприятия и вместе накапливать средства на будущие пенсии. При этом нужно учесть, что РЖД – одна из крупнейших транспортных компаний в мире и система социальной поддержки на железнодорожном транспорте постоянно совершенствуется.

Корпоративные пенсии железнодорожники получают из негосударственного пенсионного фонда «БЛАГОСОСТОЯНИЕ». МПС России выбрало его еще в 1999 году, чтобы обеспечить своих сотрудников дополнительными средствами после ухода на заслуженный отдых. После упразднения МПС России вновь образованное открытое акционерное общество «Российские железные дороги» продолжило традиции и утвердило Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД».

Сегодня ОАО «РЖД» предлагает работникам копить на пенсию вместе, на равных. Это и есть настоящее деловое партнерство. Компания обеспечивает паритетное (равное) участие с работником в финансировании его будущей корпоративной пенсии. Она добавляет собственные деньги к пенсионным взносам сотрудников. К тому же на всю эту сумму начисляется ежегодный доход, и он также почти вдвое выше государственного. А для работников до 1967 года рождения доля участия ОАО «РЖД» в финансировании корпоративной пенсии может превышать долю участия его самого.

Участвовать в формировании своей будущей пенсии с помощью НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» может каждый. На текущий момент фонд выплачивает корпоративные пенсии почти 135 тыс. пенсионеров-железнодорожников.

Правила в корпоративной пенсионной системе меняются. Об этом со страниц газеты разъяснялось неоднократно. Но одно изменение настолько кардинальное, что на нем необходимо остановиться еще раз.

Сегодня, отработав на железнодорожном транспорте длительное время, но так и не приняв решение накапливать средства на корпоративную пенсию совместно с ОАО «РЖД», увольняясь, работник все равно получает корпоративную пенсию, хотя и в минимальном размере. Но так будет только до 1 июля.

Всем, кто будет увольняться после 1 июля, корпоративная пенсия будет назначаться лишь при условии, что средства на нее он накапливал совместно с ОАО «РЖД», т.е. являлся участником-вкладчиком. Это понятие хорошо знакомо всем железнодорожникам.

Поэтому, железнодорожники со стажем, достигшие или достигающие в ближайшее время пенсионного возраста, у вас осталось совсем немного времени, а точнее, до 1 июля т.г., чтобы не остаться без корпоративной поддержки по завершении своей трудовой деятельности. Даже при недлительном периоде уплаты пенсионных взносов, не позволяющем накопить достаточно средств для назначения корпоративной пенсии, она вам будет назначена в размере не меньше минимального.

Конечно, минимальная пенсия – это не так уж много. Чтобы пенсия была на хорошем уровне, нужен довольно большой срок, в течение которого деньги копятся на личном счете, а значит, о пенсии нужно задуматься как можно раньше.

Впрочем, каждый из нас согласится, что получать дополнительные деньги, даже если это минимальная выплата, в любом случае лучше, чем не получать их вовсе. Тем более что объем пенсии в среднем по стране не дотягивает и до 30% от зарплаты, которую человек получал, когда работал.

Значит, сегодня можно получить право на минимальную корпоративную пенсию, не участвуя в ее накоплении. Но эта возможность у нас будет только до 1 июля. Идет время, условия меняются. И правильно, потому что настоящее партнерство – это прежде всего желание сотрудничать. ОАО «РЖД» уже проявило готовность стать деловым партнером для своих работников. Теперь наша очередь решать, что сделать для своего будущего.

Гайнак МУХАТДИНОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30