27 ноября 2021 06:22

Техника «рваного» бега

Два стареньких вокзала, несколько зданий вагонного депо и дом отдыха локомотивных бригад вольготно встали меж бесчисленных путей негромкой станции Октябрьск Самарского отделения Куйбышевской. Чумное майское светило резвится в рельсах солнечными зайчиками. Сирень бьет охапками в окна пролетающих мимо поездов.

В этой идиллии, с примесью запаха креозота, поджидаю своего героя. Имя герою – Иван Александрович Дорин. Я сижу на скамейке под чахлой искореженной рябиной уже битый час. Кукушка успела отмерить кому-то пять лет. Проехал по рельсам подъемный кран. В кустах бузины вяло попробовал свои силы неопытный соловей.

– Это вы журналист из «Гудка», – будто бедуин из миража, возникла передо мной мужская фигура. И без лишних церемоний продолжила:
– А я думаю, что за дела? Начальник звонит вчера, говорит: «Готовься. По твою душу из самой Москвы приехали. Траву мы уже покрасили. Голубей предупредили. Теперь ты, Александрыч, не подкачай». А у меня как назло с утра ревизия. Перепись. Вагоны мы переписывали...

Я разглядел героя. Щуплая низенькая фигура. Загоревшие, со вздутыми венами руки. И живые, раскаленные глаза. Оранжевая жилетка только усиливала огненный свет.

Из кармана жилетки торчали ручки молотков-стукальцев. На груди шипела рация. Нагрудные карманы оттопыривались от болтов, гаек и ключей.

– Какого плана будут ваши вопросы? – поинтересовался он.
– Вопросы, – говорю, – потом. Сначала поработать бы с вами.

– Да это запросто, – пожал плечами он. – Работы у нас всегда навалом.

– А дадите мне такой же молоток?
– Не вопрос, – бросил он. И ловко прошмыгнул между двух составов. Путь к будке осмотрщиков лежал мимо нагроможденных друг на дружку колесных пар, мимо маневровых тепловозов, из окон которых чему-то лыбились машинисты. Мимо каких-то приземистых кирпичных зданий. И отовсюду в его адрес была приветственно вскинута рука.

– А вы здесь популярная личность.
– Я здесь просто личность, всех достающая.

– Как это?
– А, – махнул он рукой. – Потом расскажу.

Расписавшись в замусоленной книге за инвентарь, шествую за Дориным к составам. Их столько, что, кажется, никакой смены не хватит осмотреть. Но Дорин эти вагоны осматривает уже 13 лет. К каждому у него свой подход.

Родился будущий осмотрщик неподалеку, в колхозе с громким названием «Родина». Когда какой-нибудь заплутавший турист оказывался в этих чудесных местах и спрашивал: «Куда это я попал?» – старухи, млеющие на солнышке, гордо ему отвечали:
– На родину, милок. На родину.

Вспоминая те времена, Дорин в особый пафос не впадает. Жизнь, говорит, была как жизнь. Коней в реке купали, коров пасли, жирных карасей на самодельную удочку таскали. Правда, была одна страсть – техника. И не просто техника, а техника летающая. Вот и поступил после окончания школы в Куйбышевский авиационный техникум. Отслужил в армии в Германии. Вернулся и пошел по специальности в том же городе на Волге на Моторостроительный завод имени Фрунзе.

Двигатели для самолетов делал. Ту-134, 154. А еще, помнишь, были такие самолеты с носами, как у хищных птиц? Ту-144 назывались. Для них тоже собирал.

Ходил тогда Иван Александрович в белом халате и с дипломатом. Бежевые кримпленовые штаны, клетчатая рубашка и кепка выдавали стилягу-хипаря. «Битлз» и «Дип Пепл» на катушках характеризовали его как человека продвинутого и мыслящего нестандартно. Ему и сейчас с периодичностью раз в месяц те времена снятся. И завод. Даже размеры деталей досконально помнит. Уйти с завода ему пришлось в 90-х. И не потому, что завод загибался. Родители, жившие тогда уже в маленьком городке Октябрьске, стали часто болеть. И Иван, как человек с «Родины» и отлично представляющий, с чего она начинается, не мог себе позволить иного варианта, кроме как переехать к ним.

В Октябрьске градообразующим предприятием являлась железная дорога. Можно сказать, весь город работал на ней. Здесь же трудились и родители Ивана Александровича. Вот он и пришел сюда. В сорок с лишним начав жизнь заново.

Сначала, говорит, тяжко было.

– В строительстве моторов-то все четко. Размеры, детали. В профессии осмотрщика ничего нельзя под определенные лекала подвести. Ничего нельзя заранее предугадать.

Иногда кажется, что изучил уже эти вагоны до ржавчины. А один раз шел, все вроде бы проверил. Загляделся на воробьев, споткнулся, упал, гляжу: черт возьми! Нижняя крышка у полувагона проволокой примотана. А проволока уже сточилась. И таких моментов очень много. У нас ведь даже литературы нет никакой. Огромный талмуд по эксплуатации вагонов, а там для осмотрщиков страниц пять. Не больше. Все остальное либо для машинистов, либо для других служб.

По словам Ивана Дорина, есть несколько способов осмотра вагонов: с головы поезда, с хвоста и способ, который называется «работы с подрезанием». С подрезанием – это значит не только стучать молотком по колесам. Это еще – нырять под вагон, пощупать, потрогать, дотошным цепким взглядом все обозреть.

– А как определить по стуку, хорошая букса или вышла из строя?
– Звук должен быть закольцованным, затухающим, как по спирали. Если где-то не дай бог трещина, он прервется. Но это ерунда. Сложнее обнаружить брак, который и не виден вовсе. Часто эти браки просто нюхом чуешь.

Лично я чую только запах угля, потому что сижу на карачках под грузовым вагоном. Надо сказать, что это только снаружи он выглядит простой конструкцией. Снизу, на мой взгляд, у вагона деталей не меньше, чем в двигателе у самолета.

Ночью к амуниции осмотрщика добавляется еще видавший виды фонарь. Часто, говорит осмотрщик, его приходится держать зубами, потому что в одной руке молоток-стукальце, в другой – мел.

– И вот ты раз сто за смену оказываешься в позиции буквы «зю» под тяговым хомутом. Зарядка великолепная.
При этом только и слышишь, что мы сонные мухи, рохли, что нас надо больше гонять. Один раз, – выныривая из-под вагона, продолжает он, – дежурная орет мне по рации: почему тормоза у состава еще не проверены?! «Милая, – говорю ей, – а ты мне тепловозик-то подгони, будь добра». А она в ответ: «Тра-та-та,ты че, без тепловоза проверить не можешь?» Ну не стал я ей говорить, что она дура. Зачем? Как Толстой писал: «Делай что должно. И будь что будет».

Осмотрщик, цитирующий Толстого. Не слабо.

– Им же, движенцам, – продолжал Иван Александрович, постукивая молоточком по колесам, – лишь бы поезд вовремя отправить. А что там с ним – трава не расти.

Он не стал говорить, что в грузовом поезде бывает до 100 вагонов и что два человека просто физически не могут за полтора часа осмотреть все это. Сказал только со смехом:
– Я считаю, что каждую работу нужно делать так, чтоб снились не кошмары потом, а сады цветущие. В общем, орут не орут, хрен я вагон пропущу, если он неисправен. Меня вот в другой парк станции Октябрьск перевели. Начальник бегает, говорит, почему не пропускаешь? Я говорю: так вот же – и бумагу ему под нос. Центральная балка повреждена. А он мне: почему раньше не доложил?

Он замолчал, прислушивался к чему-то.

– А вы чего?
– А я его послал. Опять сюда перевели.

– То есть вы человек своенравный, бунтарь с характером? Как же вас начальство на звание лучшего в отрасли рекомендовало?
– Да какой к черту бунтарь? Просто душа, как говорится, за дело болит. А насчет того, кто лучше, кто хуже, я даже не знаю. Наверное, больше всех браков выявил, – смеется он. – Напарники мои все вон бугаи какие. Три раза поднырнул под вагон – уже из сил выбился. А я маленький. Мне и нагибаться не надо. И потом, мне техника «рваного» бега помогает.

– Как это?
– В 50-е годы был такой бегун Владимир Куц. Олимпийский чемпион, между прочим. И он применял эту тактику. То ускорится, то затухнет, то ломанет, как сайгак, то сбавит обороты. Я эту тактику на вооружение взял. И пытался применить ее к жизни. Потому что жизнь эта из таких рывков и состоит. Надо просто иногда переждать малость, а потом рвануть, прибавить. Ведь как говорил Хемингуэй: «Пишу я утром. Потому что утром я злой». Надо уметь зло обращать во благо. Вот и я старался так жить.

– А вы еще и начитанный.
– Это я раньше художественную литературу уважал. Сейчас больше об астрономии, о пустынях. В общем, такой канал «Дискавери».

Я не помню, сколько вагонов мы осмотрели с ним за смену. Помню только, что безобидный молоток-стукальце для меня к вечеру казался пудовой кувалдой. Глаза резало от напряжения и жары, а колени совсем не гнулись. А он все так же, с шутками-прибаутками, делал меловые отметки на боках вагонов, говорил по рации, отмечал что-то в бумагах.

Затем, сдав амуницию, мы умылись ледяной водой под колонкой и побрели к нему в гости. В Октябрьске у Ивана Александровича дом с собственноручным пристроем. Стоит этот дом на взгорье. И если сидеть на крылечке, виден сад с пятью яблонями, тремя вишнями, будто засахаренными от цветов, грядками под огурцы, лук и прочую зелень.

– Я, можно сказать, бирюк. Женщин свободных навалом. Любви, понимаешь, нет, – как-то смущенно пробурчал он. И пошел жарить выуженных утром судаков.
– А еще знаешь, к твоему вопросу, как же я лучшим в прошлом году стал? – сказал он, прощаясь со мной. – Все говорят, что у меня рука легкая. Решил вот в этом году подсолнухи посадить. А как сажать – не знаю. Думаю, семечку нужно острым краем наверх, к солнцу. А оказывается, надо наоборот. Росток-то из задницы вылазит. Но все равно взошли. Так что осенью приезжай. Поклюем.

Владимир ЛИПИЛИН,
спец. корр. «Гудка»
Октябрьск

Победители соревнования в I квартале 2007 года

Лучшие железные дороги

    Октябрьская железная дорога
    Северо-Кавказская железная дорога
    Юго-Восточная железная дорога
    Красноярская железная дорога


Лучшие отделения железных дорог
    Санкт-Петербург-Витебское отделение Октябрьской железной дороги
    Санкт-Петербургское отделение Октябрьской железной дороги
    Мурманское отделение Октябрьской железной дороги
    Волховстроевское отделение Октябрьской железной дороги
    Смоленское отделение Московской железной дороги
    Муромское отделение Горьковской железной дороги
    Горьковское отделение Горьковской железной дороги
    Вологодское отделение Северной железной дороги
    Краснодарское отделение Северо-Кавказской железной дороги
    Махачкалинское отделение Северо-Кавказской железной дороги
    Белгородское отделение Юго-Восточной железной дороги
    Новосибирское отделение Западно-Сибирской железной дороги
    Абаканское отделение Красноярской железной дороги
    Северобайкальское отделение Восточно-Сибирской железной дороги


По железнодорожным станциям
    Первая денежная премия
      Железнодорожной станции Люблино-сортировочное Московской железной дороги
      Железнодорожной станции Лянгасово Горьковской железной дороги
      Железнодорожной станции Новоярославская Северной железной дороги
      Железнодорожной станции Батайск Северо-Кавказской железной дороги
      Железнодорожной станции Лиски Юго-Восточной железной дороги
      Железнодорожной станции Каменск-Уральский Свердловской железной дороги
      Железнодорожной станции Магнитогорск-грузовой Южно-Уральской железной дороги
      Железнодорожной станции Инская Западно-Сибирской железной дороги
      Железнодорожной станции Белогорск Забайкальской железной дороги

    Вторая денежная премия
      Железнодорожной станции Санкт-Петербург-Балтийский-Варшавский Октябрьской железной дороги
      Железнодорожной станции Черняховск Калининградской железной дороги
      Железнодорожной станции Москва-товарная-Павелецкая Московской железной дороги
      Железнодорожной станции Зелецино Горьковской железной дороги
      Железнодорожной станции Сольвычегодск Северной железной дороги
      Железнодорожной станции Тихорецкая Северо-Кавказской железной дороги
      Железнодорожной станции Стойленская Юго-Восточной железной дороги
      Железнодорожной станции Саратов-2 Приволжской железной дороги
      Железнодорожной станции Ульяновск-Центральный Куйбышевской железной дороги
      Железнодорожной станции Курган Южно-Уральской железной дороги
      Железнодорожной станции Комбинатская Западно-Сибирской железной дороги
      Железнодорожной станции Слюдянка Восточно-Сибирской железной дороги
      Железнодорожной станции Гродеково Дальневосточной железной дороги

    Третья денежная премия
      Железнодорожной станции Агрыз Горьковской железной дороги
      Железнодорожной станции Череповец-2 Северной железной дороги
      Железнодорожной станции Краснодар-сортировочный Северо-Кавказской железной дороги
      Железнодорожной станции Ртищево-1 Юго-Восточной железной дороги
      Железнодорожной станции Князевка Приволжской железной дороги
      Железнодорожной станции Никель Южно-Уральской железной дороги
      Железнодорожной станции Барабинск Западно-Сибирской железной дороги
      Железнодорожной станции Иланская Красноярской железной дороги
      Железнодорожной станции Северобайкальск Восточно-Сибирской железной дороги
      Железнодорожной станции Хабаровск-1 Дальневосточной железной дороги
      Железнодорожной станции Биробиджан Дальневосточной железной дороги

По локомотивному хозяйству
    Первая денежная премия
      Локомотивному депо Выборг Октябрьской железной дороги
      Локомотивному депо Смоленск Московской железной дороги
      Локомотивному депо Горький-сортировочный Горьковской железной дороги
      Локомотивному депо Лихая Северо-Кавказской железной дороги
      Локомотивному депо Саратов Приволжской железной дороги
      Локомотивному депо Петропавловск Южно-Уральской железной дороги
      Локомотивному эксплуатационному депо Новокузнецк Западно-Сибирской железной дороги
      Локомотивному ремонтному депо Инская Западно-Сибирской железной дороги
      Локомотивному депо Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги
      Локомотивному депо Тында Дальневосточной железной дороги

    Вторая денежная премия
      Локомотивному депо Санкт-Петербург-Варшавский Октябрьской железной дороги
      Локомотивному депо Калуга Московской железной дороги
      Локомотивному депо Юдино Горьковской железной дороги
      Локомотивному депо Волгоград-1 Приволжской железной дороги
      Локомотивному депо Первая Речка Дальневосточной железной дороги

    Третья денежная премия
      Локомотивному депо Тверь Октябрьской железной дороги
      Локомотивному депо Ржев Октябрьской железной дороги
      Локомотивному депо Арзамас Горьковской железной дороги
      Локомотивному депо Белгород Юго-Восточной железной дороги
      Локомотивному депо Ульяновск Куйбышевской железной дороги
      Локомотивному депо Челябинск Южно-Уральской железной дороги
      Локомотивному ремонтному депо Барабинск Западно-Сибирской железной дороги

По вагонному хозяйству
    Первая денежная премия
      Вагонному ремонтному депо Волховстрой Октябрьской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Тольятти Куйбышевской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Сальск Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Карталы Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Иваново Северной дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Льгов Московской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Эксплуатационному вагонному депо Санкт-Петербург-сортировочный-Витебский Октябрьской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Смоленск Московской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Юдино Горьковской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Ярославль-Главный Северной железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Ртищево Юго-Восточной железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Круглое Поле Куйбышевской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Березники-сортировочные Свердловской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Красноярск-Восточный Красноярской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Суховская-Южная Восточно-Сибирской железной дороги

    Вторая денежная премия
      Вагонному ремонтному депо Прохладное Северо-Кавказской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Курган Южно-Уральской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Саратов Приволжской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Эксплуатационному вагонному депо Новосокольники Октябрьской железной дороги
      Промывочно-пропарочной станции Кириши Октябрьской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Лоста Северной железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Батайск Северо-Кавказской железной дороги
      Ачинской промывочно-пропарочной станции Красноярской железной дороги

    Третья денежная премия
      Вагонному ремонтному депо Ряжск Московской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Черемхово Восточно-Сибирской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Вагонному ремонтному депо Нефтяная Приволжской дирекции по ремонту грузовых вагонов Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов
      Эксплуатационному вагонному депо Буй Северной железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Дема Куйбышевской железной дороги
      Промывочно-пропарочной станции Осенцы Свердловской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Инская Западно-Сибирской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Боготол Красноярской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Могоча Забайкальской железной дороги
      Эксплуатационному вагонному депо Тында Дальневосточной железной дороги

По хозяйству пути
    Первая денежная премия
      Мгинской дистанции пути Октябрьской железной дороги
      Опытной путевой машинной станции № 8 Октябрьской железной дороги
      Путевой машинной станции № 93 Калининградской железной дороги
      Московско-Рязанской дистанции пути Московской железной дороги
      Путевой машинной станции № 65 Северной железной дороги
      Армавирской дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги
      Путевой машинной станции № 148 Куйбышевской железной дороги
      Сакмарской дистанции пути Южно-Уральской железной дороги
      Путевой машинной станции № 20 Западно-Сибирской железной дороги

    Вторая денежная премия
      Сортавальской дистанции пути Октябрьской железной дороги
      Смоленской дистанции пути Московской железной дороги
      Путевой машинной станции № 104 Московской железной дороги
      Глазовской дистанции пути Горьковской железной дороги
      Интинской дистанции пути Северной железной дороги
      Путевой машинной станции № 111 Северной железной дороги
      Путевой машинной станции № 290 Свердловской железной дороги
      Татарской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги
      Мариинской дистанции пути Красноярской железной дороги
      Рельсосварочному поезду № 32 Восточно-Сибирской железной дороги
      Михайло-Чесноковской дистанции пути Забайкальской железной дороги Уссурийской дистанции пути Дальневосточной железной дороги

    Третья денежная премия
      Путевой машинной станции № 88 Октябрьской железной дороги
      Махачкалинской дистанции пути Северо-Кавказской железной дороги
      Верхнебаскунчакской дистанции пути Приволжской железной дороги
      Калачинской дистанции пути Западно-Сибирской железной дороги
      Топкинской дистанции защитных лесонасаждений Западно-Сибирской железной дороги
      Путевой машинной станции № 182 Красноярской железной дороги
      Путевой машинной станции № 183 Восточно-Сибирской железной дороги
      Северобайкальской дистанции пути по обслуживанию тоннелей Восточно-Сибирской железной дороги
      Читинской дистанции пути Забайкальской железной дороги
      Сибирцевскому щебеночному заводу Дальневосточной железной дороги



Продолжение в завтрашнем номере

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30