16 октября 2021 04:46

Социальное равновесие

Реформирование ОАО «РЖД» влечет за собой и реформирование социальной сферы. При этом компании необходимо соблюсти баланс между потребностями коллектива – привлечение и удержание кадров возможно только при наличии весомого соцпакета – и возможностями по финансированию объектов соцкульт­быта. К 1 августа консенсус должен быть найден.

К этой дате ОАО «РЖД» совместно с Роспроф­желом завершит разработку программы по оптимизации структуры социальных активов компании. Сегодня на балансе компании находится 904 объекта соцсферы. По состоянию на 1 января выявлено 143 объекта, в использовании которых нет необходимости. Причем, как отмечает руководитель департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрей Быков, эту оценку объекты получили и от самих дорог, и от профсоюзов. По данным департамента, в 2006 году деятельность объектов соцкультбыта принесла 2 млрд 518 млн руб. дохода, что на 404 млн больше соответствующих показателей 2005 года. А расходы на их содержание составили 6 млрд 12 млн руб., так что окупаемость составила 43,7%. На 2007 год этот показатель, по планам компании, должен составить не менее 63,2%
«У нас подход следующий – там, где наши объекты социальной сферы конкурентны, они должны самоокупаться, – пояснил «Гудку» Андрей Быков. – Там, где мы этого не можем достичь, они должны быть отчуждены или вовлечены в гражданский правооборот путем продажи и передачи их в муниципальную собственность. В тех регионах, где, кроме социальных учреждений РЖД, ничего больше нет, или в местах компактного проживания железнодорожников, где наличие объектов соц­сферы требуется с точки зрения производственно-технологического процесса, там они будут поддерживаться».

Первым этапом реформирования соцсферы компании стало создание в прошлом году на дорогах дирекций социальной сферы – хозрасчетных структурных подразделений, на баланс которых и переведены все объекты соцкультбыта. По словам Андрея Быкова, до этого момента никто особо не занимался доходами и расходами непроизводственной сферы, не ставил задачи по повышению эффективности ее деятельности, поэтому «на этот год дирекциям поставлена задача хотя бы научиться считать деньги».

Такой подход уже приносит свои результаты. «Дирекциям социальной сферы были подчинены в том числе здравницы и детские оздоровительные лагеря, и мы поставили перед ними задачу выйти на самоокупаемость. В начале 2006 года мы провели анализ всех расходов на эти учреждения, а в конце года – повторный аудит. Картина резко изменилась в лучшую сторону. И если в прошлом году окупаемость по санаториям и турбазам составила 59%, то в I квартале текущего года повысилась уже до 63%. Теперь перед нами поставлена задача – подготовить план мероприятий, которые позволят в 2008 году планировать по этим учреждениям уже 100% окупаемости», – рассказала первый заместитель начальника департамента социального развития Надежда Бородина.

Однако есть проблемы. Одним из последствий повышения эффективности профилакториев и лагерей стал рост стоимости путевок, что вызвало возмущение со стороны профсоюзов. «Их стоимость увеличилась в среднем на 20%, что мешает большинству работников массовых профессий воспользоваться имеющимися у компании здравницами. Для работников дочерних обществ предусматривается реализация путевок по свободным ценам», – заявил на апрельском заседании ЦК Роспрофжела, посвященном использованию объектов соцсферы, первый зампредседателя ЦК отраслевого профсоюза Анатолий Сухов. На период детской летней оздоровительной кампании 2007 года также определены цены на путевки, которые на отдельных дорогах превышают прошлогодние.

Произошло это, по мнению Андрея Быкова, из-за того, что «цены прошлого периода были установлены ниже себестоимости и не включали затрат по капитальному ремонту. Также высокая стоимость путевок обусловливается отнесением затрат по содержанию объектов оздоровления, работающих круглогодично, но при полезном использовании в летние месяцы». В компании считают, что для снижения отраслевых расходов не обойтись без повышения доли оплаты самих работников.

Например, в ответ на претензию профсоюзов, что «размер оплаты родителями за содержание воспитанников отраслевых образовательных учреждений вырос по сравнению с предыдущим годом в среднем на 20% и превышает стоимость в муниципальных учреждениях», вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков возразил: «Размер ежемесячной родительской платы в корпоративных детских садах обусловливается количеством детей в группах и условиями ухода. В муниципальных детских садах гораздо выше заболеваемость, так как в группах по штату насчитывается до 30 детей, а плата, соответственно, ниже. Когда предоставляется более объемный сервис, тогда за каждую услугу кто-то должен платить. В наших детских садах лучше питание, содержание, медицинский уход и учебный процесс, для которого приглашаются преподаватели очень высокого уровня». При этом сами профсоюзы признают, что свыше 3 млрд руб. в год, которые компания выделяет на содержание школ и детских садов, позволили создать там хорошую материальную базу и усилить методическую работу с детьми.

Что касается стоимости путевок в детские лагеря, то вице-президент компании пообещал: «Вместе с профсоюзами мы сделаем все от нас зависящее, чтобы эти цены были посильны для родителей. Что касается баз для детского отдыха, то, конечно, здесь приоритет – развитие наших собственных баз. Потому что гораздо эффективнее, если мы будем вкладывать в свое собственное, нежели развивать чужое».

Именно для соблюдения интересов работников компании в условиях реформирования соцсферы совместными усилиями департамента и Роспрофжела создается программа по ее оптимизации. И однозначно, что социальная сфера в компании будет сохранена.

Елена КУДРЯВЦЕВА


Социальная сфера ОАО «РЖД»
    256 негосударственных учреждений здравоохранения, 329 негосударственных учреждений образования, 89 загородных оздоровительных лагерей, 139 объектов культуры (домов и дворцов культуры, где функционирует 2196 клубных формирований, в которых занимаются свыше 70 тыс. человек), 256 объектов спорта, 64 санатория-профилактория и пансионата (ежегодно в них оздоравливаются 110 тыс. работников), 14 здравниц центрального подчинения (принимают каждый год более 20 тыс. железнодорожников), 4213 объектов рабочего снабжения, 532 общежития.

    На содержание и развитие объектов социальной сферы (без объектов ЖКХ и здравоохранения) ежегодно предусматриваются финансовые средства в размере 0,8% от суммы эксплуатационных расходов компании. В 2006 году это составило 3,4 млрд руб.

«Я учусь на начальника дороги»

Более 100 молодых специалистов Куйбышевской железной дороги включены в резерв руководящего состава структурных подразделений магистрали.

Сегодня на КбшЖД работает свыше 1350 молодых специалистов, в том числе более 600 – с высшим образованием. Для решения задач по развитию кадрового потенциала компании дорога составляет план карьерного роста для каждого молодого сотрудника.

В условиях структурной реформы на железнодорожном транспорте молодежи отводится особая роль. Об этом шла речь на встрече руководителя магистрали Вячеслава Лемешко с молодыми специалистами. «От вашего умения ориентироваться в сложной экономической ситуации, быстро принимать решения зависит результат работы всей компании», – подчеркнул он.

Из числа перспективных студентов 3 – 5-го курсов, прошедших психологический отбор, ежегодно формируются группы для подготовки руководителей структурных подразделений. «Основной принцип формирования руководящих кадров – долгосрочное планирование карьеры начиная со студенческой скамьи», – говорит начальник службы управления персоналом дороги Владимир Савельев. Студенты знакомятся с работой отраслевых служб, отделений дороги, проходят производственную практику на рабочих должностях на базовых предприятиях дороги. Программа обучения включает изучение вопросов менеджмента качества, маркетинга, прохождение психологических тренингов, деловых игр. В 2006 году на эти цели дорога израсходовала свыше 1,3 млн руб., но эти затраты оправданны.

За период с 2002 по 2006 год в списке перспективных молодых специалистов уже 104 выпускника СамГАПС.

Дмитрий ПОПОВ

Высокие технологии на страже здоровья

Будущее медицины – за высокими технологиями, более эффективными и менее травматичными способами лечения. На базе ЦКБ № 2 им. Н.А.Семашко ОАО «РЖД» формируется несколько высокотехнологичных центров. О них «Гудку» рассказывает директор ЦКБ №2 доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ Михаил Калинин.

– В центральных больницах РЖД концентрируются и материально-техническая база, и лучший кадровый потенциал, к сотрудничеству привлекаются кафедры ведущих институтов страны. Теперь на их базе создают высокотехнологичные центры. С какой целью?
– Прежде всего обеспечить нашего главного пациента – железнодорожника – специализированной медицинской помощью высочайшего класса. И что не менее важно, такие вложения – и материальные, и кадровые – дают нам возможность успешно конкурировать с территориальным здравоохранением на рынке медицинских услуг.

– Какие ваши центры уже сегодня конкурентоспособны на столичном рынке медуслуг?
– Это онкологический центр, который существует уже более 13 лет. Его возглавляет главный онколог департамента здравоохранения РЖД, завкафедрой онкологии Московского государственного медико-стоматологического университета заслуженный врач РФ Леонид Вельшер. В этом центре сосредоточены серьезная материально-техническая база, большой научный фонд и первоклассный кадровый потенциал. В распоряжении персонала – самые современные диагностические методики – ядерно-магнитная томография, радиоизотопные исследования и многое другое. Сюда приезжают лечиться не только со всей России, но и из ближнего зарубежья. И не только железнодорожники.
Второе основное направление нашей больницы – кардиологическая служба, которую возглавляет главный кардиолог департамента здравоохранения Владимир Быстров. Это тоже практически готовый центр, который объединяет отделения кардиологии, интервенционной кардиологии, кардиохирургии, рентгеноангиохирургии и относительно новое отделение – сосудистой хирургии. Заботами департамента в центре создана прекрасная диагностическая база, а теперь еще и отделение реабилитации с физиотерапией и хорошей водолечебницей. То есть у нас создана вся технологическая цепочка, чтобы оказывать кардиологическим больным помощь по международным стандартам.
Еще одно традиционное для нас направление деятельности – неврология. В этой службе работают высококлассные специалисты, есть необходимая диагностическая база, нейрохирургия, туда пришла кафедра неврологии Московской медицинской академии им. Сеченова. Плюс прекрасная реабилитационная база. То есть сложился полноценный неврологический центр, который возглавила главный невролог компании профессор Дина Меркулова.

– Как вы оцениваете работу телемедицинского центра, который возглавляет главный специалист по информационным технологиям компании, руководитель отдела современных информационных технологий Научного центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева Валерий Столяр?
– Мы живем в период интенсивного развития высоких информационных технологий, интерактивного обмена информацией в медицине. Сегодня без телемедицины оказывать пациентам помощь на современном уровне, на наш взгляд, стало уже невозможно. Подтверждения этому – многочисленные ежедневные консультации врачей нашей больницы и консилиумы со специалистами крупнейших медицинских центров, как российских, так и зарубежных, постоянный обмен информацией, методиками. Все это заслуга Российской ассоциации телемедицины, которую возглавляет вице-президент ОАО «РЖД» профессор Олег Атьков. Так что и по этому направлению деятельности железнодорожное здравоохранение, частью которого является наша больница, находится на самом острие внедрения в практику высоких медицинских технологий.

Беседовал Андрей ИВАХНОВ

Гарантии опишут доступным языком

В апреле в ОАО «РЖД» были подведены итоги колдоговорной кампании-2006. Сейчас ведется работа над новой редакцией коллективного договора, который будет заключаться уже на трехлетний период. Какие замечания будут учтены при его разработке, «Гудку» рассказал председатель ЦК Роспроф­жела Николай Никифоров.

– Николай Алексеевич, как прошла колдоговорная кампания?
– Собрания и конференции на всех дорогах проходили ровно. Отмечается, что коллективный договор в целом выполняется за исключением отдельных изъянов: выросли показатели по сверхурочным часам. Это издержки производства, связанные с тем, что неправильно просчитали увеличение объемов погрузки, грузооборота. А комплектование локомотивных бригад требует дополнительного времени.

– Может ли профсоюз повлиять на уменьшение сверхурочных?
– Это в силах сделать профсоюз вместе с работодателем. Наличие сверхурочных часов зависит от многих составляющих. Действующее законодательство позволяет работнику соглашаться или не соглашаться на сверхурочную работу. Поэтому говорить вообще об искоренении переработок по меньшей мере неправомерно. На сети дорог осуществляется непрерывный цикл работ, само производство очень напряженное, и, естественно, сверхурочные будут. К тому же мне известно отношение и машинистов, и помощников к переработке: они не возражают против того, чтобы дополнительно отработать одну-две смены. Но все должно происходить в рамках закона. Объем сверхурочных не должен превышать 120 часов в год. И вот в этом вопросе у профсоюза есть полные основания вмешаться. Проф­союзные организации депо или дистанции пути должны вести четкий учет, а в случае отступлений от норм необходимо выходить на разговор с начальником подразделения по соблюдению требований трудового законодательства.

– Как вы смотрите на предложение, высказанное президентом компании на одном из правлений, внести в колдоговор отдельный пункт о материальной ответственности профсоюзных лидеров за нарушение трудовой дисциплины, потому что работодатель несет такую ответственность, а профсоюзы – нет?
– Профсоюз состоит из отдельных членов профсоюза. И если кто-то из них допустит нарушение, связанное с безопасностью, он и так понесет ответственность – и материальную, и моральную. Работника наказывают, увольняют и так далее. К тому же у нас очень большой институт общественных инспекторов. Но от человеческого фактора никто не застрахован. Тем не менее в большинстве случаев причиной является нарушение определенных норм и правил, например, когда бригада путейцев работает без сигналиста. Я недавно встречался с коллегами из Прибалтики, так вот они уже к вопросам безопасности подходят очень строго. Если положено выходить на пути только в сигнальном жилете, то это правило обязательно для всех без исключения, будь то работник компании или министр транспорта. Закон одинаков для всех, иначе нарушения идут по цепочке.

– Какие изменения будут внесены в колдоговор по итогам нынешней кампании?
– В настоящее время создаются совместные комиссии из представителей РЖД и Роспрофжела для разработки нового коллективного договора на 2008 – 2010 годы. Основные гарантии в плане социальной защиты в нем должны быть сохранены. А какие предложения с мест найдут в нем отражение, говорить пока рано, потому что некоторые вынесенные на обсуждение проблемы должны решаться в рабочем порядке в тесном взаимодействии с руководством компании.
Единственное, что можно сейчас сказать, – идет такая проработка текста, чтобы пункты нового колдоговора были более конкретизированы и понятны каждому работнику.

Беседовала
Елена ФИЛАРЕТОВА


Некоторые критические замечания дорог (по результатам колдоговорной кампании-2006)
    Калининградская ЖД:
      Бытовые условия для работников путевого хозяйства не соответствуют современным требованиям.
      Не решена проблема с дополнительным отпуском за вредные условия труда машинистам и помощникам машинистов железнодорожных строительных машин ССПС.
      Не решен вопрос о пенсионерах, которые ушли на пенсию из дошкольных учреждений дороги до 01.09.04. Зарплата работников НДОУ ниже уровня в муниципальных детсадах.

    Московская ЖД:
      Требуется разработать и внедрить новую форменную одежду и спецодежду.
      Ветеранов, ушедших на пенсию из предприятий и организаций МПС до 1 октября 2003 года, оставить в ветеранских организациях дороги с перечислением средств за счет образованных филиалов ОАО «РЖД».

    Северная ЖД:
      Для закрепления кадров на железнодорожном транспорте необходим механизм стимулирования работников за стаж.
      Увеличить на 50% размер единовременного поощрения в связи с уходом на пенсию работникам, награжденным знаком «Заслуженный работник транспорта».
      Увеличить норму выдачи пригородных и разовых билетов для проезда по личным надобностям работникам, имеющим трех и более детей.

    Западно-Сибирская ЖД:
      Для усиления материальной заинтересованности монтеров пути в обеспечении безопасности движения включить эту профессию в перечень для выплаты вознаграждения за безаварийную работу.
      Пересмотреть порядок подготовки машинистов в дорожных технических школах (круглогодично).

    Восточно-Сибирская ЖД:
      В связи с закрытием 5 детских лагерей дорога совместно с дорпрофсожем приняла решение о развитии лагеря «Сибиряк» до 540 детей в смену с круглогодичным режимом работы. Для строительства дополнительных корпусов, столовой, бани и прочего выделить инвестиции в сумме 235 млн руб.
      Проблема с обеспечением мест в детских садах.

    Южно-Уральская ЖД:
      Монтеров пути и ремонтников искусственных сооружений внести в список профессий, получающих вознаграждение за обеспечение безопасности движения поездов.
      Машинисты железнодорожных строительных машин и операторы дефектоскопных тележек работают в условиях воздействия вредных факторов (шум, вибрация и др.) и не имеют пенсионных льгот.
      Внести в колдоговор положение, что уполномоченные по охране труда могут быть наказаны или уволены по инициативе администрации только после согласования с проф­органом.
      Пенсионеры, проживающие в населенных пунктах, где нет медучреждений компании, должны иметь право протезировать зубы по месту жительства с оплатой за счет дороги или получать соответствующую компенсацию.

ОАО «ПФГ Росвагонмаш» сообщает

Открытое акционерное общество «Производственно-финансовая группа «Русское общество содействия вагонному машиностроению» (ОАО «ПФГ Росвагонмаш»), ОГРН 1027700066041, сообщает об изменении наименования Общества в связи с внесением изменений в учредительные документы:

Новое наименование Общества:

    Полное:
      на русском языке: Открытое акционерное общество «Торговый дом РЖД»;
      на английском языке: Joint Stock Company «RZD Trading Company»;

    Сокращенное:
      на русском языке: ОАО «ТД РЖД»;
      на английском языке: JSC «RZD Trade»


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31