16 октября 2021 04:59

Киловатты поменяли на километры

На Дальневосточной железной дороге началось строительство железнодорожной линии, которая к осени этого года выведет участок Известковая – Чегдомын из зоны затопления Бурейской ГЭС. Пуск линии в эксплуатацию завершит многолетний спор о том, кто должен финансировать такие проекты.

Протяженность обводной линии составит 29,35 км. Она пройдет по местности со сложным рельефом. Поэтому для ее прокладки потребовалось возвести три больших моста, 14 средних и 24 малых. Работы по укладке пути выполняют ПМС-186 и ПМС-288 ДВЖД.

Проблема переноса участка Известковая – Чегдомын, который входит в состав магистрали, соединяющей Транссиб и БАМ, возникла после пуска первого энергоблока Бурейской ГЭС в 2003 году. При переходе работы ГЭС на полную мощность, а это шесть гидроагрегатов, ее водохранилище будет наполнено до отметки 265 м. В результате участок Известковая – Чегдомын уйдет под воду на глубину 10 м.

Вопрос об источниках финансирования строительства обводной железнодорожной линии стал камнем преткновения между ОАО «РЖД» и РАО «ЕЭС России». Железнодорожная компания отказалась переносить железнодорожную линию за свой счет. Энергохолдинг не соглашался брать финансирование работ на себя.

В декабре 2004 года на заседании правления ОАО «РЖД» вице-премьер российского правительства, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков предложил на паритетной основе вложить в строительство объездного пути средства из трех источников – ЕЭС, РЖД и федерального бюджета. Положительное решение по этому вопросу правительство вынесло в 2005 году. Общие инвестиции в проект были определены в размере 5,87 млрд руб. И теперь он близок к финалу.

По словам заместителя начальника производственного отдела департамента капитального строительства ОАО «РЖД» Владимира Панькина, укладка пути началась по графику, причем параллельно с двух сторон – от Адникана и Нового Ургала. По словам представителя ОАО «РЖД», финансирование идет без сбоев. Причем со стороны государства средства поступают даже с опережением. В июне этого года строители приступят к развитию станции Адникан. В ноябре по новому участку начнется рабочее движение. В следующем году будет сделана дополнительная выправка пути и выполнена окончательная доводка линии.

Начальник пресс-службы ОАО «ГидроОГК» (федеральная генерирующая компания, «дочка» холдинга РАО «ЕЭС России») Евгений Друзяка, в свою очередь, заявил «Гудку», что холдинг заинтересован в своевременном финансировании строительства железнодорожного обхода зоны затопления, потому что пуск последнего, шестого гидроагрегата намечен на октябрь – ноябрь 2007 года. Бурейская ГЭС станет одним из участников проекта экспорта 60 млрд
кВт/ч электроэнергии в Китай, который обсуждается сейчас главой РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом с китайскими энергетиками.

Аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Наталья Сорокина полагает, что начало строительства пути на обходном участке, по сути, является завершением многолетних споров между двумя монополиями и государством о финансовом взаимодействии. Строительство обходного пути предполагалось с самого начала проектирования и дороги, и электростанции, то есть с 70-х годов прошлого века. Но предложенная тогда схема финансирования стала неактуальной.

Руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, в свою очередь, заметил, что конфликт интересов в вопросах разработки генеральных схем развития ЕЭС и РЖД сохраняется до сих пор. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики не учитывает растущих потребностей железнодорожников в электроэнергии. В свою очередь, генеральная схема развития РЖД не учитывает потребности энергетиков в росте перевозок угля. Рост угольной генерации в центральных регионах России повлечет за собой необходимость расширения пропускной способности дорог, а также строительство новых подходов к угольным электростанциям. Затраты на это с учетом расходов на приобретение подвижного состава могут превысить 37 млрд руб.

По мнению Владимира Савчука, стратегическое планирование развития инфраструктурных отраслей должно осуществляться из единого центра, Правительства РФ, с необходимостью более тесного взаимодействия министерств между собой.

Александр ШУГАЕВ
Георгий КУНИЛОВСКИЙ

Телеграмма в номер

Участникам и гостям Второго Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое Партнерство 1520»

Приветствую участников и гостей форума. Отрадно, что ваша представительная встреча становится традиционной и привлекает все большее число участников. Сегодня на повестке дня форума – актуальные вопросы, связанные с состоянием и эффективным развитием железнодорожного транспорта на пространстве колеи 1520 мм, объединяющем транспортную инфраструктуру 17 стран Евразийского континента. Этот единый стандарт дает нам поистине уникальные возможности для совместного решения многих накопившихся проблем, обмена профессиональным опытом, внедрения новейших технологий в перевозочный процесс.

Рассчитываю, что решения, принятые форумом, будут способствовать успешной реализации значительного потенциала национальных транспортных систем, укреплению интеграции и взаимовыгодного сотрудничества в интересах наших стран и народов. Желаю вам успешной работы!

Президент России
В.ПУТИН

Диалог, который объединяет

Вчера в Сочи открылся II Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое Партнерство 1520». Он завершит свою работу 26 мая.

Форум является коммуникационной площадкой, которая позволяет выстраивать диалог между руководителями национальных железнодорожных администраций, лидерами бизнеса (грузоотправителями, инвесторами, машиностроительными, консалтинговыми, логистическими и транспортными компаниями), представителями высших органов власти и международных организаций.

Это крупнейшее ежегодное мероприятие отрасли, на котором обсуждаются глобальные проблемы развития железных дорог с шириной колеи 1520 мм (страны СНГ, Балтии, Монголия и Финляндия). В форуме планируется участие свыше 500 делегатов из почти 30 стран мира.

Первый Международный железнодорожный бизнес-форум «Стратегическое Партнерство 1520» состоялся в мае прошлого года. С идеей проведения форума выступил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин.

Эту инициативу поддержали представители всех государств, которых объединяет стандарт железнодорожной колеи 1520 мм, – России, Казахстана, Украины, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизии, Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии и Монголии.

Глобальная цель форума – объединить интересы производителей и потребителей железнодорожной техники, технологий, перевозочных и инфраструктурных услуг с целью развития общего бизнеса и экономических связей на «пространстве 1520».

Железнодорожникам написали правила

Вчера Госдума РФ на пленарном заседании приняла в первом чтении проект закона «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта общего пользования в РФ».

Законопроект, внесенный Правительством РФ, устанавливает особенности правового регулирования дисциплины труда работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и железнодорожного подвижного состава. В частности, предусматриваются обязательные правила поведения для указанных работников, их трудовые обязанности, особые условия соблюдения ими трудовой дисциплины, меры дисциплинарного воздействия в случае нарушения таких условий, а также основания применения и виды поощрений к работникам железнодорожного транспорта.

Принятие законопроекта в области регулирования дисциплины труда работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и железнодорожного подвижного состава, по мнению правительства, существенно повысит уровень безопасности движения поездов и эксплуатации транспортных и иных технических средств на железнодорожном транспорте, сохранности перевозимых грузов, багажа, грузобагажа, обслуживания пассажиров.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

С акциями НМТП расстаться трудно

Основные владельцы ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) выставили оферту миноритариям на общую сумму 8,25 млрд руб. Однако эксперты сомневаются в том, что мелкие акционеры порта поспешат расстаться с ценными бумагами.

Офшор Kadina Ltd и ООО «Инвест­энерго», подконтрольные председателю совета директоров НМТП Александру Пономаренко и депутату Госдумы РФ Александру Скоробогатько, сделали акционерам порта предложение о добровольном выкупе оставшихся ценных бумаг по цене 1,17 рубля за акцию.

Напомним, что в начале мая НМТП раскрыл акционеров, бенефициаров и держателей акций. Контрольный пакет акций НМТП – 52,9% – принадлежит Kadina Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. ООО «Инвестэнерго» принадлежат 10,46% акций НМТП. Таким образом, обе структуры владеют 63,3% акций НМТП. 16% находятся в доверительном управлении ОАО «РЖД». Государству принадлежат 20% акций. Миноритарии, среди которых сотни физических и юридических лиц, в общей сложности владеют 16,7 % акций НМТП. Оферта действует до 27 июля.

В пресс-службе НМТП «Гудку» сообщили, что для Kadina Ltd публикация оферты – соблюдение закона, в то время как миноритарные акционеры имеют право воспользоваться этим предложением или нет. Оценка стоимости акций была проведена независимым оценщиком и согласована с государством не только как с акционером порта, но и как с органом, контролирующим выполнение норм закона. Никаких переговоров о вероятной продаже пакета акций после возможного увеличения пакета Kadina Ltd не вела и не ведет.

Аналитик ИК «Тройка Диалог» Анастасия Вечирко не видит смысла в опасениях участников рынка, связанных с тем, что Александр Пономаренко и Александр Скоробогатько, выставив оферту, завладеют всеми акциями, включая госпакет, а затем продадут стратегический порт. По ее мнению, для этого нет никаких оснований. Капитализация НМТП составляет $1,294 млрд. Сумма оферты в полтора раза ниже рыночной цены акций порта. Поэтому вряд ли с акциями расстанутся миноритарии, не говоря уже о государстве. Кроме того, акционеры порта связаны многими договорами, в том числе с РЖД, которые предусматривают неприкосновенность госпакета.

«Гудок» уже писал, что, взяв в управление 16% акций НМТП, ОАО «РЖД» приступило к разработке проектов по развитию портовой железнодорожной инфраструктуры. Как заявили «Гудку» в департаменте корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД», компании нет смысла реагировать на увеличение или уменьшение количества акций у основных владельцев НМТП. Это никак не повлияет на планы РЖД. «ОАО «РЖД» имеет прочные договоренности с акционерами порта и госорганами о количестве бумаг, которые находятся в управлении компании. Уменьшать или увеличивать это количество нецелесообразно, потому что оно оптимально, и права компании в соответствии с заключенными между ОАО «РЖД» и НМТП договорами не будут ущемлены», – уверен собеседник «Гудка».

Александр ВЕТРОВ

РЖД разведут учет

До 1 июля будет утвержден порядок раздельного финансового учета в ОАО «РЖД». Это сделает компанию более прозрачной и управляемой, считают эксперты.

Разрабатывать «Порядок раздельного учета», в соответствии с распоряжением председателя правительства Михаила Фрадкова, будет Минтранс. Раздельный учет доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ будет применяться для формирования отчетности ОАО «РЖД».

«Порядок» Минтранс будет согласовывать с Министерством экономического развития и торговли, Министерством финансов, а также Федеральной службой по тарифам и Федеральной антимонопольной службой.

Заместитель начальника управления экономики и финансов Федерального агентства железнодорожного транспорта Виктор Черкашин сообщил «Гудку», что для подготовки «Порядка раздельного учета» уже сформирована рабочая группа из чиновников заинтересованных ведомств и сотрудников ОАО «РЖД».

Директор департамента государственной политики в области железнодорожного транспорта Минтранса России Хасян Зябиров рассказал, что 22 мая на заседании рабочей группы проект «Порядка раздельного учета» был рассмотрен и в него внесены незначительные изменения. «Я уверен, мы утвердим его в установленный срок до 1 июля», – заявил он.

Говорить о деталях документа чиновники отказались. Получить комментарий в ОАО «РЖД» вчера не удалось.

«Раздельный финансовый учет в ОАО «РЖД» должен был быть налажен еще на первом этапе реформы, – говорит эксперт-аналитик отдела исследования железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Сергей Величко. – Он был необходим для принятия обоснованных решений о мероприятиях дальнейших этапов реформы».

Но в тот момент, по словам Сергея Величко, для этого были использованы методики МПС. По ним затраты компании делились по десяти составляющим: инфраструктурные издержки, грузовые перевозки, пассажирские перевозки в дальнем следовании и пригородные, диспетчеризация, услуги локомотивной тяги, строительство инфраструктуры, ремонт подвижного состава, НИОКР и содержание объектов социальной сферы. «Данные на выходе совершенно не показательны, – говорит Сергей Величко. – Так, услуги инфраструктуры приносят лишь 0,5% доходов компании за 2005 год». Новую попытку государства – единственного акционера ОАО «РЖД» – наладить раздельный финансовый учет в компании он связывает с политикой повышения эффективности управления госактивами.

С ним согласна и аналитик ИК «ЦентрИнвест Секьюритис» Наталья Сорокина. «Вывод того же «ТрансКонтейнера» на IPO требует адекватной оценки стоимости компании, которая не будет замутняться трансфертным ценообразованием и платежами внутри группы РЖД», – говорит она.

Все опрошенные «Гудком» эксперты уверены, что на внедрение раздельного учета ОАО «РЖД» потребуется не меньше года. «Внедрение тянет за собой реструктуризацию финансовых и бухгалтерских служб, – говорит заместитель генерального директора аудиторско-консалтинговой компании «ФинЭкспертиза» по аудиторской практике Оксана Тимонина. – Точные сроки зависят от степени готовности предприятия и персонала».

Павел АРАБОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31