05 декабря 2021 20:53

У компании и работников взаимные обязательства

В конце февраля этого года исполнилось 15 лет со дня принятия первого Отраслевого тарифного соглашения по железнодорожному транспорту, которое положило начало созданию реального механизма защиты интересов работников отрасли. Теперь в компании действует коллективный договор – более совершенный правовой акт. По словам начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрея Быкова, договор играет ключевую роль в обеспечении стабильной работы трудовых коллективов.

– Основным принципом договора является взаимная заинтересованность и усиление социальной ответственности между работодателем и работниками за результаты производственно-экономической деятельности компании. И на этой основе – обеспечение роста благосостояния ее работников и уровня их социальной защищенности. Таким образом, уровень социальной защиты и объем социальных гарантий поставлены в прямую зависимость от результативности и эффективности работы компании.

Благодаря социально-трудовой системе, основанной на социальном партнерстве, ОАО «Российские железные дороги» показывает высокую эффективность транспортной работы, полностью удовлетворяет растущий спрос экономики и населения страны на перевозки, осуществляет расширенное воспроизводство основных фондов и обеспечивает финансовые обязательства перед государством и завоевало имидж надежного финансового партнера.

Среднемесячная заработная плата работников компании, занятых на перевозках, возросла на 16,3% к уровню прошлого года и составила 14442 руб. Рост реальной заработной платы составил 6% при росте производительности труда на 7,1%.

Обязательства коллективного договора ОАО «РЖД» за 2006 год в части индексации заработной платы выполнены.

При росте потребительских цен за 2006 год (декабрь к декабрю) на 9% заработная плата проиндексирована: в мае 2006 года – на 5%, в августе 2006 года – на 1,1%, в ноябре 2006 года – на 1%, в феврале 2007 года – на 1,7%.

В I квартале 2007 года работникам ведущих профессий, внесшим наибольший вклад в обеспечение безопасности движения поездов в 2006 году, было выплачено единовременное вознаграждение за безаварийную работу в сумме 2 млрд руб.

Принято решение о выделении дополнительных средств на повышение реальной заработной платы работников железных дорог, заводов, структурных подразделений Федеральной пассажирской дирекции и Центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов. На эти цели в бюджете было предусмотрено 4348,7 млн руб.

Размер единовременного поощрения в среднем на одного работника составил 4100 руб.

С 1 апреля текущего года введено новое «Положение об оплате труда работников ОАО «РЖД». Его основополагающим принципом является значительное повышение гарантированной части заработной платы работников и доведение минимального размера оплаты труда в компании до законодательно установленного прожиточного минимума в Российской Федерации. С этой целью в коллективный договор ОАО «РЖД» внесены необходимые изменения.

Не все благополучно с использованием рабочего времени. Количество сверхурочных часов, отработанных в 2006 году работниками сети железных дорог, увеличилось к аналогичному периоду 2005 года на 451 тыс. часов и составило 9,77 млн часов, из них 8,95 млн сверхурочных часов (91,7% от общего количества) отработано в локомотивном хозяйстве, 0,5 млн часов (5,1%) – в хозяйстве перевозок, 0,15 млн часов (1,5%) – в хозяйстве пригородных перевозок. В 2006 году сумма доплат за сверхурочную работу в целом по сети составила более 240,7 млн руб.

Безопасность движения. Принимаемые меры по обеспечению безопасности движения поездов в 2006 году в целом по сети позволили на 5% снизить общее количество случаев брака в работе. Снижение достигнуто на всех железных дорогах, кроме Московской. На мероприятия по охране труда по всем источникам финансирования израсходовано 5,8 млрд руб., или 1,2% от суммы эксплуатационных расходов. Из них на приобретение спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты израсходовано более 1,6 млрд руб., на мероприятия по снижению травматизма направлено свыше 2,2 млрд руб.

В пересчете на одного работника в среднем по сети железных дорог расходы на охрану труда составили 5,8 тыс. руб. (в 2005-м – 5,5 тыс. руб.).

В 2006 году годовой план проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в ОАО «РЖД» в целом выполнен. Аттестация проведена на 100 тыс. рабочих местах (около 20% общей численности), на которых работает 222,4 тыс. человек. Приведено в соответствие с требованиями норм охраны труда свыше 13 тыс. рабочих мест, улучшены условия труда на 31 тыс. рабочих мест.

Исключительно важное место в коллективном договоре отводится решению жилищной проблемы. В 2005 году ОАО «РЖД» на специальном заседании правления была рассмотрена жилищная политика компании и утверждены Концепция жилищной политики на 2005 – 2007 годы и на период до 2010 года и документы, необходимые для ее реализации. Реализация концепции осуществляется по двум направлениям:
Первое направление – создание жилищного фонда компании (ЖФК) для обеспечения производственно-технологической потребности и определение порядка и условий проживания работников ОАО «РЖД» в этом фонде. Программа предусматривает формирование ЖФК в объеме 866 тыс. кв. м.

Второе направление – создание доступных условий для приобретения (строительства) работниками ОАО «РЖД» жилых помещений в собственность. Для этого ОАО «РЖД» предусмотрело оказание корпоративной поддержки работникам. Сформирован учет лиц, нуждающихся в такой поддержке.

Жилые помещения продаются работникам ОАО «РЖД» с рассрочкой платежа на 10 – 15 лет под ставку 1 – 2% годовых. В 2005 году на осуществление данной программы в ОАО «РЖД» было выделено 2,1 млрд руб. и построено около 3 тыс. квартир.

Улучшение жилищных условий пенсионеров предусматривается через механизм продажи им жилых помещений в кредит с рассрочкой платежа. Для реализации этого механизма можно продать часть профинансированных за счет заемных средств жилых помещений по кредитам банка, а высвобожденные таким образом финансовые ресурсы направить на строительство жилья исключительно для пенсионеров отрасли и продавить им эти жилые помещения в кредит с рассрочкой платежа.

Особое внимание уделено молодым и многодетным семьям. Так, для многодетных семей (трое и более детей) предусмотрены безвозмездные субсидии до 70% стоимости жилого помещения. Работникам ОАО «РЖД» предусмотрены субсидии на выплату задолженности по приобретенному жилому помещению в размере стоимости 10 кв. м – при рождении первого ребенка, 14 кв. м – при рождении второго ребенка и 18 кв. м – при рождении третьего и последующих детей.

Ни у одной компании страны нет программы такого масштаба. И темпы работы в этом направлении будут нарастать.

Общие расходы ОАО «РЖД» по выполнению положений коллективного договора в области здравоохранения в 2006 году составили 10,2 млрд руб., в том числе на медицинскую помощь членам семей и пенсионерам железнодорожного транспорта – 3 млрд руб. (105,6% к уровню 2005 года).

Итоги конференций, прошедших в феврале – марте текущего года, показали, что принятые коллективным договором ОАО «РЖД» на 2006 год обязательства в основном выполнены. Расходы на реализацию обязательств договора в целом по компании составили 80,3 млрд руб. Средняя стоимость социального пакета (с учетом оздоровления в домах отдыха и санаториях, медицинского обслуживания и других социальных гарантий) на одного работника в год составила 31,1 тыс. руб., неработающего пенсионера – 5,9 тыс. руб.

В минувшем году независимо от трудовой пенсии свыше 117 тыс. неработающих пенсионеров компании получили через пенсионный фонд «Благосостояние» дополнительно корпоративную пенсию, средний размер которой составляет 1647 руб. Более 600 тыс. ветеранов получают ежемесячно материальную помощь через благотворительный фонд «Почет».

Принята и реализуется комплексная программа «Молодежь ОАО «РЖД», которая предусматривает развитие Малых железных дорог, гранты для студентов и молодых ученых, специальные меры по закреплению в компании молодых специалистов и по обеспечению их профессионального роста.

Это продуманная и осознанная политика нашей компании. Финансирование социального блока – это не обуза, не благотворительность, а жизненная необходимость, связанная с вхождением нашей компании в рынок.

При этом следует помнить: как у компании есть обязательства по отношению к каждому работнику, трудовому коллективу, так и у работников есть обязательства по отношению к своей компании. И компания вправе рассчитывать на эффективное и неукоснительное выполнение этих индивидуальных и коллективных обязательств.

Из доклада начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Андрея БЫКОВА на совместном заседании правления ОАО «РЖД» и президиума ЦК профсоюза


Справка «Гудка»
    Заработная плата работников ведущих профессий и основных производственных групп в целом по сети за 2006 г. составила: у локомотивных бригад – 19947 руб.; на текущем ремонте и техническом обслуживании локомотивов – 12799 руб.; электромонтеров контактной сети – 12546 руб.; на техническом обслуживании и текущем ремонте грузовых вагонов – 13615 руб.; штата по формированию поездов – 13808 руб.; на текущем содержании пути – 13216 руб.; электромехаников СЦБ – 16245 руб.; электромехаников связи и вычислительной техники – 15252 руб., приемосдатчиков груза и багажа – 11506 руб.; товарных кассиров – 11869 руб.

    В подавляющем большинстве регионов страны заработная плата железнодорожников выше средней по промышленности. Лишь в 14 регионах из 76, в которых расположены структурные подразделения железных дорог, есть отставание по уровню оплаты труда, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Новгородской, Белгородской, Липецкой, Курской, Иркутской, Амурской, Томской, Тюменской (включая автономные округа), Сахалинской областях, республиках Коми и Якутия.

Проблемы там, где начальник – формалист

В соответствии с коллективным договором в филиалах и структурных подразделениях компании в феврале – марте 2007 года прошли конференции работников по подведению итогов выполнения коллективного договора ОАО «РЖД» и коллективных договоров филиалов и других структурных подразделений.

В отчетных докладах и выступлениях отмечалось, что положительная динамика производственной деятельности компании позволила в основном выполнить обязательства коллективного договора. Такое же заключение сделала двусторонняя комиссия ОАО «РЖД» и профсоюза.


Оплата труда

Производительность труда выросла на 7,1%, значительно увеличены доходы компании, что позволило ежеквартально индексировать тарифные ставки, должностные оклады. Однако по отдельным районам стали проявляться проблемы укомплектования кадрами массовых профессий. Так, в Санкт-Петербурге соотношение уровня заработной платы на дороге с регионом составляет 0,8, текучесть кадров –14,3%, на Сахалине соотношение – 0,6, текучесть – 20,2% (2005 год – 19,3%), выше среднесетевой текучесть на Калининградской, Северной, Свердловской железных дорогах.

Аналогичная ситуация стала возникать по учреждениям здравоохранения, где заработная плата ниже, чем в регионах.

Абсолютное большинство работников компании честно и добросовестно выполняют свои обязанности, и результаты говорят об этом. Однако имеются случаи нарушений трудовой и производственной дисциплины.

За год уволено 3948 нарушителей трудовой дисциплины (рост на 29,8% к уровню прошлого года), отстранено по признакам опьянения 196 машинистов и помощников (рост 17%), в том числе 86 работников бригад на Северной, 24 – на Куйбышевской, по 19 – на Свердловской и Красноярской дорогах. За пьянку и прогулы мера одна – увольнение, и позиции руководства и профсоюза одинаковы.


Охрана труда

В 2006 году на мероприятия по охране труда выделено 4,2 млрд руб., или 0,9% от эксплуатационных расходов при нормативе 0,7%.

Уровень производственного травматизма по сравнению с 2005 годом снизился на 18%, по количеству погибших – на 2%. Всего по ОАО «РЖД» в 2006 году травмировано 757 человек, из них 96 человек – со смертельным исходом. На фоне общего снижения производственного травматизма допущен рост несчастных случаев со смертельным исходом на Свердловской железной дороге – с 7 до 9 случаев, Северной – с 5 до 7 случаев, Приволжской – с 2 до 5 случаев, Северо-Кавказской – с 1 до 4 случаев.

Несмотря на неоднократные требования ОАО «РЖД» и Роспрофжела начальники железных дорог, отделений, служб и структурных подразделений, председатели профсоюзных комитетов допускают формализм в профилактике производственного травматизма и контроле за выполнением технологий безопасного производства работ, не выполняют в полном объеме и не требуют от подчиненных выполнения норм и правил по охране труда, нормативов участия в работе по охране труда.

Мероприятия договора по обеспечению спецодеждой и спецобувью работников выполнены полностью. Однако имеются случаи поставки спецодежды и спецобуви ненадлежащего качества, несвоевременности обеспечения работников необходимыми видами средств индивидуальной защиты.

В профсоюзных организациях структурных подразделений ОАО «РЖД» создано и работает 3090 комитетов (комиссий) по охране труда и 39389 уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.


Сверхурочная работа

В 2006 году в хозяйствах ОАО «РЖД» допущен рост сверхурочных часов на 6,4%.

В 2006 году уже 15,9% численности локомотивных бригад сети дорог отработали сверхурочно свыше 120 часов в год. Причем на Свердловской железной дороге это более 50% общей численности локомотивных бригад, 800 работников локомотивных бригад отработали свыше 360 часов сверхурочно каждый.

Но при большом количестве сверхурочных часов, отработанных локомотивными бригадами, непроизводительные потери составили 23348,6 тыс. часов, в 2,6 раза превышают сверхурочные.

Неблагополучное положение с режимом труда и отдыха у проводников вагонов: сверхурочные составили 132 тыс. часов. Часы перенесенного летнего отдыха за 2006 год составили 2,9 млн часов, при этом летние перевозки планируется осуществлять с недобором работников к штату на 10%.


Правозащита

Правовой инспекцией труда Роспрофжела в 2006 году проведена 3401 проверка соблюдения трудового законодательства и коллективных договоров. По результатам этих проверок внесено 2640 представлений об устранении нарушений трудового законодательства. В течение 2006 года по требованию правовой инспекции труда восстановлены на работе 139 необоснованно уволенных работников, что на 54,4% больше, чем в 2005 году (90 человек).

Однако продолжают иметь место нарушения трудового законодательства и коллективных договоров, как и в 2005 году, в отчетном 2006 году продолжалась тенденция увеличения числа нарушений по всем показателям правоприменительной деятельности хозяйственных руководителей в области трудовых отношений.

Массовый характер носят нарушения трудового законодательства при привлечении работников к дисциплинарной ответственности. В течение 2006 года по требованию правовой инспекции труда отменено 1873 необоснованно примененных дисциплинарных взыскания, что на треть больше, чем в 2005 году.

По требованию правовой инспекции труда профсоюза дополнительно начислено и выплачено 93,2 млн руб.


Социальная сфера

В полном объеме реализованы предусмотренные договором обязательства по предоставлению бесплатного проезда, санаторно-курортного лечения работникам компании и пенсионерам. В 2006 году бесплатными билетами воспользовались более 1 млн 100 тыс. человек.

Работники, члены их семей, пенсионеры получают полный пакет медицинских услуг в соответствии с территориальными программами обязательного медицинского страхования и договорами о добровольном медицинском страховании.


Центры медицинской реабилитации (ЦМР)

В компании 46 центров медицинской реабилитации локомотивных бригад, они сегодня остались на балансе железных дорог, а их медицинский персонал стал относиться к НУЗ ОАО «РЖД».

Из-за недостаточного объема финансирования по фонду заработной платы работников ЦМР, так как данный персонал не относится к лечебному, а статьи «реабилитация» нет, произошло сокращение штатной численности работников. По этой причине, например, невозможно укомплектовать персоналом уже оборудованный центр медицинской реабилитации локомотивного депо Бекасово (Московская железная дорога).

Из доклада председателя Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николая НИКИФОРОВА на совместном заседании правления ОАО «РЖД» и президиума ЦК профсоюза


    Президиум ЦК предлагает считать коллективный договор выполненным практически в полном объеме как со стороны администрации, так и работников и профсоюзных органов.
    От имени президиума Центрального комитета профсоюза благодарю президента, правление, руководителей департаментов, железных дорог и других филиалов за хорошее партнерское взаимодействие в решении социальных вопросов на основе выполнения установленных производственных показателей.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31