07 декабря 2021 07:02

«Промтрактор» выбрал застройщика

ЗАО «Промтрактор-Вагон» (входит в концерн «Тракторные заводы») выбрало генподрядчика для строительства завода по выпуску грузовых вагонов. Предприятие, которое будет выпускать более 7 тыс. вагонов, начнет работу в следующем году и выйдет на проектную мощность к 2010 году.

В пресс-службе концерна «Тракторные заводы» «Гудку» сообщили, что победителем тендера стал консорциум фирм во главе с холдингом «Голицын». Окончание строительства запланировано на апрель 2008 года. Уже начались земельные работы. Японской корпорацией Nippon Shario подготовлены полный перечень необходимого для оснащения завода оборудования и проект по технологии производства вагонов. Работы идут под контролем ОАО «РЖД».

«Гудок» уже сообщал, что ЗАО «Промтрактор-Вагон» (г. Канаш, Чувашия) стало первым проектом РЖД и частных инвесторов (ОАО «Промтрактор» входит в концерн «Тракторные заводы») по созданию производства для строительства грузового подвижного состава. Соглашение о реализации проекта было подписано в декабре 2005 года между ОАО «РЖД», правительством Чувашии и ОАО «Промтрактор» по итогам тендера, в котором победило ЗАО «Промтрактор-Вагон» (100-процентная «дочка» ОАО «Пром­трактор»). Предприятие будет выпускать новые полувагоны, разработанные по проекту ОАО «РЖД» на основе японских технологий. В прошлом году «Промтрактор-Вагон» подписал контракт с японской компанией Nippon Sharyo на проектирование производства полувагонов.

Инвестиции в развитие производства превысят 1,9 млрд руб. Из них 1,779 млрд руб. будет направлено на создание новых производственных площадей, 141,5 млн руб. – на модернизацию имеющейся ремонтной базы.

«Гудок» уже сообщал о том, что условия, в которые поставил ОАО «РЖД» «Уралвагонзавод» (УВЗ), выпуская в течение последних лет некачественную продукцию, вынудили компанию искать альтернативных поставщиков подвижного состава.

Помимо ЗАО «Промтрактор-Вагон», ОАО «РЖД» изучает возможности Мордовской вагоностроительной компании (МВК), с тем чтобы довести ежегодный выпуск вагонов на ее заводах до 9 тыс. ОАО «РЖД» и МВК сейчас рассматривают вопрос о создании совместного производства. По прогнозу вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, при поддержке компании в 2007 – 2008 годах в России помимо УВЗ появятся как минимум три новых крупных вагоностроительных предприятия.

Эксперт ИК «ЦентрИнвест» Максим Иванов считает, что появление новых вагоностроительных предприятий очень актуально и для РЖД, и для частных операторов. Во-первых, у покупателей подвижного состава появится выбор. Во-вторых, новые проекты позволят привлечь в железнодорожное машиностроение новые технологии. В частности, японцы умеют строить вагоны с очень прочным кузовом и повышенной износостойкостью, что весьма актуально для российских условий. Эксперт полагает, что на первом этапе канашский полувагон будет дороже уральского, который стоит около миллиона рублей. Однако спрос на новую технику все равно будет высоким, а цена с появлением на рынке других крупных вагоностроительных заводов снизится.

Александр ШУГАЕВ

Ремонт пути акционируют

В пятницу совет директоров ОАО «РЖД» утвердил концепцию реформирования путевого хозяйства компании. Реформа начнется с создания Центральной дирекции по ремонту пути.

Реформа должна пройти в два этапа. Первый начнется с организации нового филиала компании – Центральной дирекции по ремонту пути, в которую войдут уже созданные ранее дорожные дирекции. После этого создадут четыре дочерних зависимых общества компании. На втором этапе будет акционирована сама Центральная дирекция.

По словам вице-президента ОАО «РЖД» Владимира Воробьева, реформирование создаст организационно-правовые условия для привлечения инвестиций, а также расширит возможности по привлечению средств в развитие материнской компании за счет продажи неконтрольных пакетов акций новых ДЗО.

Президент Национальной ассоциации транспортников России Георгий Давыдов считает, что ситуация для создания дочерних обществ ОАО «РЖД» сейчас благоприятная – те направления рынка, на которых им предстоит работать, растут и инвесторам будут интересны даже миноритарные пакеты акций этих предприятий. Однако для серьезных инвесторов более привлекателен вариант с приобретением контрольных пакетов акций.

Владимир Воробьев полагает, что пакеты акций путеремонтных «дочек» приобретут крупные строительные компании, не связанные с железнодорожным бизнесом. Их заинтересует значительный ассортимент общестроительной продукции, которую производит комплекс путевого хозяйства компании. В частности, на рынке дорожного и жилищного строительства существует дефицит высококачественного щебня.

Председатель исполнительного комитета координационного транспортного совещания стран СНГ Чингиз Измайлов, в свою очередь, сказал «Гудку», что путевой комплекс будет интересен частным компаниям по трем причинам. Во-первых, в связи с большим количеством перспективных проектов по строительству железнодорожных линий в стране частные компании могут рассчитывать на объемные инфраструктурные подряды. Во-вторых, не надо забывать о том, что в железнодорожном тарифе есть инфраструктурная составляющая, а это тоже немалые доходы. Кроме того, в железнодорожной отрасли есть квалифицированные специалисты, которые являются очень ценным ресурсом для строительной отрасли.

В качестве крупного претендента на приобретение долей в будущих дочерних предприятиях или покупателя предприятий эксперт назвал строительную компанию «Трансстрой». По мнению Чингиза Измайлова, компания, которая создала специализированную инжиниринговую «дочку», уже показала себя при строительстве множества подъездных путей, а также небольшого количества магистральных. Эксперт уверен, что этой и ряду похожих компаний инфраструктурный железнодорожный бизнес будет вполне интересен.

По информации «Гудка», среди возможных покупателей акций фигурируют ООО «Северо-Западная строительная компания» – на Октябрьской железной дороге, а также ООО «Волга» – на Приволжской дороге и ОАО «Донтрансстрой» на Северо-Кавказской железной дороге.

Всеволод КОЛУПАЕВ


Справка «Гудка»
    В ремонтный комплекс путевого хозяйства ОАО «РЖД» входят 213 предприятий. Среди них – 152 путевые машинные станции (ПМС), 18 рельсосварочных поездов, 21 завод по производству щебня, 12 шпалопропиточных заводов, 9 железобетонных заводов и Новосибирский стрелочный завод. Основные средства составляют 22,1 млрд руб. Общая численность работников ПМС – 51,2 тыс. человек.

    Объем выпуска рельсосварочных поездов – 7,8 тыс. км пути. В 2006 году щебеночные заводы произвели 8,6 млн тонн щебня. Численность работников заводов – 3174 человека, объем основного фонда – 1233 млн руб.

    На шпалопропиточных заводах компании в прошлом году было произведено 7,4 млн шпал. Численность работников – 9732 человека, объем капитализации – 2434 млн руб. Железобетонные заводы ОАО «РЖД» в 2006 году выпустили 8,1 млн шпал. Численность работников – 7026 человек. Основные средства – 3361 млн руб.

Правовое поле требует регламента

Владимир Прокофьев, президент Ассоциации перевозчиков и операторов железнодорожного подвижного состава (АСКОП):

– В настоящее время операторы, имеющие собственные вагоны и локомотивы, формируют полноценные маршруты. Однако законодательное обеспечение этой сферы деятельности отсутствует. Правительственное постановление «Об основах правового регулирования деятельности операторов и их взаимодействия с перевозчиками», разработанное в Федеральной антимонопольной службе России, до сих пор не принято. В то же время из ОАО «РЖД» уже выделены дочерние операторские компании («ТрансКонтейнер», «Рефсервис»), на очереди – грузовая компания. Для их работы с перевозчиком и владельцем инфраструктуры необходимо правовое поле.

Нужно законодательно закрепить вопрос взаимодействия оператора железнодорожного подвижного состава с перевозчиком и владельцем инфраструктуры. В том случае если перевозки осуществляются с использованием вагонов, локомотивов, поездных формирований оператора.

Требуют также решения проблемы ответственности перевозчика или владельца инфраструктуры за некачественное выполнение работ по техническому обслуживанию подвижного состава операторов в пути следования, порядка подачи операторами претензий, размера возмещения ущерба.

Нужно установить исчерпывающий перечень обязательных к заключению договоров между участниками перевозочного процесса. Например, на услуги инфраструктуры, об организации перевозок, на подачу-уборку вагонов, на эксплуатацию подъездного пути. Кроме того, необходим договор о расчетах за перевозки. Хотя в Уставе нет такого договора, ОАО «РЖД» его требует.

Нет в Уставе и соглашения с технологическим центром по обработке перевозочных документов (ТехПД), но РЖД требует и этот документ. Нужно передать функции по выдаче разрешений на перевозку грузов на особых условиях от перевозчиков в независимую службу в структуре федерального органа исполнительной власти.

Предстоит ликвидировать существующие несоответствия между отдельными статьями Устава. Например, согласно статье 94 Устава в случае неправомерного отказа в согласовании заявки на перевозку перевозчик несет ответственность. Она предусмотрена договором об организации перевозок грузов. Однако в соответствии со статьей 10 Устава заключение этого договора не является для перевозчика обязательным. А если нет договора, нет и ответственности.

Фото предоставлено АСКОП