15 октября 2021 23:40

Здесь была Анна К.

Название этой маленькой подмосковной станции – Обираловка – читающий мир узнал благодаря гению Льва Толстого и самоубийству героини его романа. Человек начитанный, услышав о станции Железнодорожная, сразу процитирует одну из самых роковых реплик русской литературы: «До Обираловки прикажете?» Потому что именно до Обираловки взяла свой последний билет на поезд героиня Льва Толстого. Именно в Обираловке у вокзальной водокачки закончила Анна Каренина свою недолгую жизнь.

Сомнительное название Обираловка на гордо-индустриальное Железнодорожная станция сменила в 30-х годах ХХ века. После того, как здесь было построено электродепо. Но до этого несколько столетий окрестные леса кишели грабителями, охочими до богатых купцов, едущих в Москву и обратно по Владимирской дороге. Чтобы избавить местность от позора, в ХIХ веке сюда даже специально переселили положительные, «крепкие» крестьянские семьи. Только положительные крестьяне быстро нашли общий язык и общее дело с лесными «робин гудами», и разбойничий томительный свист раздавался вокруг Обираловки почти до конца Х1Х века.

Станцией, а точнее вокзалом 4-го класса, деревенька Обираловка стала в 1862 году, когда за три года сквозь разбойничьи глухие леса и болота рабочие с лопатами и топорами построили железную дорогу Москва – Владимир. Была она однопутная, медленная и не самая передовая.

Вот что писал о ней Главный инспектор частных дорог генерал-майор Дельвиг: «Публика жалуется на отсутствие отхожих мест в вагонах и дурное устройство их на станциях. Стоянка поезда 2 минуты недостаточна. Обращение агентов Общества с пассажирами невероятно грубо. На станциях слышал неоднократно бранные слова между служащими. Станции содержатся невероятно грязно».

После такого доклада Обираловка стала типичной станцией 4-го класса: с деревянным одноэтажным вокзалом, уютным (с теплым ватерклозетом) залом для пассажиров 1-го класса и иконой при входе. Деревянный вокзал простоял, кстати, до 70-х годов XX века.

Самый дешевый билет от Москвы стоил 25 копеек. Но Анна Каренина. конечно же, ехала в вагоне 1-го класса и заплатила аж 60 копеек. Цена нешуточная: шкалик водки (60 г) вместе с огурцом обходился в трактире в 5 копеек, а четверть картофеля на ярмарке (почти 210 кг) – в 1 рубль 70. Впрочем, Анна Каренина свою любовь на картошку и шкалики не мерила.

Что же касается товарного поезда-убийцы, то паровоз был, он наш, отечественный, сделанный на Александровском литейном заводе, и передвигался со страшной скоростью 20 километров в час.

Лев Николаевич Обираловку хорошо знал. Недалеко от станции, в местечке Кучино, находилась усадьба родственника его жены – тайного советника, президента Российского общества садоводов и известного благотворителя Рюмина. Толстой бывал в этой большой и шикарной усадьбе. К сожалению, ныне от роскошного дома сохранились лишь мраморная лестница и приблизительное его изображение в краеведческом музее города Железнодорожный.

В 1904 году известный ученый и богач Дмитрий Рябушинский основал в усадьбе Аэродинамический институт, где Николай Жуковский с учениками работал над созданием первых российских аэропланов. Основное здание усадьбы снесено в 1965 году, и на его месте построена железобетонная коробка Метеорологического техникума. Ныне колледжа.

Знаменитый же институт продолжал работать в симпатичном деревянном флигеле. В 2004 году он даже широко отметил свое 100-летие. А в 2005-м взял да и сгорел. С третьей попытки. Уж больно в Кучине красивые места.

Обираловка, она же Железнодорожный, вообще город-воспоминание. Сразу после войны под руководством знаменитого архитектора Жолтовского в Железнодорожном был построен город-сказка. Реальный город-сказка. Называлась сказка Жилгородок и делалась для волшебной жизни работников Главного управления аэродромного строительства. 65 двухэтажных деревянных домов с ажурными балкончиками, деревянными птицами и цветами, крылечками, к тому же изумительно раскрашенными. 65 не похожих друг на друга теремов.

Сам великий кинопреобразователь действительности Иван Пырьев снимал в Жилгородке свое размашистое «Сказание о земле Сибирской».

Увы, за шестьдесят прошедших лет без ухода и ремонта деревянные избушки покосились, краски стерлись, резное кружево сгнило. И никто здесь не переживал, когда волшебные теремки стали быстро заменяться вездесущими многоэтажками. Теперь от Жилгородка – только ворота сталинского ампира и несколько избушек почерневших.

Жизнь граждан Железнодорожного – это вечная борьба. С утра – за место в электричке в Москву, где они в основном работают, вечером – за место из Москвы.

Или ежедневные штурмовые действия не располагают к прекрасному, или горожане прекрасным питаются в других местах, но даже самого захудалого театра нет в этом городе, который по численности населения сопоставим со столицей небольшого европейского государства.

Вся культурная и историческая мощь Обираловки сосредоточена в нескольких небольших комнатах необычайно насыщенного краеведческого музея. Его директор Наталья Сотникова борется за каждую пядь бывшей Обираловки. Поэтому в музее есть все: от зуба мамонта, который когда-то пасся здесь, до экспозиции, посвященной жизни и смерти Анны Карениной. И все это с помощью 4 сотрудников и зарплат, которым не позавидует самый неудачливый такжикский строитель.

Каренинскую экспозицию украшает паровоз. Но не простой и только на первый взгляд имеющий к Анне формальное отношение. Паровоз был преподнесен благодарными служащими первому начальнику станции Обираловка Ивану Николаевичу Цветкову в честь 30-летия его директорства. То есть если бы фантазии Толстого были реальны, именно Цветков объяснялся бы с полицией по случаю гибели хорошо одетой молодой женщины под колесами товарняка.

Но подарочный паровоз уникален не этим. Это паровоз-самовар. Растапливался спиртовкой. Когда кипел, начинал давать гудки и отправлялся в путь по столу, предлагая гостям кипяток и сахар.

Работники музея чай из него не пьют. Боятся. Вещь уж больно раритетная, вдруг какая пружина лопнет.

Пожалуй, два объекта ныне в Обираловке – основа, правда, вера и незыблемость – это локомотивное депо и храм.

Храм Преображения Господня в Саввине – один из самых красивых в России. Потому что есть в нем фаянсовый иконостас. Точнее, фаянсовый оклад для иконостаса. Выглядит совершенно непривычно. Золото-лазорево-розовый. Сверкающий и воздушный. Поставлен в начале ХХ века. Сделан Товариществом знаменитого фарфорщика Кузнецова. Таких иконостасов Кузнецов успел выпустить только 38 штук. До наших дней совсем единицы дошли.

Вот недавно подобный восстановили в Верхотурском мужском монастыре. Там после революции помещалась колония для малолетних. Криминальные тинейджеры соревновались, кто больше разобьет религиозных завитков. Управились быстро.

Электродепо станции Железнодорожная – хозяйство серьезное. Здесь даже собственный музей есть, которому завидует директор краеведческого Наталья Александровна Сотникова. А деповской музей косится в сторону соперника.

– У них наше знамя висит, – с обидой говорит председатель профкома, бывший машинист, член огромной железнодорожной династии Виктор Константинович Желтов. – Представляете, депо получило его в войну за то, что делало противотанковые ежи. Столько лет хранилось у нас, а в смутные девяностые каким-то образом исчезло. И всплыло в краеведческом. Наше знамя, отберем.

Создал музей старейший работник депо Альберт Михайлович Балакин. Недавно он скончался, и без него наблюдается некоторая растерянность. Но Виктор Желтов вместе со своим товарищем – старейшим машинистом, а сегодня преподавателем учебного центра Василием Алексеевичем Ващиникиным – дело музейное пытается продолжить. И судя, например, по новому реабилитационному центру в депо Железнодорожный, проблем с музеем быть не должно. Роскошный центр. Здесь 13 комнат отдыха на уровне респектабельной гостиницы, такое же общежитие и сауна, деревянные панели которой расписаны и выжжены собственным художником Петром Силиным. Выпускником, между прочим, самой Строгановки.

Целомудренные обнаженные девушки Силина на стенах железнодорожной сауны непонятным образом настраивают отдыхающих железнодорожников на какой-то правильный мужской лад.

В бывшей Обираловке молодые мамы в стерильном сквере у памятника Ленину, а также серьезные работники депо вопрос об Анне Карениной оставляют без ответа. Лишь их лица на миг каменеют, глаза застилает грусть. Они скорбят. А у жительницы Железнодорожного – известного художника-кукольника Марии Андриановой есть творение под названием «Дети из Обираловки»: мальчик и девочка. Мальчик тянет паровозик, девочка держит в руках малюсенькую Анну Каренину.

Вита СМЕЛЯКОВА,
спец. корр. «Гудка»
Железнодорожная


Справка «Гудка»
    «Станция Обираловка была открыта в 1862 году на Московско-Нижегородской железной дороге.
    За 1866 год со станции Обираловка уехали 9207 пассажиров, то есть по 25 человек в день. Только на 24-м году работы станции число пассажиров удвоилось, достигнув 18295 человек.


«Но она не спускала глаз с колес подходящего второго вагона. И ровно в ту минуту, как середина между колесами поравнялась с нею, она откинула красный мешочек и, вжав в плечи голову, упала под вагон на руки и легким движением, как бы готовясь тотчас же встать, опустилась на колена. И в то же мгновение она ужаснулась тому, что делала. «Где я? Что я делаю? Зачем?» Она хотела подняться, откинуться; но что-то огромное, неумолимое толкнуло ее в голову и потащило за спину. «Господи, прости мне все!» – проговорила она, чувствуя невозможность борьбы».

Лев ТОЛСТОЙ, «Анна Каренина»



Московско-Нижегородская железная дорога
    М.-Нижегородская линия вошла в первую русскую сеть, постройка которой была поручена в 1857 году главному обществу российских жел. дор., окончившему и открывшему линию для движения в 1863 году. Соединяя Москву с промышленной местностью, Волгой и Нижегородской ярмаркой, М.-Нижегородская линия с самого начала была очень доходна, и теперь ее валовой и чистый поверстный доход мало уступает доходу линий М.-Курской и М.-Рязанской, но характер движения иной: она не доставляет массы хлеба в Москву и СПб. Хотя вообще движение хлеба в зерне и муке, льняного семени и т. д. довольно велико, но они по большей части расходятся по станциям жел. дор., так как вся она проходит по местности малоплодородной и очень промышленной, нуждающейся в хлебе и другом сырье. Они вообще подвозятся с В. Главные центры промышленности по линии – Москва, затем Богородский и Покровский уезды и соединенный с нею Кинешемско-Ивановской железной дорогой Шуйско-Ивановский район. По массе грузов малой скорости очень важны лесные: они идут главным образом с В на З, т. е. в Богородский у. и Москву; в том же направлении идет масса сибирских, кавказских, среднеазиатских грузов из Нижнего в Москву. Отсюда и преобладание движения в этом направлении, почти 3/4 по числу пудоверст. Пассажирское движение значительно, особенно во время Нижегородской ярмарки. Приводим сведения о доходах, расходах и т. п. М.-Нижегородской линии за 1893 год (последний год, за который они имеются отдельно), а затем за 1894 год – сведения о всей линии в новом составе, т. е. М.-Курской, М.-Нижегородской и Муромской».
    Из энциклопедического словаря
    Брокгауза и Ефрона


Почему умерли бананы

Много лет проработал я на одной из московских грузовых железнодорожных станций. Сегодня не грех вспомнить кое-что из моей коллекции ляпов и опечаток, встреченных в железнодорожных накладных.

* * *

Год 1990-й, трехтонный контейнер из Узбекистана с каракулем, адресован на Московское ПШО головных уборов «Задница» (!). Вот те на! Пошевелили мозгами и пришли к выводу, что это – «Зарница»! Перепутали узбекские товарищи две похожие русские прописные буквы «Д» и «Р».

* * *

С гастролей по Сахалину и Камчатке вернулся МХАТ им. Чехова, прибыло 20 больших (для профессионалов – 20-футовых) контейнеров с реквизитом, а 21-го нет! Нет самого главного контейнера с костюмами к доброй половине спектаклей. Открытие нового театрального сезона под угрозой. Сколько нового и интересного я услышал про себя от худрука театра О.Н.Ефремова, и вспомнить страшно. Вопли и угрозы из отдела культуры МГК КПСС (была такая инстанция) сыпались ежедневно. Ну нет контейнера – и все тут! Нашли через месяц в... Киеве!
В накладных было указано: станция назначения «Москва-товарная-Киевская», как это можно было спутать со станцией «Киев-товарный»? Теперь уже не ответит никто. А что киевляне? Действовали строго по инструкции: дали телеграмму в Москву и ждали получателей.

* * *

Год 1991-й. Из Вьетнама через порт Владивосток приходит морской контейнер. В накладной четко прописано: «мертвые бананы». Всполошились таможня и санитарные врачи. Интересно! Открыли и смотрим: бананы и впрямь не живые – сушеные. Во вьетнамском оригинале надпись по-английски: «dead bananas» – точно, «мертвые»! Потом разобрались, перепутал вьетнамец два похожих английских слова dead (мертвый) и dried (сушеный). А переводчик в порту перевел дословно.
Вот, получите.

* * *

Пришел контейнер из Китая с частным имуществом. В накладной перевод с китайского, сделанный в приграничном Забайкальске: адрес получателя: Москва, ул. 25 лет Добровольной Полиции (!), дом...
Всю жизнь живу в Москве, ну нет у нас такой улицы, хоть тресни. «25 лет Октября» тогда еще была, а вот Добровольной Полиции... Стоял контейнер долго, пока сам хозяин его не отыскал. Оказалось, что живет он на улице Народного Ополчения, дом 25!

* * *

А теперь избранное из коллекции коммерческих актов (документ, в котором железная дорога описывает недостачи, повреждения и порчу груза). Служит основанием для предъявления претензий железной дороге. Всегда составляется комиссией, на бланках строгой отчетности. В силу своих служебных обязанностей находился на первом этапе борьбы – принимал и визировал заявки на эти самые акты, что-то вылавливал, а что-то нет. Орфография и стиль подлинников сохранены полностью.

    При приемке поезда №… обнаружен вагон без документов, по вагонному листу – коньяк. При комиссионном вскрытии обнаружилось: вагон на три четверти загружен деревянными ящиками с бутылками из стекла, по 20 в каждом ящике. Бутылки заполнены коричневой жидкостью, похожей на коньяк, и снабжены этикеткой Коньяк Азербайджанский, емк. 0,5 л, креп. 42%. При оперативном исследовании, проведенном сотрудником ОБХСС Чибисом и стрелком ВОХР Тимохиным, выяснилось – коньяк.

    * * *

    При выдаче со склада №3 песка сахарного приб. со ст. …, по ж/д накладной №… выяснилось, что три мешка пустые. При комиссионном осмотре в/у мешков выяснилось, что они имеют отверстия, образованные путем прогрызания их грызунами (например, мышь или крыса).

    Зам. зав. грузовым двором ...Мышко О.А.

    Ст. приемосдатчик Крысина Н.Т.


Андрей ГОЛУБЧИК, гендиректор компании
«ТИС-Регион»


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31