05 декабря 2021 21:21

Рецепты безопасности

Железнодорожные врачи призвали Правительство РФ ввести специальную маркировку лекарств, влияющих на профессиональные качества и реакции водителей транспортных средств. А также сделать обязательной экспертизу наличия в организме участников ДТП компонентов лекарственных препаратов.

Вчера в Москве в рамках Национального конгресса «Человек и лекарство» открылась научно-практическая конференция, где впервые за всю историю существования отраслевой медицины была поставлена проблема влияния лекарств на специалистов операторских профессий, работа которых требует быстрых реакций, – машинистов, водителей, летчиков, космонавтов и так далее. Организаторы конференции «Профессия и лекарство» – Российская медицинская ассоциация железнодорожного транспорта и департамент здравоохранения ОАО «РЖД» – привлекли к обсуждению проблемы не только отечественных специалистов, имеющих наработки в данной области, но и зарубежных коллег.

Мировая статистика говорит о том, что среди причин ДТП, произошедших по вине водителей, 16% связано с приемом ими опасных препаратов. В Европе по этой причине ежегодно погибают 4,5 тыс. человек, еще 135 тыс. жителей Евросоюза получают травмы.

«Есть все основания полагать, что в России дело обстоит не лучше, – отметил в своем докладе вице-президент ОАО «РЖД» Олег Атьков. – Это на самом деле не надуманная проблема. Она беспокоит всех, и не только потому, что мы сами оказываемся за рулем. Мы очень часто являемся пассажирами и должны быть уверены в том, что наша безопасность будет соблюдена».

По словам Олега Атькова, на сегодняшний день при оценке нежелательности применения того или иного препарата у лиц операторских профессий врачи опираются в основном на сведения в справочниках и фирменных аннотациях. «Однако эти сведения основываются на общих фармакологических данных и не учитывают результатов специальных исследований. Кроме того, в разных справочниках подчас к одному и тому же препарату то имеются, то отсутствуют указания типа «нельзя назначать во время работы водителям транспорта и другим лицам, профессия которых требует быстрой психической и двигательной реакции».

Как единодушно согласились участники конференции, в России давно назрела необходимость разработки официального списка лекарств, опасных для применения водителями. Такие списки существуют в Евросоюзе. Однако просто перенять их невозможно, так как в России существует ряд оригинальных препаратов.

В РЖД давно пытаются контролировать этот аспект безопасности работы транспорта. Как рассказал заведующий кафедрой «Железнодорожная медицина» Московского государственного университета путей сообщения профессор Анатолий Цфасман, в компании существует ограничительный список препаратов. С 1987 года он трижды обновлялся, но этого явно недостаточно. На рынке постоянно появляются новые лекарства. Врачи, в том числе и железнодорожные, часто бывают недостаточно знакомы с противопоказаниями и выписывают нежелательные препараты члену локомотивной бригады или водителю другого транспортного средства, тем самым «своими руками» снижая безопасность движения. Поэтому в России должна появиться маркировка лекарств, опасных для водителей.

Подобная практика существует в ряде европейских стран. В Голландии это желтая наклейка с черными буквами, в Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции и Исландии – желтый треугольник, во Франции – красный треугольник с автомобилем в центре. Как правило, под такую маркировку попадают медикаменты, которые вызывают сонливость, нарушения психического состояния и зрения.

Согласился с позицией железнодорожников и Дмитрий Ширяев, летный директор авиакомпании «Домодедовские авиалинии»:
– Нормативы по лекарственным препаратам были приняты еще в 70-х годах в виде наставлений о допуске к полетам. Последнее наставление вышло в 1985 году. Есть норма, по которой члены экипажа не допускаются к полетам при наличии симптомов алкогольного опьянения или приема лекарств, которые могут повлиять на адекватность принимаемых в ходе полета решений.

Это совершенно необходимая мера, поскольку существует значительное количество медицинских препаратов, способных повлиять на работу пилота – на его реакцию, адекватность принимаемых решений.

Причем, по словам заместителя президента некоммерческого партнерства «Безопасность полетов» Рафаила Аптукова, в России зафиксирован ряд случаев, когда члены экипажей употребляли транквилизаторные препараты. «Я, как пилот, считаю, что подобные вещи отрицательно влияют на безопасность полетов. Они дают сиюминутный эффект, но их систематическое употребление ведет к привыканию и снижает способность организма адекватно реагировать на летные ситуации».

По мнению железнодорожников, решение проблемы употребления опасных для работы на транспорте лекарств должно распространяться и на автотранспорт. По мнению Анатолия Цфасмана, при разборе ДТП не анализируется наличие препаратов или продуктов их распада в крови. Внимание уделяется лишь наличию алкоголя. Между тем в развитых странах проводятся анализы почти на 100 препаратов, прием которых вполне может стать причиной ДТП».

«Мы инициируем этот процесс, обозначаем проблему, но значки на лекарствах рисуем не мы, – подчеркнул вчера Олег Атьков. – Мы хотели бы надеяться, что уже к концу года лед тронется. В четверг по окончании конференции «Профессия и лекарство» мы обратимся в Минздравсоцразвития. Там должна быть создана группа разработчиков. Мы согласны участвовать в ее работе, ведь на базе наших клиник работает почти 200 кафедр медицинских вузов».

Андрей БАРСУКОВ


Над Россией лучше не летать

Россия остается самой опасной страной в отношении авиаполетов на фоне общего улучшения ситуации в мире в 2006 году, говорится в докладе Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Число авиакатастроф в России и странах СНГ в прошлом году превысило средний мировой уровень в 13 раз. В числе ключевых причин катастроф ассоциация назвала плохую погоду, проблемы со связью и пробелы в подготовке пилотов.

Для всех найдется работа

Уровень безработицы в России будет ежегодно снижаться в 2008 – 2010 годах. Такая оценка содержится в распространенном Минэкономразвития прогнозе социально-экономического развития РФ на 2008 – 2010 годы, который будет рассмотрен сегодня на заседании правительства.

«Рост потребности предприятий и организаций в рабочей силе приведет к снижению уровня безработицы. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии Международной организации труда (МОТ), уменьшится по сравнению с 2006 годом с 5,3 млн человек до 4,8 млн человек в 2010 году. Уровень общей безработицы сократится до 6,8% экономически активного населения в 2010 году по сравнению с 7,3% – в 2006 году», – говорится в докладе.

Приватизация отстает от плана

Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2006 году составили 18,26 млрд руб., или 58,9% от установленного плана, сообщил вчера источник в Правительстве России. «По сравнению с 2005 годом поступления от приватизации в федеральный бюджет снизились», – отметил источник. По его словам, в 2005 году эти поступления составили 34,8 млрд руб.

«Сокращение поступлений объясняется тем, что ежегодно не выполняются планы по приватизации», – подчеркнул источник. В связи с этим, по его словам, на следующую трехлетку правительство намерено закладывать «более реальные требования». Так, прогноз поступлений от приватизации федерального имущества на период 2008 – 2010 годов запланирован в объеме 12 млрд руб. ежегодно.

Полям не хватает средств

Минсельхоз России считает необходимым увеличить федеральную поддержку сельского хозяйства до 100 млрд руб. в 2009 году и 120 млрд руб. – в 2010-м. Об этом вчера заявил глава министерства Алексей Гордеев. «Это позволит сохранить темпы роста сельского хозяйства России», – отметил он.

На сегодняшний день согласован объем поддержки АПК только на 2008 год в объеме 80 млрд руб.

За вандализм будут сажать в тюрьму

Госдума приняла федеральный закон, ужесточающий наказание за экстремизм.

Законом в Кодекс об административных правонарушениях вводится положение, в соответствии с которым за изготовление, сбыт или приобретение в целях сбыта нацистской атрибутики или сходной фашистской символики, направленные на их пропаганду, граждане будут подвергаться штрафам в размере от 10 до 25 МРОТ, должностные лица – от 20 до 50 МРОТ, а юридические лица – от 200 до 1000 МРОТ.

Все предметы экстремистского характера должны будут конфисковываться.

Кроме того, увеличивается наказание за надругательство над телами умерших, за повреждение мест захоронения и надмогильных сооружений в виде лишения свободы с нынешних трех до пяти лет.

Найдены последние шахтеры «Ульяновской»

В ночь со вторника на среду были обнаружены тела двух горняков, считавшихся пропавшими без вести после взрыва на шахте «Ульяновская» в Кузбассе 19 марта, когда погибли более 100 человек.

«Они уже подняты на поверхность, опознаны», – сказала руководитель пресс-службы владельца шахты – компании «Южкузбассуголь» Марина Чалапко.

Похороны погибших состоятся сегодня.

На затопленном участке шахты продолжаются работы по разбору завалов, добавила представитель компании.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Есть желание везти, не сговариваясь

Правительственная комиссия до конца апреля намерена завершить работу над проектом целевой модели рынка железнодорожных услуг. После этого документ будет внесен в правительство.

Об этом вчера на съезде Союза транспортников России заявил министр транспорта Игорь Левитин. По его словам, основные параметры модели уже согласованы. Остался неурегулированным вопрос о выделении локомотивной составляющей из тарифа.

Советник старшего вице-президента ОАО «РЖД» Федора Андреева Алексей Тайчер, в свою очередь, подтвердил «Гудку», что подавляющее число спорных вопросов, касающихся модели рынка железнодорожных транспортных услуг, решено. Вопрос о выделении локомотивной составляющей из тарифа топ-менеджеры ОАО «РЖД» подробно обсуждали с Минтрансом, и, по сути, он решен положительно. Однако в проекте модели необходимо подробно прописать, что, собственно, является услугой локомотивной тяги. Этот вопрос, по словам Алексея Тайчера, пока открыт. Точное определение этой услуги, соответствующее российскому законодательству, сейчас разрабатывается.

Как отметил председатель комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев, в настоящее время ситуация в правовом регулировании различных видов транспорта неоднозначна. Для продолжения структурной реформы железнодорожного транспорта требуется корректировка устава и отраслевого законодательства. В сфере автотранспорта законодательное регулирование пока практически полностью отсутствует. Транспортный комитет совместно с Союзом транспортников только готовит ко второму чтению «Устав автомобильного транспорта», на очереди – закон о дорожной деятельности, о платных автомобильных дорогах, о дорожном движении. И если эти законы уже находятся в стадии определенной подготовленности, то для разработки закона о транзите, по словам Валерия Язева, а также о прямом и смешанном сообщении еще только требуется оценка целесообразности. Кроме того, как сказал парламентарий, необходима правильная расстановка таможенных приоритетов государства. Это позволит более полно использовать транзитный потенциал России, повысить удельный вес российских перевозчиков на внутреннем и международном рынках.

Президент Союза транспортников России Виталий Ефимов считает, что наряду с пробелами в законодательной базе, регулирующей работу непосредственно транспорта, имеются недостатки и в государственной тарифной политике. «Ее надо перевести с метода административного, то есть договоренности правительства с вертикально интегрированными игроками рынка (юридически это называется сговор), на законодательно-правовые методы прямого действия с быстродействующими санкциями к нарушителям». Причем размер этих санкций должен быть таким, чтобы полностью исключить повторение нарушений. По его словам, такие правила игры отработаны в течение десятилетия странами мирового сообщества.

Елена ЛЕОНТЬЕВА
Александр ШУГАЕВ

Мегапроект из Евразии в Америку

Вчера Совет по изучению производительных сил при МЭРТ представил проект строительства трансконтинентальной магистрали (ТКМ) Евразия – Америка через Берингов пролив.

Представлявший проект заместитель председателя Совета по изучению производительных сил (СОПС) при МЭРТ Витор Разбегин сообщил, что магистраль протяженностью 6 тыс. км должна пройти по маршруту Якутск – Магадан – Анадырь – Уэлен – Ном – Фербэнкс – Форт-Нэльсон. Предварительная стоимость проекта составляет $65 млрд. Из них в $12–15 млрд оценивается строительство железнодорожной инфраструктуры, еще в $10–12 млрд – прокладка 100-километрового тоннеля под Беринговом проливом. Порядка $30 млрд нужно на освоение природных ресурсов в регионе пролегания магистрали.

Господин Разбегин не смог ответить на вопрос «Гудка» о сроках начала разработки проектно-сметной документации (ПСД). Однако заявил, что проектировщика будут отбирать на тендере, организованном правительством либо Росжелдором. Он уточнил, что ПСД может быть разработана за три года, стоимость этих работ составит 3 – 4% от стоимости проекта, то есть около $2 млрд.

Представитель СОПС назвал и прогнозные объемы перевозок по магистрали: 60 – 80 млн тонн в год через тоннель, а с учетом внутрироссийских перевозок на вновь построенной линии – до 100 млн тонн грузов в год. Годовой доход от железнодорожных перевозок он оценил в $8 – 10 млрд.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Виктора Быстрова, реализация проекта возможна в рамках государственно-частного партнерства, в частности на основе концессионных соглашений. Конкретизировать концессионеров господин Быстров не стал.

По мнению генерального директора Агентства управленческих технологий Сергея Лопарева, проект ТКМ является утопическим. «Есть много первостепенных задач, на которые следует направлять средства. Например увеличение объемов производства продукции транспортного машиностроения и развитие железнодорожной инфраструктуры», – заявил он «Гудку».

Заместитель начальника департамента экономического прогнозирования и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Постников рассказал «Гудку», что компания в рамках стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года предлагает проект строительства линии Правая Лена – Зырянка – Уэлен протяженностью 3,5 тыс. км. «Мы видим ее как продолжение строящейся линии на Якутск. Предполагается ответвление и на Магадан. Линия должна рассматриваться как стратегическая и строиться за счет федерального бюджета, возможно, с привлечением средств из бюджетов регионов», – рассказал Сергей Постников. Он уточнил, что в перспективе может быть рассмотрен вопрос финансового участия РЖД в проекте ТКМ. Пока компания намерена сконцентрироваться на модернизации существующей сети дорог.

Детально проект ТКМ обсудят 24 апреля на первой международной конференции «Мегапроекты Востока России».

Вячеслав ЗАКАТАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31