18 октября 2021 21:07

Железные дороги участвуют в решении задач государства

Вадим Морозов, первый вице-президент ОАО «РЖД»:

– Ускорение процессов глобализации на мировом рынке, предстоящее вступление нашей страны в Всемирную торговую организацию требуют от транспортников России опережающего развития мощностей для экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов. Эффективное решение данной задачи возможно только в тесном взаимодействии нескольких видов транспорта. Ключевая роль здесь отводится железным дорогам и судоходным компаниям. Однако морские порты в этой транспортной цепочке – связующее звено, зачастую определяющее для грузовладельцев эффективность и привлекательность всей интермодальной схемы перевозок.

В связи с этим важнейшим направлением развития транспорта является интеграция работы ОАО «РЖД» с морскими портами в рамках международных транспортных коридоров и создание эффективных технологий перевозок внешнеторговых грузов.

За 2006 год перевозки внешнеторговых грузов через порты России, стран СНГ и Балтии возросли по сравнению с 2005-м на 2,2% и составили 267,1 млн тонн. Основную долю в этом объеме перевозок (92%, или свыше 245 млн тонн) составили экспортные грузы. Высокими темпами росли транзитные перевозки: в портах России, Украины и стран Балтии было переработано 12 млн тонн транзитных грузов, что на 29% выше уровня 2005 года.

Такие темпы роста ведут к существенному увеличению нагрузки на порты: за последние четыре года объем перевозок, например, только через порты Северо-Запада вырос в 2,3 раза. В дальнейшем эта тенденция сохранится. Так, объемы перевозок грузов направлением только на порты Северо-Запада в 2010 году могут возрасти по сравнению с 2005-м в 1,9 раза, в 2015-м – в 2,4 раза и к 2020 году – в 2,8 раза.

ОАО «РЖД» ставит себе задачу полного удовлетворения спроса на перевозки в направлении портов. Компания проводит масштабные работы по усилению инфраструктуры магистральных линий и внедрению прогрессивных технологий перевозочного процесса.

Это прежде всего завершение электрификации с переустройством станций для пропуска тяжеловесных и длинносоставных поездов на участках Северной и Октябрьской железных дорог, дающих выход к портам Северо-Запада РФ. А также развитие подходов к портам и припортовым станциям на Юге России, строительство современного контейнерного терминала на Дальнем Востоке.

Кроме того, в ОАО «РЖД» разрабатываются региональные генеральные схемы развития железнодорожного и морского видов транспорта на перспективу, где развитие инфраструктуры рассматривается комплексно для всего транспортного узла региона.

Для освоения растущих объемов перевозок на дальних подходах к портам Северо-Запада за последние 3 года выполнены работы по строительству вторых путей, электрификации, удлинению приемо-отправочных путей на лимитирующих полигонах. Значительные средства вложены в развитие предпортовых станций в Санкт-Петербурге, Усть-Луге, Высоцке, Калининграде. Общий размер инвестиций на эти цели составил около 45 млрд руб. (в действующих ценах).

Отмечу, что подчас мы вкладываем средства не в освоение нового грузопотока, а в создание условий для его перераспределения с конкурирующих направлений.

Примерно такие же условия складываются в районе Азово-Черноморского бассейна, где происходит конкурентная борьба российских и украинских портов. Растущие грузопотоки, следующие через порты Азово-Черноморского бассейна, потребовали от нас строительства вторых путей на участках Саратов – Петров Вал, Сызрань – Сенная. Реконструируется участок Котельниково – Тихорецкая. Ведется реконструкция Большого и Малого Новороссийских тоннелей. Выполнены работы по развитию предпортовых станций в Новороссийске и Туапсе. Суммарный объем инвестиций на усиление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна за последние 3 года составил 33 млрд руб.

На усиление железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Дальневосточного бассейна за последние 3 года было направлено порядка 20 млрд руб. В 2003 году полностью завершена электрификация Транссиба (участок Свиягино – Ружино), что позволило ввести сквозную технологию вождения поездов массой 6 тыс. тонн. Ведутся работы по реконструкции Рачинского, Лагар-Аульского и Кипарисовского тоннелей, сетевой сортировочной станции Хабаровск-2. Получили развитие предпортовые станции во Владивостоке, Находке, Восточном.

В настоящее время в результате проводимой государством тарифной политики в области железнодорожных грузовых перевозок созданы благоприятные условия для загрузки российских морских торговых портов. Железнодорожники активно участвуют в реализации государственной геополитической задачи, но и портовики должны немало сделать для развития инфраструктуры портов, пересмотреть уровень своих ставок фрахта и суммы сборов.

Задача эффективного взаимодействия видов транспорта не может быть решена только за счет одного, железнодорожного, элемента транспортного процесса. Она требует системных сбалансированных действий от всех участников перевозок. Именно поэтому вопрос организации взаимодействия железных дорог и морских портов является важнейшим составным элементом транспортной стратегии России.

Системный характер проблемы организации взаимодействия нескольких видов транспорта требует разработки и реализации комплекса согласованных мероприятий правового, организационного, финансово-экономического, методического, информационного и технологического характера.

Основными задачами должны стать: во-первых, совершенствование нормативной базы и последовательное внедрение логистических принципов на этапе организации перевозок грузов в порты. В основу таких решений необходимо положить современные информационные технологии.

Во-вторых, формирование логистических центров, глобальной задачей которых должно стать ускорение продвижения материальных потоков, снижение суммарных затрат отправителей и получателей грузов.

Предварительные оценки показывают возможности повышения эффективности транспортной системы минимум на 5 – 10%, а по отдельным участкам и на 20%, без дополнительных инвестиций в транспортную инфраструктуру.

Одним из ключевых факторов оптимизации совместной работы может стать современная эффективная технология сменно-суточного планирования погрузки/выгрузки, обеспечивающая введение своевременной и адекватной корректировки данных, согласованных между участниками перевозок в целях достижения синергетического эффекта. Такая технология позволит избежать форс-мажорных конвенций по портам, снизить фактор дефицита вагонов, позволит сократить время простоя подвижного состава под грузовыми операциями и наиболее полно удовлетворить потребности в перевозках внешнеторговых грузов.

В-третьих, разработка совместных бизнес-планов, реализация совместных проектов. В настоящее время ОАО «РЖД» и ОАО «Компания Усть-Луга» разрабатывают бизнес-план совместного предприятия, которое призвано стать эффективной рыночной структурой, способной обслуживать растущий объем грузопотоков через морской торговый порт Усть-Луга, развивать сопутствующие конкурентные виды деятельности, и в конечном счете конкурентоспособным грузовым оператором.

Важным преимуществом такой компании является единство технологического и диспетчерского управления развитием инфраструктуры и диспетчерского управления внутрипортовыми операциями по подаче/уборке вагонов.

В-четвертых, разработка совместных международных проектов. ОАО «РЖД» рассмотрен вопрос о создании логистических компаний совместно с зарубежными партнерами – лидерами транспортного бизнеса.

Внедрение принципов логистики в практику работы совместных предприятий, работающих на транспортном рынке, будет способствовать оптимизации продвижения грузопотоков и повышению эффективности использования транспортных средств.

В-пятых, организация единого электронного документооборота и совместная разработка новых информационных технологий.

Все эти меры позволят российским транспортным компаниям быстрее интегрироваться на мировом транспортном рынке, упростить движение грузопотоков.

Автомобили мечтают о рельсах

Рост рынка продаж импортных автомобилей, создание в РФ новых сборочных производств создают предпосылки для увеличения перевозок по железной дороге машин и комплектующих. Морские порты активно готовятся к увеличению перевалки дорогого груза. Новые терминалы для хранения автомобилей строят на Дальнем Востоке и на Северо-Западе страны. Вывоз автомобилей потребителям с причалов европейской части страны постепенно налаживается. Однако на Дальнем Востоке складывается кризисная ситуация – не хватает специализированного подвижного состава. О поиске путей решения проблемы читайте в специальном материале «Гудка».

Импорт в Россию автомобилей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона поставил портовиков Дальнего Востока в сложное положение. С одной стороны, машин ввозится все больше, в портах строятся новые автотерминалы. С другой – вывозить эти автомобили нечем. ОАО «РЖД» ввело запрет на перевозку машин в почтово-багажных вагонах, а специализированных автовозов катастрофически не хватает.

Тяжелое положение сложилось во владивостокском ООО «Авто-Порт». На терминалах этой компании, работающей на территории ОАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП), скопилось несколько сотен ввезенных из Японии и Кореи автомашин. Все они уже прошли таможенные формальности, но покупатели из европейской части России ждут их месяцами. Нет подвижного состава, в котором эти машины можно доставить заказчикам по железной дороге.

Генеральный директор ООО «Авто-Порт» Сергей Суляндзига сказал «Гудку», что после запрета на вывоз машин багажными вагонами возникла резкая нехватка вагонов. Запретить запретили, но альтернативы никакой не предложили.

«Сейчас мы работаем с компанией «ТрансГрупп АС», оперирующей вагонами-автовозами. Но она не предоставляет необходимого количества подвижного состава. Представители РЖД должны обратить на это внимание. Альтернатив железной дороге много. Иногда автовладельцы двигаются своим ходом, на купленных машинах до Новосибирска. Развиваются перевозки машин автотранспортом. А «ТрансГрупп АС» не может дать вагоны в достаточном количестве на Дальний Восток. Они обеспечивают перевозку автомобилей в основном из Тольятти (ВАЗ) и немного из Финляндии. Мы с ними встречаемся, понимаем друг друга, но они очень далеко», – заметил Сергей Суляндзига.

Директор по производству ВМТП Сергей Лопунов сообщил «Гудку», что ООО «Авто-Порт» планирует увеличение ввоза японских автомобилей. Строится новый автомобильный терминал, который рассчитан на загрузку автомобилями 350 вагонов в месяц. Владивостокские стивидорные компании стараются вернуть на Дальний Восток тот поток новых автомобилей, который существовал ранее. Машины шли из Владивостока поездами в Казахстан, в Россию, в западные регионы СНГ. Но грузопоток прекратился 4 года назад. Из Владивостока везти машины стало невыгодно. Они пошли морским путем через Финляндию, где были построены мощные терминалы. Подобные терминалы строятся в Санкт-Петербурге. Но дальневосточные стивидоры готовы теперь предоставить и свои мощности. Но для конкуренции необходимы скидки с железнодорожных тарифов и достаточное количество вагонов.

Напомним, до 2007 года автомобили перевозились на особых условиях в вагонах, изначально предназначенных для перевозок ракет (так называемых ракетовозах). Решение ОАО «РЖД» об отмене подобных перевозок не будет способствовать развитию перевозок автомобилей, считает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его мнению, это ограничение создает дополнительный дефицит грузового подвижного состава на сети РЖД.

Заместитель генерального директора компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян полагает, что запрет ОАО «РЖД» на перевозку автомобилей в грузобагажных вагонах связан с созданием совместного предприятия компании с «ТрансГрупп АС» по перевозке автомобилей в специализированных вагонах. По оценке аналитика, через пару лет перевозка автомобилей будет осуществляться только в специализированных вагонах. Это более быстрый и цивилизованный способ доставки.

Заместитель начальника департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД» Андрей Ваганов в беседе с корреспондентом «Гудка» отметил, что компания проявляет сейчас большой интерес к растущему импорту автомобилей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Для активизации перевозок автомобилей, в том числе и с Дальнего Востока, на СП – специализированную компанию-оператор «РейлТрансАвто» – возложены задачи по закупке необходимого подвижного состава. Эта компания должна для привлечения клиента найти и оптимальные тарифные решения.

Напомним, что 17 января 2007 года состоялось собрание учредителей ОАО «Рейл­ТрансАвто», на котором вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев и генеральный директор ООО «ТрансГрупп АС» Дмитрий Николаев подписали договор о создании СП.

Партнеры полагают, что к 2012 году СП займет 25% рынка перевозок автомобилей в России. Аналитики ОАО «РЖД» прогнозируют, что в первый год работы СП его доходы могут составить 5,6 млрд руб. Если за пять лет СП сможет привлечь 10,5 млрд руб. инвестиций и увеличить свой специализированный парк, то к 2016 году его годовой оборот составит 18 млрд руб.

Создание СП предполагает также строительство интермодальных терминалов. Первый вскоре будет организован на станции Михнево Московской железной дороги. Аналогичные терминалы будут созданы в Екатеринбурге, Новосибирске и в портах Дальнего Востока. Новая компания планирует закупку значительного количества специализированных вагонов-автомобилевозов, в которых высокая сохранность техники обеспечена. Кроме современных отечественных модификаций автомобилевозов будут строиться и концептуально новые вагоны, спроектированные немецкой компанией Fahrzeugtechtik Dessau AG. Они дадут возможность перевозить по железной дороге всю линейку автомобилей, выпускаемых промышленностью.

В ОАО «РЖД» «Гудку» сообщили, что импорт европейских, японских и корейских автомобилей сейчас осуществляется через Финляндию (в частности, через портовые терминалы в Котке и Ханко). Затем машины везут в Россию автотранспортом через сухопутные погранпереходы, на которых скапливаются многокилометровые очереди. Сейчас эти переходы попросту перегружены. Новое СП намерено решить и эту проблему, взяв часть перевозок автомобилей на себя.

Андрей Ваганов сказал, что ОАО «РЖД» разрабатывает для «РейлТрансАвто» корпоративную стратегию. Дальневосточное направление будет одним из приоритетных. В ближайшие годы работа с портами региона будет налажена.

Аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын отметил, что переводу части перевозок импортируемых автомобилей на железнодорожный транспорт будет способствовать появление на Северо-Западе страны и на Дальнем Востоке современных специализированных автомобильных терминалов европейского уровня, подобных финским.

Однако, по мнению эксперта, дальневосточным портовикам и другим их коллегам, занимающимся автомобилями, сложившуюся ситуацию с невывозом машин придется терпеть как минимум 2,5 года. Компания «РейлТрансАвто» оперирует всего 1,5 тыс. специализированных вагонов-автомобилевозов. И только к 2010 году парк компании может превысить пять тысяч вагонов.

По мнению генерального директора Агентства управленческих технологий Сергея Лопарева, для обеспечения конкурентоспособности железных дорог в сегменте перевозки импортируемых в страну машин, помимо создания узлов по перевалке автомобилей в портах, необходимо обеспечить конкурентоспособные тарифы. Пока по стоимости перевозки автомобильный транспорт выгоднее железнодорожного. На РЖД удешевить стоимость перевозки машин возможно только за счет больших объемов. Поэтому компания «РейлТрансАвто» должна очень активно закупать подвижной состав.

Аналитик ИК «Уралсиб» Кирилл Чуйко считает, что российский автомобильный рынок можно назвать одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Рост импорта иномарок в прошлом году составил 67%. В страну ввезено 1049 тыс. легковых автомобилей на сумму свыше $12 млрд. Среди них новых автомобилей – 776,9 тыс. Общий объем российского рынка перевозок автомобилей в 2006 году составил почти 2,3 млн машин. Через десять лет он вырастет до 3,5 млн. И этот процесс будет продолжаться, поскольку растут доходы населения.

Аналитик полагает, что современные портовые терминалы на Дальнем Востоке позволят быстро переключить на Транссибирскую магистраль перевозки автомобилей азиатского производства для Западной и Восточной Европы, которые сейчас везут морем. Переключение всего 20% потока японских и корейских автомашин даст российским железным дорогам до $150 млн провозных платежей.

Эксперт убежден, что портовые автотерминалы с подъездными путями – весомое конкурентное преимущество для перевозок автомобилей по железной дороге. Однако их наличие нельзя считать достаточным условием для того, чтобы оптимальная схема доставки до дилеров и конечных потребителей заработала. Необходима также сеть терминалов внутри страны: транзитных и распределительных.

Александр ШУГАЕВ

Мы знаем о планах друг друга и растем

Игорь Вилинов, генеральный директор ОАО «Новороссий­ский морской торговый порт»:

– В ближайшие годы нашей компании предстоит решить ряд важнейших стратегических задач. Мы рассчитываем получить средства из Инвестфонда и приступить к реализации крупномасштабного проекта развития Новороссийского транспортного узла. Кроме того, в рамках инвестиционного соглашения с администрацией Краснодарского края НМТП уже приступил к реализации восьми крупных инфраструктурных проектов на общую сумму $700 млн. В их числе создание инфраструктуры для перевалки и хранения 120 тыс. тонн зерновых, мощность терминала составит 4 млн тонн зерна в год.

Предусмотрены расширение мощностей для перевалки на экспорт темных нефтепродуктов из Украины в российские порты, реконструкция технологического оборудования нефтегавани «Шесхарис». Завершено строительство комплекса по перевалке бункеровочного мазута и дизтоплива на суда. В рамках инвестиционных программ планируется возведение второй очереди комплекса по перевалке сухих минеральных удобрений в Восточном районе порта пропускной способностью до 2,4 млн тонн, а также проект развития контейнерного терминала в одном из районов порта. Свою готовность участвовать в этих крупномасштабных проектах уже выразили инвесторы – представители стивидорного бизнеса, грузовладельцы. Они видят развитие Новороссийского транспортного узла в качестве современного порта, способного осуществить перевалку всех видов грузов, в том числе и контейнерных.

Кроме того, мощный стимул для увеличения объемов перевалки грузов в адрес НМТП даст ожидаемое вступление России в ВТО. Если на сегодняшний день, к примеру, США устанавливают квоты на перевозку металлов, наши крупнейшие металлургические комбинаты (такие, как «Северсталь», Новолипецкий) получат возможность экспортировать продукцию без ограничений.

Без преувеличения можно сказать, что успех намеченных нами проектов невозможен без тесного взаимодействия с железной дорогой. Железнодорожная часть проекта создания Новороссийского транспортного узла предполагает развитие припортовой зоны, подходов к порту Новороссийск, строительство накопительных станций. Прогнозируемый рост грузопотока потребует строительства подъездных путей для отстоя вагонов, увеличения количества ремонтных и эксплуатационных бригад, тягового подвижного состава. У нас налажены хорошие деловые контакты с Северо-Кавказской железной дорогой. В Новороссийске создан логистический центр, который четко регулирует взаимоотношения между портом, грузовладельцами и возможностями железной дороги по перевалке грузов. Мы знаем о реализации инвестиционных проектов ОАО «РЖД», осуществляемых совместно с другими компаниями, в том числе на участках СКЖД. Для нас крайне важно, что взаимодействие с железной дорогой осуществляется на постоянной основе.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31