18 октября 2021 19:52

Литье слез

ОАО «РЖД» намерено привлечь зарубежных поставщиков литья для обеспечения потребностей вагоноремонтного комплекса компании. В России делать качественное литье разучились.

Инвестиции в ремонтную базу пока не оправдались, поскольку объем ремонта по факту сократился. Несмотря на то что ВНИИЖТ прогнозировал двукратный рост производственных мощностей депо в течение 2006 года, реально они не только не выросли, но и уменьшились.

По мнению начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Николая Бочкарева, одна из причин кризиса – в недостатках организации работы самой дирекции. Кроме того, компания была вынуждена отозвать на внеплановый осмотр в объеме ТО-3 полувагоны «Уралвагонзавода» 2004 – 2005 годов выпуска. Деповской ремонт пришлось приостановить, из-за чего в депо скопилось значительное количество подвижного состава собственников – около 12 тыс. вагонов.

Однако, по мнению вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича, проблема носит системный характер – из-за неверной ремонтной политики прошлых лет в целом накопилось около 120 тыс. литых деталей вагонов с просроченным сроком службы. Ситуацию усугубила почти полная остановка производства литых деталей на «Уралвагонзаводе», который поставил компании тяжелое литье для тележек, в том числе боковые рамы и надрессорные балки, с массовым браком. В результате центральная инспекция по приемке вагонов ОАО «РЖД» приостановила закупки этого вида продукции. А ОАО «РЖД» было вынуждено изъять из эксплуатации почти 14 тыс. вагонов, изготовленных ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» с нарушением технологии выпуска литых деталей. По словам руководителя центральной дирекции по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД» Михаила Сапетова, объем дефицита литых деталей составил 60 тыс. боковых рам тележек и свыше 30 тыс. надрессорных балок, которые необходимы срочно. «В ближайшие 2 – 3 года компания не видит возможности удовлетворить потребность в литье на российских предприятиях – их мощностей не хватит для восполнения дефицита. Поэтому вагоноремонтный комплекс компании будет пытаться восполнить дефицит за счет собственных ресурсов и рассматривает возможность покупки литых деталей у частных вагоноремонтных предприятий», – заявил вчера глава ЦДРВ.

В связи с этим Росжелдорснаб вступил в переговоры с российским дилером украинского Кременчугского завода СК «Симинвест» о поставках рам и балок для нужд ОАО «РЖД». Объемы заказа в данный момент уточняются. Кроме того, по словам Валентина Гапановича, компания рассматривает возможность заключения контрактов на поставку литья с китайскими компаниями. Однако это достаточно долгий процесс. Что касается ФГУП «ПО «Уралвагонзавод», то, по мнению Валентина Гапановича, поставки продукции с этого предприятия возобновятся только после устранения всех недостатков, присущих уральскому литью.

Российские производители литья для железнодорожной техники пока не стремятся занять освободившуюся нишу. Как сообщила «Гудку» сотрудник пресс-службы ФГУП «ПО «Уралвагонзавод» Людмила Гилева, предприятие инвестирует значительные средства в модернизацию литейного производства («Гудок» рассказывал об этом проекте на прошлой неделе). Цеха будут оснащены оборудованием итальянской фирмы Savelli и заработают, по плану, с апреля 2008 года. Ориентировочная мощность литейного производства составит около 20 тыс. тонн в год, однако оно ориентировано на потребности самого предприятия.

По мнению аналитика группы компаний «БрокерКредитСервис» Севастьяна Козицына, трудности «Уралвагонзавода» носят временный характер, так как в последнее время уральское предприятие инвестирует серьезные средства в системы контроля качества продукции и модернизирует литейное производство. Что касается поставок деталей из Китая, то стратегически более верным было бы скорее продавать ему подобную продукцию, нежели поставлять. «Несмотря на то, что Украина проигрывает Китаю в цене на литье из-за более высоких цен на энергоносители и рабочую силу, логичнее было бы организовать производство на уже имеющихся площадях в ближнем зарубежье или развивать его в нашей стране, нежели размещать в Китае», – полагает эксперт.

Елена МИРОШНИКОВА
Александр ШУГАЕВ


Минфин научит россиян распоряжаться деньгами

Министерство финансов РФ направило на согласование в Минэкономразвития Концепцию федеральной целевой программы по повышению финансовой грамотности населения. Об этом вчера сообщил находящийся с визитом в Вашингтоне заместитель министра финансов РФ Сергей Сторчак. Минфин рассчитывает, что правительство рассмотрит данную программу до конца текущего года.

По словам г-на Сторчака, предполагается, что срок исполнения программы составит 5 – 9 лет. Общий объем ее финансирования составит от $80 млн до $100 млн.

Минфин планирует привлечь к реализации программы в качестве консультанта Всемирный банк. «У него есть необходимый опыт реализации крупных проектов», – сказал Сергей Сторчак. При этом замминистра выразил уверенность, что бизнес проявит интерес к данной программе и «придет в качестве соинвестора». Он также сообщил, что пока не решено, каким образом будут оплачены услуги Всемирного банка: за счет привлечения у него небольшого кредита или путем выплаты вознаграждения за интеллектуальные услуги. Программу планируется запустить уже в этом году.

«Транснефть» увеличивает активы

Президент РФ Владимир Путин подписал указ об объединении «Транснефтепродукта» и «Транснефти», в которых государству принадлежит 100% и 75% соответственно, сообщила вчера пресс-служба Кремля. Слияние будет проведено в пятимесячный срок путем приватизации «Транснефтепродукта» и внесения его акций в уставный капитал «Транснефти». Доля государства в объединенной компании должна составить не менее 75% плюс 1 акция.

Инфляция падает, цены растут

Инфляция в России в I квартале 2007 г. составила 3,5%. Об этом вчера доложил президенту РФ Владимиру Путину глава Минэкономразвития Герман Греф.

«Это на 1,5% меньше, чем в первом квартале 2006 года, когда инфляция составила 5%», – отметил Герман Греф. Однако он признал, что в апреле 2007 года цены растут быстрее, чем в апреле прошлого года. «С 1 по 9 апреля инфляция составила 0,2%, за весь апрель 2006 года она была 0,4%», – сказал министр.

«Оборонка» станет гражданской

Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов проведет 19 апреля в Екатеринбурге заседание военно-промышленной комиссии. На заседании будут рассматриваться возможности использования разработок военно-промышленного комплекса в инновационной экономике, а также вопросы передачи технологий «оборонки» в гражданский сектор. Первый вице-премьер также намерен посетить знаменитый завод «Уралмаш», который, как отметил Иванов, «сейчас находится далеко не в лучшем состоянии». Он также намерен присутствовать на презентации программы «Урал промышленный – Урал Полярный», которая претендует на средства Инвестиционного фонда.

Дружба дружбой...

Россияне позитивно оценивают нынешние отношения народов РФ и КНР: в основном как спокойные (40%), нередко как добрососедские (17%) и даже дружественные (19%). Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Упоминание Китая вызывает у россиян множество ассоциаций, прежде всего – с товарами, ширпотребом, рынками (отмечают 27% опрошенных), большой численностью населения, высокой рождаемостью (18%), бурным развитием страны, достижениями в экономике (9%) и плохим качеством товаров (9%), мигрантами и дешевой рабочей силой (7%). Только 6% опрошенных вспомнили о древней культуре китайцев.

Несмотря на нехватку рабочей силы в Сибири и на Дальнем Востоке, участие китайских фирм и работников в освоении богатств этого региона считают опасным для России большинство респондентов (62%). Большинство россиян сегодня высказываются за ограничение проникновения на российский рынок китайских товаров (57% за ограничения, 36% – против), бизнеса (74% и 20%) и рабочей силы (72% и 21%).

Во время опроса ВЦИОМ проанкетировал 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Операторы поспорили с РЖД

Собственники подвижного состава на конференции «Эксплуатация и ремонт собственного и арендованного вагонного парка» вчера обменялись претензиями с ОАО «РЖД».

Начальник департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Николай Бочкарев рассказал на конференции, что компания ведет модернизацию вагоноремонтного комплекса. В дооснащение депо оборудованием уже инвестировано 870 млн руб. В 2008 – 2009 годах предусмотрено выделение еще 1 млрд руб. Депо объединяют в единую информационную систему, позволяющую отслеживать качество и продолжительность ремонта.

Компания, по словам Николая Бочкарева, не отказывает собственникам в предоставлении ремонтных мощностей. Однако он не стал отрицать: в начале 2007 года депо РЖД создали очередь из частных вагонов (подробнее об этой проблеме – на этой стр. – Ред.). Но это было связано с необходимостью срочно ремонтировать 14 тыс. дефектных вагонов производства «Уралвагонзавода».

Глава департамента подчеркнул, что далеко не все собственники подвижного состава оплачивают ремонт своих вагонов в депо РЖД. Как правило, такие клиенты компании объясняют срыв финансовых обязательств неправильно заполненными в депо документами.

Кроме того, ряд компаний-операторов отказывается переходить на осуществление планового ремонта своих вагонов на основании установленного РЖД межремонтного пробега (120 тыс. км). Они осуществляют его по старинке – раз в год, что негативно сказывается на безопасности движения. Часть собственников до сих пор не провела модернизацию вагонных тележек, из-за чего на сети не удается повысить скорость порожних вагонов до 70 км/ч.

Операторы поделились своими проблемами. Технический директор ОАО «ДВТГ» Ирина Чиганашкина сказала, что частные вагоны в депо ремонтируют лишь после того, как поработают над подвижным составом ОАО «РЖД». Ремонтных мощностей не хватает, и частные вагоны стоят в ожидании «приема» до 40 дней. По словам представителя Дальневосточной транспортной группы (ДВТГ), операторы опасаются перехода на плановый ремонт «по пробегу» (120 тыс. км). Поскольку норматив может быть исчерпан вагоном в любой точке сети РЖД, а это повлечет его отцепку от состава. Таких вагонов окажутся сотни. Собственники потеряют возможность планировать перевозки.

Заместитель гендиректора по транспорту ОАО «Сильвинит» Алексей Санников сказал, что владельцам вагонного парка надо строить свои депо. Поскольку создание дочерней Грузовой компании ОАО «РЖД» загрузит существующие ремонтные мощности еще больше.

По словам первого заместителя начальника департамента вагонного хозяйства ОАО «РЖД» Сергея Калетина, компания выступает за развитие ремонтного рынка на основе передачи в долгосрочную аренду мощностей, выводимых из ее состава. Однако к этому вопросу необходимо подходить весьма осторожно. Он привел пример передачи в аренду вагонного депо во Владимире. Оно было перепрофилировано.

Александр ШУГАЕВ

Контейнерам поверили авансом

Сегодня в Москву на станцию Москва-товарная-Октябрьская прибывает контейнерный поезд «Северное сияние». Во время его демонстрационного рейса впервые применялась технология предварительной передачи информации о грузе на пограничные станции.

Рейс поезда «Северное сияния» состоялся в рамках презентации совместного предприятия Финских железных дорог (VR) и ОАО «ТрансКонтейнер» – «Контейнер Транс Скандинавия». Состав был сформирован на станции Коувола (Финляндия) из 54 вагонов, груженных контейнерами со сборными конструкциями из древесины. Контроль за движением поезда осуществляли первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов и глава VR Хенри Куйтунен.

Как сообщил «Гудку» Вадим Морозов, впервые со станции отправления пограничникам России и Финляндии передана в электронном виде накладная на груз СМГС, поездная передаточная ведомость и инвойс. Это позволяет сократить время таможенных операций вдвое – с 7–8 до 3–4 суток.

По словам генерального директора компании ЗАО «ОТВТ» (таможенный брокер Октябрьской железной дороги) Дмитрия Еремеева, такая технология уже реализована на погранпереходах со странами Балтии. Он пояснил, что комплект электронных документов на груз может передаваться на станцию назначения таможенному брокеру, который в автоматизированном режиме составляет электронную декларацию. Фактически груз декларируется, еще находясь в пути следования. Таможенникам остается груз досмотреть и выпустить в свободное обращение.

По оценке Хенри Куйтунена, в настоящее время по железным дорогам перевозится не более 10% грузов в сообщении между Финляндией и Россией. «Контейнерный поезд «Северное сияние» будет ходить раз в неделю. Цель – сделать его ежедневным. Уже до конца года объем перевозок контейнерных грузов предстоит увеличить на 40% (по сравнению с 2006 годом). Речь идет прежде всего об электронной технике, автомобилях и оборудовании», – заявил он «Гудку».

Вадим Морозов уточнил, что от станции Бусловская до Москвы-Октябрьской грузовой поезд дойдет за 16,5 часа. Максимальное время доставки груза от станции отправления в Финляндии до Москвы составит 34 часа.

По словам вице-президента ОАО «РЖД» Салмана Бабаева, с экономической точки зрения перевозка контейнеров из России в Финляндию по железной дороге вполне конкурентоспособна по сравнению с автомобильным транспортом. Но до сих пор не было единого центра, который бы осуществлял весь комплекс услуг по продвижению груза «от двери до двери». Нужно было обращаться к финским партнерам, чтобы они довезли груз до границы. Затем – к российским, чтобы они забрали груз и довезли до Москвы. Потом приходилось искать машину, чтобы отвезти товар получателю. На каждом этапе – разные участники перевозки. С созданием СП появился представитель единой компании, который предлагает услугу по доставке груза не только в Москву, но и в любой другой регион.

Вячеслав ЗАКАТАЕВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31