24 октября 2021 14:51

В Йемене мечтают о курьерском

В Йемене нет железных дорог, тем не менее повсюду можно услышать гудки локомотивов. В этом убедился корреспондент «Гудка», побывавший недавно на юге Аравийского полуострова.

Йемен признан мировым музеем древней культуры, расположенным на Шелковом пути. Здесь множество памятников минувших столетий. Только в столице их тысячи.

В восточной части столицы страны – Саны – расположен так называемый Старый город с мечетями и зданиями VI – XII веков. Тут находится знаменитый Восточный базар с бесчисленными мастерскими ювелиров и ремесленников, лавками, торгующими товарами и разного рода экзотической снедью.

Узкие улочки гигантского рынка с утра до вечера наполнены гулом: голосами торговцев, менял, арабско-турецко-индийскими мелодиями, доносящимися из лавок, торгующих электроникой. То и дело рядом с вами раздаются крякающие клаксоны мотоциклов и сиплые гудки автомобилей с товарами, каким-то непостижимым образом пробирающихся по этим улочкам между домами, стоящими напротив друг друга метрах в четырех. Они буквально касаются прилавков и тележек со всякой всячиной. Сегодня на территории Йемена ведутся раскопки многочисленных древних цивилизаций.


Автомобиль не роскошь

Столица страны Сана встретила нас тропическим теплом и веселой какофонией гудков сотен автомобилей, непрерывным потоком двигавшихся по улицам одного из древнейших города мира. В этом деловом, будничном движении по горячему асфальту участвовала продукция чуть ли не всего мирового автомобилестроения последних двух десятков лет. Создавалось впечатление, что в этой бесконечной колонне машин едут все жители Саны. Картина вроде бы типичная сегодня для любого столичного города. Однако в отличие от Москвы, где колонна машин может продвинуться порой за час на сотню метров, в столице Йемена нет «глухих» пробок – каким бы плотным ни был поток, он медленно, но движется. А количество машин действительно поражает. Кажется, их непомерно много даже по современным меркам.

С другой стороны, это неудивительно: автомобиль здесь главное средство передвижения, самый популярный вид транспорта. Ведь при отсутствии железных дорог именно автотранспорт осуществляет все основные внутренние перевозки грузов и пассажиров. Лишь небольшую часть этих забот берет на себя местная авиация. И уж совсем малая доля в перевозочном процессе отведена гужевому транспорту: лошадям и верблюдам.


Не поездить, так хоть погудеть

Как мы вскоре заметили, любовь к «железному коню» превалирует над всеми прочими увлечениями йеменцев. Одно из проявлений этой любви – паровозные гудки. Их слышишь повсюду. Такая вот фантастика: железных дорог в Йемене пока нет, а паровозные гудки – есть.

Такие гудки – повсеместная йеменская мода. Дело в том, что водители крупных грузовиков здесь ставят на свои машины специальные клаксоны, напоминающие гудки паровозов или сирены локомотивов и электричек. На вопрос, где они их достают, получаешь самые разные ответы: привезли из Индии, Китая, подарили моряки из Одессы, Владивостока… Суть не в этом. Главное, что в шоферской среде это увлечение превратилось в своего рода состязание: у кого клаксон более зычный и музыкальный.

Положили ему начало местные дальнобойщики. Представьте, догоняет вас на шоссе расписной, словно шкатулка, «автолокомотив». В высокой кабине за рулем с достоинством султана восседает смуглый усач. Без того, чтобы не погудеть, он, конечно, не проедет. Надавит пару раз на многотембровый клаксон, чтобы привлечь к себе внимание. Пусть знают: на шоссе – дальнобойщик, «крутой» грузовоз.

Мода на локомотивные сирены оказалась заразительной. В последнее время владельцы маршрутных такси и легковых авто также стали оснащать свои машины паровозными гудками разной тональности.

Но, правда, «железнодорожной тематикой» здешние водители не ограничиваются. У некоторых превалируют пристрастия к музыкальным произведениям. В том числе, что нас поначалу поразило, к русским песням.

– Четверть века назад в любом здешнем городке можно было встретить земляка, – объяснил нам находившийся в командировке в Сане ответственный работник МИД РФ Олег Герасимович Пересыпкин, в прошлом – посол в этой стране. – Стоило в те годы заговорить по-русски, как кто-то из стоявших поблизости людей непременно откликался на родную речь, оказывался специалистом из Тамбова, Кирова, Челябинска или Москвы. Сейчас этого нет. Но добрая память о наших спецах осталась. Десятки тысяч йеменцев говорят по-русски. Одни учились в России, другие получали знания о ней в здешних колледжах и университетах, третьи работали с нашими. Наверное, в память об этой дружбе сегодня у многих йеменцев на мобильниках и клаксонах автомобилей запечатлены мелодии «Катюши», «Подмосковных вечеров»…


Йеменская маршрутка

Маршрутное такси – самый популярный вид общественного транспорта в йеменских городах. В основном это маленькие, юркие микроавтобусы. Ездят они, как правило, с открытой боковой дверцей. Потому что в дверном проеме, полусогнувшись, стоит, держась рукой за крышу, мальчишка-кондуктор. Он на ходу бойко зазывает пассажиров, объявляет маршрут и остановки, ну и, конечно, собирает плату за проезд.

Плата невелика, поэтому в машину набивается множество пассажиров. Кому кажется некомфортным ехать в таких условиях – пожалуйста, есть такси. Там плата по договору. Ловить такси не надо. В любом месте томится в ожидании седока десяток свободных таксомоторов.

Между провинциями в Йемене хорошо налажена автобусная связь. В дальних и международных перевозках автомобилям помогают морской и авиационный транспорт. В стране функционируют 28 местных авиалиний, 44 аэропорта. Национальная авиакомпания «Йемения» совершает регулярные полеты по 17 международным маршрутам в Азию, Африку, Европу и Америку.


Движением управляет Коран

Мы тоже путешествовали по Йемену на автомобилях. И успели заметить, что все важные магистрали содержатся в хорошем состоянии. В течение года здесь обновляется около 1,5 тыс. км автодорог. Четкие указатели, разметка помогают избежать аварий и прочих неприятностей. Даже в отдаленные горные деревушки проложены дороги с твердым покрытием. Ну а туда, куда не может доползти автомобиль, по узким тропам товар доставляют гужевым транспортом.

На стенах домов, каменных оградах здесь не увидишь примитивных творений граффити, от которых стонут Европа с Америкой. Не принято. Зато на скалах вдоль горных дорог нельзя не заметить крупные надписи арабской вязью.

– Что это – реклама, напутствия, призывы? – спрашиваем нашего провожатого Ахмеда.
– Выдержки из Корана, – говорит. – Они призывают к благоразумию, взаимному уважению и терпимости. Усталому путнику придают сил, неуемному лихачу напоминают о пагубности такого поведения на трудной дороге.

Француз Луи Тюбо, вот уже два десятка лет приезжающий по делам в Йемен, уверен, что порядку на здешних дорогах во многом способствует «сухой закон». «Представьте, – говорил он мне, – миллионы абсолютно трезвых, уравновешенных людей за рулем. Разве во Франции или в России такое возможно?».

И в самом деле, несмотря на множество машин, аварии на йеменских дорогах случаются довольно редко и проходят почти бесконфликтно. Почему так? В первую очередь, уверяет Луи, благодаря принятым тут нормам воспитания, взаимоуважения.

...Нашим гидом в этой поездке был заведующий отделом министерства информации Йемена Ахмед аль-Лахаби. Он, как и ряд руководителей высших органов власти в этой стране, получил образование в СССР, поэтому хорошо говорит по-русски, в курсе всего происходящего в России. Вспоминает, как интересно было путешествовать в поездах. Садишься, говорит, бывало, в Москве вечером в скорый, пьешь чай, знакомишься с соседями, потом выспишься как следует, и утром – уже в Киеве. Мечтает сесть в курьерский в Сане и сойти, например, в Ходейде, на берегу Красного моря…

Сложный рельеф местности, горы не позволили Йемену раньше обзавестись железнодорожным транспортом. Но рост перевозок, особенно в последние годы, показывает, каким подспорьем в экономике были бы железные дороги. Уже есть несколько вариантов их строительства, какой будет реализован, покажет будущее.

Юрий ВЕРЕЩАГИН
Сана – Москва

Метростроители докопались до артефактов

Круглосуточно ведутся археологические раскопки в античном порту, который был обнаружен на маршруте прокладки стамбульского метротоннеля
«Мармарай». Турецкая фирма-подрядчик, занимающаяся постройкой тоннеля, оказалась в сложном положении, когда во время работ в районе Йеникапы строители обнаружили античные артефакты. Ведь строительство должно идти по намеченному плану, а внезапная находка серьезно его тормозит. Было принято решение максимально компенсировать задержку, оборудовав место расположения древнего порта всем необходимым для круглосуточной работы археологов.

Метротоннель «Мармарай» соединит азиатскую и европейскую части Стамбула. Его строительством занимается турецко-японский консорциум. Завершить проект, примерная стоимость которого около миллиарда долларов, планируется к 2008 году.

Особенность тоннеля состоит в том, что он будет проложен по дну пролива Босфор. Пропускная способность подводной трассы, с учетом строительства в перспективе еще одной линии, составит 75 тыс. пассажиров в час в обоих направлениях. Современная система транспортной сигнализации обеспечит прохождение по тоннелю поездов с интервалом две минуты. На азиатско-европейской линии метро будет сооружена 41 станция.

Шведы голосуют за поезд

Отправляясь в дальнюю поездку, шведы руководствуются не только соображениями экономии денег: не последнее место в их подходе к выбору средства передвижения занимает также забота об экологии.

Это известно из проведенного опроса 1234 пассажиров поездов, которым был предложен вопрос, почему они предпочли железную дорогу другим видам транспорта. 36% респондентов сказали, что поезд выбрали потому, что заботятся о природе: железная дорога не так загрязняет атмосферу, как самолеты или автомобили.

Аналогичный опрос проводился и два года назад. И сравнение результатов говорит о том, что экологическая сознательность шведских граждан заметно повысилась: в 2005 году подобными соображениями руководствовались только 24% респондентов. Кстати, примерно такая же часть опрошенных указали в качестве причины выбора поезда возможность расслабиться во время путешествия.

По данным экспертов компании «Шведские железные дороги», наибольшую обеспокоенность по поводу защиты окружающей среды проявляют женщины, среди мужчин только пятая часть принимают в расчет экологический фактор. В прошлом году железную дорогу для дальних переездов предпочли 37,4 млн человек, что составляет 16% общего числа частных поездок. На воздушный транспорт приходится 14%, а лидером по-прежнему остается автомобиль – 66%. Родственный ему автобус перевозит всего лишь 6% путешествующих.

Куда ведут магистрали Китая

Китай построит к 2010 году 12 современных скоростных шоссе, которые соединят его западные районы с рядом зарубежных стран, в том числе с Россией. Самая протяженная трасса длиной 1680 км пройдет из административного центра Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) Урумчи через Узбекистан в Иран, далее в Турцию и затем в Европу. Остальные дороги свяжут СУАР также с Казахстаном, Таджикистаном и Пакистаном. Необходимость масштабного строительства автотрасс в Пекине мотивируют стремлением расширить товарооборот между КНР и государствами Средней Азии. Синьцзян-Уйгурский автономный район граничит с восемью странами и уже располагает 17 крупными транспортными узлами.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Бастующее небо Бразилии

Бразильские авиакомпании требуют от правительства возместить им ущерб от кризиса, разразившегося в сфере гражданских авиаперевозок крупнейшей страны Латинской Америки.

По данным президента национального профсоюза авиаперевозчиков Жозе Марсиу Мансана Молью, речь идет о сумме, приближающейся к 100 млн реалов (около $47 млн). Примерно во столько авиакомпании оценивают свои убытки от забастовок диспетчеров, идущих в Бразилии с октября прошлого года. Последним подтверждением бедственного положения дел в отрасли стало прекращение работы персонала столичного диспетчерского центра. Диспетчеры требовали вывести их из-под контроля военных, повысить зарплату и уменьшить нагрузку. В результате все аэропорты Бразилии были закрыты для взлетов и посадок в течение пяти часов, что затронуло интересы 18 тыс. пассажиров.

Бастовавшие военные диспетчеры согласились вернуться на рабочие места после того, как правительство согласилось выполнить ряд их требований. В частности, департамент авиации при министерстве обороны Бразилии, в ведении которого находятся не только военно-воздушные силы, но и все авиадиспетчерские центры, согласился пойти на демилитаризацию сферы контроля над гражданскими авиаперевозками. Пока не сообщается, кому будут подчиняться диспетчеры и что в этой ситуации будут делать военные специалисты, составляющие, по некоторым оценкам, около 80% из 2,7 тыс. бразильских авиадиспетчеров.

На днях уже гражданские диспетчеры в Рио-де-Жанейро пригрозили перестать работать, если поблажки будут сделаны лишь военным специалистам. Причем, по свидетельству авиакомпании, 100 млн реалов – это лишь та часть ущерба, которую удалось посчитать: дополнительные затраты на топливо, стоянку самолетов в аэропортах, размещение пассажиров в гостиницах.

Как заявил Молью, определить размер убытков из-за резкого ухудшения имиджа авиакомпаний в глазах потребителей практически невозможно. При этом подмоченной оказалась не только деловая репутация авиаперевозчиков, которые, к слову, никоим образом не виноваты в сложившейся ситуации. Иностранные компании все чаще задаются вопросом, насколько безопасным является в целом бразильское воздушное пространство.

В прошлом году Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров, объединяющая 50 тыс. специалистов из 125 стран мира, порекомендовала иностранным авиакомпаниям применять при полетах над Бразилией те же повышенные меры безопасности, что и в небе над Африкой. По сообщению агентства Эстаду, Международная федерация пилотов опубликовала памятку для иностранных летчиков, предупреждая об опасностях, которые подстерегают их в бразильском небе.

В частности, пилотов просят иметь в виду, что не все бразильские диспетчеры свободно говорят по-английски, что неопытные сотрудники могут работать без надзора более старших коллег, что, когда пилоту сообщается о том, что самолет контролируется радарами, на самом деле это может не соответствовать действительности. Командирам воздушных судов рекомендуется быть настороже и действовать в бразильском небе со всеми возможными предосторожностями.

Вместе с тем президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва назвал безответственными действия диспетчеров, заметив, что это негативным образом отражается на тысячах пассажиров. «Мы не можем каждый день видеть по телевизору, как тысячи людей страдают, ждут по пять-шесть часов, терпят лишения... потому что диспетчеры наделяют себя правом устраивать забастовки», – заявил глава государства. В то же время именно Лула да Силва не разрешил аресты организаторов забастовки, как предлагали сделать военные.

Федеральный верховный суд Бразилии потребовал провести расследование и наказать диспетчеров, принявших участие в забастовке. Суд считает, что акция «грубо нарушила основные ценности этого (военного) учреждения: дисциплину и иерархию».

Прокурор военной прокуратуры Джованни Раттакасу подтвердил, что будет требовать возбудить уголовное дело в отношении зачинщиков забастовки.

Александр ТРУШИН

Сафари на «Сименс» продолжается

В Германии арестован по подозрению в коррупции член правления гигант-ского концерна «Сименс» Йоганнес Фельдмайер.

В Мюнхене, Нюрнберге и Эрлангене полиция провела обыски в офисах компании. Официальный представитель «Сименса» подтвердил факт ареста своего топ-менеджера. Это дело, как сообщили в прокуратуре Мюнхена, не связано с нашумевшей аферой, в рамках которой сотрудники «Сименса» незаконно потратили свыше 200 млн евро на взятки за рубежом для заключения выгодных сделок. Расследование незаконных финансовых операций до сих пор идет в Австрии, Швейцарии, Италии и Греции.

Практика создания «черных касс» процветала в «Сименсе» с 1992 по 2005 год, в связи с чем ранее были арестованы шестеро его сотрудников, в основном среднего звена. 50-летний Йоганнес Фельд­майер считается вторым по значимости и влиянию лицом в концерне. После признательных показаний он был отпущен домой на пасхальные каникулы под залог, дополненный целым рядом административных ограничений и запретов, но ордер на его арест сохраняет свою силу.

Совместная прокуратура баварских городов Нюрнберг и Фюрт по-прежнему инкриминирует Фельд­майеру подкуп руководителей производственных советов концерна, дабы они были более сговорчивыми, поскольку по закону их основной задачей является защита интересов сотрудников концерна перед работодателями.

В частности, один из бывших лидеров производственного совета завода «Сименс» в Эрлангене Вильгельм Шельски, ушедший в свое время «на вольные хлеба» и учредивший «Рабочее содружество независимых членов производственных советов» (ABU), подписал позднее с Фельдмайером договор о консультационных услугах и получил за минувшие годы из кассы «Сименса» не менее 15 млн евро. С середины февраля Шельски также находится под стражей из-за неуплаты налогов и других финансовых махинаций. Следователи не нашли ни одного достаточно убедительного документа, подтверждающего столь дорогостоящие «консультации».

Вместе с тем известно, что в социальных вопросах так называемое рабочее содружество ABU всегда выступало в качестве противовеса официальному германскому профсоюзу металлистов (IG Metall), известному своим принципиальным настроем при отстаивании коренных интересов трудящихся. То есть выполняло, по сути дела, роль штрейкбрехера.

Арест Фельдмайера подмочил репутацию и нынешнего председателя наблюдательного совета «Сименса» Хайнриха фон Пирера. Он хоть и поспешил заявить на страницах мюнхенского еженедельника Focus Money, что ничего не знал в деталях о многомиллионном «сотрудничестве» своего бывшего зама с «предпринимателем» Шельски, но в это, как считают местные журналисты, весьма трудно поверить. Подавляющее большинство членов наблюдательного совета «Сименса» в ходе внутреннего блиц-опроса высказалось за то, чтобы фон Пирер «по собственному желанию» ушел с поста председателя.

В связи с этим ныне уже не только парламентская оппозиция в лице трех партий – свободных демократов, «зеленых» и левых сил, – но и входящие в правительственную коалицию социал-демократы требуют от фон Пирера приостановить на время прокурорского разбирательства его работу в качестве члена правительственного совета по инновациям в кабинете канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Правда, глава германского правительства тут же поспешила заявить, что не собирается отказываться от ценных консультационных услуг г-на фон Пирера.

Игорь БЕЛОВ
Нюрнберг – Вена


Справка «Гудка»
    Концерн «Сименс» представлен более чем в 190 странах мира и объединяет свыше 420 тыс. сотрудников. В России «Сименс» работает по всем традиционным направлениям своей деятельности и присутствует в 30 регионах. Численность сотрудников российского «Сименса» – около 4 тыс. человек, оборот в 2006 финансовом году составил 1,2 млрд евро.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31