07 декабря 2021 06:18

Порт созрел для продажи

ОАО «Мурманский морской рыбный порт» может быть выставлено на торги уже в этом году.

Минэкономразвития предложило дополнительно включить в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2007 год ОАО «Мурманский морской рыбный порт». Окончательное решение о продаже госпакета акций будет принято в конце апреля, после доработки документа в министерстве. Напомним, что год назад ФГУП «Мурманский морской рыбный порт» было акционировано и зарегистрировано в налоговых органах как юридическое лицо в качестве ОАО. При этом государство осталось владельцем 100% акций. В конце февраля на предприятии назначен новый генеральный директор, им стал Владимир Соколов. Ранее он занимал должность заместителя руководителя департамента Росрыболовства, где курировал вопросы взаимодействия с рыбными портами страны.

Как пояснил «Гудку» пресс-секретарь Мурманского морского рыбного порта Антон Артемьев, порт действительно включен в вариант прогнозного плана приватизации. Однако говорить о том, точно ли будут внесены акции предприятия в этот план, пока еще рано. Вполне возможно, что акции предприятия или какая-то их часть будут исключены из документа. В данной ситуации позиция порта сводится к тому, что продавать его частному владельцу пока нецелесообразно. «В настоящее время предприятие находится в сложной экономической ситуации, работа по его финансовому оздоровлению только начинается. У нас есть задолженность перед клиентами и бюджетом. Главная причина этого – падение грузооборота, рыбопромысловые суда уходят в иностранные порты. Сейчас наша стратегическая задача – возврат грузопотока, только за счет этого предприятие может выйти из кризиса. Чтобы привлечь судовладельцев обратно, мы предлагаем гибкую тарифную политику: чем больше рыбаки будут привозить рыбы в порт, тем больше будет для них скидка – как на разгрузку, так и на хранение», – пояснил Антон Артемьев. Это уже дает свои результаты: в марте в порту было переработано 25 тыс. тонн рыбопродукции. Это лучший показатель за последние несколько лет. Еще одна проблема – предыдущее руководство порта сдало в аренду нефтебазу. Теперь порт пытается вернуть ее через суд. В то же время, отметил Антон Артемьев, уже несколько крупных отечественных компаний заявили о готовности вкладывать средства в развитие порта. При этом они хотят получить твердые гарантии государства. Называть эти компании представитель порта не стал.

По мнению эксперта агентства Port News Надежды Малышевой, к несомненным плюсам Мурманского рыбного порта можно отнести то, что он является незамерзающим. Однако рыбный порт требует крупных инвестиций в развитие инфраструктуры, которые вряд ли окупятся – с выравниванием железнодорожных тарифов перевозка грузов в Мурманск может стать нерентабельной. Помимо этого сам порт обременен многочисленными договорами аренды. Что касается главного требования к потенциальному покупателю предприятия – осуществлять обслуживание рыбных грузов, то оно может стать самым сложновыполнимым для инвестора, поскольку объем этих грузов определяется при непосредственном участии Госкомрыболовства. «Можно предположить, что покупателем Мурманского рыбного порта может стать структура, имеющая тесные контакты с Госкомрыболовством», – считает эксперт.

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА

Заправкам навяжут бесплатный сервис

Министерство транспорта подготовило распоряжение правительства, по которому всякая деятельность в полосах отвода федеральных автодорог должна осуществляться только с разрешения чиновников.

Как рассказал на конференции «Проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в сфере автомобильного транспорта» заместитель главы Минтранса Евгений Москвичев, за три месяца текущего года Федеральная служба по надзору в сфере транспорта проинспектировала все основные автотрассы. В результате выяснилось: на федеральных дорогах организовано множество несанкционированных съездов и объектов инфраструктуры, не согласованных с федеральными органами управления дорожным хозяйством.

По данным замминистра, 70% съездов с федеральных дорог сделано незаконно. Из-за каждого лишнего съезда существенно падает скорость движения на дороге. У нас нет двух- или трехуровневых развязок, которые бы не создавали помех движению транспорта. Из-за этого в России пока не действует ни один международный транспортный коридор, пояснил Евгений Москвичев.

Минтранс уже приступил к ликвидации несанкционированных придорожных объектов. Ространснадзор уже выдал 1641 предписание владельцам таких объектов и 1232 обращения в органы местного самоуправления по устранению недостатков. «В надлежащее состояние приведены 88 объектов придорожной инфраструктуры, демонтированы 32 сооружения инженерных коммуникаций и средств наружной рекламы», – констатировал в марте глава Росавтодора Олег Белозеров.

Теперь, чтобы построить какой-либо объект в придорожной полосе, нужно будет получать разрешение Федерального дорожного агентства Минтранса. По словам Евгения Москвичева, на дороге должны будут располагаться исключительно заправочные станции и объекты сервиса. Число съездов на магистралях, по мнению Минтранса, должно быть ограничено: по одному на каждые 5 км дороги. По данным Олега Белозерова, такие дороги, как М9 («Балтия») и М2 («Крым»), из-за множества съездов не могут быть отнесены не только к категории магистральных, но и часто к категории скоростных.

В 2007 – 2008 годах каждая федеральная дорога должна получить свой генеральный план. В нем будет указано, сколько заправок и кемпингов должно располагаться на этой магистрали. Первые планы будут составлены по трем трассам: Москва – Архангельск (Холмогоры), Москва – Нижний Новгород и на Можайском шоссе. При этом Минтранс планирует выпустить требования к заправочным станциям, которые будут подразделяться на городские и магистральные.

На магистральных заправках, по мнению Евгения Москвичева, должны располагаться объекты сервиса: туалет, душ и несколько номеров для отдыха водителей. При этом все это должно быть бесплатным. Евгений Москвичев находит такое решение справедливым, потому что владельцы магистральных заправок пользуются полосой отвода, приносящей им деньги. Они должны либо платить за это дополнительные средства в бюджет, либо предоставлять бесплатные услуги.

Владельцы заправок не рады такому развитию событий. В пресс-службе
«ЛУКОЙЛа», например, «Гудку» сказали, что вряд ли акционеры компании согласятся устраивать на заправках бесплатные гостиницы для водителей. Если Минтранс поставит такое условие, значит, будем с ним консультироваться, отметили в пресс-службе.

«С первого взгляда идея Минтранса по организации бесплатного сервиса вызывает отрицательную реакцию. Но если посмотреть глубже, то становится ясен ее положительный смысл», – заявил «Гудку» заместитель генерального директора компании «Фин­Экспертиза» Агван Микаелян. В России придорожная инфраструктура по сравнению с западными странами развита очень слабо. Поэтому понятно желание Минтранса сдвинуть дело с мертвой точки, пусть даже с использованием административного ресурса, полагает эксперт. «В конце концов, параллельно с бесплатными сервисными услугами могут существовать и платные. Через этот промежуточный вариант Россия придет к развитому платному придорожному сервису, который существует в западных странах», – считает Агван Микаелян.

Денис ВИКСНЕ

Логистика развивается вместе с торговлей

Николай Титюхин, президент Евро-Азиатской логистической ассоциации:

– Российские логистические компании могли бы заработать в этом году $84 млрд на оказании своих услуг, а в 2010-м – уже 153 млрд. Но для этого нужно, чтобы предприятия, для которых логистика не является профильным бизнесом, передавали этот вид деятельности на аутсорсинг. Сейчас приходится говорить только о теоретической возможности зарабатывать эти деньги.

Гарантий, что они станут реальными доходами наших компаний, пока нет. В России до сих пор чрезмерно высока доля логистических операций, выполняемых компаниями, специализирующимися на других видах бизнеса. Доля логистических услуг, предоставляемых профильными организациями, составляет лишь 23% от общего объема работ. В Германии предприятия передают на обслуживание специализированным компаниям в среднем по 50 – 55% рынка логистического сервиса. Это позволяет им снизить затраты на свою производственную деятельность примерно на 17 – 20%.

Отечественные крупные холдинги должны быть заинтересованы в партнерстве с логистическими фирмами. Основным стимулятором отрасли должен стать бурный рост оптовой и розничной торговли. Розничный рынок в прошлом году оценивался в $307 млрд, к 2010 году он достигнет уровня $555 млрд. Такое развитие торговли делает необходимым поиск новых схем доставки товаров и их распределения.

Из наиболее перспективных направлений развития грузопотоков отмечу маршрут Берлин – Москва, способный дать России новое «окно» на международные рынки. Для реализации потенциала этой линии необходимо создать крупные логистические центры в Смоленской области, прежде всего в Крекшине и Вязьме.

Интересны варианты развития грузопотоков направлением на Казахстан и Украину. Выстраивание логистики по маршруту Уральск – Саратов позволило бы российским транспортникам выйти на грузопотоки, которые будут формироваться в Китае под коридор ТРАСЕКА. Также перспективно выстраивание линий движения грузов по маршруту Воронеж – Ростов и через Краснодарский край. Реализуется проект создания крупного логистического терминала в Новороссийске. Это позволит через три года увеличить объем обработки контейнеров в морском порту в шесть раз.

Вагоны в итальянском стиле

В апреле 2008 года «Алтайвагон» в филиале в Рубцовске планирует запустить новую технологическую линию по производству крупного стального литья для вагонов мощностью более 25 тыс. тонн в год.

Поставку оборудования стоимостью примерно 380 млн руб. «Алтайвагону» (Новоалтайск) по лизинговой схеме на пять лет профинансирует «ССБ-Лизинг» (Барнаул). Поставщик оборудования – компания Savelli (Италия).

Как рассказали «Гудку» в «Алтайвагоне», итальянская технологическая линия обеспечит потребности предприятия в основных деталях ходовой части вагона. Кроме того, сделает завод более независимым от внешних поставок. Изменение технологии производства литых заготовок позволит «Алтайвагону» увеличить выпуск продукции вдвое.

Директор ООО «ССБ-Лизинг» Владимир Смыков считает, что сделка по финансированию поставки технологической линии для «Алтайвагона» выгодна для всех ее участников.

Финансирование предприятий, работающих в сфере железнодорожного транспорта, является «интересным направлением». С «Алтайвагоном» «ССБ-Лизинг», по словам Владимира Смыкова, работает с 2006 года, но это пока единственная компания из сферы железнодорожного транспорта, которая использует лизинговые схемы для модернизации производства и закупки импортного оборудования.

В перспективе «ССБ-Лизинг» предполагает расширить свое сотрудничество в данном сегменте. Лизинговую компанию интересуют сделки как с давним партнером, так и с новыми компаниями, заинтересованными в поставках оборудования для сферы железнодорожного транспорта.

Собеседник «Гудка» из официального представительства компании Savelli в России ООО «РусЛитМаш» рассказал, что «Алтайвагон» заказал у итальянской компании самую большую в мире формовочную линию для производства стальных деталей железнодорожных вагонов.

По словам представителя «РусЛитМаша», «Алтайвагон» «является одним из российских лидеров в производстве железнодорожных вагонов». Поставщики итальянского оборудования данную сделку также называют взаимовыгодной.

Аналитик инвестиционной компании Rye, Man & Gor Securities Евгений Линчик считает, что отечественные поставщики аналогичного оборудования пока не могут обеспечить того уровня качества конечной продукции, которое требуют РЖД как потребитель железнодорожных вагонов. Кроме того, по мнению аналитика, РЖД испытывают дефицит подвижного состава, а производительность подобных технологических линий, изготовленных в России, низкая. Поэтому вагоностроительная компания приобрела импортные машины для своего производства.

Елена ЛЕОНТЬЕВА