07 декабря 2021 05:39

Стратегию доработают

Вчера кабинет министров вернул на доработку «Стратегию развития транспорт­ного машиностроения до 2015 года». Владимир Якунин отметил, что господдержка отрасли необходима и документ нужно доработать как можно быстрее.

Как сообщил на представлении «Стратегии» замминистра промышленности и энергетики Андрей Дементьев, в результате ее выполнения к 2015 году российское транспортное машиностроение должно выйти на удвоение производства и достичь технологического уровня ведущих мировых держав. «Гудок» уже подробно писал о тех мерах, которые предлагает Минпромэнерго. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на заседании не присутствовал, поскольку был в заграничной командировке. Не было его и на расширенной коллегии министерства в Мытищах две недели назад, где «Стратегия» обсуждалась с участием бизнеса и ученых.

Премьер-министр Михаил Фрадков сразу же заметил, что удвоить производство в машиностроении за 8 лет – «это не шутка». Андрей Дементьев ответил, что «Стратегия» согласована с бизнесом. Сокрушительный удар «Стратегия» получила со стороны тех блоков правительства, которые отвечают за финансы и стратегическое развитие.

Документ предусматривает очень масштабные бюджетные вливания – порядка $2 млрд. В частности, это прямое финансирование и кредитование стратегически важных проектов, государственные гарантии под коммерческие кредиты, финансирование НИОКР, налоговые и таможенные льготы, компенсации возможных потерь банков при финансировании программ. «Как все эти мероприятия, часть из которых противоречит действующему законодательству, отражены в том проекте бюджета на 2008 – 2010 годы, который мы принимаем сейчас?» – задал Андрею Дементьеву вопрос заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

Оказалось, что никак. Андрей Дементьев отметил, что в рамках оптимизации текущих расходов они могут найти $450 млн на НИОКР, а основная финансовая нагрузка в «Стратегии» запланирована начиная с 2010 – 2011 годов.

Возражения были и у главы Минэкономразвития Германа Грефа. С ним тоже документ не согласовали. Попеняв сначала на некоторые двусмысленности (в частности, в «Стратегии» написано, что наличие монополиста ОАО «РЖД» осложняет развитие рынка), министр обратил внимание на то, что авторы выбрали не совсем логичный посыл. В начале документа они утверждают, что масштабные государственные вливания отрасль может использовать нецелевым образом. А в конце документа предлагают эти же государственные вливания, без механизма контроля за их целевым использованием, дополнить закрытием внутреннего рынка для иностранных поставщиков («Цивилизованный протекционизм», – язвительно процитировал Герман Греф). Хотя всем известно, что главный порок сектора транспортного машиностроения – это неконкурентоспособность ввиду отсутствия современных технологий, которые все равно придется импортировать. «Стратегия» предлагает шесть методов государственной помощи сектору, но ни один из них не позволяет решить эту проблему», – заявил министр.

В частности, «Стратегия» предусматривает невозвратное финансирование стратегических проектов на конкурсной основе. При этом на рынке транспортного машиностроения существует ряд предприятий, являющихся абсолютными монополистами в своих секторах, что делает проведение конкурсов абсолютной формальностью. Также министр заметил, что нелогично предоставлять сначала государственные гарантии коммерческим банкам по лизинговым кредитам, а затем возмещать им потери.

«Самая большая отрицательная роль этого документа в том, что мы порождаем неоправданные ожидания у бизнеса, – заключил министр. – Если бы я был нормальным руководителем предприятия, то зачем стал бы вкладывать деньги, если могу подождать и через некоторое время мне предоставят и госфинансирование, и льготные кредиты, и еще много чего? – продолжал задавать риторические вопросы министр. – Эта «Стратегия» вредна для бизнеса, поскольку посылает ему неверные сигналы. Ее нужно коренным образом переработать».

Со своей стороны Михаил Фрадков согласился с министром, но заметил, что страна рискует упустить благоприятный момент для развития транспортного машиностроения.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин в своем выступлении подчеркнул, что, несмотря на необходимость доработки стратегии, государство должно создать благоприятные условия для привлечения инвестиций в отрасль. И сделать это нужно незамедлительно. «Частный бизнес в эту сферу пойдет с осторожностью и только при наличии ясно выраженной государственной воли, – заявил Владимир Якунин. – В тех условиях, в которых мы находимся, рассчитывать на массированные инвестиции не приходится».

Кроме того, «Стратегия» и в 2015 году просто не содержит предпосылок для удовлетворения всех потребностей ОАО «РЖД» в новой технике. «Если сегодня наша промышленность производит 312 локомотивов в год, то к 2012 году предлагается только удвоение этого количества. Можно точно сказать, что мы вынуждены будем закупать технику на Украине, потому что деваться некуда», – сообщил Владимир Якунин. Между тем ОАО «РЖД», которое является крупнейшим потребителем продукции транспортного машиностроения, намерено только в текущем году инвестировать в подвижной состав с учетом лизинга 53 млрд руб.

Генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян заявил «Гудку», что «Стратегия» потребует корректировки и с учетом решений, принятых на совещании у президента России. Масштаб изменений эксперт назвал небольшим и особо подчеркнул, что сама стратегия вряд ли претерпит существенные корректировки.

Пока непонятно, как будет перерабатываться «Стратегия». Герман Греф предлагал четко определить хотя бы минимальный набор мер поддержки, который правительство способно предоставить предприятиям и выполнить. Но больше штамповать подобные сырые документы (правительство их уже рассмотрело десяток) явно не будут. Премьер по этому поводу дал поручение секретариату.

Елена ПОПОВА



Новое открытие Египта

Три меморандума о взаимопонимании в сфере добывающей промышленности подписаны по итогам переговоров в Каире главы Минпромэнерго РФ Виктора Христенко и министра нефти Египта Самеха Фахми.

Документами предусматриваются совместная работа по разведке газовых, нефтяных и золотоносных месторождений в Египте и сотрудничество российских специалистов с египетской государственной компанией Petrojet в области развития технологий нефтедобычи и нефтепереработки.

Египет занимает третье место в Африке после Алжира и Нигерии по разведанным запасам природного газа, которые составляют около 2 трлн куб. м. По экспорту сжиженного природного газа Египет находится на пятом месте в мире.

Накануне Христенко и министр промышленности и торговли Египта Рашид Мухаммед Рашид подписали меморандум о взаимопонимании в области создания специализированной промышленной зоны с участием российского капитала.

Зурабов нашел рецепт от проблем

Минздравсоцразвития России в ближайшие две-три недели решит проблему отсроченных рецептов в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников, заявил вчера глава министерства Михаил Зурабов.

«Мы не можем говорить, что кардинально решили проблему, но мы уверены, что в ближайшее время нам удастся снизить число рецептов, которые находятся на отсроченном обслуживании в субъектах России», – сказал министр в ходе селекторного совещания с регионами.

Он также отметил, что предложения депутатов Госдумы РФ о разделе Минздравсоцразвития на Минтруд и Минздрав «имеют политическую подоплеку и не решат проблем с лекарствами для льготников».

Разделить министерство здравоохранения и социального развития России на Минтруд и Минздрав предлагали депутаты Госдумы.

Проблема вокруг ДЛО остро встала в начале 2007 года из-за долгов государства за 2006 год примерно в 40 млрд руб. перед поставщиками и производителями лекарств.

Россиянам не нравится экология

Почти половина россиян (47%) считают экологическую обстановку в стране неблагополучной, а 10% – очень плохой, близкой к катастрофической. Таковы данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

В городах экологическая ситуация оценивается скорее со знаком «минус», наименее благополучной она выглядит в Москве и Санкт-Петербурге, в сельской местности – скорее со знаком «плюс».

В ближайшие 2 – 3 года экологическая обстановка в стране не изменится, полагает каждый второй респондент (49%). Ухудшений ожидают 38% опрошенных, улучшений – только 6%. Наиболее пессимистичны в своих ожиданиях москвичи и петербуржцы.

По мнению 30% опрошенных, ответственность за состояние экологии должны нести местные власти; 18% респондентов полагают, что федеральная власть, правительство в целом; 16% – что специальные правительственные службы – Минприроды, МЧС, экологическая полиция и т.п.; 15% – что региональная власть; 13% – что сами люди. Во время всероссийского опроса ВЦИОМ проанкетировал 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России.

На выборы денег нет

Правительство Украины отказалось финансировать досрочные выборы Верховной рады. Соответствующее постановление было принято вчера кабинетом министров страны. Его подписали все члены правительства, кроме двух – глав МИД и Минобороны, сообщил министр юстиции Александр Лавринович.

Министр объяснил такое решение тем, что была нарушена «процедура контрасигнации».

«По конституции соответствующие решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) должны скрепляться подписями премьер-министра и ответственными министрами, – сказал Лавринович. – Однако СНБО не прислал в кабинет министров документы для соответствующего скрепления подписями».

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Пакистан встанет на русские рельсы

Премьер-министр России Михаил Фрадков прибыл с трехдневным официальным визитом в Исламабад. Это первое посещение Пакистана главой нашего правительства почти за 40 лет.

В планах российского премьера – встречи с президентом Исламской Республики Первезом Мушаррафом и руководителем кабинета министров Шаукатом Азизом.

Цель поездки – налаживание политических и экономических связей с Исламабадом. Российские компании уже высказали желание принять участие в масштабной программе обновления и реконструкции технологических объектов, которую планирует начать Пакистан. Так, Россия предлагает свою помощь в модернизации Карачинского металлургического завода, построенного когда-то при участии нашей страны. Активный интерес проявляет к сотрудничеству с Пакистаном «Газпром». Речь идет, в частности, об участии в строительстве магистрального газопровода Иран – Пакистан – Индия.

Свой интерес в Исламской Республике есть и у российских железнодорожников. Геополитическое положение двух стран предопределяет возможность использования их железных дорог для развития евро-азиатских транспортных коридоров, соединяющих страны Европы, Персидского залива и Азиатского региона.

К сожалению, пакистанские железные дороги, значительная часть которых была построена еще в колониальные времена Британской Индии, сегодня мало соответствуют международным стандартам. Однако правительство страны приняло госпрограмму развития этого вида транспорта, рассчитанную до 2011 года и предусматривающую инвестиции в объеме $1,8 млрд.

При этом власти Пакистана выражают готовность к сотрудничеству с РЖД. Министр железных дорог Шейх Рашид Ахмед в ноябре прошлого года, находясь в Москве, в интервью прямо заявил, что, по его мнению, начинать развивать экономическое сотрудничество двух стран надо именно с железных дорог. «У России огромный опыт в строительстве железных дорог. И Пакистану давно пора организовывать с ней совместные предприятия», – сказал министр. А на прошлой неделе он сообщил о планах модернизации магистрали к новому аэропорту Исламабада, добавив, что переговоры о прокладке новой колеи и закупках подвижного состава ведутся в том числе с российской стороной.

Существующие предварительные договоренности предусматривают возможности двустороннего сотрудничества в строительстве и модернизации железнодорожной инфраструктуры на территории Пакистана, в применении передовых технологий и систем безопасности движения поездов. Идет разговор о поставках в Пакистан подвижного состава, рельсов, материалов верхнего строения пути.

«Перспективы у российско-пакистанского сотрудничества прекрасные, – считает член президиума Совета по внешней и оборонной политике политолог Федор Лукьянов. – Им есть куда развиваться, поскольку сейчас сотрудничество находится на очень низком уровне. Но Пакистан – страна, равная России по численности населения и владеющая ядерным оружием. Мы не можем игнорировать эти факты. Москва должна диверсифицировать свою внешнюю политику».

Артем КОБЗЕВ

«Лугансктепловозу» готовят новый суд

Президент Украины Виктор Ющенко намерен оспорить результаты конкурса по продаже 76% акций ОАО «Холдинговая компания «Луганск­тепловоз». По его мнению, тендер был проведен с нарушениями.

Президент Украины вчера направил письма генеральному прокурору страны Александру Медведько, а также и.о. главы службы безопасности Валентину Наливайченко. Президент требует рассмотреть вопрос соблюдения Фондом госимущества Украины (ФГИУ) законодательства при приватизации «Лугансктепловоза». В пресс-службе главы Украины сообщили, что президент в случае установления нарушений будет настаивать на принятии «соответствующих мер».

Как уже писал «Гудок», ФГИУ 23 марта 2007 года провел аукцион по продаже 76% государственных акций «Лугансктепловоза». В аукционе участвовали Брянский машиностроительный завод (БМЗ) и Демиховский машиностроительный завод (оба принадлежат российскому концерну ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Победителем аукциона был признан БМЗ. Господин Ющенко считает, что два других потенциальных покупателя – ОАО «Днипровагонмаш» и ОАО «Марганецкий ГОК» (Днепропетровская область Украины) – не были допущены к участию в конкурсе.

По оценке украинского президента, государство должно было получить от приватизации «Лугансктепловоза» от 400 млн до 2 млрд гривен. Однако пакет акций был продан за 292,505 млн гривен (примерно $58 млн) при начальной стоимости в 292 млн гривен.

Аналитик украинской инвестиционной компании «Миллениум Капитал» Алексей Некраса сказал «Гудку», что инициация разбирательств с приватизационными кампаниями, проведенными ФГИУ на Украине, только начинает разгораться. Фонд решил правильно, продав акции профильному инвестору, которым является ТМХ. Причем цена пакета акций была оговорена заранее именно на уровне 292,505 млн гривен. Однако г-н Ющенко давно спорит с ФГИУ по любому поводу и преподнес все это как нарушение правил конкурса.

Аналитик российской ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов также считает «проверку» аукциона политическим ходом. На правительственном уровне Украины отмену аукциона несколько раз лоббировала украинская финансовая группа «Приват», в которую входят «Днипровагонмаш» и ОАО «Марганецкий ГОК». Вчера стало известно, что ОАО «Марганецкий ГОК» уже подготовило исковое заявление о признании недействительным конкурса по «Лугансктепловозу» и на следующей неделе направит его в Хозяйственный суд Киева. Глава пресс-службы МГОКа Марина Переяславская сообщила «Гудку», что ее компания требует признать недействительными протоколы конкурсной комиссии о недопуске предприятия к участию в конкурсе по «Лугансктепловозу» и опротестовывает договор купли-продажи акций «Лугансктепловоза», заключенный с БМЗ.

Руководитель департамента по связям с общественностью ТМХ Артем Леденев сказал «Гудку», что в холдинге осведомлены о готовящемся иске, однако комментировать ситуацию отказался.

Александр ШУГАЕВ