24 октября 2021 15:28

Для аренды не хватает денег и программных продуктов

Лизинг как бизнес активно развивается: растут объемы сделок, увеличивается количество лизинговых компаний. Развитие филиальной сети для многих участников лизинговой деятельности стало одной из приоритетных целей. Проявляют интерес
к российскому рынку и западные игроки. Однако наравне с этим существуют факторы, серьезно сдерживающие развитие лизинговых услуг.


Тормоз в продвижении машин

«Специфических факторов, влияющих на развитие лизинга в целом, сейчас нет. Зато есть факторы, которые влияют на финансовые инструменты, – отсутствие «длинных» денег на финансовом рынке, достаточно высокие процентные ставки банков. Кроме того, слабо развит лизинг производителя, когда лизинговая компания и производитель продукции связаны и используют лизинг для стимулирования спроса на продукцию», – утверждает заместитель начальника департамента инвестиционной деятельности РЖД Андрей Пряхин. По его словам, обычно данная связь базируется на основе договора или совместного акционерного капитала. В таких случаях производитель по собственной инициативе через лизинговую компанию предоставляет потребителям выпускаемую продукцию. А в настоящее время в России лизинг – инструмент сугубо финансовый. Хотя во всех странах он достаточно широко используется как инструмент продвижения машин и оборудования.

Не отличается от общерыночной ситуация и на рынке лизинга подвижного состава. Исключение составляет лишь то, что тарифные ставки на перевозки подвержены государственному регулированию. На практике это может происходить примерно так: допустим, собственники вложили средства в полувагоны. А тариф на перевозки в полувагонах поменялся, и перевозки в подвижном составе этого типа стали убыточны. В результате ликвидность этих вагонов очень сильно понизились. Однако предусмотреть решения чиновников очень сложно. Поэтому наличие государственного регулирования в долгосрочной перспективе является негативным фактором для развития лизинга. Отсюда достаточно большая неопределенность для лизинговых компаний, являющихся собственниками подвижного состава с точки зрения доходности данного актива на долгосрочный период.


Банки популярные, но медленные

К факторам, сдерживающим развитие лизинга, участники этого бизнеса относят и недостатки того или иного способа финансирования деятельности лизинговых компаний. По мнению генерального директора «Глобус-лизинг» Бориса Курцмана, основными источниками финансирования и рефинансирования деятельности лизинговых компаний в настоящее время являются банковские кредиты, займы юридических лиц (в том числе вексельные), экспортное финансирование, выпуск CLN (Credit Linked Note или кредитная нота – привлечение средств с международных рынков капитала). При этом банковские кредиты остаются доминирующим источником финансирования деятельности лизинговых компаний. Однако данный способ кредитования не является идеальным инструментом привлечения денежных средств. Недостатками банковского кредитования Борис Курцман считает относительно короткие сроки кредитования, ограничения по лимиту на одного заемщика, требования о переводе оборотов в кредитующий банк. Кроме того, банки выдвигают требования о местонахождении предмета лизинга в одном с банком регионе, о предоставлении дополнительного к предмету лизинга обеспечения (в том числе поручительства лизингополучателя), требования о синхронизации графика лизинговых платежей и графика погашения по кредиту. Существует у банкиров и необходимость анализа лизингополучателя. Отрицательными факторами для развития лизинга руководитель «Глобус-лизинг» считает и длительные сроки получения кредита на инвестиционное кредитование, проектное финансирование, возмещение инвестиционных затрат, ограничение по краткосрочному кредитованию на пополнение оборотных средств.


Компании доросли до ERP-системы

По словам начальника инновационного отдела группы компаний «Интерлизинг» Антона Зольникова, главная из проблем, с которыми сталкиваются практически все лизинговые компании, – предъявление НДС по лизинговым сделкам. «Из-за существующей сейчас позиции налоговых органов многим лизинговым компаниям приходится обращаться в суд и тратить силы, время и деньги на отстаивание своей позиции». Также проблемой, по мнению представителя компании, для лизингового рынка на сегодня является внедрение ERP-системы (корпоративная информационная система управления, которая базируется на хранении и анализе истории взаимоотношений с клиентами). Многие компании, по словам Антона Зольникова, на данном рынке уже доросли до того, чтобы внедрять программное обеспечение серьезного уровня. «Однако готового решения, полностью адаптированного под нужды лизинговых компаний, на рынке нет, хотя некоторые компании и декларируют их наличие. Но стоит отметить, что начали появляться компании, специализирующиеся на создании решений для лизинговых компаний, и с каждым годом их уровень сильно растет».

Несмотря на факторы, сдерживающие развитие лизинговой деятельности, в «Интерлизинге» считают, что данный вид бизнеса развивается очень высокими темпами. Началось активное развитие данного инструмента в регионах. Наиболее динамично развивается сегмент лизинга автотранспорта, данный рынок наиболее высококонкурентен, на нем существуют наиболее интересные, проработанные и разнообразные предложения.

«Мы прогнозируем, что развитие рынка в долгосрочной перспективе будет связано с расширением линейки продуктов и появлением новых комплексных программ, включающих в себя полный перечень услуг клиенту, в том числе лизинг, сервисное обслуживание, аренда техники на срок поставки, гибкие сезонные расчеты. Также большую долю сделок будет занимать оперативный лизинг (лизинг без перехода права собственности к лизингополучателю по окончании договора лизинга. – Ред.)», – резюмировал Антон Зольников.



Как защитить лизинг от налоговых органов

Ирма Немшевич, директор правового департамента аудиторской компании «Эйч Эл Би Внешаудит»:

– Налоговые органы сегодня автоматически причисляют лизинговые компании, использующие заемные и кредитные средства при покупке оборудования, передаваемого в лизинг, к недобросовестным компаниям и отказывают в праве на вычет НДС.

В Налоговом кодексе РФ таких оснований для отказа в вычете нет. Как аргументирует налоговый орган отказ в вычете? Как правило, налоговый орган ссылается на определение Конституционного суда РФ от 04.11.04 (как аргумент об отсутствии реальных затрат общества по уплате НДС поставщикам оборудования): «Право на вычет НДС не может быть предоставлено в том случае, если имущество, приобретенное по возмездной сделке, к моменту передачи поставщику в счет оплаченных начисленных сумм налога не только не оплачено либо оплачено не полностью, но и явно не подлежит оплате в будущем».

Однако, как видно, в этом определении Конституционного суда также нет запрета на использование заемных и кредитных средств. Более того, пунктом 1 статьи 4 федерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» прямо предусмотрено, что лизингодатель приобретает имущество, предоставляемое лизингополучателю, за счет привлеченных средств. Это характерная черта деятельности лизинговых компаний, прямо предусмотренная законом. Что же нарушает в таком случае компания-налогоплательщик?

Как правило, налоговый орган внятно и доказательно на этот вопрос ответить не может, ограничиваясь голословным цитированием вышеупомянутого определения Конституционного суда, аргументом о создании налогоплательщиком «искусственного круговорота заемных средств» и о погашении заемных средств за счет новых кредитов, а не за счет выручки компании от лизинговых платежей и о невозможности погашения заемных и кредитных средств обществом в будущем.

Что здесь может сказать в свою защиту компания-налогоплательщик? Во-первых, желательно представить суду документы общества (баланс, оборотно-сальдовую ведомость, например), подтверждающие, что активов налогоплательщика достаточно для погашения всей суммы привлеченных средств. Таким образом, отсутствуют основания полагать, что приобретенное налогоплательщиком имущество не будет оплачено в будущем. Следовательно, довод налогового органа о том, что у предприятия нет возможности для погашения займов, является надуманным. Как еще защищаться компании против доводов налогового органа?

Рекомендуем представить в арбитражный суд первичные документы, пояснения и таблицы, данные бухгалтерского и управленческого учета, графики погашения заемных и кредитных средств и при возможности справки банков о своевременном погашении процентов. Противопоставить конкретные опровержения налоговому органу будет трудно. Часто лизинговые компании оплачивают оборудование частично денежными средствами, а частично векселями третьих лиц. Векселя приобретаются по договорам купли-продажи и оплачиваются за счет заемных средств лизинговой компании.

Законодательство РФ о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений в части источников получения налогоплательщиком денежных средств для уплаты НДС. (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.12.2004 № 4149/04; Постановление Федеральной антимонопольной службы Московского округа от 06.12.05 по делу № КА–А40/12016-05.) Оплата поставщикам НДС векселями, приобретенными за счет средств, полученных по кредитным договорам, не может служить основанием для отказа налогоплательщику в вычете по НДС, если в его действиях нет признаков недобросовестности. (Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.05 по делу № Ф09-5290/05-С2; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.04 по делу № А56-22556/04.) Если представить доказательства своевременного погашения заемных (кредитных) средств, за счет которых была оплачена покупка векселей, налоговому органу опять же нечего будет противопоставить.


Примерный список первичных документов и пояснений как доказательство правомерности действий компании:
    • договоры займа (кредита);
    • выписки по счету, платежные поручения, мемориальные ордера, подтверждающие оплату займов (кредитов) и процентов;
    • графики погашения займов (кредитов) и процентов (кредитная история компании);
    • данные управленческого учета компании;
    • бухгалтерский баланс;
    • договоры лизинга;
    • выписки по счету, п/п, подтверждающие оплату лизинговых платежей;
    • договоры поставки (купли-продажи) оборудования;
    • выписки по счету, п/п, счета-фактуры, подтверждающие уплату поставщикам сумм НДС;
    • графики оплаты лизинговых платежей;
    • таблицы и пояснения, показывающие источник погашения займов (кредитов):
    собственные средства компании (выручка за счет лизинговых платежей) или займы (кредиты);
    • графическая эволюция финансового состояния компании;
    • анализ чистых активов компании;
    • расчет коэффициентов ликвидности компании.

Бизнес пригласили в «чужую» Россию

Несовершенство законодательства, регулирующего лизинговую деятельность, сказывается на развитии этого вида бизнеса. Кроме этого, в некоторых регионах России лизинга как бизнеса вообще нет. О развитии лизинговой деятельности «Гудку» рассказал коммерческий директор «Столичной лизинговой компании» Арсен Казибеков.

– Что вы можете рассказать о факторах, сдерживающих развитие лизинга?
– Прежде всего, по моему мнению, закон «О лизинге» нуждается в корректировке. В нем не совсем четко прописаны положения по оперативному лизингу, в то время как в Налоговом кодексе очень тщательно регламентирован классический лизинг (финансовая аренда). В связи с этим возникают сложности при оформлении договоров оперативного лизинга. Кроме того, существует и такая проблема: предметы лизинга, которые выбыли из лизинга, мы не можем передать другому клиенту. Это касается того случая, когда досрочно прекращается договор и автомобиль или оборудование нужно передать в лизинг другому клиенту. По действующему законодательству мы не можем передать то имущество, которым владеем, до обращения к нам лизингополучателя. Чтобы это сделать, нам приходится продавать и покупать предмет лизинга, выстраивать определенные схемы. Схемы законные, но проблема в том, что на их реализацию каждый раз приходится затрачивать время и силы высококвалифицированных сотрудников. В законе следует более тщательно прописать эти процедуры.
Большие проблемы и со сделками по возвратному лизингу. К примеру, одна из лизинговых компаний, осуществляющих свою деятельность по всей стране, была вынуждена приостановить работу. Это произошло из-за того, что в разных регионах страны по-разному трактуется законодательство. Это нонсенс. Я имею в виду то, что сделки по возвратному лизингу налоговые органы воспринимают как сделки, направленные на налоговую оптимизацию. Они не видят в них инструмента привлечения финансирования. Это происходит в том случае, когда у предприятия есть большой объем основных средств. К примеру, станков, но недостаточно денег для покупки сырья. Эти станки предприятие продает лизинговой компании, она становится собственником оборудования. А завод, получив деньги (обычно до 70% рыночной стоимости оборудования) и израсходовав их по своему усмотрению, постепенно начинает расплачиваться с лизинговой компанией. Это нормальный механизм для привлечения инвестиций. Но налоговые органы считают эти сделки противоречащими законодательству, направленными исключительно на оптимизацию налогообложения.

– Проблемы лизинговой деятельности одинаково характерны для всех регионов России?
– Нет, в некоторых регионах данный вид бизнеса развит очень слабо или вовсе отсутствует как вид деятельности. И бездействие государства в отношении его развития в таких регионах является фактором, сдерживающим развитие лизинговой деятельности. Лизинг наиболее развит в Москве и Санкт-Петербурге, немногим менее динамично развивается в Уральском регионе и на Дальнем Востоке. Но в прочих регионах его развитие отстает на 2 – 3 года от центра. Вполне естественно то, что темпы развития лизингового рынка зависят от темпов развития промышленности и инфраструктуры в том или ином регионе, от платежеспособности потребителей лизинговых услуг, вследствие чего и получается разрыв в 2 – 3 года. Однако если в некоторых регионах этот бизнес развит очень слабо, то на Кавказе вообще лизинга нет. Причина такого положения в том, что практически 100% кредитных организаций Москвы плохо осведомлены о ситуации на Кавказе. Зачастую они не видят разницы, к примеру, между Дагестаном, Ингушетией, Кабардино-Балкарией, Карачаево-Черкесией и Чечней. Складывается ощущение, что это чужая Россия. Между тем риски в этих областях совершенно разные. Нередко бизнесменов из Центральной России отпугивают даже регионы, находящиеся по соседству с крупными краями. А это преимущественно трудоизбыточные регионы, при этом там огромный спрос на лизинговые услуги и ни одной лизинговой компании соответствующего профиля. Даже крупные градообразующие предприятия не могут приобрести в лизинг ту же «Газель». В качестве примера можно привести Адыгею, которая территориально находится в центре Краснодарского края.

– Каким образом можно ликвидировать такое отставание?
– Только с помощью государства. К примеру, местные власти могли бы сформировать некий фонд страхования коммерческих рисков или лизинговых платежей. А федеральным властям нужно вести широкую информационную политику. Ведь этот страх прежде всего от незнания и неопределенности. А если бы этого не было, любая компания могла бы в регионе, где нет лизинга, но есть потребность в нем, открыть свой филиал или офис.
Сейчас президент Владимир Путин активно приглашает бизнес в южные регионы. Я думаю, нужно начинать именно с лизинговых компаний. Там, где доступен лизинг, – есть развитие бизнеса.

– Что необходимо для разрешения проблем в отрасли в целом?
– Нужен механизм взаимодействия государства с лизингом. Ведь существуют механизмы взаимодействия с банками, со страховыми компаниями. У этих сфер деятельности существуют свои лобби. Пока такого механизма нет, возможно, в связи с этим к участникам лизингового рынка государство меньше прислушивается, чем к представителям банковского или страхового сектора.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31