24 октября 2021 15:00

Статистика поможет с безопасностью движения

Виктор Степов, начальник Октябрьской железной дороги:

– Поскольку в рыночных условиях показатели безопасности движения становятся одним из важнейших инструментов привлечения новых и сохранения старых деловых партнеров, контроль в этой сфере является нашей приоритетной задачей и одним из ключевых аспектов в реализации на ОЖД программы системы менеджмента качества (СМК).

Цель, которую мы поставили перед собой, – за счет внедрения новых технических средств достичь по итогам текущего года снижения общего количества случаев брака и отказов в работе техустройств на 9,4% к уровню 2006 года.

В феврале на ОЖД был введен в опытную эксплуатацию центр мониторинга устройств сигнализации, централизации и блокировки, где в режиме реального времени осуществляется контроль за их техническим состоянием. Более 1,5 тыс. км пути оборудовано системой диагностики и мониторинга АПК-ДК (аппаратно-программный комплекс диспетчерского контроля). Новая технология позволяет уменьшить количество отказов в работе устройств СЦБ за счет снижения влияния человеческого фактора, повысить достоверность данных о выполнении графика технического обслуживания и сократить время восстановления работы устройств. На данном этапе эксплуатации система позволяет ежедневно выявлять предотказные ситуации, а также фиксировать случаи неправильных действий дежурных по станции. Сегодня мы планируем развивать ее на направлениях Санкт-Петербург – Москва и Санкт-Петербург – Кошта.

Внедрение новых технологий началось и в хозяйстве электрификации и электроснабжения дороги, где с ноября 2006 года внедряется в опытную эксплуатацию система телеметрии оборудования тяговых подстанций постоянного тока УПТН «НИИЭФА-Энерго». Этой системой сегодня оснащены девять тяговых подстанций главного хода Санкт-Петербург – Москва. Новая линия позволяет перейти на обслуживание быстродействующих выключателей по их фактическому состоянию (экономический эффект – 810 тыс. руб. ежегодно), оценивать их состояние, в режиме реального времени следить за качеством проведения ремонтных работ, а также формировать архив телеизмерений токов и напряжений. Кроме того, анализ полученных результатов от опытной эксплуатации системы на девяти тяговых подстанциях уже сейчас позволяет нам сделать выводы о возможности существенного увеличения межремонтных сроков быстродействующих выключателей.

На отделениях Октябрьской магистрали стали применяться современные статистические модели, которые успешно используются нашими зарубежными коллегами. Одна из них – причинно-следственная диаграмма Исикавы, применение которой целесообразно при обнаружении каких-либо несоответствий техническим стандартам, а в дальнейшем и при выработке механизма корректирующих и предупреждающих действий, требуемых международными стандартами ISO 9001-2000.

В порядке эксперимента нами была рассмотрена такая проблема, как задержка грузовых поездов в пути следования из-за срабатывания автотормозов. В 2006 году на дороге 1051 поезд был остановлен по этой причине. Чтобы выявить основные факторы, влияющие на конкретный отказ, специалистами магистрали была построена диаграмма, учитывающая все возможные причины по основным группам влияющих факторов – человеческий, оборудование, среда, – и проведена их более глубокая детализация. Результат был предложен для оценки работникам пункта технического осмотра станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский.

Анализ экспертных оценок показал, что основными причинами отказов являются неисправности оборудования вагона (50%). При проведении углубленного анализа причин неисправностей было установлено, что 48,5% всех случаев срабатывания автотормозов приходится на отказы воздухопровода вагона, а также неисправности тормозных приборов, в первую очередь воздухораспределителя (27,5%). При детальном изучении причин неисправностей воздухопровода специалисты пришли к выводу, что 30% приходится на неисправности подводящей трубки и 23% – на неисправности магистрального воздухопровода из-за уменьшения толщины металла в связи с неравномерной нарезкой резьбы на станках. В ближайшее время служба вагонного хозяйства ОЖД разработает соответствующие контрольные листки и углубленно проанализирует причины неисправностей подводящих трубок и магистрального воздухопровода.

Для определения причин наиболее распространенных неисправностей используют и другой метод – диаграмму Парето, применение которой дает представление о результатах расслоения дефектов по причинам, по условиям, по положению и так далее. Также важным элементом инжиниринга качества, контроля стабильности процессов являются контрольные карты Шухарта, использование которых возможно в некоторых видах деятельности. Особенно ценны такие карты при осуществлении входного контроля. Так, в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московский был осуществлен входной мониторинг тормозных колодок, поставленных с Ярославского электровозоремонтного завода. При проведении испытаний на прочность от партии взяли десять тормозных колодок. По результатам построили контрольную карту Шухарта, которая показала, что только две из них отвечают требованиям ГОСТа.

Если сравнить количество случаев брака на ОЖД, допущенных в текущем году, с зарегистрированными в тот же период 2006-го, можно увидеть, что дороге удалось снизить этот показатель на 7,5%. Конечно, мы смогли этого добиться не только путем введения статистических методов, но сейчас мы уже доказали, что методы статистического инжиниринга являются одними из самых современных рычагов управления безопасностью.


Круглосуточный ремонт

Рост числа вагонов, ожидающих ремонта на Красноярской железной дороге, заставил руководство магистрали перевести на круглосуточный режим работы вагоноремонтные предприятия на станциях Иланская и Аскиз.

На КрЖД уверены, что увеличение на треть производственных мощностей вагонных депо позволит стабилизировать ситуацию с ремонтом приватных вагонов и удовлетворить возрастающий спрос на эти услуги.

Сейчас на магистрали почти половина ремонтных позиций отдана под осмотр полувагонов модели 12-132-03, изготовленных ФГУП «ПО Уралвагонзавод» (УВЗ), техническая ревизия которых проходит на всей сети дорог.

В начале ревизии основной упор делался лишь на дефектоскопию литых деталей грузовых тележек, однако позже техосмотр стал проводиться в полном объеме. Из прошедших к 25 марта техосмотр 500 вагонов УВЗ только по причине неисправности боковых рам тележек и надрессорных балок 40% вагонов оказалось забраковано. «Из-за брака боковых рам только за первые два месяца 2007 года на сети РЖД произошло шесть сходов вагонов с рельсов, причем один из них – со сходом сразу семи груженых вагонов и нарушением габарита соседнего пути», – сообщил «Гудку» начальник службы вагонного хозяйства КрЖД Олег Злотников.

Однако проводимая ревизия существенно повлияла на производственные планы красноярских вагоноремонтников. Число частных вагонов, ожидающих ремонта, резко увеличилось. Экономические потери понесли как региональная дирекция по ремонту грузовых вагонов (ДРВ), так и компании-операторы. Как пояснили «Гудку» в ДРВ КрЖД, окончание работ по техосмотру вагонов УВЗ запланировано к началу апреля при условии, что Центральная дирекция по ремонту грузовых вагонов ОАО «РЖД» не заявит дороге дополнительный объем полувагонов, требующих осмотра.

Добавила красноярской ДРВ работы и активность крупных компаний-нефтеперевозчиков, пришедших на дорогу с пуском нефтеналивного терминала на станции Уяр. На 2007 год уже заключены договора на ремонт 1235 цистерн. Основными заказчиками выступили ОАО «Дальневосточная транспортная группа» (ДВТГ) и ЗАО «Нефтьтранссервис».

Как сообщила «Гудку» технический директор ДВТГ Ирина Чиганашкина, из ста цистерн, направленных компанией на ремонт на КрЖД, в феврале было отремонтировано только пятьдесят. Сейчас ДВТГ подсчитывает убытки, которые будут предъявлены ДРВ Красноярской и Восточно-Сибирской дорог. «На КрЖД с просроченным ремонтом находится 65 наших вагонов. Простаивание доходит до 40 суток. Учитывая, что мы работаем с высокодоходным грузом, обеспечивая поставки нефти на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод, такой простой для нас – непозволительная роскошь», – отметила Ирина Чиганашкина.

При этом красноярская ДРВ дополнительно приняла 40 вагонов ДВТГ, простаивающих в ожидании ремонта на Восточно-Сибирской магистрали. На ВСЖД профильные предприятия сумели выполнить февральский план по обслуживанию приватного парка лишь на 40% по ООО «Трансойл» и на 8,8% по ООО «Дальнефтетранс».

Как сообщил «Гудку» заместитель директора ангарского филиала ОАО «Новая перевозочная компания» (НПК) Константин Тихий, с декабря прошлого года по 160 – 180 вагонов НПК ждут ремонта в вагоноремонтных депо ВСЖД со сроками простоя до 60 суток. По его словам, суточный план ремонта на ВСЖД оставляет за приватным парком только четверть от имеющихся ремонтных позиций, хотя существующая потребность гораздо выше. При этом дорога за простой ожидающих ремонта вагонов, принадлежащих НПК, выставляет штрафы: только в феврале по станции Суховская-Южная общая сумма взысканий составила 160 тыс. руб. Сейчас в ангарском филиале НПК подсчитывают убытки, затем их переадресуют региональной ДРВ.

Сложившаяся ситуация вынудила ряд владельцев подвижного состава переориентироваться на частные вагоноремонтные предприятия. «Проблемы с постановкой вагонов в ремонт заставили нас перебазировать часть подвижного состава на частный Боготольский вагоноремонтный завод, – сообщил «Гудку» начальник отдела отцепов вагонного парка департамента подвижного состава НПК Дмитрий Зорин. – Удобство такой схемы заключается в оперативности и гораздо меньшем количестве согласований».

«Мы готовы к возросшему спросу, – подтверждает генеральный директор собственника Боготольского вагоноремонтного завода ООО «Сибирская инвестиционная группа» Андрей Коробко, – за последний год производительность предприятия увеличилась на треть, сейчас мы ремонтируем свыше 2 тыс. вагонов ежегодно».

Между тем в красноярской ДРВ отток клиентов считают временным. По словам заместителя начальника Красноярской ДРВ Виктора Карабатова, даже в условиях дефицита ремонтных мощностей ДРВ Красноярской магистрали старается идти навстречу клиентам. Так, к концу марта без предварительной оплаты было отремонтировано 45 цистерн ДВТГ, при том что объем дебиторской задолженности ДВТГ перед красноярской ДРВ на тот момент составлял 1,3 млн руб.

Ввод четырехсменного режима работы в вагоноремонтных депо Иланская и Аскиз позволит дороге ежемесячно дополнительно ремонтировать до 230 – 240 вагонов, для КрЖД такие объемы сравнимы с появлением еще одного вагоноремонтного предприятия. «Мы готовы вдвое увеличить существующие цифры по ремонту вагонов приватного парка», – сообщил «Гудку» Виктор Карабатов.

По его словам, если перевод предприятий на круглосуточный режим работы себя оправдает, а спрос на ремонт будет возрастать, не исключено, что дорога будет рассматривать возможность перевода на круглосуточный график и третьего вагоноремонтного депо КрЖД, расположенного на станции Ужур.

Ринат РЕЗВАНОВ,
соб. корр. «Гудка»
Красноярск


В электричках обезвредят незаметно

Серия нападений на пассажиров в российских электричках подтолкнула ОАО «Омск-пригород» заняться профессиональной спецподготовкой сотрудников охраны.

Собственная служба контроля и сопровождения появилась у компании в прошлом году. До этого за правопорядком и выявлением безбилетных пассажиров следили казачьи дружины, которые работали на остановочных пунктах и сопровождали электрички лишь на некоторых участках маршрута. Теперь в каждом омском электропоезде работают по два сотрудника службы, которые патрулируют состав на всем пути следования. По словам руководителя службы Виктора Горнасталева, в прошлом году сотрудники его подразделения сопроводили почти 7 тыс. поездов.

В результате в 2006 году за совершение различных преступлений, порчу салонов электропоездов и нарушение правопорядка сотрудники подразделения доставили в органы внутренних дел около 500 человек. В феврале этого года были задержаны восемь подростков, сбежавших из Омского спецприемника УВД. А в конце марта был обезврежен опасный рецидивист, возвращавшийся на электропоезде повышенной комфортности Омск – Тюмень из мест заключения. Тот устроил в баре дебош и во время задержания попытался полоснуть бритвой по горлу одного из сотрудников службы контроля и сопровождения. Выручил напарник, который помог обезвредить нападавшего и передать в руки милиции.

«К сожалению, сейчас подобные случаи нельзя назвать исключительными, – говорит Виктор Горнасталев. – Люди в электричках едут разные, встречаются и совершенно неадекватные. Поэтому решение организовать для сотрудников службы специальные тренировки, на которых они могли бы отрабатывать приемы задержания, считаю своевременным и необходимым».

Занятия будут проходить в дорожном физкультурно-спортивном комплексе «Локомотив» Омского отделения, где уже многие годы занимаются профессиональной подготовкой сотрудники специального отряда быстрого реагирования, службы судебных приставов и других спецподразделений.

«Работники службы контроля и сопровождения должны уметь противостоять любым формам агрессии и максимально эффективно защищать пассажиров в чрезвычайных ситуациях, – говорит генеральный директор ОАО «Омск-пригород» Равиль Бикбавов. – Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что нашим сотрудникам пригодятся специальные приемы обезвреживания в условиях замкнутого пространства вагона электропоезда».

Вести курс будет тренер по рукопашному бою Сергей Семериков. «Я практикую различные стили единоборств уже почти 20 лет. За это время создал собственную универсальную школу борьбы. На основе своей методики я разработал приемы и для тех, кто охраняет поезда», – говорит тренер.

По его словам, специфика подготовки работников службы контроля связана с условиями их работы. При действиях в ограниченном пространстве вагона им приходится думать в первую очередь о том, чтобы при задержании преступников не пострадали пассажиры. «Если речь идет об одном правонарушителе, применяются одни методы. Если приходится противостоять группе, – совершенно другие, – говорит Сергей Семериков. – Но и в том, и в другом случае действовать следует решительно, молниеносно и, по возможности, незаметно для окружающих».

Валерий ФИЛОНЕНКО,
соб. корр. «Гудка»
Омск

Доходам наметили маршруты

В 2007 году Восточно-Сибирская региональная дирекция по обслуживанию пассажиров (ДОП) намерена достичь рекордного показателя прибыли на уровне 3,2 млрд руб.

Как заявил «Гудку» начальник Восточно-Сибирской ДОП Владимир Шелегацкий, для того чтобы увеличить доходы по сравнению с минувшим годом как минимум на 13%, уже сегодня ведется активная работа по реализации ряда перспективных проектов.

В частности, магистраль увеличивает периодичность курсирования поезда Иркутск – Минск с одного до двух раз в неделю. Маршрут следования состава Москва – Улан-Удэ будет продлен до Читы, что позволит отменить назначение дополнительных летних поездов Новосибирск – Чита и Москва – Чита.

В летний период по ВСЖД будут ходить 19 пар пассажирских поездов формирования Восточно-Сибирской региональной дирекции. На юг пойдут пять составов: Иркутск – Анапа и Иркутск – Адлер (дважды в неделю), Иркутск – Симферополь, Северобайкальск – Адлер, Северобайкальск – Анапа (раз в неделю). В западном направлении в летний период будут курсировать поезда Улан-Удэ – Москва (через день) и Северобайкальск – Новосибирск (раз в неделю). «Перед началом летних перевозок идут корректировка расписания движения поездов, а также работа по расширению услуг, предоставляемых пассажирам, и улучшению их качества», – подчеркивает заместитель начальника ДОП Иван Ощепков.

Заметно улучшил технико-экономические показатели дирекции поезд сообщением Иркутск – Владивосток, который начал курсировать в 2006 году. Сегодня он отправляется в рейс каждый день.

Кроме того, есть планы организации движения вагонов беспересадочного сообщения по маршруту Иркутск – Хут-Хото (Китай). Увеличена периодичность курсирования до двух раз в неделю фирменного поезда «Баргузин» сообщением Иркутск – Забайкальск.

На дороге начал свою работу давно ожидаемый маршрут до Владивостока. В связи со сложностями, возникшими при организации «окна» для этого маршрута на Транссибе, ВСЖД работала над его организацией ни один год. Тем не менее пассажиры должны оценить новинку. Ведь раньше им приходилось пользоваться прицепными вагонами и транзитными поездами, приобрести билеты на которые летом было очень сложно.

В целом же дорога для того, чтобы обеспечить качество обслуживания пассажиров, во время летней кампании планирует использовать на своих маршрутах 75 вагонов повышенной комфортности как эконом-, так и бизнес-класса. Кроме того, магистраль планирует возобновить движение туристического поезда «Байкальский круиз» по маршруту Иркутск – Порт Байкал – Иркутск. Продолжительность этого тура двое суток. Начиная со станции Слюдянка до Порта Байкал и обратно поезд будет следовать на паровозной тяге. Интерьер вагонов класса люкс, купе и плацкарт выполнен в стиле ретро, как и форма поездной бригады. Кроме того, еще одной статьей доходов ДОП станет деятельность шести сервис-центров на вокзалах Иркутск-пассажирский, Улан-Удэ, Северобайкальск, Тайшет, Вихоревка, Нижнеудинск. В прошлом году их услугами воспользовались 265 тыс. пассажиров, внесших в кассы 32 млн руб. В конце прошлого года на 20 вокзалах установлены интегрированные платежные терминалы по продаже проездных документов по банковским карточкам. В багажных отделениях Иркутска-пассажирского и Улан-Удэ внедрена система по контролю наличия денежных средств у клиентов при оформлении перевозочных документов.

Александр ФИЛИППОВ
Евгений БОГАЧЕВ
Иркутск

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31