09 декабря 2021 03:22

МЭРТ пойдет по японскому пути

Минэкономразвития готовит предложения по выпуску государственных облигаций для финансирования строительства платных автодорог. В МЭРТ решили применить японский опыт для создания опорной дорожной инфраструктуры.

Как заявил в пятницу журналистам глава МЭРТ Герман Греф, государственные облигационные займы – «это неизбежный путь и единственная возможность при наших расстояниях и потребностях финансирования дорожного строительства».

Первыми на такой способ финансирования решились японцы, которые раньше также страдали от бездорожья. Но в 1956 году они создали первую государственную корпорацию, которая начала выпускать облигации. Со временем таких корпораций стало четыре. Их финансирует правительство, но большую часть средств (на данный момент 54,2%) корпорации привлекают именно за счет облигаций. Корпорации выполнили свою миссию, и сейчас идет процесс постепенной продажи дорог частным компаниям, так как перед Страной восходящего солнца стоит задача не строительства, а эффективного управления тем, что построили.

Таким образом можно строить не только автомобильные дороги. Китай в прошлом году выпустил облигации для финансирования строительства железных дорог на 40 млрд юаней, и даже Казахстан два года назад начал строить железную дорогу Шар – Усть-Каменогорск на деньги, полученные от продажи облигаций.

В российских условиях, по мнению Германа Грефа, такой способ, кроме всего прочего, поможет борьбе с инфляцией.

«В принципе, идея хорошая, но на инфляцию может повлиять двояким образом, – заявил «Гудку» зампред думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков. – Если правительство установит высокий купонный доход, то бумаги начнут покупать иностранные инвесторы, а это приведет к новому наплыву денег».

Правда, с точки зрения экономической теории выпускать облигационные займы для финансирования проектов, в то время как госказна ломится от дополнительных доходов, – это нонсенс. Но в российских реалиях нужны нестандартные ходы. Хотя бы потому, что у нас действительно слабо развит финансовый рынок и все его участники страдают от малого количества инструментов для вложения средств, особенно надежных. И Пенсионного фонда это касается в первую очередь.

Один из главных вопросов, которые предстоит решить правительству, – кто будет распоряжаться деньгами от облигационных займов. Анатолий Аксаков считает, что здесь ничего не надо придумывать и это может быть создаваемый Банк развития, у которого есть необходимый опыт работы с облигациями и право финансировать инфраструктурные проекты.

Елена ПОПОВА

Молодежь поможет Росстрою

Для информирования населения о реализации подпрограммы «Молодой семье – доступное жилье» Росстрой заключил соглашение с одним из молодежных движений страны.

Об этом заявил в минувшую пятницу руководитель Росстроя Сергей Круглик по итогам встречи с гражданами в приемной Правительства РФ.

«Даже на такие простые вопросы, кто может рассчитывать на участие в данной подпрограмме, какие требуются для этого документы, людям никто не может ответить», – сказал «Гудку» Сергей Круглик.

Он не стал называть, с каким именно молодежным движением будет работать Росстрой, но отметил, что его участники будут искать «рычаги воздействия на администрации российских городов».

«Они также либо сами, либо через муниципальные власти будут публиковать для широкого доступа необходимую информацию – как встать на учет для участия в жилищных молодежных программах, а также по другим актуальным вопросам».

«Стройтрансгаз» начинает аравийский проект

Российская компания «Стройтрансгаз» и саудовская государственная нефтегазовая корпорация «Сауди Арамко» подписали контракт о строительстве нефтепровода Шейба – Абкейк на востоке Саудовской Аравии.

Согласно условиям контракта российская компания построит за 1,5 года нефтепровод протяженностью 217 км через территорию пустыни Руб-эль-Хали между населенными пунктами Шейба и Абкейк параллельно уже действующему нефтепроводу.

Новая ветка позволит увеличить уже существующую пропускную способность системы.

Стоимость контракта – более $100 млн, строительство планируется начать в середине этого года.

Пора служить Отечеству

В России вчера начался весенний призыв в Вооруженные силы РФ, который закончится 30 июня. Причем теперь срок службы по призыву сокращен до 1,5 года.

Соответствующий указ подписал президент РФ Владимир Путин.

Согласно указу на военную службу будут призваны 133 тыс. 500 граждан РФ в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Отправка призывников в войска начнется после 10 мая.

Одновременно с военной службы будут уволены солдаты, матросы, сержанты и старшины, срок военной службы по призыву которых истек.

По словам замначальника Генерального штаба Вооруженных сил РФ Василия Смирнова, сокращение срока военной службы по призыву не повлияет на количество граждан, которых призовут в армию весной этого года. Несмотря на то что каждый третий призывник не годен к службе по состоянию здоровья, более 50% призывников имеют ограничения по этой же причине, а более 40% нигде не работали и не учились, в этом году будет призвано на 10 тыс. человек больше, чем осенью прошлого года.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

До Таллина уже недалеко

Первые 40 пассажиров совершили поездку на поезде Санкт-Петербург – Таллин, маршрут которого был восстановлен после двухлетнего перерыва.

В последний день марта на направлении Санкт-Петербург – Таллин было возобновлено прямое железнодорожное сообщение.

Поезд, принадлежащий эстонскому оператору Go Rail, отправился из столицы Эстонии в 15.25 по таллинскому времени и прибыл на Витебский вокзал Санкт-Петербурга точно по расписанию – в 23.25 мск. В обратном направлении он отбыл в 07.05 с прибытием в Таллин в 13.05 (местное время) того же дня.

Несмотря на то что на первый рейс было продано всего 40 билетов (16% от всех поступивших в кассы), работники Октябрьской железной дороги убеждены, что этот маршрут будет пользоваться популярностью.

«Пик интереса придется на летний сезон. Комфортабельный состав, проходящий через Гатчину, Елезаветино, Волосово, Веймарн и Кингисепп, будет востребован не только теми пассажирами, для которых цель путешествия – Эстония, но и теми, кто едет в Ленинградскую область», – сказала «Гудку» дежурный помощник начальника Витебского вокзала Валентина Кожевникова.

Состав ежедневно курсирующего поезда № 650/649 состоит из пяти вагонов: купейного и четырех мягких сидячих. Если же число пассажиров значительно возрастет, к поезду будет подцеплен еще один дополнительный вагон.

Как подчеркивают на магистрали, два года назад пассажирское железнодорожное сообщение по маршруту Санкт-Петербург – Таллин было приостановлено из-за дороговизны билетов. Тогда цена на поездку до Таллина начиналась с 3 тыс. руб.

Сегодня же стоимость самого дорогого билета на новом маршруте составляет 2135 руб., самый дешевый стоит 625,4 руб.

Татьяна ОВЧАРОВА

Бесполезная защита

Оборудование автоматической газовой защиты, установленное на шахте «Ульяновская», могло быть «умышленно заблокировано».

Такое заявление в конце прошлой недели сделал губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. По его словам, проектировщики занизили объемы газовыделения угольного пласта «Ульяновской», а эксперты по халатности эти ошибки не выявили.

Однако, как сообщили «Гудку» в Ростехнадзоре, спешить с выводами не стоит. Сейчас здесь рассматривают пять версий аварии на «Ульяновской». По словам главы Ростехнадзора Константина Пуликовского, «трудно добраться до эпицентра взрыва, и это осложняет изучение причин». Он также заявил, что «утверждения кемеровской администрации являются только одной из версий, а окончательные причины будут названы через 2–3 недели».

Для детального расследования на место трагедии вызваны представители английской фирмы, которая поставила на шахту оборудование автоматической газовой защиты. Однако комиссия Ростехнадзора, которая ведет расследование обстоятельств аварии, уже заявляет о выявлении грубейших нарушений правил безопасной эксплуатации оборудования шахты. При этом в ведомстве отметили, что причинами аварии могли стать проседание породы или человеческий фактор. Последний раз проверка на «Ульяновской» была проведена его специалистами шестого марта, однако ряд вынесенных предписаний «Южкузбасс­углю», владеющему шахтой, выполнены не были.

Напомним, 19 марта в результате аварии на «Ульяновской» погибли 108 человек, двое горняков до сих пор считаются пропавшими без вести.

Вячеслав СТЕПОВОЙ

Логистическое продолжение

Площади порта в Усть-Луге могут значительно увеличиться за счет строительства морского нефтеналивного терминала в поселке Вистино.

Об этом в конце минувшей недели заявил заместитель генерального директора ОАО «Компания «Усть-Луга» Александр Головизнин. По его словам, новый портовый комплекс в Усть-Луге, являющийся сейчас одним из наиболее перспективных транспортных проектов Ленинградской области, «существенно раздвинет свои границы и в том числе за счет включения нефтеналивного терминала в поселке Вистино, находящегося в районе Усть-Лужской губы».

В отличие от Большого порта Санкт-Петербурга для расширения инфраструктуры порта нет никаких препятствий. Территориальное развитие комплекса в Усть-Луге не может быть сдержано плотной городской застройкой. «Что же касается вистинского проекта, то самостоятельного порта там не будет. Во всяком случае такова сегодня позиция Минтранса, – пояснил замдиректора «Усть-Луги». – В этой связи было решено сделать терминал, который должен появиться севернее основного портового комплекса в Усть-Луге в 2009 году, его логическим продолжением».

Строительство нового терминала мощностью 10 млн тонн нефтепродуктов в год согласно планам его инвестора – ООО «Северо-Западный Альянс» начнется осенью этого года и обойдется в $400 млн. Как отметил Александр Головизнин, руководство «Северо-Западного Альянса» уведомлено о решении Минтранса по поводу предоставления «Вистино» статуса самостоятельного порта, однако пока на связь ни с министерством, ни с «Компанией «Усть-Луга» ООО не выходило.

Татьяна САВИНА

Курение вредит рынку

Несколько предпринимательских объединений, входящих во Всероссийское движение «За честный рынок», планируют отказаться от закупки сигарет, промаркированных так называемой максимальной розничной ценой (МРЦ).

Эти же организации обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с просьбой проверить на предмет монопольного сговора своих поставщиков – табачные компании. Предстоящую акцию поддержали и в Московском городском отделении (МГО) общественной организации «ОПОРА России», которое в конце минувшей недели также направило обращение в ФАС. Об этом «Гудку» сообщил член МГО Роман Жигульский.

Согласно ряду поправок в Налоговый и Административный кодексы все производители и импортеры сигарет с фильтром с 1 января 2007 года обязаны указывать на каждой пачке сигарет МРЦ, по которой торговец и обязан продать товар. «Это же относится к ресторанам и кафе, в которых клиентам продают сигареты, – заявил в четверг глава Роспотребнадзора, главный санитарный врач России Геннадий Онищенко. – Стоимость сигарет, превышающая указанную на пачках МРЦ, является грубым нарушением закона».

«Законодательство относит рестораны к сфере услуг, а не к торговым сетям, – говорит юрист Федерации рестораторов и отельеров России (ФРИО) Мария Орлова. – Мы считаем, для предприятий питания правило МРЦ действовать не может». ФРИО уже направила в Федеральную налоговую службу РФ письмо, в котором указывает на данную проблему.

Сигареты без указания максимальной розничной цены могут продаваться в России в течение года после вступления в силу соответствующих поправок, и пока еще продавцы выставляют выгодную для них цену на этот товар. Но уже с 1 января 2008 года цены на сигареты должны снизиться. «В регионах наценка розницы на сигареты составляла 15 – 20%, в Москве – до 40%. В ресторанах же и кафе «накручивали» до 300%, – говорит советник генерального директора Московской международной бизнес-ассоциации Роман Милованов. – Теперь наценку уравняли (она составит не более 15%. – Ред.), продавать сигареты стало невыгодно, и розничные сети усмотрели в этом заговор».

Как считают в МГО «ОПОРА России», введение МРЦ в первую очередь негативно скажется на мелком и среднем бизнесе, так как нововведение лишает его дополнительных доходов. «Для производителей же табака введение МРЦ позволяет сдерживать рост цен, повышая тем самым их собственные обороты. Все это, в конце концов, может заставить часть предпринимателей отказаться от продажи сигарет», – отметил он.

Алена МИТЕРЕВА


Кредитные победы

ТрансКредитБанк (ТКБ) победил в открытом конкурсе на право заключения контракта на предоставление кредитной линии с лимитом 500 млн руб. для Республики Карелия.

Информация об этом размещена на сайте правительства республики. Заявки на конкурс также подавали Банк Москвы, Балтийский банк, банк «Возрождение» и Промышленно-строительный банк.

ТрансКредитБанк также стал победителем открытого конкурса, проведенного администрацией города Челябинска. Объем кредита банка может составить 350 млн руб. в рамках общего лимита кредитной линии 650 млн руб., привлекаемой для финансирования строительства и ремонта городских дорог. Остальную часть кредита предоставит Уральское отделение Сбербанка РФ.

ТКБ является опорным банком ОАО «РЖД» и обслуживает железные дороги страны, предприятия и организации железнодорожного транспорта, а также компании партнеров и контрагентов отрасли.

Соб. инф.

Инвестиции в объемы

ОАО «РЖД» и предприятия Кемеровской области инвестируют в развитие железнодорожной инфраструктуры Кузбасса порядка 5,8 млрд руб.

О соинвестировании развития железнодорожного транспорта компания и регион договорились в рамках подписанного в конце минувшей недели соглашения между Западно-Сибирской железной дорогой и администрацией Кемеровской области. Причем если в минувшем году по аналогичному договору ОАО «РЖД» вложило в развитие транспорта в Кузбассе 2,7 млрд руб., то в 2007-м инвестиции увеличатся до 3,8 млрд руб. В свою очередь власти Кемеровской области взяли на себя обязательство по содействию в выделении порядка 2 млрд руб. на развитие железнодорожной инфраструктуры промышленными предприятиями и угольными компаниями.

В основу соглашения положена «Программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе на 2006 – 2008 годы», предусматривающая реализацию нескольких десятков проектов в сфере транспортной инфраструктуры. Часть из них уже осуществлена (о чем рассказывал «Гудок»), часть предстоит реализовать в этом году.

По словам начальника ЗСЖД Александра Целько, эти инвестиции позволят значительно увеличить объемы грузовых перевозок. В частности, в текущем году дорога готова вывезти из Кузбасса 185 млн тонн угля, что на 7,4 млн тонн больше, чем в прошлом.

Кроме того, дорога и область выделят по 150 млн руб. на строительство в Кемерове Детской железной дороги. В этом году будет освоена половина этой суммы: построена сама линия протяженностью четыре километра, которая свяжет Центральный район города с Ленинским. В дальнейшем при Детской дороге планируется построить учебный центр, где старшеклассники смогут получить железнодорожные специальности.

ЗСЖД планирует отремонтировать 11 железнодорожных переездов на сумму 8,1 млн руб., а область выделит 6 млн руб. на капремонт автомобильных подходов к ним. Региональные власти обязались приобрести новый электропоезд стоимостью 100 млн руб. В бюджете области, как обещают кемеровские власти, будут также предусмотрены и 103,9 млн руб. на развитие ОАО «Кузбасс-пригород», одним из учредителей которого является область. Помимо того в рамках подписанного соглашения власти Кемеровской области обязуются снизить тарифы на электроэнергию, потребляемую Западно-Сибирской железной дорогой, «до экономически обоснованных».

Александр ШАМОВ

Официально

О IV пленуме Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей

Президиум ЦК профсоюза постановляет:

1. Созвать 20 апреля 2007 года в Москве Четвертый пленум Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.

2. Внести на утверждение членов ЦК профсоюза следующую повестку дня заседания:
– об использовании объектов социальной сферы, состоянии и перспективах их развития на железнодорожном транспорте, в транспортном строительстве, метрополитенах, вузах;
– об изменениях и дополнениях в Устав профсоюза;
– об итогах исполнения сметы ЦК профсоюза за 2006 год и проекте сметы на 2007 год;
– об утверждении Положения «О технической инспекции труда профсоюза»;
– об утверждении Положения «О Координационном совете председателей профсоюзных организаций Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей»;
– организационные вопросы.

Отраслевому тарифному соглашению – 15 лет.