16 октября 2021 00:00

Тарифная стимуляция

Правительство собирается стимулировать покупателей новых грузовых вагонов тарифными преференциями на перевозку по сети РЖД.

В минувшую пятницу первый вице-премьер правительства Сергей Иванов в рамках рабочей поездки в Саранск провел совещание с руководством промышленной группы ОАО «Вагоностроительная компания Мордовии». На нем первый вице-премьер, в частности, затронул тему использования на сети РЖД вагонов, оборудованных тележками старой конструкции. Эти тележки ограничивают скорость перевозок и повреждают железнодорожное полотно.

Более современные типы вагонных тележек с повышенной нагрузкой на ось уже разработаны, но стоят приблизительно на треть дороже. Для того чтобы повысить мотивацию покупателей новой железнодорожной техники, правительство впервые за последние 10 лет решило предоставить им определенные льготы. По словам Сергея Иванова, целесообразно ввести дифференцированный тариф в зависимости от коэффициента воздействия на путь. Чем «более комфортна для полотна тележка», тем меньше должен быть тариф, а если грузовые операторы используют вагоны на тележках старого типа, то тариф для них должен быть выше.

Первый вице-премьер заявил, что такие экономические меры смогут убедить и перевозчиков, и производителей быстрее переходить на высокотехнологичные типы подвижного состава, которые позволят перевозить большее количество грузов с более высокой скоростью. Кроме того, новые тележки сокращают и огромные расходы на содержание инфраструктуры.

«Гудок» уже сообщал, что ОАО «РЖД» готовится к переходу на новые вагонные тележки. Старые модели 18-100, сконструированные в середине прошлого столетия, не отвечают современным требованиям по скорости и грузоподъемности. Конструкции создаваемых сейчас тележек, оборудованных подшипниками кассетного типа и колесными парами высокой прочности, вполне отвечают новым требованиям компании. Кроме того, проходит испытания тележка с нагрузкой на ось 25 тонн, которая, обладая всеми технологическими новшествами, позволит значительно увеличить грузоподъемность вагонов, а также общий вес грузовых поездов.

Однако при общей убежденности в необходимости обновления подвижного состава на сети РЖД мнения экспертов по поводу предложений первого вице-премьера разделились.

Аналитик ИК «Брокер­КредитСервис» Севастьян Козицын сказал «Гудку», что государство выбрало современный путь активизации производства новой железнодорожной техники. По его мнению, именно стимулирование покупателей подвижного состава позволит эффективно развивать и железнодорожную отрасль, и производителей техники.

Тем не менее эксперт отметил, что эффективность «тарифной стимуляции» будет напрямую зависеть от ее размеров. Не вызывает сомнения, что новый подвижной состав, оборудованный современными тележками, будет дороже. Скидки с тарифа должны покрывать не менее 60 – 70% разницы в цене между новыми и старыми вагонами. Только тогда приобретать новую технику будут в больших объемах. Причем, по мнению аналитика, это актуально и для ОАО «РЖД», которое создает дочернюю Грузовую компанию, и для частных компаний-операторов.

Первый заместитель генерального директора транспортной компании «Мечел-Транс» Валерий Артемченко в свою очередь выразил сомнение в том, что тарифное регулирование поможет. По его словам, опыт последних лет показывает, что государство планомерно повышает железнодорожные тарифы. И даже если сделает скидку, то она будет незначительна.

Транспортные компании, по словам представителя «Мечел-Транс», идут на закупки нового подвижного состава только тогда, когда предполагают увеличение грузовой базы у своих клиентов. И не соотносят покупку новых вагонов с дифференциацией тарифов.

По мнению Валерия Артемченко, государство и производители железнодорожной техники не должны свести стимулирование приобретения новой техники только лишь к небольшим скидкам с тарифов. С ним согласен генеральный директор Агентства управленческих технологий Сергей Лопарев, который отметил, что только тарифными скидками невозможно активизировать производство новой железнодорожной техники. Транспортные компании, в том числе и ОАО «РЖД», рады были бы закупать новые вагоны с современными тележками. Другое дело, что в достаточном количестве этой техники просто нет. Такое же мнение «Гудку» высказали вчера и в ОАО «РЖД».

Александр ШУГАЕВ


Что будет

2 апреля, понедельник

Начинается визит в Москву министра торговли США Карлоса Гутиерреса. В этот день он проведет лекцию в Государственном университете – Высшей школе экономики на тему «200 лет российско-американских экономических и торговых отношений». Визит завершится 4 апреля.

В Москве начинает работу двухдневная конференция «IPO и после: новые финансовые продукты на горизонте».

В Государственной думе РФ состоится встреча депутатской группы «Авиация и космонавтика» с группой депутатов бундестага ФРГ из одноименного депутатского объединения.

Состоится заседание Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы РФ.

Управление Ростехнадзора по Сахалинской области начинает проверки сахалинских шахт на предмет их безопасной работы.


3 апреля, вторник

В Москве открывается V Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке».

В Москве пройдет консультационный семинар «ОАО «Российские железные дороги»: изменения в работе с грузоотправителями и перевозчиками».

В Торгово-промышленной палате РФ состоится III Всероссийский налоговый форум «Налоговая система России: взгляд бизнеса и власти».


4 апреля, среда

На очередном пленарном заседании Госдумы депутаты планируют рассмотреть в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности. Также депутаты рассмотрят во втором чтении законопроект, уточняющий порядок приобретения более 30% акций открытого акционерного общества.

В Москве состоится пресс-конференция на тему «Итоги размещения облигационного займа компании «Гражданские самолеты Сухого». В ней примут участие представители руководства компании.

В Дубне (Московская область) пройдет 12-я ежегодная Конференция операторов и пользователей сети спутниковой связи и вещания РФ.


5 апреля, четверг

В Москве состоится первое заседание совета директоров «Объединенной компании «Российский алюминий».

В Грозном намечена церемония инаугурации Рамзана Кадырова на пост президента Чечни.


6 апреля, пятница

Как ожидается, российская делегация во главе с председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного Владимиром Якуниным отправится в Иерусалим за Благодатным огнем, сходящим в храме Гроба Господня.

В Латвии ремонт дешевле

Ремонтировать российские пассажирские дизель-поезда устаревших конструкций будут в Латвии. Российским предприятиям оказалось невыгодно участвовать в тендере, объявленном ОАО «РЖД».

Даугавпилсский локомотиворемонтный завод (Даугавпилс, Латвия) выиграл тендер, объявленный ОАО «РЖД», на право отремонтировать дизельные поезда, изготовленные во времена СССР. Финансовый директор латвийского предприятия Елена Карклиня сообщила, что договор по ремонту российских дизель-поездов заключен на общую сумму $12,6 млн.

По ее словам, сделка очень выгодна для даугавпилсского предприятия. Она обеспечит более 40% запланированного на 2007 год объема ремонта дизельных поездов. Первые российские поезда завод планирует принять уже в середине мая этого года.

Елена Карклиня также отметила, что рентабельность проекта предполагается в размере 5 – 8%. Победу в тендере она связывает с тем, что предприятие давно занимается ремонтом дизельных поездов. Более 10 лет назад они производились на латвийских предприятиях. И там по-прежнему производится большой ассортимент запасных частей к дизельным составам.

Руководитель департамента по связям с общественностью ЗАО «Транс-машхолдинг» (ТМХ), объединяющего большинство российских производителей железнодорожной техники всех типов, Артем Леденев сообщил «Гудку», что холдинг не принимал участия в тендере. Поскольку у ТМХ нет специализированных мощностей, предназначенных для ремонта дизель-поездов, изготовленных несколько десятилетий назад.

Эксперт ИК «Тройка-Диалог» Михаил Ганелин в беседе с корреспондентом «Гудка» отметил, что для российских машиностроительных предприятий подобный единичный заказ невыгоден. Для ремонта старых дизель-поездов, «начинка» которых весьма специфична, потребовалось бы переоборудование цехов. Это большие затраты.

Кроме того, большинство заводов, связанных с изготовлением и ремонтом железнодорожной техники, контролирует ТМХ. А денежный объем тендерной сделки вряд ли заинтересует холдинг. Только один локомотив, произведенный ТМХ, стоит несколько миллионов долларов. За год компания изготовляет десятки таких машин. Поэтому его руководство не видело целесообразности участия холдинга в тендере.

По словам эксперта, Даугавпилсский локомотиворемонтный завод в Латвии давно и успешно специализируется на ремонте пассажирских дизель-поездов разных конструкций. Правда, в последнее время он испытывал большой недостаток в заказах и значительно снизил прибыль. Прибыль предприятия в прошлом году уменьшилась в пять раз по сравнению с 2005 годом – до $210 тыс. Ремонт дизельно-локомотивного подвижного состава выполнили на сумму $14,3 млн (–17,9%), электропоездов – на $889,8 тыс. (– 9,3%). Руководство предприятия, по мнению аналитика, было согласно на любое ценовое предложение, что ОАО «РЖД» выгодно. Кроме того, в России нет специализированных заводов. Эти предприятия есть в Белоруссии, на Украине и в Латвии.

Александр ШУГАЕВ

«Евросиб» нашел клиентов в Пекине

Группа компаний «Евросиб» приступила к реализации регулярного маршрута контейнерных железнодорожных перевозок сообщением Пекин – Маньчжурия – Москва.

Руководитель представительства ЗАО «Евросиб-Терминал» в Пекине Эдуард Коновалов сообщил «Гудку», что основным грузоотправителем на данном маршруте является российская автодилерская компания Irito. Она отправляет автокомплекты для сборки китайских внедорожников в Ульяновск на совместное российско-китайское автосборочное предприятие.

В дальнейшем к этому виду грузов добавятся готовые автомобили для дилерских центров в России и на Украине, стройматериалы, промышленное оборудование, товары народного потребления. С выходом на регулярный режим функционирования маршрута по пути следования поезда может осуществляться расконсолидация грузов в районе Новосибирска и на других крупных транспортных узлах на Транссибе.

Эдуард Коновалов добавил, что каждый блок-поезд будет состоять из 36 сорокафутовых платформ. Грузовые партии будут собираться в Пекине. Китайский филиал группы «Евросиб» в месяц планирует отправлять до двухсот 40-футовых контейнеров. Срок прохождения первых опытных поездов составит 18 суток. С переходом на постоянную отправку компания рассчитывает сократить время поезда в пути до 11 суток.

Представители «Евросиба» подчеркнули, что дальнейший успех или неудача проекта компании будет зависеть от качества работы ОАО «ТрансКонтейнер» на российской стороне. Со своей стороны «Евросиб», добавили они, сосредоточил на китайском направлении собственный парк из 6600 двадцатифутовых контейнеров. Ежемесячно в Россию отправляется не менее тысячи контейнеров с китайскими автомобилями и машинокомплектами.

Руководитель пресс-центра ОАО «ТрансКонтейнер» Олег Смолин отметил, что «дочка» РЖД готова предоставлять «Евросибу» собственный подвижной состав в количестве, необходимом для реализации его нового проекта.

«Он имеет для нас значение с точки зрения развития российского рынка контейнерных перевозок и укрепления наших партнерских взаимоотношений с российскими операторами и экспедиторами. Это касается не только предоставления подвижного состава, но и содействия в обратной загрузке маршрута. Например, имеет смысл задействовать возможности недавно созданного совместного предприятия «ТрансКонтейнера» и национального финского железнодорожного перевозчика VR Ltd – «ТрансКонтейнер-Скандинавия», – добавил он.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов отметил, что ускорение перевозок по маршруту «Евросиба» может быть достигнуто за счет организации регулярных полносоставных поездов. «Такие поезда всегда получают оптимальные графики. Обеспечение же обратной загрузки зависит от менеджмента «Евросиба». Надо работать с теми грузоотправителями, которые работают на Китай. Один из вариантов – та же Ikea, которая осуществляет весьма крупные поставки в Китай», – добавил он.

Леонид ГРИГОРЬЕВ

Круглый стол

4 апреля в 12.00 в «Гудке» состоится «круглый стол» на тему «Российское транспортное машиностроение – выбор стратегии успеха».

В обсуждении планируется участие представителей Министерства промышленности и энергетики РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития и торговли РФ, Торгово-промышленной палаты России, ОАО «РЖД» и ОАО «Трансмашхолдинг», машиностроителей и транспортников, профессиональных объединений и экспертного сообщества.

По вопросам участия в работе «круглого стола» обращаться по телефону 262-15-56.


Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31