02 декабря 2021 16:05

«Сухой» сел на бирже и рассекретился

Вчера на Московской межбанковской валютной бирже были размещены облигации ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС).

Директор по связям с общественностью ГСС Ольга Каюкова сообщила, что на ММВБ размещено 5 млн облигаций номиналом 1 тыс. руб. (общая сумма 5 млрд руб.). Срок обращения облигаций – 10 лет. Поручительство по займу предоставило ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой». Организаторами займа выступили НОМОС-банк и ИК «Тройка-Диалог».

Полученные от размещения облигаций средства ГСС направит на свой региональный самолет Sukhoi SuperJet100. Поставка первого лайнера планируется на ноябрь 2008 года.

Эксперты авиационной отрасли считают, что компания выходит на новый уровень информационной открытости. Чтобы пройти биржевой листинг, ГСС должен раскрыть определенный объем информации для потенциальных инвесторов. «Публичность нехарактерна для ГСС, – считает аналитик AK&M Сергей Яркоев, – до сих пор не ясны объемы банковских кредитов, привлеченных компанией. Нет точных данных по расходам на проект Sukhoi SuperJet100. Поэтому факт размещения облигаций можно расценивать как положительный момент».

По словам аналитика из ИК «Финам» Дениса Горева, выпуск облигаций привлечет к себе внимание и интерес потенциальных инвесторов, поскольку ГСС поддерживается государством. Кроме того, у компании есть четкая цель по производству региональных самолетов.

«Спрос на семейство «Сухих» можно ожидать неплохой, примерно 800 машин в течение 20 лет, – уверен Сергей Яркоев. – В перспективе объем продаж этих самолетов можно оценить более чем в $12 млрд. Но сейчас компании, скорее всего, недостаточно собственных средств. Поэтому, отказавшись от привлечения кредитов как наиболее дорогого источника финансирования, ГСС решил воспользоваться другим финансовым инструментом – выпустить облигации».

По мнению эксперта, для компании, у которой чистая прибыль, по предварительным данным, за 2006 год составила 256,3 млн руб., а выручка увеличилась до 2,4 млрд руб. со 107,6 млн руб., размещение облигаций на 5 млрд руб. можно назвать максимальным. «С такими финансовыми показателями не стоит пока выходить на рынок с большим займом, – считает Сергей Яркоев из AK&M. – Об успешности размещения облигаций скажут первые результаты, которые появятся сегодня вечером».

Светлана КОМАГОРОВА


Справка «Гудка»
    ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», 100% дочернее предприятие ОКБ «Сухой», с 2000 года занимается гражданскими проектами корпорации «Сухой», основным из которых является разработка семейства SuperJet100 совместно с компаниями АК им. Ильюшина, КБ Яковлева и Boeing. ГСС уже заключила контракты на поставку самолетов с авиакомпаниями «Аэрофлот» (30), авиационным альянсом AirUnion (15 с дальнейшим опционом на еще 15 самолетов), «Дальавиа» (6), Финансовой лизинговой компанией (10).

Речным причалам добавят прав

Федеральная антимонопольная служба предлагает прекратить государственное регулирование тарифов в речных портах.

Соответствующее обращение было направлено в Федеральную службу по тарифам. Как сообщили в пресс-службе ФАС, решение было принято на основе маркетинговых исследований. Они показали, что после исключения погрузочно-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте из списка лицензируемых видов деятельности существенно увеличилось количество частников в этом секторе. При наличии большого числа речных портов конкурентная среда в этом сегменте рынка неоднородна. В центральных и южных районах страны, достаточно густо заселенных, с относительно плотной сетью транспортных путей, между близко расположенными речными портами складываются конкурентные отношения. В северных и восточных районах страны речные порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг. Они зачастую обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества.

Кроме того, существует проблема определения статуса государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства (ГБУВПиС), созданных по территориальному принципу. Они монопольно предоставляют определенные платные услуги в речных бассейнах. ФАС намерена определить, возможно ли развитие конкуренции в этом секторе или деятельность ГБУВПиС следует отнести к разряду естественномонопольной.

По оценке специалистов ФАС, сама открытость рынка стивидорных услуг на реке является гарантом сохранения и развития конкуренции. Поэтому в случае доминирующего положения хозяйствующих субъектов в речных бассейнах достаточно антимонопольного контроля путем их включения в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке соответствующего товара более 35%. Исключение могут составлять речные порты, находящиеся в районах Крайнего Севера. Они порой являются единственными пунктами, через которые осуществляется перевалка грузов северного завоза.

Инициатива ФАС может повлиять на либерализацию цен на услуги, оказываемые стивидорными компаниями в речных портах. По мнению аналитика ИК «БрокерКредитСервис» Татьяны Бобровской, некоторое повышение цен на оказание погрузочно-разгрузочных работ в речных портах возможно. «Но в этом сегменте рынка клиентская база давно сформирована, договоры заключаются на долгосрочный период. Если повышение цен будет происходить, то постепенно, и пользователи услуг смогут к этому подготовиться».

По мнению депутата Государственной думы Федора Швалева, вопрос о либерализации рынка услуг в речных портах является правомерным. «В настоящее время большинство речных портов страны не имеют входных железнодорожных путей, – отметил он. – Поэтому регулировать ставку в портах, если они не связаны с железной дорогой, особого смысла нет. У клиента такого порта, как правило, имеется выбор, и он может производить работы на нескольких причалах различных стивидорных компаний. Кроме того, еще и выбирать другой маршрут движения, кроме водного. Следует учитывать, что речной транспорт в значительной степени зависит от конъюнктуры местного рынка. Сейчас в номенклатуре грузов речных портов преобладают нерудные материалы – песок, щебень, гравий. Это, как правило, ресурсы местного потребления, в основном для нужд дорожной и стройиндустрии. Поэтому тарифную политику в порту будет определять местный рынок. Если стивидоры начнут завышать свои тарифы, то грузы к ним просто не пойдут. В то же время необходимо разделять госрегулирование в простых речных портах и в устьевых портах, которые заняты в смешанных железнодорожно-водных перевозках».

Оксана ПЕРЕПЕЛИЦА

РЖД получат доступ к эффективному транзиту

Владимир Савчук, руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий (ИПЕМ):

– Наблюдаемая в последнее время значительная интенсификация контактов между ОАО «РЖД» и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), такими как Китай, Япония и другие, на мой взгляд, может в перспективе принести вполне ощутимые результаты российскому железнодорожному транспорту, причем во многих сферах его деятельности. Поэтому активные стремления руководства монополии к заключению соглашений с правительствами и транспортными компаниями стран этого региона, с моей точки зрения, вполне понятны.

Прежде всего ОАО «РЖД» как владелец одной из крупнейших в мире по протяженности железнодорожной инфраструктуры заинтересовано в ее максимально эффективном использовании на всем протяжении от Дальнего Востока до западных границ России. Убежден, что в этом случае наиболее доходными для РЖД будут транзитные перевозки, поскольку при осуществлении таких перевозок пробег подвижного состава по российской территории максимален, а следовательно максимален и доход на одну перевозимую тонну.

Стоит отметить, что наиболее технологичными транзитными грузами являются крупнотоннажные контейнеры из соседних стран, потенциальные объемы которых, по последним данным, превышают миллион ДФЭ в год. А ОАО «РЖД» как транспортная и в дальнейшем крупнейшая в России логистическая компания чрезвычайно заинтересовано в установлении более тесных технологических связей с основными грузообразующими государствами мира, в частности со странами АТР, в которых, как известно, весьма крупная и разнообразная грузовая база. При этом совместные проекты с этими государствами по укрупнению пограничных переходов и развитие сквозного перевозочного сервиса на морских направлениях существенно укрепляют конкурентные позиции ОАО «РЖД» на международном транспортном рынке, а также открывают потенциальные возможности для расширения присутствия других отечественных транспортных компаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Кроме того, страны АТР являются и потенциальными поставщиками одних из самых современных технологий, используемых на железнодорожном транспорте. Это в первую очередь высокоскоростное движение, современные системы управления перевозочным процессом и обеспечения безопасности перевозок, различные методы производства высокотехнологичной элементной базы для железнодорожных систем. Развивающееся сотрудничество с этими странами открывает возможность широкого использования ОАО «РЖД» уже готовых и испытанных технических решений. А их последующее совершенствование российской наукой позволит отечественному железнодорожному транспорту преодолеть значительное технологическое отставание, накопленное отраслью за последние 15 – 20 лет.

Есть, как мне кажется, еще один положительный момент. С моей точки зрения, необходимость модернизации и развития магистральных направлений железнодорожной сети требует значительных инвестиций, характеризующихся длительными сроками окупаемости. В случае заинтересованности иностранных инвесторов совместными проектами российский железнодорожный транспорт вполне может рассчитывать на определенный объем финансовых средств. Например, такими проектами могли бы стать строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург и подходы к вновь разведанным крупным месторождениям полезных ископаемых в регионах, лишенных транспортной инфраструктуры.

Также одной из областей сотрудничества со странами АТР может быть и железнодорожное машиностроение. Иностранный производитель получит возможность выхода на российский рынок, отечественное машиностроение – возможность развития переданных технологий, а ОАО «РЖД» – возможность использования современного подвижного состава на своих магистралях.

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31