05 декабря 2021 20:10

Денег много, а ума не купишь

Как заявил журналистам в четверг глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, российская промышленность развивается по неверной модели. Изменить ее у чиновников не хватает ума.

По признанию Бориса Алешина, «корень зла – в почти полном отсутствии умных людей в федеральных органах исполнительной власти». А ум, в понимании чиновника, заключается в определенном даре предвидения будущего. Этот дар позволяет вкладывать деньги только в те отрасли, которые могут производить товары, сохраняющие конкурентоспособность через 20 – 30 лет. Иначе финансирование промышленности – абсолютно бессмысленное занятие. «У государственного руля должны стоять люди с особым даром видения. Только они в состоянии принимать верные решения. А поскольку таких людей на горизонте нет, то и инвестировать в промышленность особо не стоит», – резюмировал глава федерального агентства.

Кроме того, по словам Бориса Алешина, мы живем в постиндустриальном мире, и одно предприятие не может обеспечивать весь производственный цикл от сырья до готового изделия. На каждом технологическом этапе должно быть как минимум два независимых поставщика. В этом случае конкуренция способствует появлению новых технологий и сокращает затраты.

Все эти теоретические выкладки свойственны либеральному крылу нашей экономики. Они базируются на разработках гарвардского профессора Майкла Портера. Но вопреки всем выводам профессора мировая экономика сейчас движется по пути консолидации активов от добычи сырья до продажи готовой продукции, и внутри этой цепочки о конкуренции не может быть и речи. А наши чиновники вопреки мировым трендам по-прежнему хотят разъединить российские активы.

На вопрос «Гудка», почему государство не строит заводов, Борис Алешин ответить затруднился, отметив только, что инициатива по вводу новых производственных мощностей отдана частному бизнесу. А он не торопится. Бюджетные же средства, выделяемые правительством, идут в основном на латание дыр.

Но диверсификацией экономики или вводом современных производственных мощностей вопреки нежеланию отдельных чиновников заниматься придется. Все прекрасно понимают, что такая задача поставлена президентом Владимиром Путиным в один ряд с другими нацпроектами. Вопрос заключается в том, хватит ли у руководства страны воли, чтобы подобрать людей, способных не только «видеть будущее», но и создавать реальную промышленность уже сегодня, заключил Борис Алешин.

Елена ПОПОВА

Авиапром набирает обороты

Объем производства российской гражданской авиатехники и сопутствующих узлов будет увеличен в 2,8 раза к 2015 году, авиазаводы будут строить до 40 – 50 авиалайнеров в год против сегодняшних 17 машин. Об этом заявил на открывшейся вчера в Жуковском международной конференции «Российско-европейское сотрудничество в области авиационных исследований» начальник управления авиационной промышленности Роспрома Евгений Горбунов. По его оценке, к 2015 году объем продаж на внешнем рынке самолетов магистрального и регионального классов достигнет $5,9 млрд.

Москву пригласили осваивать новые проекты

К реализации проекта строительства нефтепровода Одесса – Броды – Гданьск должна быть привлечена Россия. Об этом вчера в Астане после переговоров с президентом Польши Лехом Качиньским заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. По его словам, «к 2012 – 2014 годам Казахстан станет одним из крупных поставщиков нефти на международный рынок».

Сегодняшние объемы казахстанской нефти транспортируются через территорию России, частично Китай. Казахстан же присоединился к проекту строительства трубопровода Баку – Джейхан. «Но двукратное увеличение объемов нефти к 2012 – 2015 годам заставляет нас искать новые выходы, поэтому проект Одесса – Броды – Гданьск для нас является хорошей альтернативой», – сказал Назарбаев.

Олимпийский провал

В столице КНР произошло частичное обрушение станции метрополитена, строительство которой осуществляется к Олимпийским играм-2008. Согласно поступающим с места происшествия сообщениям, шесть рабочих оказались под завалами; спасатели опасаются, что все они погибли.

Инцидент произошел еще в среду вечером, однако первые сообщения об этом появились лишь вчера, поскольку компания-подрядчик пыталась скрыть происшествие от общественности.

Цена ирано-американского конфликта

Цена нефти по итогам торгов, состоявшихся на Нью-Йоркской товарной бирже в среду, поднялась до $64,08 за баррель. По сравнению с предыдущей торговой сессией, проведенной накануне, «черное золото» на этой площадке подорожало на $1,15. По оценке аналитиков, рост цен на нефть был, в частности, спровоцирован обострением отношений между США и Ираном. Рекордно высокая цена нефти в Нью-Йорке была зарегистрирована в середине прошлого лета. К моменту закрытия торгов 14 июля 2006 года баррель здесь стоил $78,4.

По сообщениям корреспондентов «Гудка» и информационных агентств

Без суда и следствия

Ущерб по проекту «Сахалин-2» будет возмещен государству без судебных разбирательств.

Росприроднадзор не будет судиться с оператором проекта «Сахалин-2» Sakhalin Energy. Об этом вчера заявил заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. По его словам, Sakhalin Energy, компания-оператор проекта «Сахалин-2», признала все нарушения и заявила, «что они будут исправлены и устранены».

При этом ущерб, который «нельзя восстановить или устранить, компания оплатит в денежном эквиваленте». Правда, во сколько именно обойдется это Sakhalin Energy, пока неясно. «Сумма еще не подсчитана, так как это довольно трудоемкая работа, но, думаю, она будет закончена к концу лета», – заявил заместитель главы Росприроднадзора.

Напомним, что до того, как в число акционеров Sakhalin Energy вошел «Газ­пром», оператор намеревался подать в Стокгольмский суд на Российскую Федерацию за ущерб, который якобы нанесли действия госорганов. В ответ на это власти России также посчитали ущерб, нанесенный экологии региона, и заявили о готовности выдвинуть встречный иск. По сведениям Олега Митволя, для реализации своего плана Sakhalin Energy привлекла около 120 юристов, однако после того, как «Росприроднадзор представил разработанную правовую позицию (по нанесенному ущербу), в стане нанятых юристов был шок. Sakhalin Energy отказалась от своих претензий».

Сегодня акционеры Sakhalin Energy уже составили план-график по устранению нарушений, выявленных Росприроднадзором. Документ направлен в адрес российских властей для утверждения. Тем не менее уже известно, что оператору проекта предстоит провести работы по рекультивации земель, которым был нанесен ущерб при строительстве трубопроводов по территории Сахалина.

Вячеслав СТЕПОВОЙ

МЧС поторопит пожарных

МЧС России разработало федеральную целевую программу «Пожарная безопасность Российской Федерации до 2012 года», которая позволит сократить число погибших при пожарах людей в 1,4 раза.

Об этом в среду заявил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, выступая на внеплановом заседании Общественного совета при МЧС РФ. «37 миллионов человек в России живут за пределами нормативного радиуса выезда подразделений пожарной охраны, – рассказал Шойгу. – Более того, семь миллионов из них находятся в еще более сложном положении – у них даже связи нет». По словам министра, в среднем за год в России от пожара погибает город с населением около 250 тыс. человек. «Пожарные должны прибывать на место происшествия не более чем в течение 10 минут, а в сельской местности – 20 минут. Это было учтено в разработанной программе, бюджет которой составит 65 млрд руб.», – отметил министр. В настоящее время этот документ проходит согласование в заинтересованных федеральных органах.

Господин Шойгу также настаивает на принятии закона об обязательном страховании потенциально опасных объектов и жилья и принятии нового технического регламента, который имел бы статус закона и определял новые нормы пожарной безопасности, которые используются при строительстве и эксплуатации объектов.

Также министр выступил за введение системы пожарного аудита. «Сейчас на 19 тыс. пожарных инспекторов МЧС приходится 5,5 млн объектов. Ежегодно они могут проверить лишь меньшую их часть. Мы предлагаем 4,4 млн объектов передать на контроль независимых пожарных аудиторов», – сказал Шойгу.

Александр ЧЕРНЫХ

Палата поищет лекарства

В Совете Федерации будет создана рабочая группа, которая займется поиском решения проблемы нехватки лекарств для льготников.

Об этом сообщила вчера на «круглом столе», посвященном этой теме, председатель комитета по социальной политике СФ Валентина Петренко.

Правозащитников, экспертов и сенаторов не убедили меры, о которых на минувшей неделе рассказал в Госдуме глава Мин­здравсоцразвития Михаил Зурабов. Особенно много нареканий вызвало его предложение вывести из страховой системы лекарственного обеспечения тех, кто страдает тяжелыми заболеваниями (их лечение очень дорого), создав для них целевую программу.

«Минздравсоцразвития предложил отделить финансирование тяжелобольных пациентов, но полной информацией об их количестве министерство не обладает, – заявил президент Общероссийской общественной организации инвалидов – больных рассеянным склерозом Ян Власов. – В Европе учет таких больных ведется 18 – 20 лет, а в России предлагают это сделать за три-четыре недели. Неудивительно, что министерство говорит о 5 тысячах больных, а общественность – о 50 тысячах».

Кроме того, решения, касающиеся тяжелобольных людей, требуют большей прозрачности. «Происходит однобокое общение с властью, – сказал «Гудку» президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев, – нас выслушивают, но решения принимают без участия общественных организаций, защищающих права пациентов». Участвовавшие в работе «круглого стола» представители общественных объединений выразили готовность вместе с сенаторами попытаться найти выход из проблемы.

Ольга МАЛЕВА

Своенравные академики

Российские ученые одобрили новый устав Академии наук. А подводя итоги прошлого года, особо выделили исследования в области железнодорожного транспорта.

Как сообщил президент РАН Юрий Осипов, среди прошлогодних достижений российской науки – создание новых типов полимеров, керамик, наноструктурных композитов, стойких к коррозии и деформации.

В Институте проблем транспорта РАН разработали методику анализа рисков транспортных систем с использованием математических моделей. Ее применение позволит рассчитать вероятность возникновения аварий, оценить их последствия.

Специалисты Института машиноведения РАН совместно с сотрудниками ИрГУПСа разработали методы определения рисков при работе сложных инженерно-технических объектов, в частности Северо-Муйского тоннеля.

Ученые РГУПСа создали металлополимерные антифрикционные материалы, значительно снижающие трение в узлах локомотивов. ВНИИЖТ в сотрудничестве с Институтом проблем механики РАН рассчитал программу контактно-усталостных напряжений в системе колесо – рельс, а сотрудники Института проблем транспорта РАН занимались диагностикой безопасности движения высокоскоростных поездов.

Интригой заседания РАН стало то, что в новый устав академии не вошла ни одна из настойчивых рекомендаций Минобрнауки. В частности, ученые отвергли идею создания наблюдательного совета, в состав которого предлагалось включить представителей администрации президента, правительства, Государственной думы и Совета Федерации. Именно на этот орган предполагалось возложить координацию финансовых потоков РАН. Исчезло из текста и упоминание о возрастном цензе, не позволяющем академикам занимать после 70 лет руководящие должности.

По словам вице-президента РАН Александра Некипелова, если правительство до 1 апреля не утвердит одобренный устав РАН, ученые подготовят новый вариант и снова обсудят его на общем собрании.

Ольга ЛАТЫШЕВА


Справка «Гудка»
    В РАН в настоящее время избраны 496 академиков (средний возраст – 72,6 года) и 729 членов-корреспондентов (возраст – 66 лет).
    Средний возраст работающих в учреждениях РАН докторов наук – 61,7 года, кандидатов наук – 50,6 лет, научных сотрудников без ученой степени – 40,5 лет. Их среднемесячная заработная плата в 2006 году не превышала 13 тыс. руб.

«Экспресс» в космос

Россия запустит в 2007 году два спутника связи серии «Экспресс», а с 2008 по 2015 год еще как минимум восемь подобных аппаратов.

Об этом вчера на заседании президиума Госсовета сообщил министр информационных технологий и связи Леонид Рейман.

«С 1995 по 2000 год не было ни одного запуска космических аппаратов связи», – сказал министр. По его словам, «огромное число российских компаний пользовалось иностранным спутниковым ресурсом». Министр подчеркнул, что для полного обеспечения потребностей России на орбитах должны действовать 9 спутников связи.

Леонид Рейман также сказал, что программа подключения российских школ к Интернету, по которой 12 тыс. школ получат доступ к глобальной системе спутниковых технологий, потребует большего количества космических аппаратов на орбитах. Для их запуска разработана специальная программа, которая будет реализовываться с 2008 по 2010 год.

Соб. инф.

Маршруты по конкурсу

В России будет создана новая система управления пассажирским транспортом.

Законопроект «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения» одобрило Правительство РФ. Как говорится в сообщении кабинета министров, документ должен создать правовые основы для единого рынка услуг городского автомобильного и электрического пассажирского транспорта, а также привести систему управления пассажирским транспортом в соответствие с условиями рыночной экономики.

По мнению участников рынка, такая необходимость давно назрела: действующие правовые документы, регулирующие пассажирские перевозки, отстали от времени. Кроме того, в смежных областях был принят ряд новых законов, повлиявших на рынок пассажирских перевозок.

Как отметил глава Министерства транспорта РФ Игорь Левитин, после вступления в силу закона о замене льгот денежными компенсациями в Минтранс начали поступать жалобы о неурегулированности взаимодействия между перевозчиками и муниципальными властями, причем как от той, так и от другой стороны. У местных властей не было никакого законодательного механизма влияния на перевозчиков, зато имелись социальные обязательства перед населением. В результате они устраивали конкурсы, где гарантированно побеждали местные транспортные МУПы, потому что с ними проще договориться. Частные перевозчики, со своей стороны, хотели четких критериев для тендеров, где они постоянно проигрывали – поскольку от небольших компаний требуют невыполнимых условий.

«Сегодня нет определенности, какие полномочия имеют участники отношений и где они заканчиваются. В результате вхождение на локальный рынок нового участника решается в каждом регионе по-своему», – отметили в ОАО «Группа «Автолайн».

Для исправления сложившейся ситуации в законопроекте предусмотрено введение механизмов конкурсного отбора перевозчиков для осуществления регулярных перевозок. По предложению ФАС и вице-премьера Александра Жукова введена норма, согласно которой доля одного перевозчика на рынке не может быть выше 65%. Министры хотели довести ее до 35%, чтобы в регионе гарантированно работало не меньше трех перевозчиков и была конкуренция, но Игорь Левитин попросил подождать, поскольку если в этих условиях МУПы проиграют конкурс, то цена проезда для льготников может вырасти. «Давайте пока попробуем этот механизм, а там будет видно», – предложил министр.

Юрий СУШИНОВ

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31